Social development
Галиев Г. Т. Galiev G. Т.
доктор социологических наук, профессор, начальник Отдела дополнительного образования Института экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», вице-президент Союза социологов тюркского мира, г. Уфа, Российская Федерация
Тонева Д. С. Toneva D. S.
доктор экономики, Технический университет, г. Варна, Болгария
Тонева К. П. Toneva К. Р.
доктор истории, директор Международного независимого учебного центра, г. Варна, Болгария
Калоферов Х. П. Шо/ео Н. Р.
доктор экономики, управляющий Холдингом «Христ КиК» ООО, г. Варна, Болгария
УДК 33
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО АУДИТА
В данной статье излагаются теоретические, методологические основы зарождения и развития социального аудита, обобщается передовой опыт.
Особое внимание уделяется переводу теоретических положений на конкретный язык практики, проблемам модернизации социальной системы и организаций, рационализации деятельности субъектов управления раскрытия креативного потенциала социума в парадигме управляемой социоприродной эволюции.
В мировой практике социальный аудит используется уже в течение многих лет. И это повышает авторитет ответственных компаний, наглядно демонстрирует их вклад в социальную инфраструктуру общества.
В электронном депозитарии Corporate Register.com на сегодня зарегистрировано 11007 нефинансовых отчетов, представленных 3163 компаниями из 109 стран. Во Франции создан Международный институт социального аудита. С 2006 года в Великобритании и во Франции в правительствах введены должности министров по корпоративной социальной ответственности, формируются инвестиционные фонды, вкладывающие средства исключительно в
Социальное развитие
компании с социальной отчетностью. Там, как и в США, введены специальные индексы для социально ответственных компаний. И это повышает их авторитет, наглядно демонстрирует их вклад в социальную инфраструктуру общества.
Что касается России, то стройная теория корпоративной социальной ответственности приживается с трудом. 13 июня 2007 года Правлением Российского союза промышленников и предпринимателей были внесены на обсуждение проект новой редакции Социальной хартии российского бизнеса, а также рекомендации, содержащие перечень базовых индикаторов деятельности компаний для использования в нефинансовой отчетности.
Цель создания базовых индикаторов — предоставить организациям и рекомендовать для использования в нефинансовой отчетности систему надежных показателей экономической, социальной и экологической результативности, отвечающих международным рекомендациям в этой области и одновременно с этим адаптированных к российской системе учета и законодательства.
Ключевые слова: социальный аудит, критерии аудиторского заключения, управленческий аудит, социальные риски, диагностика социальных отношений, международные аудиторские стандарты.
THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF SOCIAL AUDIT
This article describes the theoretical and methodological basics of the origin and development of social audit, summarizes the advanced experience.
Special attention is paid to the translation of theoretical positions to particular language practices, the modernization of social systems and institutions, the rationalization of activities of subjects of management of creative potential of society in the paradigm of the managed socio-natural evolution.
In the world practice of social audit has been used for many years. And this increases the credibility of responsible companies that clearly shows their contribution to the social infrastructure of society.
In the electronic Depository Corporate Register.com today was 11007 non-financial reports submitted 3163 companies from 109 countries. In France established the international Institute of social audit. Since 2006 in the UK and French governments entered the office of Minister for corporate social responsibility, formed investment funds that invest exclusively in companies with social reporting. There, as in the United States, entered the special indices of socially responsible companies. And it increases their credibility, demonstrates their contribution to the social infrastructure of society.
As for Russia a coherent theory of corporate social responsibility to take root with difficulty. 13 June 2007 the Board of the Russian Union of Industrialists and entrepreneurs, was introduced for discussion a new draft Social Charter of Russian business, as well as the recommendations contain a list of the basic indicators of activity of the companies for use in non-financial reporting.
The purpose of establishing baseline indicators to provide organizations and to recommend for use in non-financial reporting a system of reliable indicators of economic, social and environmental performance, complying with international recommendations in this area and at the same time adapted to the Russian system of accounting and law.
Key words: social audit, criteria audit report, management audit, social risks, diagnosis social relations, international auditing standards.
Социальный аудит во всем мире появляется как надстройка над системой классического (финансового) аудита. Его возникновение вызвано развитием дипломатических социальных отношений в конце XX и начале XXI века. Если для развития аудита было необходимо более чем 25 веков (если за
начало принять управление династии Чжоу в Китае в 700 г. до н.э.), то социальный аудит всего лишь за 25-30 лет заявляет о своем присутствии в экономике не только как теория, но и как практика в системе управления людскими ресурсами.
sociAL development
Ретроспективный взгляд на аудит как на практику, исследовательскую систему, метод и науку, очерчивает шаги его создания, развития, усовершенствования и воспроизведения как сложно организированной, масштабной и многонаправленной контрольной системы [1]. Каждый из этапов (шагов) развития аудита определяется финансово-экономическим развитием государства или региона, в котором он осуществляется. И если в Китае (700 г. до н.э.) эта деятельность была вызвана необходимостью доказать и гарантировать честность правительственных служащих, которые имели непосредственный доступ к государственному имуществу и финансам, то в V в. до н.э. в Афинах проверяли всех должностных лиц на честность и профессиональную пригодность. В III в. до н.э. в Римской империи создается функционирующий институт специальных контролеров, которые проверяли государственный бюджет под наблюдением финансиста. Сложная структура империи, большое количество провинций, развитие армии как специфического вида индустрии в древнеримском варианте требуют и накладывают особый подход к проверке достоверности и отражению отчетной информации государственных служащих.
Описание аудита как вида деятельности в англоязычных странах появляется около 1130 г (по данным архивов Англии и Шотландии). В Италии и Франции бухгалтеры и аудит как понятия встречаются в конце XIII века, имеются документы начала XIV века, которые доказывают достаточно широкое признание и приложение аудита, существуют отчеты как муниципальных органов, так и профессиональных гильдий — ремесленников и земледельцев. В Великобритании в этот период имелось уже два вида аудита — в городах, где публично читали бухгалтерские отчеты в присутствии управляющих и граждан; в ремесленных гильдиях, выслушиваемых их членами. В Европе исторические свидетельства середины XVI века показывают, что городские аудиторы заканчивают свои отчеты словами: «Прослушано нижеподписавшимися аудиторами». Эта практика «прослуши-
вания» отчетов продолжалась до XVII в. вопреки тому, что пишет Фредерик Делауейт; исторически доказана и вторая форма аудита, которая представляет «детальную проверку документов» зарплат управляющих крупных земельных владений. Они делали устный отчет перед собственниками и перед Советом директоров, а аудитор был членом этого совета, т.е. это являлось прототипом современного внутреннего аудита.
Интерес представляет практика Великобритании в конце XVI и начале XVII века, там, как правило, целью аудита не являлось обнаружить и показать отклонения в счетах, а важным было обеспечение подотчетности данных лиц по отношению к доверенным им средствам и имуществу.
Исследуя динамику хозяйственной жизни развитых европейских стран в XVII в., можно выделить взаимосвязь тенденции экономического развития с бурным ростом городов, фабрик и расширением торговой деятельности, параллельно с коренными изменениями во всех процессах отчета переориентированием наблюдения на собственность всего имущества.
Аудит трансформируется в процесс подробного исследования и анализа подтверждающих сделки написанных документов и свидетельств. Появляется и закрепляется правилами требование подтверждать достоверность каждой подверженной аудиту сделки консультациями двух различных и независимых субъектов. В Шотландии принимается закон о введении должности городского аудитора с целью избегания конфликта интересов.
С появлением акционерных дружеств, а вместе с ними и финансовых кризисов и банкротств в течение последнего десятилетия XVII в. в развитии независимого аудита выделяется важный этап. С появлением необходимости преодоления глобальных проблем финансовых банкротств, задевающих интересы кредиторов, увеличивается роль, значимость и авторитет независимых аудиторов-экспертов. Они уже имеют высокий общественный кредит доверия и право защищать интересы массы кредиторов посред-
ством контроля, ревизии, посредством формирования отчетов кредитованных субъектов, а также одновременно с этим создают систему быстрого доверенного информирования о возможных банкротствах.
В XIX веке со строительством железных дорог, с появлением страховых компаний, банковской системы и разрастанием акционерных обществ создаются предпосылки превращения аудита в самый важный составной элемент мировой экономической системы. Именно железнодорожный транспорт делает необходимым и возможным создание в США норных служб с внутренним аудитом, которые посещают транспортные агентства и оценивают: степень соответствия между сохранением имущества; систему проверок и формирование отчетности согласно их административным органам.
Этот период экономического развития не был связан с созданием единого методологического и методического подхода к проведению независимых аудиторских экспертиз, и было невозможно объективно унифицировать требования к аудиторским заключениям.
Главным критерием аудиторского заключения оставалось отношение клиента к аудитору.
Вторая половина XIX века во всем мире насыщена законодательными актами о возрастании роли и значимости аудита как доказавшего свою эффективность метода рыночной экономики.
С наступлением мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) логично предопределяется повышение требований к качеству аудита. Выведены суровые требования к формированию и предоставлению бухгалтерской отчетности; требуется обязательное опубликование отчетных данных; необходимо подтверждение отчетов независимыми экспертами-бухгалтерами (аудиторами).
В XX веке (в конце 20-ых и начале 30-ых годов) в исследованиях и разработках аудита выделяются два основных аспекта — создание аудиторских стандартов и определение требований к ответственности аудита. В Европе и США создаются нормы профессиональной этики аудиторов, и все практикую-
СоцидльноЕ развитие
щие аудиторы должны были их придерживаться.
Вырабатываются и вводятся в практику семь основополагающих положений об аудите как системе и экономическом методе, которые действительны до сих пор и считаются основой современного аудита.
После Второй мировой войны впервые утверждаются общепринятые аудиторские стандарты и значительно увеличивается количество общепринятых процедур, касающихся бухгалтерского отчета и аудита. В 60-х годах XX века наблюдается тенденция упрощения в формировании бухгалтерских отчетов, и вводятся единые государственные отчетные формы. Аудит воспринимается как «системный процесс получения оценки различных данных об экономических условиях и событиях, констатирующих уровень их соответствия определенным критериям и представления результатов заинтересованным потребителям».
Имеется и более простая трактовка: «рассмотрение финансовых отчетов предприятия специально назначенными независимыми аудиторами и выражение мнения о них, соблюдая правила, установленные законом». Известные английские ученые А. Аренс и Д. Лобек понимают аудит (Auditing) как «процесс, посредством которого компетентный независимый работник собирает и оценивает свидетельства, которые поддаются количественной оценке и относятся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям». В болгарской «Экономической энциклопедии» 2005 года аудит определяется как «конкретная форма контроля, осуществляемого дипломированными бухгалтерами». Цель аудитора — дать независимое и объективное заключение о верности и честности представления информации в бухгалтерских отчетах. Аудитор использует традиционные методы и средства контроля. С его помощью исследуется информация в соответствии с требованиями международных и национальных аудиторских стандартов».
S0CiAL DEVELOPMENT
В некоторых теоретических разработках о целях, задачах и технологии аудита в течение последних 20 лет появляется разделение аудита на проблемно-тематические и целевые группы. Существуют «бухгалтерский финансовый аудит», «Управленческий аудит». В развитых европейских и восточно-азиатских странах в последнее десятилетие формируется понятие «социальный аудит». Вопреки тому, что в Международных аудиторских стандартах для социального аудита нет ясно сформулированных предписаний и норм, этот вид контроля объективно детерминирован растущим значением людского фактора в экономических процессах и отношениях. Экологические критерии охраны воздуха, воды и окружающей среды как необходимых компонентов жизненных условий для охраны, сохранения, развития и воспроизводства рабочей силы и человека, как центра и цели социальной системы накладывают необходимость внедрения социального аудита в качестве нормативной базы, обеспечивающей его развитие и приложение; в качестве технологии, унифицирующей стиль, методы и формы проверок и результатов от них; шкал соответствия результатов национальным и/или международным критериям и стандартам.
В болгарской аудиторской практике аудит применяется по отношению к бухгалтерским процедурам и финансовым результатам. Болгария принимает международные аудиторские стандарты как методологическую и методическую базу и с ее помощью формирует свои потенциальные стандарты бухгалтерско-финансового аудита. С 80-ых годов XIX века в стране разрабатывают и прилагают частичные нормативы управленческого аудита, но до сих пор нет стройной целостной и функциональной системы.
Не сформулированный точно и не обозначенный как часть единого аудита, социальный аудит проводится в организациях в качестве функции контроля исполнения коллективных трудовых договоров по части охраны и безопасности труда, гарантирования продолжительности рабочего дня; недельного и годового объема времени для
отдыха; обеспечения права на труд в соответствии с законодательством; рабочей зарплаты за него; отчислений на здравоохранение, пенсии, безработицу и т.д. Но в Болгарии в этой социальной области нет системы и технологии приложения аудита как такового, отсутствует нормативная база, гарантирующая возможности для подготовки специалистов в этой области, для приложения их деятельности в хозяйственных субъектах, государственных и публичных организациях при максимальной объективности, достоверности и прозрачности самого контрольного процесса и формулирования оценок, с доверием принимаемых заказчиками аудита.
Коллектив авторов, определяющий это исследование как научную статью, не нашел в официальных финансово-экономических научных изданиях болгарских НИИ, университетов и БАН, в законодательной базе и подзаконных актах и не может привести официальное определение сути социального аудита, его целей, задач и технологии.
Современные русские источники определяют социальный аудит (social auditing) как «процесс, позволяющий организации оценить и продемонстрировать ее вклад в решение социальных, экономических и экологических проблем».
Считается, что социальный аудит мог бы помочь разобраться, в какой степени данная организация находится в соответствии с общественными целями и ценностями, через которые она социализируется; оценить степень достижения организациями нехозяйственных целей по пути систематического и регулярного мониторинга их деятельности и взглядов представителей различных групп интересов, имеющих отношение к деятельности организаций [2].
Отсюда следует, что социальный аудит требует привлечения заинтересованных лиц. Яснее и полнее этот тезис представлен в Проекте № 2 Федерального закона РФ «О социальном аудите в Российской Федерации» ст. 1 «Социальный аудит — метод регулирования социальных отношений в системе социального партнерства, призванный выя-
вить и определить состояние социальной среды, в том числе:
— реальные угрозы и потенциальные риски обострения социальных отношений;
— нарушения правовых норм российского и международного законодательства в сфере социальных отношений, а также несоответствие социальной ситуации международным стандартам и этическим нормам:
— основные причины возникновения социальных рисков;
— варианты минимизации социальных рисков;
— пути достижения социального консенсуса через принятие согласованных мер по развитию человеческих ресурсов».
В этом же проекте формулируются цель и задачи системы социального аудита. Цель определена через эффективность управления социальных отношений. Принимается, что целью социального аудита является повышение эффективности управления социальных отношений, а также гарантирование независимого и объективного обследования социальной сферы в иерархическом государственном разрезе и хозяйственной структурной системе. Задачи определяются в следующем порядке:
— определение общего состояния объекта, подвергаемого социальному аудиту, как одного из важнейших факторов его деятельности и конкурентоспособности;
— выделение факторов, которые могли бы дестабилизировать социальную среду и общие интересы участников в хозяйственной деятельности;
— диагностика социальных отношений на основе сравнительного анализа в соответствии с нормами национального законодательства и международными нормативами;
— с морально-этническими правилами, отражающими национальные традиции, социо-культурные факторы и местный менталитет;
— представление результатов в виде доклада с практическими рекомендациями оперативного, тактического и стратегического характера для управления людскими ресурсами;
Социальное развитие
— организация и проведение диалога между социальными партнерами.
Близкими по формулировкам являются опубликованные в Бельгии «Тезисы о целях и задачах аудита социальных отношений в хозяйственных и общественно-государственных субъектах» и понятие о сущности социального аудита во Франции и Голландии. Различны по объему и содержанию как определение аудита, как системы и методы финансово-экономического развития, так и организация социального аудита как процесса. В Англии органами, организующими аудиторскую деятельность, являются Комитет дипломированных бухгалтеров и аудиторов и его подразделения. Основной целью аудита является контроль над правильным ведением бухгалтерских отчетов и выражение мнения о них. В США органами, регулирующими аудиторскую деятельность, являются Федерация обществ аудиторов, Институт внутренних ревизоров, Институт бухгалтеров. Целью аудита является проверка независимыми аудиторами бухгалтерских (финансовых) отчетов, а также экспертно-консультативная деятельность. Во Франции есть орден экспертов-бухгалтеров и Национальная палата ревизоров. Цель, которая официально ставится перед аудитом, внешний финансовый контроль достоверности бухгалтерских (финансовых) отчетов в частном секторе экономики. Швеция создала комиссию по аудиторской деятельности и Шведское дружество аудиторов. Цели, которые они ставят пред аудитом, — это проверка бухгалтерских (финансовых) отчетов и правильное отражение хозяйственных операций в счетах бухгалтерского отчета.
Еще большее разнообразие наблюдается в практике социального аудита. Отсутствие единых международных стандартов социального аудита приводит к национальному разнообразию объекта, целей и задач социального аудита, форм аудиторских докладов, оценивающих методов и шкал, гарантий достоверности, надежности и перспективности предложенных аудиторами рекомендаций. Нет ясности, отсутствует и традиция внутреннего и внешнего независимого соци-
S0CiAL DEVELOPMENT
ального аудита. В европейской практике отсутствуют институты и учреждения, обучающие местных и международных социальных аудиторов — носителей сертификатов и лицензий, гарантирующих общие критерии и методики проведения социального аудита различных по национальности, хозяйственному и общественному статусу исследуемых объектов. В этом контексте не рекомендуется существование различий, которые являются предпосылкой порождения противоречий и социального напряжения на рынке глобального экономического и социального мира.
Список литературы
1. Галиев Г.Т. Основы социального аудита. Уфа, 2007.
2. Галиев Г.Т., Патрушев В.И. Социальные технологии. Ресурсы. Аудит: В 2 Т. Уфа, 2011.
Вывод
Различные трактовки аудита, и социального аудита в частности, свидетельствуют о том, что процесс его формирования все еще не закончен. Он, как научная теория и экспертная практика, находится в процессе развития, т.к. его динамическая сущность соответствует социально-экономическим тенденциям и является непрерывными и бескрайним процессом, который свидетельствует о непрерывном усовершенствовании аудита — его сущности, целей и задач.
References
1. Galiev G.T. Foundations of Social Audit. Ufa, 2007.
2. Galiev G.T., Patrushev V.I. Social Technologies. Resources. Audit: In 2 Vol. Ufa, 2011.