6. Пригожий А.И. Методы развития организаций. -М.: МЦФЭР, 2003.
7. Thomas R.W., Friend D.H., DaSilva L.A., MacKenzie A.B. Cognitive Networks: Adaptation and Learning to Achieve End-to-end Performance Objectives.
- IEEE Communications Magazine. - Vol. 44. - 2006.
- № 12.
8. Gopalakrishnan T.R., Nair, Abhijith N., Sooda K. Transformation of Networks through Cognitive Approaches. -JRI (Journal of Research & Industry). - Vol. 1. - Issue 1. - December 2008.
List of literature:
1. Anufrieva N.I. Pathology of the organization // IVF. -2006. - № 9.
2. Blinov A.O. Industrial enterprises and their economic security // The Economist. - 2014. - № 1.
3. Velikhov E.P., Zinchenko VP., Lectorskij B.A. Consciousness: the experience of an interdisciplinary approach // Questions of philosophy. - 1988. - № 11.
4. Gorfinkel V.Ya., Antonova O.V., Blinov A.O., Vasilieva I.N. Enterprise economy. - Moscow, 2013.
5. DruckerP. The Effective Executive. - Moscow: Mann, Ivanov and Faber, 2012.
6. Prigozhin A.I. Methods of organizational development. - Moscow: MCFR, 2003.
7. Thomas R.W., Friend D.H., DaSilva L.A., MacKenzie A.B. Cognitive Networks: Adaptation and Learning to Achieve End-to-end Performance Objectives. - IEEE Communications Magazine. - Vol. 44. - 2006. - № 12.
8. Gopalakrishnan T.R., Nair, Abhijith N., Sooda K. Transformation of Networks through Cognitive Approaches. -JRI (Journal of Research & Industry). - Vol. 1. - Issue 1. - December 2008.
Галиев Г.Т.
доктор социологических наук, профессор ФГОБУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», директор Института непрерывного и дополнительного образования, Россия, г. Уфа
Гимаев И.З.
кандидат социологических наук, ректор Института повышения квалификации профсоюзных кадров, Россия, г. Уфа
УДК 33
СОЦИАЛЬНЫМ АУДИТ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ИССЛЕДОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье актуализируется необходимость использования социального аудита в исследовании социально-трудовых отношений на предприятиях и в экономике. Обосновывается понимание того, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. Научно обосновываются принципиальные возможности и преимущества социального аудита.
В статье раскрывается суть и научная значимость исследовательского проекта «Технологии управления социальным аудитом», по итогам которого разработана методология и методика проведения социального аудита, определены критерии оценки социальной деятельности предприятий и организаций разных форм собственности, осуществлен поиск эффективных путей взаимодействия органов власти, бизнеса и социальных институтов в осуществлении социальной политики.
Дана модель социальной ответственности современных предприятий, в соответствии с которой рассмотрены внутренний и внешний социальный аудит как основной объект исследования.
Ключевые слова: социальный аудит, социально-трудовые отношения, социальные риски и ответственность, социальная ответственность современных предприятий, внутренний и внешний аудит.
SOCIAL COMPLIANCE AUDIT IS AN IMPORTANT FACTOR IN THE RESEARCH OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE MODERN ECONOMY
The article updates the need of social audit in the study of social and labor relations in the economy and business environment. The article substantiates the understanding of the fact that sustainable development of the companies combining economic, social and environmental factors leads to reduction of business risks, strengthens competitiveness, improves the efficiency of staff and customer loyalty, improves the reputation of the company, creates a positive contribution of the business community to economic and social development of the regions of its presence. All this creates favorable conditions for the realization of long-term business development strategies on the basis of balance of interests of concerned parties. The article scientifically proves the fundamental opportunities and benefits of social auditing. The model of social responsibility of modern enterprises is given.
The article reveals the essence and scientific value of the research project «Technology management of social auditing» which resulted in the methodology and technique of conducting social audit, defined criteria for evaluating the social performance of enterprises and organizations of different ownership forms, the search for effective ways of interaction between authorities, business and social institutions in the implementation of social policy.
Given a model of social responsibility of modern enterprises, according to which the social audit as the main research object.
Key words: social audit, social and labor relations, social risks and responsibility.
Череда зарубежных санкций, принятые внешнеполитические решения, происходящие негативные изменения в российской экономике требуют сегодня от государства принципиально новой, выверенной социальной политики, кардинальной ревизии вектора социального развития страны. Сегодня перед государством остро стоят вопросы: «Как управлять?», «Какими средствами, ресурсами и методами?».
Глубокие, фундаментальные исследования этих проблем в условиях спада экономики позволят осуществить переход от интуитивного, разрозненного, разнопланового и разнохарактерного метода к всесторонне обоснованному, технологически рассчитанному методу управления социально-экономическими процессами. И в сфере социально-трудовых отношений появятся новые инструменты исследований. Такие как аудит конкурентоспособности, социальные технологии регулирования отношений между наемным трудом и капиталом и т. д. В этих условиях востребованным становится социальный аудит как современный инструмент, технология выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия.
Социальный аудит - это технология многовекторного диалога с социальной средой, способствующего конкурентоспособности предприятий, консолидации общества, устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Исследования, проводимые в ходе социального аудита, позволяют выявить причины воз-
никновения социальных проблем, проанализировать факторы социальных рисков в условиях рецессии и выработать предложения по снижению их воздействия, определить, насколько профессионально и качественно политические, социальные и общественные институты выполняют «социальный заказ», реализуют те или иные социальные программы, оправдывают ожидания населения. Для этого необходимо разрабатывать показатели и индикаторы, которые будут отражать вклад каждого предприятия в социальную сферу, поскольку социальная отчетность - это инструмент управления репутацией организации и важный ресурс оптимизации социального партнерства. Таким образом, в современной экономике все большую роль начинают играть социальные факторы и основным критерием оценки эффективности бизнеса должна стать конкурентоспособность как социально-экономическая категория.
Так в чем же суть социального аудита? Каковы его возможности?
Социальный аудит дает возможность:
Во-первых, оценить деятельность предприятия в области человеческих ресурсов, экологии, охраны здоровья и безопасности, отношений с местным сообществом.
Во-вторых, сопоставить систему ценностей предприятия, его поведение в вопросах деловой этики, внутреннюю операционную практику, организацию менеджмента с ожиданиями ключевых
заинтересованных сторон: сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ.
В-третьих, определить потери от социально безответственного поведения предприятия в отношении сотрудников, прежде всего входящие в текущие расходы, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах.
А также внедрение аудита конкурентоспособности в систему социального партнерства придаст ей новый импульс в ее развитии. Подобная система способствовала бы сохранению политической и социальной стабильности в стране.
В мировой практике социальный аудит используется уже в течение многих лет. И это повышает авторитет ответственных компаний, наглядно демонстрирует их вклад в социальную инфраструктуру общества.
Что касается России, то в нашей стране в последние годы все большую популярность приобретают социальные отчеты, которые представляют крупные компании, однако в целом говорить о технологии внедрения таких отчетов преждевременно, поскольку правовая основа социального аудита и его инструментарий только начинают создаваться. Следует отметить, что на сегодняшний день существует как минимум 25 различных стандартов нефинансовой отчетности. Однако представители российского бизнеса не хотят слепо копировать их. Одни объясняют это тем, что у нас в стране сложилась совсем иная корпоративная практика. Другие полагают, что социальная ответственность бизнеса - это, прежде всего, филантропия и добросовестный маркетинг, а существующие стандарты слабо отражают эти процессы. Наш коллектив взял за основу инструментарий проведения оценки социальной деятельности предприятий, основанный на методике Министерства социальной политики Дании и адаптированный к условиям российских реалий.
Авторский коллектив Г.Т. Галиева в течение последних лет реализует исследовательский проект «Технологии управления социальным аудитом». Данный проект запатентован [1].
Его цели - разработка методологии и методики проведения социального аудита; определение критериев оценки социальной деятельности предприятий и организаций разных форм собственности; поиск эффективных путей взаимодействия органов власти, бизнеса и социальных институтов в осуществлении социальной политики. Успешно провели апробацию данного проекта на НПП «Молния» (Республика Башкортостан, г. Уфа); подготовлен аналитический отчет по ее результатам; выработаны рекомендации по выявленным социальным рискам.
В ходе исследования была разработана методология и методика проведения социального аудита;
определение критериев оценки социальной деятельности предприятий и организаций разных форм собственности; поиск эффективных путей взаимодействия органов власти, бизнеса и социальных институтов в осуществлении социальной политики; выработка результативного механизма социального диалога с населением [2].
Также мы попытались выстроить модель социальной ответственности предприятия, типичную для России. Она, на наш взгляд, должна учитывать менталитет российских граждан, принимать во внимание исторические этапы развития нашего общества и специфику российских рыночных отношений и включать основные объекты социального аудита. К внутренним объектам социального аудита относятся качество политики в отношении персонала, условия и безопасность труда, социально-трудовые и межличностные отношения в коллективе. Внешний аудит составляет оценка социальной политики предприятия прямого и косвенного действия: в области охраны окружающей среды, системы менеджмента качества, взаимодействия со стейкхолдерами, этики бизнес-поведения, участия в мероприятиях местного сообщества, корпоративной благотворительности и т. д.
На втором этапе была поставлена задача - определить, какие социально-корпоративные технологии использует предприятие для создания единой системы социальной ответственности.
Третий этап предполагал апробацию инструментария социального аудита и методики его проведения.
Для определения социального индекса предприятия была создана группа опрашиваемых из 40 человек. В нашей выборке представлены сотрудники самых разных половозрастных и профессиональных характеристик. С одной стороны, это позволяет провести сравнительный анализ данных, полученных от различных профессиональных групп. С другой стороны, такой состав респондентов повышает доверие к общим результатам, так как профессиональная специфика и особенности отдельных структурных подразделений сглаживаются в суммарной выборке.
Мы исходили из того, что в идеале организация должна обеспечивать:
- потребителям - высокое качество товаров и услуг, внимание и уважение к их человеческому достоинству, честность в рекламе;
- работникам - достойную оплату труда и условия работы, охрану здоровья и трудоспособности, заботу о проблемах и потребностях, равные права и возможности трудовой деятельности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности религиозных убеждений;
- собственникам и инвесторам - отношения доверия, гарантирование оптимальной прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации,
ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
- поставщикам - справедливые и честные отношения с ними, развитие долговременных и устойчивых связей, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования;
- местному населению - соблюдение общечеловеческих норм поведения, поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, спонсорские акции, участие в общественной жизни;
- конкурентам - взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности, в том числе интеллектуальной;
- окружающей среде - выполнение всех санитарных норм, проведение мероприятий по охране природы.
Диагностика осуществлялась путем сравнительного анализа результатов по разделам: «Что организация хочет?», «Что организация делает?», «Что организация получает?».
Методика оценки результатов исследования предполагала определение организацией рейтинга (в баллах) деятельности в социальной сфере, а так-
По результатам исследования социальной ответственности аудируемая организация набрала 58 баллов - это промежуточный результат, означающий, что организация реализует принципы социальной ответственности от некоторой до высокой степени.
Эти данные совпали с внешней оценкой социальной деятельности предприятия, которая проводилась органами местной власти и местным сообществом.
Социальный аудит - внутренний и внешний - позволил не только оценить качество социальной политики предприятия, но и выявить видимые и скрытые причины, по которым цели предприятия и реальная практика не совпадают, а также резервы, используя которые коллектив сможет оптимизировать свою социальную деятельность. Приведем пример. Вопрос «Работники удовлетворены тем, как организация ре-
же выявляла соотношение между целями и усилиями организации («Что организация хочет?» и «Что организация делает?») и реальной практикой («Что организация получает?»).
Подчеркнем, что представители администрации и работники НПП «Молния» проявили интерес к проведению социального аудита. Для организации принципиальным было, во-первых, усиление внутреннего контроля за результатами деятельности и поддержанием общей работоспособности своих структурных подразделений; во-вторых, руководство организации испытывает необходимость в скрытой форме самоконтроля и самопроверки, отслеживания результатов собственной деятельности специфическими корпоративными методами; в-третьих, для организации немаловажно иметь данные о результатах и эффективности своей социальной деятельности от своих работников или от независимых экспертов, не являющихся сотрудниками организации; в-четвертых, сравнение своих показателей с результатами деятельности других организаций и стремление к соответствию современным стандартам.
Степень социальной ответственности организации измерялась по 100-балльной шкале:
ализует принципы социальной ответственности» получил оценку 57 баллов; вопрос «Местное сообщество удовлетворено тем, как организация реализует принципы социальной ответственности» - 73,5 балла; вопрос «Клиенты и поставщики удовлетворены тем, как организация реализует принципы социальной ответственности» - 67 баллов.
Как видим, оценка реализации данных принципов стейкхолдерами, то есть внешней средой, более высокая, чем персоналом предприятия. Это, с одной стороны, свидетельствует о достаточном признании социально ответственного имиджа предприятия, выполнении им взятых на себя перед обществом социальных обязательств, а с другой - о внутренней неудовлетворенности самого предприятия реализацией этих принципов и стремлении к большей результа-
Оценка общего количества баллов
Число баллов Общая оценка организации
0-20 организация вообще не реализует принципы социальной ответственности
21-40 организация крайне ограниченно реализует принципы социальной ответственности
41-60 организация в некоторой степени реализует принципы социальной ответственности
61-80 организация имеет высокую степень реализации принципов социальной ответственности
81-100 социальная ответственность организации находится на мировом уровне, она является образцом для других организаций
тивности в этой сфере. Однако последнее может свидетельствовать и о том, что организация не в полной мере реализует принципы внутрикорпоративной социальной ответственности по отношению к своему персоналу. Вероятно, с этим связана и выявленная в ходе социального аудита разница между целями и усилиями предприятия и полученными им результатами по степени социальной ответственности: цели и усилия организации в социальной сфере соотносятся, согласно обследованию, следующим образом: «Что организация хочет» (59,75 балла) и «Что организация делает» (57,55 балла) - 57,55 балла / 59,75 балла = 0,96. Показатель в 0,96 говорит о том, что, по оценке опрошенных, у организации имеется определенный потенциал для осуществления деятельности в социальной сфере, который пока еще остается нереализованным. И это сигнал для системы менеджмента предприятия.
Кроме того, социальный аудит показал, что необходима дальнейшая работа по мониторингу занятости внутри предприятия и на рынке труда в целом, принятие дополнительных мер по обучению и перепрофилированию работников, а также по улучшению условий труда и пропаганде здорового образа жизни работающих. Усилению социальной ответственности будет способствовать и более активное участие в деятельности местного сообщества, повышение прозрачности, открытости организации, ужесточение требований к социальной ответственности своих филиалов, поставщиков и клиентов.
Проведенный анализ качества социальной политики предприятия еще раз подчеркнул позитивную значимость социального аудита. Она заключается, во-первых, в том, что он позволяет решить ряд задач, способствующих оптимизации социальной политики гражданского общества: выверить правильность выработанной стратегии, выявить наиболее острые проблемы и учесть конкретные потребности населения и степень их удовлетворенности, сформулировать социальный прогноз на будущее [3].
Во-вторых, публикация по итогам социального аудита отчета о деятельности той или иной организации информирует общество о качестве ее социальной политики, а значит, и о степени ее участия в формировании гражданского общества.
В-третьих, информация об экономической, социальной и экологической политике организации, полученная в ходе социального аудита, станет основой для стратегического планирования ее деятельности.
В-четвертых, сравнительные показатели социальной ответственности различных организаций помогут выявить их социальные рейтинги, что повысит доверие граждан к бизнесу в целом и будет способствовать активизации диалога между ними.
Апробация данной методики показала ее состоятельность и будет использована при проведении со-
циального аудита на других предприятиях Республики Башкортостан. Итогом же этого процесса должны стать инвестиции бизнеса в человеческий капитал, а это является самым эффективным в достижении основных целей стратегического менеджмента и управления человеческими ресурсами.
Таким образом в процессе исследования данного феномена выстроили модель социальной ответственности предприятия (см. рис. 1). Она учитывает менталитет российских граждан, принимает во внимание исторические этапы развития нашего общества и специфику российских рыночных отношений.
Основным объектом исследования в соответствии с моделью социальной ответственности предприятия мы рассматриваем социальный аудит: внутренний и внешний [4].
1. Внутренний аудит оценивает качество политики в отношении персонала, условия и безопасность труда, социально-трудовые и межличностные отношения в коллективе, то есть выявляет затраты на решение социальных вопросов работников и членов их семей в организации.
2. Внешний аудит выявляет затраты на решение социальных вопросов вне организации, то есть позволяет оценивать экологические программы, систему менеджмента качества, взаимодействие с поставщиками, партнерами, покупателями, участие в мероприятиях местного сообщества, корпоративную благотворительность и т. д.
Выявив по исследуемым показателям существенные отклонения, определив факторы влияния и возможные социально-трудовые риски, аудит позволит разработать рекомендации, необходимые для приведения изучаемых показателей к требуемому уровню конкурентоспособности бизнеса (см. рис. 2) Социализация конкурентоспособности позволяет включить в комплекс индикаторов аудиторского обследования такие показатели, как социальные инвестиции, социальная ответственность, лояльность, репутационный имидж и другие (нематериальные) показатели.
Логичным продолжением социального аудита могут стать и другие аспекты социальной деятельности организаций.
Обобщение полученных результатов дает возможность оценить качество социальной политики организаций, сопоставить их сводные показатели как в пределах одной отрасли, так и по различным отраслям, а это уже конкретный материал для диалога профсоюзов, работодателей и органов местного самоуправления. А не ловушка «нового социального контракта».
Социальный аудит - это та технология, в использовании которой, прежде всего, должны быть заинтересованы все субъекты социального партнерства, основная задача которых - защита социальных интересов человека труда.
Рис. 1. Модель социально ответственного предприятия
I. Аудиторский анализ подсистем социально-трудовой сферы
Персонал
Рабочее время
Нормирование и организация труда
Результативность труда
Заработная плата и вознаграждения
Условия труда и социальная защищенность
Деятельность
службы управления персоналом
II. Выявление потенциальных социально-трудовых рисков
- необеспеченность рабочей силой
- высокая текучесть, абсентеизм
- неадекватность потребностей в человеческих ресурсах
- неэффективное использование рабочего времени
- неэффективная организация труда (несвоевременное обслуживание рабочего места)
- использование заниженных норм труда
- низкий уровень производительности и качестватруда
- неэффективное использование средств на оплату труда
- неэффективное использовани е средств на социальную защиту, невнимание к социальным проблемам - повышение уровня травматизма, заболеваемости
- неприспособленность кадровой политики к ожиданиям персонала
- снижени е качества продукции (услуг)
- нарушение закона и внутренних правил
р
е ф
о д
у р
ц
о
е ф
ф
III. Определение факторов, влияющих на уровень риска и вероятности его наступления
IV. Определение
социально-экономического ущерба
1 г
V. Выбор методов снижения рисков
i
VI. Расчет экономического
эффекта от мероприятий по сокращению социально-трудовых рисков
Рис. 2. Процесс управления социально-трудовыми рисками при проведении социального аудита
Список литературы:
1. ГалиевГ.Т. Основы социального аудита. - Уфа, 2007.
2. ГалиевГ.Т., ГалиеваН.Н., Дружинина Т.Г. Технологическое управление социальными процессами. - Уфа, 2008 .
3. ГалиевГ.Т., Патрушев В.И. Социальные технологии. Ресурсы. Аудит в 2-х томах. - Уфа, 2011.
4. ГалиевГ.Т., ГимаевИ.З., Галиева Т.Г., Патрушев В.И. Социальные технологии развития современных обществ. - Уфа, 2014.
List of literature:
1. Galiev G.T. Fundamentals of social audit. - Ufa, 2007.
2. Galiev G.T., Galieva N.N., Druzhinina T.G. Process management of social processes. - Ufa, 2008.
3. Galiev G.T., Patrushev V.I. Social technologies. Resources. Audit in two volumes. - Ufa, 2011.
4. Galiev G.T., Gimaev I.Z., Galiev T.G., Patrushev V.I. Social technologies of development of modern societies. - Ufa, 2014.
Тищенко Т.А.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Административное и финансовое право» ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет», Россия, г. Москва
Сабирова З.Э.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и социально-экономическая политика» ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», Россия, г. Уфа
УДК 330.13:364.07
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В РОССИИ
В статье рассматривается система здравоохранения Российской Федерации, представляющая собой сложную социально-экономическую сферу, которая призвана содействовать реализации важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание высококвалифицированной лечебно-профилактической медицинской помощи.
Государственное регулирование отрасли здравоохранения занимает важное место во всей политике государства, при этом основной целью развития отрасли является повышение эффективности системы и доступности оказания медицинской помощи населению, а главным результатом усилий и действий государственных органов исполнительной власти на всех уровнях является создание реальных условий, которые могли бы способствовать оказанию положительного эффекта на здоровье граждан, а также достижение основных целевых показателей в сфере охраны здоровья.
В Российской Федерации сформирована единая система управления, представляющая собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также представителей частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.
Ключевые слова: социальная сфера, система здравоохранения, доступность медицинской помощи, государственное регулирование отрасли здравоохранения.