ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 316.6
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ
© А. С. ГИЛЬЯНО*, Е. Ю. РОМАШИНА**
*Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,
кафедра общей психологии e-mail: [email protected] **ПООО «Благовест» e-mail: [email protected]
Гильяно А. С., Ромашина Е. Ю. - Неформальные молодежные организации и проблема социализации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1184-1187. - В статье ставится вопрос об изучении неформальных молодежных организаций в контексте проблемы социализации молодого поколения; приводятся результаты эмпирического исследования.
Ключевые слова: неформальные молодежные организации, культурный онтогенез, социализация, социальный интеллект.
Guiliano A. S., Romashina E. Yu. - Informal youth organization and the issue of socialization // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1184-1187. - The article raises the question of studying informal youth organizations in the context of socialization of the younger generation, the results of empirical research.
Keywords: informal youth organizations, cultural ontogenesis, socialization, social intelligence.
Неформальные молодежные организации (далее НМО) - спонтанные объединения со своей субкультурой - характерное явление современной общественной жизни, с которым приходится считаться и как следствие пристально изучать. На данный момент можно констатировать, что исследования НМО в социологии и социальной психологии внутренне в значительной мере ориентированы на запросы государственных структур, имеющих отношение к поддержанию правопорядка и молодежной политике [3,4]. Это проявляется как в особом внимании к молодежным объединениям, обнаруживающим повышенную политизированность или близость к криминальным слоям общества, так и в научных подходах, ставящих в центр внимания вопросы внешнего описания и каталогизации этих общностей [1, 6]. Между тем есть основания полагать, что неформальные молодежные объединения - закономерное явление общественной жизни, играющее определенную роль в процессах социализации молодого поколения и обновления самой социальной системы. Раскрытие этого аспекта в жизнедеятельности НМО представляется весьма важным в контексте задач, стоящих перед системой образования, и предполагает развертывание исследований социально-педагогической направленности.
Представляемое здесь исследование массовых неформальных организаций в г. Пензе, проведенное
нами в 2011 г., - попытка сделать некоторые шаги в намеченном направлении.
Исходной опорой данного исследования послужили представления ряда зарубежных и отечественных исследователей, согласно которым главный смысл неформальных молодежных организаций состоит в том, чтобы обеспечить пространство социализации молодого поколения. А именно, той его части, которое по каким-либо причинам не нашло подходящих условий для самоопределения в рамках устоявшихся структур наличного социума.
Следуя этому определению, мы полагали, что на сегодняшний день продуктивные исследования НМО возможны в контексте антропологической психологии, предметом которой выступает культурный онтогенез, происходящий в том или ином социокультурном контексте. Соответственно базовым теоретическим основанием данного исследования послужила периодизация развития, основы которой были заложены Л. С. Выготским и последовательно развернуты в работах Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова, П. Г. Нежнова и ряда других психологов [2, 5, 7, 8].
В работах упомянутых авторов культурный онтогенез выступает как закономерная последовательность циклов развития - отрезков жизни, включающих два смежных возраста, например, возраст начальной школы и подростковый возраст (д.Б. Эльконин).
Каждый такой цикл начинается с освоения индивидом нового слоя культурных средств и способов действия и заканчивается его самоопределением в окружающем социуме, прежде всего в той его части, которую составляют сверстники (В.И. Слободчиков). Закономерным итогом этого процесса выступает функциональносмысловое поле (П.Г. Нежнов) - психологическое новообразование, интегрирующее жизненный опыт и обеспечивающее определенный уровень личностной зрелости, который может рассматриваться как показатель продуктивности прожитого цикла в плане социализации индивида.
Приведенные теоретические положения открывают перспективу осмысленной постановки ряда исследовательских вопросов. В частности, вопроса о том, какой социализирующий эффект дает практика пребывания индивида в тех или иных неформальных молодежных общностях.
На данный момент, задача категоризации результатов социализации не имеет убедительно проработанного решения. Однако, в качестве одного из пробных индикаторов можно взять показатели социального интеллекта, намеченные гилфордом. гилфорд рассматривает социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, т. е. социальный интеллект есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.
Указанные соображения легли в основу выдвижения гипотезы, носящей предварительный характер: уровень социального интеллекта лиц, входящих в неформальные молодёжные организации, в частности представителей таких субкультур как «аниме», «роле-вики», «готы», зависит от характера субкультуры.
В рамках дипломной работы Ромашной Е.Ю. под руководством гильяно А.С. было проведено пилотажное исследование социального интеллекта лиц, входящих в неформальные молодежные объединения. В исследовании приняли участие 28 представителей НМО от 14 до 29 лет. Из них 12 - представители субкультуры «готы», 8 - представители субкультуры «аниме» и 8 - представители субкультуры «ролеви-ки». Представители именно этих субкультур были нами выбраны неслучайно. деятельность «ролевиков» и «аниме» включает в себя драматизацию, проигрывание ролей в самых разных ситуациях взаимодействия. По нашему мнению это способствует повышению уровня социального интеллекта. В деятельности «готов» подобные характеристики отсутствуют.
для статистического анализа данных использовались: критерий и-Манна-Уитни, ф* - угловое преобразование Фишера.
Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» позволяет не только измерять общий уровень развития социального интеллекта, но и оценивать частные способности к пониманию поведения людей: способность предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и
невербальную экспрессию, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, понимать внутренние мотивы поведения людей. Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Сравнивая уровень социального интеллекта (общую композиторную оценку) «ролевиков», «ани-мешников» и «готов» с помощью методов математикостатистической обработки данных, мы выяснили, что уровень социального интеллекта у «готов» ниже (р < 0,05), чем у «ролевиков» и «анимешников».
Среднее значение композиторной оценки у «готов» равно 2,3. Такое значение соответствует уровню развития социального интеллекта ниже нормы. Уровень развития социального интеллекта «готов» в целом можно охарактеризовать следующим образом: способность понимать и прогнозировать поведение людей развита недостаточно. Можно предположить, что имеются трудности в межличностных отношениях и социальной адаптации. При этом важно отметить, что недостаточный уровень развития социального интеллекта может в определенней степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, коммуникативными навыками, стилем общения, определенными чертами характера.
Среднее значение композиторной оценки у «анимешников» и «ролевиков» равно 3,8. Такое значение соответствует уровню развития социального интеллекта выше нормы. Уровень социального интеллекта «ролевиков» и «анимешников» в целом можно охарактеризовать так: способность понимать и прогнозировать поведение людей развита хорошо. Можно предположить, что преобладает успех в межличностных контактах, проявление дальновидности в отношениях с людьми; хорошая социальная адаптация. При этом важно отметить, что отсутствие мотивации, негативные установки и ценности, акцентуации характера и некоторые другие психологические особенности могут снижать возможности социальной адаптации и при высоком социальном интеллекте.
Сравнивая способность понимать последствия поведения представителей субкультуры «готы» с представителями субкультур «анимешники» и «ролевики», с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита ниже (р < 0,05), чем у «ролевиков» и «анимешников». Кроме того, получив среднее значение показателей субтеста 1, мы можем дать характеристику способности понимать последствия поведения каждой из субкультур.
Среднее значение субтеста 1 у «готов» равно 3,3. Таким образом, понимание связи между поступками людей и их последствиями, ориентация в общепринятых нормах и правилах поведения у «готов» соответствуют среднестатистической норме.
Среднее значение субтеста 1 у «анимешников» и «ролевиков» равно 4. Из этого следует, что их способность понимать последствия поведения развита на уровне выше нормы. Т. е. для представителей данных субкультур характерны: хорошее понимание связи
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского » Общественные науки » № 28 2012 г.
между поступками людей и их последствиями, умение предвосхищать межличностные события, достаточно хорошая ориентация в общепринятых нормах и правилах поведения.
Сравнивая способность понимать невербальный язык общения «готов» и анимешников», «ролеви-ков» с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита не ниже, чем у «ролевиков» и «анимешников».
Среднее значение субтеста 2 у «готов» равно 2,9. Значит, их способность понимать невербальный язык общения соответствует среднестатистической норме, а именно: способность понимать состояния, чувства, намерения людей по невербальным проявлениям (позам, мимике, жестам), умение улавливать смысл невербальных реакций при интерпретации ситуаций общения соответствуют норме.
Среднее значение субтеста 2 у «анимешников» и «ролевиков» равно 3,3. Значит, у «ролевиков» и «ани-мешников» способность понимать состояния, чувства, намерения людей по невербальным проявлениям (позам, мимике, жестам), умение улавливать смысл невербальных реакций при интерпретации ситуаций общения также соответствуют норме.
Сравнивая способность понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений «ролевиков», «анимешников» и «готов» с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита ниже (p < 0,05), чем у «анимешников» и «ролевиков».
Среднее значение субтеста 3 у «готов» равно 2,7. Т. е. их способность понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений соответствует среднестатистической норме, следовательно, способность понимать характер человеческих взаимотношений и интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации общения соответствует норме.
Среднее значение субтеста 3 у «анимешников» и «ролевиков» равно 3,6. Т.е. способность понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений у представителей этих субкльтур развита выше нормы. Следовательно, для них характерны: хорошее понимание характера и оттенков человеческих взаимоотношений, успешная интерпретация слов собеседника в зависимости от контекста ситуации общения, наличие большого репертуара ролевого поведения, умение найти соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях.
Сравнивая способность понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия «ролеви-ков», «анимешников» и «готов» с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита ниже (p < 0,05).
Среднее значении субтеста 4 у «готов» равно 2. Значит, данная способность у них развита на уровне ниже нормы. Т. е. для «готов» характерны: затрудне-
ния в понимании динамики межличностных отношений: частая неспособность путем логических рассуждений уяснить мотивы поведения людей, выстроить недостающие звенья в развитии событий, предсказать последствия поведения участников взаимодействия; сниженные возможности адаптации обследуемого в различных системах человеческих взаимоотношений.
Среднее значение субтеста 4 у «ролевиков» и «анимешников» равна 3,7. Т. е. у них способность понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия развита на уровне выше нормы. Таким образом, для «ролевиков» и «анимешников» характерны: достаточно хорошее понимание динамики межличностных отношений; успешная интерпретация с помощью логических рассуждений мотивы поведения людей; умение достраивать недостающие звенья в развитии событий и предсказывать последствия поведения участников взаимодействия; хорошая адаптация в различных системах человеческих взаимоотношений.
В целом, можно говорить о том, что уровень социального интеллекта лиц, входящих в неформальные молодёжные объединения, зависит от характера субкультуры, а именно: у представителей таких субкультур как «аниме», «ролевики» способность понимать и прогнозировать поведение людей развита выше нормы, что выражается в успешности межличностных контактов, проявлении дальновидности в отношениях с людьми, хорошей социальной адаптации; у представителей «готов» данная характеристика развита ниже нормы, что вызывает трудности в межличностных отношениях и социальной адаптации.
В рамках проведенного исследования нами были разработаны рекомендации педагогам-психологам по развитию у молодёжи социальной компетентности и повышению эффективности социальных контактов:
1. Разработать и реализовать комплекс конкретных ролевых игр и обучающих социальных ситуаций, направленных на развитие социальной компетентности (ролевые игры и обучающие социальные ситуации обеспечивают продуктивное развитие социальной компетентности посредством формирования различных социально-ролевых компетенций).
2. Создать условия для моделирования и проектирования молодыми людьми контекста социальной жизни в форме ролево-игровых проектов (по другому -ролевые ситуационные игры; проект - это реалистичный замысел, план о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование о конкретных способах существования).
3. Использовать мотивационные стимулы, побуждающие молодёжь овладевать способами социально-ориентированных действий и поступков (самоутверждения в группе, коррекция собственной самооценки. Реализация творческих, организаторский и иных способностей). Все мотивационные стимулы личностно-ориентированны и, будучи грамотно использованы психологом, побуждают молодых людей овладевать актуальными для них в той или иной игровой ситуации способами социально-ориентированных действий и поступков.
4. Устраивать просмотр и совместное обсуждение фильмов в группе. Это позволит решить множество задач:
• Развивать психологическую компетентность: молодые люди знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли) и учиться взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета.
• Развивать эмоциональную сферу: участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.
• Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.
• Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.
• Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.
5. Разработать и реализовать программу тренинга, направленную на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у молодёжи уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беликова Е. А. Играющие взрослые: Миф и реальность // Magister Ludi: Ролевые игры в России. 2005. № 9. С. 17-28.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.
3. Жиляев А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 87-96.
4. Левикова С. И. Молодёжная культура. М.: Вузовская книга, 2007. 360 с.
5. Нежнов П. Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2007. № 1. С. 133-146.
6. Омельченко Е. Л. Молодёжные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000. 262 с.
7. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. ... док. псих. наук. Москва: Ротапринт Института общеобразовательной школы РАО, 1994. 78 с.
8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1989. 555 с.