Научная статья на тему 'Неформальные молодежные организации и проблема социализации'

Неформальные молодежные организации и проблема социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
828
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / INFORMAL YOUTH ORGANIZATIONS / CULTURAL ONTOGENESIS / SOCIALIZATION / SOCIAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гильяно А. С., Ромашина Е. Ю.

В статье ставится вопрос об изучении неформальных молодежных организаций в контексте проблемы социализации молодого поколения ; приводятся результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal youth organization and the issue of socialization

The article raises the question of studying informal youth organizations in the context of socialization of the younger generation, the results of empirical research.

Текст научной работы на тему «Неформальные молодежные организации и проблема социализации»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 316.6

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ

© А. С. ГИЛЬЯНО*, Е. Ю. РОМАШИНА**

*Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,

кафедра общей психологии e-mail: [email protected] **ПООО «Благовест» e-mail: [email protected]

Гильяно А. С., Ромашина Е. Ю. - Неформальные молодежные организации и проблема социализации // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1184-1187. - В статье ставится вопрос об изучении неформальных молодежных организаций в контексте проблемы социализации молодого поколения; приводятся результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: неформальные молодежные организации, культурный онтогенез, социализация, социальный интеллект.

Guiliano A. S., Romashina E. Yu. - Informal youth organization and the issue of socialization // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1184-1187. - The article raises the question of studying informal youth organizations in the context of socialization of the younger generation, the results of empirical research.

Keywords: informal youth organizations, cultural ontogenesis, socialization, social intelligence.

Неформальные молодежные организации (далее НМО) - спонтанные объединения со своей субкультурой - характерное явление современной общественной жизни, с которым приходится считаться и как следствие пристально изучать. На данный момент можно констатировать, что исследования НМО в социологии и социальной психологии внутренне в значительной мере ориентированы на запросы государственных структур, имеющих отношение к поддержанию правопорядка и молодежной политике [3,4]. Это проявляется как в особом внимании к молодежным объединениям, обнаруживающим повышенную политизированность или близость к криминальным слоям общества, так и в научных подходах, ставящих в центр внимания вопросы внешнего описания и каталогизации этих общностей [1, 6]. Между тем есть основания полагать, что неформальные молодежные объединения - закономерное явление общественной жизни, играющее определенную роль в процессах социализации молодого поколения и обновления самой социальной системы. Раскрытие этого аспекта в жизнедеятельности НМО представляется весьма важным в контексте задач, стоящих перед системой образования, и предполагает развертывание исследований социально-педагогической направленности.

Представляемое здесь исследование массовых неформальных организаций в г. Пензе, проведенное

нами в 2011 г., - попытка сделать некоторые шаги в намеченном направлении.

Исходной опорой данного исследования послужили представления ряда зарубежных и отечественных исследователей, согласно которым главный смысл неформальных молодежных организаций состоит в том, чтобы обеспечить пространство социализации молодого поколения. А именно, той его части, которое по каким-либо причинам не нашло подходящих условий для самоопределения в рамках устоявшихся структур наличного социума.

Следуя этому определению, мы полагали, что на сегодняшний день продуктивные исследования НМО возможны в контексте антропологической психологии, предметом которой выступает культурный онтогенез, происходящий в том или ином социокультурном контексте. Соответственно базовым теоретическим основанием данного исследования послужила периодизация развития, основы которой были заложены Л. С. Выготским и последовательно развернуты в работах Д. Б. Эльконина, В. И. Слободчикова, П. Г. Нежнова и ряда других психологов [2, 5, 7, 8].

В работах упомянутых авторов культурный онтогенез выступает как закономерная последовательность циклов развития - отрезков жизни, включающих два смежных возраста, например, возраст начальной школы и подростковый возраст (д.Б. Эльконин).

Каждый такой цикл начинается с освоения индивидом нового слоя культурных средств и способов действия и заканчивается его самоопределением в окружающем социуме, прежде всего в той его части, которую составляют сверстники (В.И. Слободчиков). Закономерным итогом этого процесса выступает функциональносмысловое поле (П.Г. Нежнов) - психологическое новообразование, интегрирующее жизненный опыт и обеспечивающее определенный уровень личностной зрелости, который может рассматриваться как показатель продуктивности прожитого цикла в плане социализации индивида.

Приведенные теоретические положения открывают перспективу осмысленной постановки ряда исследовательских вопросов. В частности, вопроса о том, какой социализирующий эффект дает практика пребывания индивида в тех или иных неформальных молодежных общностях.

На данный момент, задача категоризации результатов социализации не имеет убедительно проработанного решения. Однако, в качестве одного из пробных индикаторов можно взять показатели социального интеллекта, намеченные гилфордом. гилфорд рассматривает социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, т. е. социальный интеллект есть интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации.

Указанные соображения легли в основу выдвижения гипотезы, носящей предварительный характер: уровень социального интеллекта лиц, входящих в неформальные молодёжные организации, в частности представителей таких субкультур как «аниме», «роле-вики», «готы», зависит от характера субкультуры.

В рамках дипломной работы Ромашной Е.Ю. под руководством гильяно А.С. было проведено пилотажное исследование социального интеллекта лиц, входящих в неформальные молодежные объединения. В исследовании приняли участие 28 представителей НМО от 14 до 29 лет. Из них 12 - представители субкультуры «готы», 8 - представители субкультуры «аниме» и 8 - представители субкультуры «ролеви-ки». Представители именно этих субкультур были нами выбраны неслучайно. деятельность «ролевиков» и «аниме» включает в себя драматизацию, проигрывание ролей в самых разных ситуациях взаимодействия. По нашему мнению это способствует повышению уровня социального интеллекта. В деятельности «готов» подобные характеристики отсутствуют.

для статистического анализа данных использовались: критерий и-Манна-Уитни, ф* - угловое преобразование Фишера.

Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта» позволяет не только измерять общий уровень развития социального интеллекта, но и оценивать частные способности к пониманию поведения людей: способность предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную и

невербальную экспрессию, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия, понимать внутренние мотивы поведения людей. Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.

Сравнивая уровень социального интеллекта (общую композиторную оценку) «ролевиков», «ани-мешников» и «готов» с помощью методов математикостатистической обработки данных, мы выяснили, что уровень социального интеллекта у «готов» ниже (р < 0,05), чем у «ролевиков» и «анимешников».

Среднее значение композиторной оценки у «готов» равно 2,3. Такое значение соответствует уровню развития социального интеллекта ниже нормы. Уровень развития социального интеллекта «готов» в целом можно охарактеризовать следующим образом: способность понимать и прогнозировать поведение людей развита недостаточно. Можно предположить, что имеются трудности в межличностных отношениях и социальной адаптации. При этом важно отметить, что недостаточный уровень развития социального интеллекта может в определенней степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, коммуникативными навыками, стилем общения, определенными чертами характера.

Среднее значение композиторной оценки у «анимешников» и «ролевиков» равно 3,8. Такое значение соответствует уровню развития социального интеллекта выше нормы. Уровень социального интеллекта «ролевиков» и «анимешников» в целом можно охарактеризовать так: способность понимать и прогнозировать поведение людей развита хорошо. Можно предположить, что преобладает успех в межличностных контактах, проявление дальновидности в отношениях с людьми; хорошая социальная адаптация. При этом важно отметить, что отсутствие мотивации, негативные установки и ценности, акцентуации характера и некоторые другие психологические особенности могут снижать возможности социальной адаптации и при высоком социальном интеллекте.

Сравнивая способность понимать последствия поведения представителей субкультуры «готы» с представителями субкультур «анимешники» и «ролевики», с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита ниже (р < 0,05), чем у «ролевиков» и «анимешников». Кроме того, получив среднее значение показателей субтеста 1, мы можем дать характеристику способности понимать последствия поведения каждой из субкультур.

Среднее значение субтеста 1 у «готов» равно 3,3. Таким образом, понимание связи между поступками людей и их последствиями, ориентация в общепринятых нормах и правилах поведения у «готов» соответствуют среднестатистической норме.

Среднее значение субтеста 1 у «анимешников» и «ролевиков» равно 4. Из этого следует, что их способность понимать последствия поведения развита на уровне выше нормы. Т. е. для представителей данных субкультур характерны: хорошее понимание связи

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского » Общественные науки » № 28 2012 г.

между поступками людей и их последствиями, умение предвосхищать межличностные события, достаточно хорошая ориентация в общепринятых нормах и правилах поведения.

Сравнивая способность понимать невербальный язык общения «готов» и анимешников», «ролеви-ков» с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита не ниже, чем у «ролевиков» и «анимешников».

Среднее значение субтеста 2 у «готов» равно 2,9. Значит, их способность понимать невербальный язык общения соответствует среднестатистической норме, а именно: способность понимать состояния, чувства, намерения людей по невербальным проявлениям (позам, мимике, жестам), умение улавливать смысл невербальных реакций при интерпретации ситуаций общения соответствуют норме.

Среднее значение субтеста 2 у «анимешников» и «ролевиков» равно 3,3. Значит, у «ролевиков» и «ани-мешников» способность понимать состояния, чувства, намерения людей по невербальным проявлениям (позам, мимике, жестам), умение улавливать смысл невербальных реакций при интерпретации ситуаций общения также соответствуют норме.

Сравнивая способность понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений «ролевиков», «анимешников» и «готов» с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита ниже (p < 0,05), чем у «анимешников» и «ролевиков».

Среднее значение субтеста 3 у «готов» равно 2,7. Т. е. их способность понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений соответствует среднестатистической норме, следовательно, способность понимать характер человеческих взаимотношений и интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации общения соответствует норме.

Среднее значение субтеста 3 у «анимешников» и «ролевиков» равно 3,6. Т.е. способность понимать смысл слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений у представителей этих субкльтур развита выше нормы. Следовательно, для них характерны: хорошее понимание характера и оттенков человеческих взаимоотношений, успешная интерпретация слов собеседника в зависимости от контекста ситуации общения, наличие большого репертуара ролевого поведения, умение найти соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях.

Сравнивая способность понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия «ролеви-ков», «анимешников» и «готов» с помощью методов математико-статистической обработки данных, мы выяснили, что данная способность у «готов» развита ниже (p < 0,05).

Среднее значении субтеста 4 у «готов» равно 2. Значит, данная способность у них развита на уровне ниже нормы. Т. е. для «готов» характерны: затрудне-

ния в понимании динамики межличностных отношений: частая неспособность путем логических рассуждений уяснить мотивы поведения людей, выстроить недостающие звенья в развитии событий, предсказать последствия поведения участников взаимодействия; сниженные возможности адаптации обследуемого в различных системах человеческих взаимоотношений.

Среднее значение субтеста 4 у «ролевиков» и «анимешников» равна 3,7. Т. е. у них способность понимать логику развития сложных ситуаций взаимодействия развита на уровне выше нормы. Таким образом, для «ролевиков» и «анимешников» характерны: достаточно хорошее понимание динамики межличностных отношений; успешная интерпретация с помощью логических рассуждений мотивы поведения людей; умение достраивать недостающие звенья в развитии событий и предсказывать последствия поведения участников взаимодействия; хорошая адаптация в различных системах человеческих взаимоотношений.

В целом, можно говорить о том, что уровень социального интеллекта лиц, входящих в неформальные молодёжные объединения, зависит от характера субкультуры, а именно: у представителей таких субкультур как «аниме», «ролевики» способность понимать и прогнозировать поведение людей развита выше нормы, что выражается в успешности межличностных контактов, проявлении дальновидности в отношениях с людьми, хорошей социальной адаптации; у представителей «готов» данная характеристика развита ниже нормы, что вызывает трудности в межличностных отношениях и социальной адаптации.

В рамках проведенного исследования нами были разработаны рекомендации педагогам-психологам по развитию у молодёжи социальной компетентности и повышению эффективности социальных контактов:

1. Разработать и реализовать комплекс конкретных ролевых игр и обучающих социальных ситуаций, направленных на развитие социальной компетентности (ролевые игры и обучающие социальные ситуации обеспечивают продуктивное развитие социальной компетентности посредством формирования различных социально-ролевых компетенций).

2. Создать условия для моделирования и проектирования молодыми людьми контекста социальной жизни в форме ролево-игровых проектов (по другому -ролевые ситуационные игры; проект - это реалистичный замысел, план о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование о конкретных способах существования).

3. Использовать мотивационные стимулы, побуждающие молодёжь овладевать способами социально-ориентированных действий и поступков (самоутверждения в группе, коррекция собственной самооценки. Реализация творческих, организаторский и иных способностей). Все мотивационные стимулы личностно-ориентированны и, будучи грамотно использованы психологом, побуждают молодых людей овладевать актуальными для них в той или иной игровой ситуации способами социально-ориентированных действий и поступков.

4. Устраивать просмотр и совместное обсуждение фильмов в группе. Это позволит решить множество задач:

• Развивать психологическую компетентность: молодые люди знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли) и учиться взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета.

• Развивать эмоциональную сферу: участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.

• Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.

• Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.

• Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

5. Разработать и реализовать программу тренинга, направленную на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у молодёжи уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликова Е. А. Играющие взрослые: Миф и реальность // Magister Ludi: Ролевые игры в России. 2005. № 9. С. 17-28.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.

3. Жиляев А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 87-96.

4. Левикова С. И. Молодёжная культура. М.: Вузовская книга, 2007. 360 с.

5. Нежнов П. Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2007. № 1. С. 133-146.

6. Омельченко Е. Л. Молодёжные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000. 262 с.

7. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. ... док. псих. наук. Москва: Ротапринт Института общеобразовательной школы РАО, 1994. 78 с.

8. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1989. 555 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.