СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт
имени А.П. Чехова
Аннотация. Статья посвящена проблемам взаимодействия современных школьников с миром социальных сетей. Автором рассматриваются основные тенденции, связанные с постоянно растущей популярностью социальных сетей в школьной аудитории, позитивные и негативные явления виртуального общения.
Ключевые слова. Интернет, социальные сети, виртуальное общение, медиаобразование, семейное воспитание.
Social networks in the lives of modern students
Dr. Irina Chelysheva, Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
Abstract. The article investigates the interaction of today's students with the world of social networking. The author examines the main trends in the ever-growing popularity of social networking in the classroom, both positive and negative effects of virtual communication.
Keywords. Internet, social networks, virtual communication, media education, family education.
В виртуальном мире интерактивность приобретает новый эффект - погружения, приобретения возможности «здесь и сейчас». Глобальная компьютерная сеть создает новые формы культурного бытия и транслирует их в нашу повседневную жизнь посредством киберкультуры - культуры «реальной виртуальности». Неслучайно в современной социокультурной ситуации актуальной проблемой выступает постоянно растущая популярность виртуального общения детей и подростков в социальных
сетях, которые оказывают все более значимое влияние на мировоззрение, ценности, жизненные приоритеты и поведение современных школьников. Виртуальное общение выступает важным источником как позитивной (обмен новостями, поиск новых друзей по интересам, расширение кругозора и т.п.), так и негативной информации: проявление агрессии и жестокости в социальных сетях и бло-гах, на форумах и в чатах.
Некоторые аспекты взаимодействия школьников с миром вир-
* Статья написана при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда - РГНФ, проект № 14-46-93002, «Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников» (2014). Руководитель проекта - И.В.Челышева.
туальной культуры нашли свое отражение в педагогических, психологических, культурологических, социологических трудах многих российских и зарубежных исследователей: С. Бок (S. Bok), Д. Кантор (J. Cantor), М.И. Жабского, К. Кер-деллан, В.С. Собкина, А.Сидельни-кова, Л.Найденовой, К.А. Тарасова, Г.В.Солдатовой, Е.Ю., Зотовой, А.И., Чекалиной, О.С. Гостимской, А.В.Федорова, И.В.Челышевой, А.В.Шарикова, Л. Мастермана и др. В частности, работы Г.В.Солдатовой, Е.Ю. , Зотовой, А.И., Чекалиной, О.С. Гостимской затрагивали проблемы социально-психологических аспектов взаимодействия детской и взрослой аудитории с Интернет; в научных исследованиях В.С. Собкина, М.И. Жабского, К.А. Тарасова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова, была проанализирована проблема насилия в произведениях кинематографа и телевидения и их воздействие на подрастающее поколение. В работах К. Керделлан была исследована проблема воздействия интернет и компьютерных игр на подрастающее поколение.
Современными исследователями также рассматриваются проблемы реабилитационных и релаксационных возможностей медиа-образования (Е.А. Бондаренко и др.); причины и последствия воздействия экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию (А.В.Федоров [Федоров, 2004; 2007], И.В.Челышева [Челышева, 2008; 2009; 2013] и др.).
Все больше научных исследований последних лет посвящено изучению образовательных, воспи-
тательных и развивающих возможностей медиапедвагогики; определению методологических, истори-ко-педагогических и методических принципов и подходов к проблеме медиаобразования школьников и студентов (Я. Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, А.В.Федоров, Е.В.Мурюкина, Н.П.Рыжих, И.В.Челышева и т.д.).
Проблема потенциальных возможностей медиаобразования в воспитании подрастающего поколения нашла отражение и в работах зарубежных исследователей. В работе Л. Мастермана [Мастерман, 1993] предложены основные принципы критического анализа медиа-текстов. В работах Д. Кантор [Cantor, 1998, 2002] затрагивались проблемы влияния экранного насилия на семейное воспитание. В работах Л.Найденовой были рассмотрены проблемы троллинга и кибербул -линга в сетях Интернет и т.п.
Однако до настоящего времени а нпучно-популярных изданиях, все еще недостаточно рассмотрены проблемы взаимодействия школьников с миром виртуальных сообществ в контексте семейного воспитания: причины и последствия общения ребенка в сети, правила медиабезопасности, умения использовать информационные медиаресурсы в целях развития творческого потенциала, расширения кругозора, поиска групп по интересам, позитивного общения и т.п.
Виртуальные социальные сети представляют собой сегодня мощные интерактивные многопользовательские веб-сайты, содержание которых наполняется самими участниками сети. Сегодня в Интернете существует большое коли-
чество социальных сетей. Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются сообщества «Вконтакте», «Одноклассники», РасеЬоок, « Мой Мир» и « Мой Круг» и др. Современные дети и подростки, как правило, одновременно являются пользователями нескольких социальных сетей. Этому способствует их стремление к общению и получению новой информации, желание найти новых друзей и т.д.
Не секрет, что социальные сети оказывают все более существенное влияние на развитие, поведение, ценностные ориентации и жизненные ориентиры современных детей и подростков, самостоятельно формирующих медийный контент, определяющих наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке. Практически каждый современный школьник регулярно посещает любимые сайты, участвует в обсуждении тем в многочисленных группах, общается в чатах и т.п. Не менее активно современные дети выкладывают в интернет информацию о событиях своей жизни: делятся мыслями, фотографиями, ссылками. Иными словами, каждый пользователь самостоятельно, в зависимости от своих интересов, настроения и желания формирует определенную интернет-информацию.
Общение в социальных сетях уже достаточно давно стало своеобразной формой самопрезентации пользователей. Они могут самостоятельно выбирать, под каким именем (пользователи называют его «ником» или «никнеймом») зарегистрироваться, выбрать любую
фотографию, назвать любой возраст, круг интересов и т.п. Такая свобода предоставляет возможность скрыть личную информацию и при желании оставаться неузнанным. Иными словами, виртуальный образ пользователя, который создан в сети, может быть достаточно далек от образа реального.
Информационный контент, то есть содержание индивидуальной страницы (профиля) пользователя определяется интересами, кругом общения того или иного пользователя. Действительно, индивидуальная страничка (профиль) свидетельствует о многом: позволяет определить, с кем дружит человек, каков круг его интересов, как он относится к тем или иным событиям, происходящим в мире, в какой манере общается и т.д. Причем, опять-таки, каждый пользователь вправе самостоятельно решать, какую информацию он хочет выставить на всеобщее обозрение, а какую попытаться скрыть от посторонних взглядов.
Пользователь может вступить в определенные группы или сообщества социальной сети. Группы или сообщества в свою очередь, представляют собой отдельные страницы, содержащие информацию определенного характера - по интересам, возрасту, месту проживания, пристрастиям, увлечениям и т.д. При этом группа по желанию пользователей может быть как открытой для всеобщего обозрения, так и закрытой (доступной только тем, кто в ней непосредственно участвует). Группы и сообщества передают сообщения о новых событиях и предлагают самые разнообраз-
ные темы актуального характера. Особо важные сообщения для «своего» круга общения размещаются на форумах и обсуждаются.
Каждый раз, заходя на свою индивидуальную страницу, пользователь может отследить события, которые произошли за время его отсутствия: новые обсуждения, заметки, создаваемые мероприятия, гости, посещавшие его страницу, оценки, полученные за фото или высказывания - вся эта информация содержится в так называемой «ленте» или «стене», которая воссоздает весь информационный поток, который управляется самим пользователем. Этот поток постоянно меняется: все новые события легко добавляются или наоборот, удаляются из ленты новостей.
Своеобразие виртуального общения (социальные сети здесь не составляют исключения) состоит в том, что зачастую собеседники знакомы друг с другом только в виртуальном пространстве. Присвоив себе вымышленное имя, так называемый «ник», можно скрыться от чужих любопытных глаз и представиться собеседникам в любом образе, скажем, брутального героя или неотразимой красавицы.
Кроме того, общение посредством социальной сети носит более избирательный характер -пользователь общается только с тем, с кем ему приятно, тогда как реальное общение предполагает не только свободный выбор собеседников. К примеру ребенок может испытывать трудности в общении с кем-либо из одноклассников, однако он вынужден с ними ежедневно общаться в процессе обуче-
ния. Здесь же (в виртуальном пространстве), неприятного или надоедливого «гостя» можно поместить в так называемый «черный список», который блокирует возможность дальнейшего общения и посещения личной страницы.
Поэтому многим на первый взгляд кажется, что виртуальное общение - совершенно безопасное явление: можно выбирать, когда и с кем общаться, сознательно уходить от неприятных тем, а в случае опасности - и вовсе заблокировать слишком навязчивого собеседника. Однако последние годы современные школьники -активные пользователи Интернет, все чаще сталкиваются с такими негативными явлениями как трол-линг и кибербуллинг.
Троллинг, или размещение в Интернет информации провокационного характера - уже достаточно хорошо известное тревожное явление, получившее распространение в социальных сетях. Разжигание конфликтов, дезинформация, психологические атаки становятся результатом деятельности сетевых «троллей». В настоящее время существует множество их классификационных характеристик. Среди «троллей» вполне могут быть и сверстники юных пользователей, и взрослые люди.
Еще одно сравнительно новое негативное явление, с которым может столкнуться ребенок в социальных сетях - кибербуллинг. Он представляет собой информационную атаку направленную на определенного пользователя. Оскорбления, угрозы, издевательства, насмешки, демонстрация
фотографий - далеко не полный перечень этого явления.
Преследования через социальные сети носят публичный характер и направлены, прежде всего, на то, чтобы как можно больше людей узнали о них. Кроме того, подобные атаки очень трудно остановить, учитывая, что сообщения негативного характера могут быть посланы не только на личную страницу пользователя, но и передаваться по электронной почте, через этэ, ттэ, внезапно появляться в блогах и т.д. У жертвы кибербуллин-га начинает складываться впечатление, что ни в реальной, ни в виртуальной жизни ей невозможно найти место, где бы она чувствовала себя в полной безопасности.
Вот почему нередко современные школьники, являясь даже очень «продвинутыми» пользователями Интернет, теряются в подробных ситуациях, не знают к кому обратиться за действенным советом. В школах уделяется достаточно внимания изучению компьютерной техники, но крайне мало говорится о кибербезопасности (безопасности ребенка в сети). Да и родители иногда затрудняются с выбором действенных мер против подобных видов агрессии и насилия. Между тем, медийное насилие, как и насилие в реальной жизни, надолго остается в памяти ребенка, способно вызывать угнетенное эмоциональное состояние или наоборот, повышенную агрессию.
Вне зависимости от форм проявления, медианасилие оказывает негативное влияние на современную аудиторию - взрослых и особенно детей.
Негативное влияние медийного насилия на ребенка стало уже общепризнанным фактом. К его последствиям многие исследователи относят:
- изменения в поведении, связанные с агрессией и жестокостью;
- смещение жизненных ценностей, где главным становится стремление доминировать над окружающими людьми;
- стремление подражать отрицательным героям в общении, манерах;
- повышение риска криминогенного и асоциального поведения и многие другие.
Именно поэтому в современной ситуации становится особенно важным определение основных ценностных, эстетических, культурных и приоритетов, обозначение основных векторов образования и воспитания подрастающего поколения, связанных с развитием новых информационных технологий. В решении данной проблемы важное место отводится рассмотрению вопросов, связанных с семейным воспитанием культуры общения с виртуальным миром.
Оказать действенную помощь ребенку в вопросах кибербезопас-ности могут, прежде всего, родители. Им необходимо располагать информацией об интернет-ресурсах, где можно найти необходимые сведения по защите детей от нежелательного контента; поисковыми системами для детей определенной возрастной группы, знать основные правила безопасного пребывания ребенка в сети. Представление о возможных путях не только защиты ребенка от негатив-
ной медиаинформации социальных сетей, но и использования различных форм и методов меди-аобразования, обладающего, как известно, не только мощным образовательным и развивающим, но и воспитательным потенциалом, позволит им оказать помощь в воспитании, создании в семье атмосферы доверия.
Итак, многим детям и подросткам достаточно трудно самостоятельно противостоять негативному, а то и агрессивному медиакон-тенту, который встречается в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость акцентирования внимания родителей и педагогов на важность воспитания культуры общения современных школьников с виртуальным миром, что включает в себя определение основных ценностных, эстетических, культурных и приоритетов в воспитании, обозначение основных векторов образования и воспитания подрастающего поколения, связанных с развитием новых информационных технологий.
Литература
Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика//Перспективы. Вопросы образования. 1984. № 2. С.37-48. Найденова Л. Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование». http:// psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.
Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобра-зования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с. Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной меди-аграмотности. Таганрог, Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 184 с.
Челышева И.В.Насилие в современных произведениях медиакультуры // Медиаобразование. 2009. № 4. С.97-100. Челышева И.В.Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инта, 2009. 320 с.
Челышева И.В. Мир сетевых сообществ: на пути к новой культуре // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 5. С. 51-60.
References
Chelysheva, I. Media education for parents: development of family literacy. Taganrog, 2008. 184 p. Chelysheva, I. Nasilie works in modern media culture / / Media Education. 2009. № 4. P. 97 -100.
Chelysheva, I. Metodika technology and media education in schools and universities. Taganrog, 2009. 320 p. Chelysheva, I. World of online communities: towards a new culture / / Distance and virtual learning. 2013. N 5. Pp. 51-60.
Fedorov, A. Child rights and the problem of violence in the Russian screen. Taganrog: Kuchma, 2004. Fedorov, A., Chelysheva, I., Novikova A. Problems of Media Education. Taganrog, 2007. 212 p.
Masterman, L. Education language media: theory and practice // Perspectives. Education Matters. 1984. N 2. P.37 -48. Naydenova L. Cyber bullying: a dangerous virtual " bullying". http:// psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm