Осипова Т.В.
аспирантка Федерального государственного
научного учреждения «Государственный координационный центр
информационных технологий»,
юрисконсульт Московской финансово-юридической академии [email protected]
диалог между партнерами
социальный аудит как инструмент
системы социального партнерства
Целью социальной политики в России является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, соблюдения трудовых прав работников. В настоящее время мировой финансовый кризис отразился в первую очередь на социальной сфере общества, выразился в сокращениях, невыплате заработной платы. Так, в условиях такой нестабильности особенно важно не допустить нарушения прав граждан.
Для эффективного функционирования и развития социально-трудовых отношений необходимо определить форму взаимодействия всех партнеров данных отношений: работника, работодателя, государства. К такой форме взаимодействия между капиталом и трудом относится социальное партнерство. Например, В.В. Берви-Флеровский в 1869 г. в исследовании «Положение рабочего класса в России», сформулировавший концептуальные основы социально-трудовых отношений, призывал к солидарности между капиталом и трудом, говоря, что «между трудом и экономией должно быть равенство,
между работниками и капиталом - товарищество»^). Социальное партнерство стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики. В России социальное партнерство получило свое развитие как общегосударственная практика лишь с середины 90-х гг. XX в., и в настоящее время только начинает свое становление. Формирование социального партнерства способствует повышению роли социального аудита в регулировании социально-трудовых отношений.
Согласно ст. 23 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство - это
тивная экономика, 2009, № 9
система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (2).
В настоящее время российская действительность характеризуется глубокими преобразованиями в социальной, экономической, политической сферах. Социальное партнерство в сфере труда - является новым и важным социальным институтом, подчеркивающим большую ценность человеческого фактора и человеческого капитала. Сегодня российское бизнес-сообщество рассматривает свою социальную ответственность лишь как своевременную уплату налогов и благотворительность, тогда как мерой социальной ответственности бизнеса является участие в регулировании социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства, ответственное участие в выполнении различного уровня соглашений, в том числе коллективных договоров (сегодня в России коллективные договоры заключаются лишь в 4-6% российских предприятий и организаций) (3).
Интеграция социального аудита в систему социального партнерства является, с одной стороны, спецификой российской модели социального аудита, а, с другой
стороны, - спецификой российского опыта социального партнерства (4). Взаимосвязь социального партнерства и социального аудита становится особенной чертой российской практики регулирования социально-трудовых отношений. Если развитие социального аудита отражается в интенсивном росте числа корпораций, организаций самых различных стран и регионов, использующих услуги социального аудита, то использование социального партнерства как важнейшего механизма регулирования социально-трудовых отношений стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики (4).
В основе социального партнерства и социального аудита лежат общие цели - это обеспечение социальной справедливости, социальной стабильности, социальной безопасности общества, улучшения качества жизни граждан российского общества.
Интегрированный социальный аудит в систему социального партнерства призван решить следующие задачи:
социальное партнерство стало одной из основных закономерностей общественного развития в большинстве стран рыночной экономики
социальное партнерства
результаты социального аудита
должны стать эмпирической базой
для эффективного социального диалога в системе социального партнерства
• определить особенности социальных отношений на предприятии;
• выявить факторы и потенциальные риски, способные дестабилизировать внутреннюю социальную среду;
• провести диагностику социальных отношений на различных уровнях их развития;
• установить нарушения правовых норм международного и национального законодательства в сфере социальных отношений;
• выявить социальное положение дел в различных отраслях национальной экономики и в целом по стране;
• привлечь бизнес-сообщество к благотворительной деятельности, софинансированию социальных объектов;
• разработать практические рекомендации оперативного тактического и стратегического характера по управлению человеческими ресурсами.
Реализация вышеотмеченных задач социального аудита, интегрированного в систему социального партнерства, преобразует
социальный аудит в важнейший фактор совершенствования системы социального партнерства в целом.
Таким образом, социальный аудит направлен на практическую реализацию основных принципов социального партнерства. Результаты социального аудита должны стать эмпирической базой для эффективного социального диалога в системе социального партнерства. Социальный аудит призван повысить эффективность участия в социальном партнерстве профессиональных союзов, как одного из важнейших субъектов системы социального партнерства.
Заинтересованность бизнес-сообщества в социальном аудите обусловлена пониманием того, что:
• инвестиции частного капитала в человеческий капитал могут стать самыми эффективными с точки зрения стратегического менеджмента;
социальный аудит должен стать формой цивилизованной взаимопроверки сторонами социального партнерства соблюдения принятых ими обязательств
креативная экономика, 2009, № 9
• эффективное управление человеческими ресурсами является решающим фактором в достижении конкурентоспособности организаций;
• использование прозрачных результатов объективного аудиторского исследования может стать методом борьбы с теневой экономикой;
• социальная ответственность бизнеса перед обществом и социальными партнерами. Заинтересованность трудящихся в социальном аудите состоит в том, что их участие в нем позволяет укрепить свои позиции в системе социального партнерства и эффективно осуществлять защиту служащих. Заинтересованность органов государственной власти и местного самоуправления в применении системы социального аудита состоит в возможности получения информации об общественных отношениях в сфере социоэкономики на всех уровнях; эффективного регулирования соци-оэкономических отношений через механизмы системы социального партнерства.
Социальный аудит должен стать формой цивилизованной взаимопроверки сторонами социального партнерства соблюдения принятых ими обязательств (5). Таким образом, социальный аудит может быть использован в целях организа-
Ключевые слова:
социальный аудит, социальная ответственность, социальное партнерство, социоэкономика, социально-трудовые отношения
ции диалога между социальными партнерами как инструмент налаживания сотрудничества между гражданским обществом, бизнес-сообществом и государственной властью.
Литература
1. Флеровский Н. (Берви В.В.) Положение рабочего класса в России. - М., 1938. - С.303.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001
г. № 197-ФЗ.
3. Социальный аудит: учебное пособие / Под общ. редакцией
д.э.н., проф. А.А. Шулса, д.э.н. Ю.Н. Попова. - М.: Издательский дом «АТИСО», 2008. - С. 230.
4. Киселев В.Н. «Проблемы интегрирования социального аудита в систему социального партнерства». - http://www.globecsi.ru.
5. Свиридов А.К. «Социальный аудит - важнейший элемент взаимной ответственности участников социального партнерства». - http:// www.globecsi.ru.
социальное партнерство