СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
А. К. БАБОШИН, О. В. ЖУЛИКОВА
Информатизация, как один из стержневых процессов современности, влияет не только на общество, но и на каждого отдельного члена этого общества. Анализ изменений, происходящих с феноменом личности в информационном обществе, позволяет говорить о формировании новых информационно-привязанных модальных типов личности, к которым ближе всего в описании социально-психологических свойств подходит характеристика мыслительного типа личности, где знание и мышление подменяются понятием информация.
Ключевые слова: личность, общество, информационная среда, киберфил, информатизация.
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность - характерная черта современной социологии. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале личности. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. В контексте данной работы автор считает необходимым рассмотреть такие вопросы как: социализация личности и взаимодействие личности и общества как основы социально-культурной саморегуляции, вопрос трансформации личности в современном информационном обществе и, как следствие, появление характерного для подобного общества типа личности, именуемого «киберфил».
Каждое общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.
Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности
людей и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то, и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов. Социальный тип личности - продукт сложного переплетения историко-культурных и социальноэкономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности [4], К. Маркс - формационную и классовую принадлежность [3]. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры» [6].
Необходимо акцентировать внимание на том, что теория типов личности - это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теории личности -это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе [1]. Изучение теорий личности позволяет достичь многого. В контексте данной работы наиболее интересной является природа человека, в соответствии с чем немало-
важным является и понимание уникальности и сложности функционирования целостного человека в реальном мире, а именно в информационной среде. Исходя из этого, можно говорить о том, что они объясняют и предсказывают поведение индивида. Теория типов личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Иными словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что известно о соответствующем классе событий. Таким образом, объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением, а также теория типов личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека. Не стоит забывать о том, что теория типов личности должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать возможные события. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили.
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Информатизация, как один из стержневых процессов современности, влияет не только на общество, но и на каждого отдельного члена этого общества. Анализ изменений, происходящих с феноменом личности в информационном обществе, позволяет говорить о формировании новых информационно-привязанных модальных типов личности, к которым ближе всего в описании психологических свойств подходит характеристика мыслительного типа личности, где знание и мышление подменяются понятием информация, которая становится доминирующим фактором развития личности, подавляя все, что связано с соприкосновением с реальным миром, с человеческими взаимоотношениями на личностном уровне.
По нашему мнению, одним из модальных типов личности в информационном обществе становится тип личности, условно названный как «киберфил». Как и любой другой тип личности, «киберфил» является членом общества, входит в состав социальной среды, однако из всей массы его выделяет ряд определенных поведенческих ас-
пектов. Таким образом, уже даже на первоначальном этапе развития можно определить предрасположенность индивида к данному типу личности. Киберфилия не может предшествовать сценарию фрейдистского Эдипова комплекса, т. е. в среднем возрасту 3-5 лет, поскольку представляет собой специфический ответ психики на серию относительно самостоятельного столкновения с миром и ценностного осмысления таких столкновений. К серии таких столкновений ребенок или подросток подходит с багажом первых и практически универсальных комплексов.
По нашему мнению, становление типа личности «киберфил» начинается с тех же аспектов, что и у типа личности «некрофил», а именно сопряжено с одновременным и достаточно длительным воздействием следующих факторов: высокий
уровень детского эгоизма или, напротив, первое осмысление заброшенности, привычка к детским негациям, внешняя или сущностная суровость отношений в семье, недоласканность, неудачные опыты первой самореализации, причем оборванные чем-то бездушным, анонимным, самими правилами общения в микрогруппе; ранний опыт сознательного строительства имиджа; повторяющиеся ошибки родителей, отталкивающих, блокирующих попытки ребенка раскрыться, блокирование творчества; неудавшаяся первая симпатия к противоположному полу; осознание своих способностей, которые не востребуются формально близкими людьми и др. [5].
На первоначальном этапе анализа социальных аспектов данного типа личности требуется обратиться непосредственно к самому понятию социальная среда. Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
В «доинформатизационный» период «социальная среда» в восприятии каждой личности граничила с таким социально-психологическим феноменом как «фантазийность», которое включало в себя анализ и синтез социальных отношений, сценарии социальных взаимодействий, и, самое важное, идеи для личностного роста и совершенствования окружающей социальной среды.
Информатизация создала в рамках «социальной среды» особый пласт отношений и взаимодействий, который мы условно назвали «информационная среда». Данная среда включена в социальную среду, но представлена внедрением в последние информационные инновации - компьютерные
взаимодействия, социальные сети, сетевые экономики, мультимедийные проекты и т. п.
Информационная среда выделила в социальной среде:
- собственно социальную среду - социальное пространство, лишенное взаимодействий, связанных с информационными технологиями, как бы «доинформатизационную» социальную среду;
- социальную информационную среду, где социальность тесно переплетена с использованием компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.
Для современного общества характерен активный процесс включения во внедряемые аспекты автоматизации, подключения к сети интернет, массовой компьютеризации и т. п. Таким образом, мы рассматриваем личность «киберфила» в наиболее типичном состоянии современного социума -становлении информационного общества.
Данный тип личности занимает пограничное состояние по восприятию средового пространства, балансируя между непосредственно «социальной средой» и «информационной социальной средой». В связи с этим «киберфил» старается найти свое место в обществе.
Процесс становления типа личности «киберфила» сопровождается идентификацией не столько с такими же как он инфоманами, сколько с участниками «социальной среды», поэтому он настойчиво ищет таких представителей информационного сетевого пространства, кто смог эффективно адаптироваться к современному обществу за пределами виртуальной реальности. Зачастую, эти «инфолюди» не выступают в качестве отдельных элементов сопряжения социальной и информационной среды, а представляют собой группы со сложившейся культурой, системой мировоззрения, стилем общения, требованиями, нормами и ценностями, что позволяет их отнести к феномену субкультур. Чаще всего это субкультуры хакеров, кракеров, аниме, блогеров и т. п.
Ярким примером в данном случае будет выступать субкультура «Аниме». Развивающиеся информационные технологии позволяют пользователям окружить себя материальными предметами так понравившимися им в виртуальном мире, это может заключаться не только в высокотехнологическом вещизме (под высокотехнологическим вещизмом автор понимает сосредоточение вокруг себя вещей изначально созданных на основе наукоемких технологий, таких как сотовый телефон, компьютер, игровые приставки и т. д.), но и в подражании несуществующим героям. Такое подражание может заключаться как в стрем-
лении приобрести внешние характеристики данных героев, так и в использовании стилистических особенностей их речи.
Аниме - это анимационное видео японского производства. Индивид, становящейся членом данной субкультуры аниме, принимает на себя звание -«отаку», что с японского переводится как «домосед» (сейчас уже имеет несколько другое значение). Эти личности, можно сказать, в полной мере живут аниме и, конечно, хорошо знают все его жанры.
В повседневной жизни (сознательно или бессознательно) анимешник будет по возможности стараться убедить окружающих, что он такой же обычный, как и все, чтобы избежать непонимания и неадекватной реакции на столь необычные способы проведения свободного времени, что в полной мере отражает поведение «киберфила». Он еще на раннем этапе своего становления принимает на себя строительство наилучшего для себя имиджа, чтобы удовлетворить возникающие потребности.
В субкультуре аниме остро стоит вопрос о построении имиджа на основе нереального вир-туализированного персонажа данного вида искусства. Конечно, считается, что каждый решает сам -вживаться ли в роль понравившегося персонажа или нет, но, даже не подражая явно какому-либо герою, ценности, проповедуемые так или иначе в аниме и анимешным образом жизни, не могут не вплетаться в картину мира человека, не менять его в какой-то степени; из-за этого в минуты, когда контроль сознания ослабляется, эти представления и ценности будут даже помимо воли проявляться в поведении.
«Киберфильские» тенденции в данной субкультуре проявляются повсеместно. Особенно это ярко выражено в стремлении к знаниям, причем не к общепринятым, а специфическим, основная задача которых закрыть ту социальную дыру отношений с миром, которая образовалась в результате виртуализированного взгляда на существующую действительность. Таким образом, в своей массе представители субкультуры «Аниме» -это умные люди, с высшим образованием. Надо сказать, что хорошая интеллектуальная развитость анимешникам для многого нужна. Вот как говорил об этом один из представителей данной субкультуры: «Высокий уровень образованности необходим нам чтобы освоить японский, чтобы хорошо разбираться в компьютере, чтобы писать статьи, создавать сайты в Интернете, делать субтитры для аниме, чтобы находить нужных ему людей и иметь с ними дело, и еще для многого другого» [2].
Не будем вдаваться в углубленное описание данной субкультуры, уже из изложенного нами можно сделать вывод, что подавляющую массу членов этой субкультуры составляют индивиды с выраженными характеристиками типа личности «киберфил».
Включение «киберфила» в одну из информационных субкультур связано с его восприятием «социальной среды», проекцией его представлений о социуме в виртуальное пространство. Тем самым, субкультура для этого типа личности создает микросреду, где посредством информационных технологий реализуются социальные процессы: образ мира, система политических, религиозных, научных и других взглядов, межличностное и профессиональное взаимодействие, формирование аттракций. Причем, общепринятые ценности и нормы «киберфил» воспринимает также как все члены «социальной среды», принося их в информационную среду практически без изменений, дополняя уникальными нормами и ценностями выбранной субкультуры.
«Киберфил» по-своему уникален, так как не является болезненной формой личности, ввиду того, что способен поддерживать, хоть и посредством компьютерных технологий, устойчивые социальные связи - любовь, дружбу, семью. При этом, следует отметить, что отношения в таких связях строятся по определенному алгоритму восприятия: каждый из партнеров - «киберфилов» убежден, что он лучший, но не требует поддержания своего реноме и возвышенного статуса от партера.
«Киберфил» не прогружен в информационную среду абсолютно. Например, в своей профессиональной деятельности он может быть никак не связан с компьютерами, и никто из его коллег может даже не подозревать о его базовом комплексе, выражающемся в привязанности к компьютерным технологиям; но, приходя домой, все свободное время проводить за компьютером. В другой ситуации, напротив, неотрывно проводя все рабочее время за компьютером, дома, представитель такого типа, может не включать ни компьютер, ни телевизор, а посвятить свободное время удовлетворению гедонистических потребностей, занимаясь решением бытовых вопросов - приготовление пищи, уборка и т. п. И в том, и в другом случае «киберфил» не испытывает неудобства от отсутствия контакта с технологическим устройством.
Таким образом, феномен «киберфилии» не замкнут только на психологической характеристике базового комплекса, а расширен до социального восприятия окружающего его социума и эффективной адаптации в нем.
«Киберфил» обладает свойством социальности, что выражается в критическом отношении к замкнутым инфо-отношениям и инфо-социумам. Негатив в отношении социальных интернет-сообществ у данного типа личности в первую очередь связан с иллюзорностью представленных образов и системы взаимоотношений. «Киберфил», как и любой представитель социальной среды, старается адаптировать или привнести образы и информацию из социальных сетей в реальный мир, ища им подтверждение в виде вторичной информации или информации из иных источников. Сталкиваясь с обманом, фантазиями, вымыслами в социальных Интернет-сообществах, компьютерный некрофил в них сильно разочаровывается и отвергает их как форму социального и межличностного взаимодействия, где крайняя форма такого отрицания может быть выражена в хакерском взломе сайта данного сообщества.
Вторым фактором негативного отношения данного типа личности к социальным Интернет-сообществам выступает осознание низкого статуса члена данного сообщества с точки зрения социального и информационного управления, за исключением роли главного администратора сети. «Киберфил» ощущает состояние внутри манипуляции, где он - один из манипулируемых объектов, не имеющий возможности сопротивляться манипулятору даже при осознании процесса манипулятивного воздействия. Одним из типичных выходов из такой ситуации для «киберфила» является разработка и создание собственных сайтов, порталов, социальных сетей в роли главного администратора. Но данное положение носит временный компенсационный характер, после удовлетворения потребности в престиже, собственной значимости, «киберфил» прекращает работу в данном Инернет-проекте, передавая безвозмездно его другому.
В итоге сам феномен «киберфилии» в современном информационном обществе нельзя отнести к негативным тенденциям или последствиям. Индивиды, обладающие данным типом личности, это всегда образованные, хорошо разбирающиеся в информационных технологиях люди, профессионалы своего дела. Данный тип личности вполне комфортно чувствует себя в современной социальной среде, совмещая условия информатизации общества и его традиционные общечеловеческие нормы и ценности. Его способность оценивать окружающую действительность с позиции виртуализированного мироощущения, позволяет становиться движущей силой в развитии современного общества.
Литература
1. Аверин В. А. Психологическая структура личности // Психология личности: учеб. пособие. СПб., 1999. С. 65.
2. Ветров В. С. История субкультуры аниме в России. иКЬ: http://1-anime.narod.ru.
3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. Сер.: Классический университетский учебник. М., 2003. С. 267.
4. Каган М. С. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1999. С. 145.
5. Федоров И. А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб., 2007. С. 238.
6. Фромм Э. Защитные механизмы // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия. Самара, 2002. С. 537.
* * *
SOCIAL TRANSFORMATION OF PERSONALITYUNDER CONDITIONS OF INFORMATIZATION
A. K. Baboshin, O. V. Zhulikova
Information, as one of the key processes of modernity, not only affects society, but also on each individual member of this society. Analysis of the changes occurring with the phenomenon of identity in the information society suggests the formation of new information-linked modal personality types, which comes closest to describing the socio-psychological characteristics suitable characteristic of the thinking type of person where knowledge and thinking are replaced by the notion of information.
Key words: individual, society, information environment, kiberfil, information.