Научная статья на тему 'Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования'

Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3037
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / MEDIA / MEDIA CULTURE / MEDIA EDUCATION / CYBER SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

Статья посвящена проблемам взаимодействия подрастающего поколения с современным интернет-пространством. Анализируются основные опасности и риски, связанные с пребыванием школьников в виртуальном пространстве, рассматриваются аспекты медиаобразования, которое в современных условиях является одним из путей приобщения подрастающего поколения к полноценному осмыслению медийной информации, к безопасному использованию медиаресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cybersecurity students in internet space and the problem of family media education

The article deals with the problems of the younger generation of interaction with the modern Internet space. Analyzes the main hazards and risks associated with the presence of students in the virtual space, discusses aspects of media education, which in modern conditions is one way of familiarizing the younger generation to a full understanding of media information for the safe use of media resources.

Текст научной работы на тему «Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57 4-411

И. В. Челышева Таганрог, Россия

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ И ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам взаимодействия подрастающего поколения с современным интернет-пространством. Анализируются основные опасности и риски, связанные с пребыванием школьников в виртуальном пространстве, рассматриваются аспекты медиаобразования, которое в современных условиях является одним из путей приобщения подрастающего поколения к полноценному осмыслению медийной информации, к безопасному использованию медиаре-сурсов.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, кибербезопас-ность.

I. V. Chelysheva Taganrog, Russia

CYBERSECURITY STUDENTS IN INTERNET SPACE AND THE PROBLEM OF FAMILY MEDIA EDUCATION

The article deals with the problems of the younger generation of interaction with the modern Internet space. Analyzes the main hazards and risks associated with the presence of students in the virtual space, discusses aspects of media education, which in modern conditions is one way of familiarizing the younger generation to a full understanding of media information for the safe use of media resources.

Keywords: media, media culture, media education, cyber security.

© Челышева И. В., 2016

Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки, образования, социальные сети оказывают все более существенное влияние на развитие, поведение, ценностные ориентации и жизненные ориентиры современных детей и подростков, которые вполне самостоятельно формируют ме-диаконтент, определяют наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке. Различные аспекты проблемы взаимодействия подрастающего поколения с социальными сетями и Интернет нашли свое отражение в педагогических, психологических, культурологических, социологических трудах многих российских и зарубежных исследователей: С. Бок (S. Bok), Д. Кантор (J. Cantor), К. Керделлан, Л. Найденовой, В. С. Собкина, А. Сидельникова, К. А. Тарасова, Г. В. Солдатовой, Е. Ю. Зотовой, А. И. Чекалиной, О. С. Гостимской, A.B. Федорова, И. В. Челышевой и др.

Виртуальное взаимодействие, включающее онлайн-игры, переписку в чатах, участие в социальных интернет-сообществах, играет важную роль в жизни современных школьников. Основанием для активизации виртуальных контактов в социальных сетях становится близость интересов, общий круг общения, схожие представления о жизни и т.д. Вместе с тем, виртуальные контакты могут представлять опасности, связанные с различными видами виртуального преследования, демонстрацией сцен насилия и жестокости, возникновением зависимости и т.п.

Чрезмерное увлечение интернет-сетями, как и в целом, использование интернет, может вызывать зависимость. Как и другие виды зависимости, интернет- аддикция оказывает разрушающее воздействие на школьника, негативно влияет на изменение физиологической, эмоциональной, поведенческой и личностной сферы. Например, интернет-зависимый пользователь (в том числе и юный), как правило, находится в виртуальном пространстве дольше, чем он планировал, и продолжает ежедневно проводить там свое свободное время, несмотря на разрушительные последствия. У него постоянно возникает желание вернуться в сеть и посмотреть, какие изменения там произошли. Замещение реальных событий, которые происходят с ребенком в жизни на виртуальные

иллюзии, отрицательно влияет и на состояние здоровья, и на успехи в учебе, и на характер реального общения. В связи с этим родителям необходимо обращать пристальное внимание на дозирование времени, проведенного ребенком в Интернете.

Медианасилие оказывает негативное влияние на современную аудиторию -взрослых и особенно детей. Это и изменения в поведении, связанные с агрессией и жестокостью; и смещение жизненных ценностей, где главным становится стремление доминировать над окружающими людьми; и стремление подражать отрицательным героям в общении, манерах; и повышение риска криминогенного и асоциального поведения и многие другие. Неслучайно защита детей от разрушительного влияния медианасилия понимается как важная социальная и государственная проблема [Челышева, 2014].

В 2010 году была подписана Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете». В Декларации были определены главные направления деятельности по защите от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей: создание и поддержание условий конструктивного и развивающего взаимодействия детей и молодежи с Интернетом; снижение и предотвращение рисков, связанных с возможностью контакта несовершеннолетних с потенциально опасным и противоправным интернет-контентом, а также с лицами, использующими Интернет с целью шантажа, преследования, совращения, сексуальной эксплуатации и с другими противоправными намерениями; оказание поддержки государственным, в том числе, правоохранительным, органам в их деятельности по обеспечению безопасности подрастающего поколения при взаимодействии с ресурсами Интернета; в установлении рамок для диалога в целях достижения и поддержания согласия, удовлетворяющего большинство заинтересованных сторон, в вопросах надлежащего поведения в сети Интернет; привлечение внимания государства, общественности и бизнес-сообщества к проблеме безопасности детей и молодежи в Интернете и определении основных направлений и условий для ее решения [Декларация..., 2010].

21 июля 2011 года был подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный Федеральный закон принят Государственной думой 6 июля 2011 года и одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года.

Принятие данного Федерального закона направлено «на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, сформировать у ребёнка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки» [Федеральный закон..., 2011].

В Федеральном законе Российской Федерации от 28 июля 2012 г. № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», подписанном 28.07.2012 г. в Статье 15 определён единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Начиная с 2010 года, в России проводятся ежегодные Форумы безопасного Интернета, на которых обсуждаются актуальные проблемы обеспечения безопасности подрастающего поколения в медиапространстве. Результаты исследовательской и практической деятельности по обеспечению безопасности детей в Интернете публикуются на портале Года Безопасного Интернета (www.saferinternet.ru), сайте Форума Безопасного Интернета (www.safor.ru). Регулярно выпускаются информационные тематические публикации в электронных и печатных СМИ; издается информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе» [Дети в информационном обществе, 2016].

Проблемы обеспечения безопасности детей и подростков в Интернете стали ключевыми в разработке целого ряда комплексных социальных проектов. При-

мером тому может служить проект «Не допусти!» [«Не допусти!»., 2016], который реализуется с 2008 года под эгидой Общественной палаты РФ, РОЦИТ (Региональной Общественной Организации «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление». Деятельность проекта направлена на защиту детей от похищений, противоправной эксплуатации и жестокого обращения. Соответственно, одной из основных задач является «поставить возможности высоких технологий на службу делу защиты и безопасности детей, обеспечению их полноценного развития и саморазвития» [«Не допусти!»., 2016].

Проект «Не допусти!» входит в Глобальную сеть центров помощи пропавшим детям GMCN под эгидой Международного Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям (1СМЕС), Международной ассоциации «горячих линий» по борьбе с противоправными действиями в Интернете МНОРЕ, Европейской сети информационно-просветительских и консультационных Интернет-центров для детей 1шаПе (в рамках программы Еврокомиссии SaferInternetPшgramme). Также проект является официальным организатором мероприятий Международного Дня пропавших детей и Международного Дня безопасного Интернета на территории России.

На сайте есть Горячая линия мониторинга центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, куда можно обратиться по проблемам жестокого обращения с ребенком или сообщить о противоправном контенте, который появляется в Интернет. Здесь же опубликован целый ряд статей по проблемам взаимодействия детей и подростков с социальными сетями и интернет-ресурсами.

В 2012 году начал свою деятельность Фонд «Разумный интернет». В его задачи входит развитие специальных интернет-ресурсов для детей и поддержка гуманитарных сетевых проектов. Одним из главных проектов фонда выступает создание доменной зоны «ДЕТИ». Создание специальной доменной сети направлено на поощрение развития детского контента и гарантиям отсутствия на его ресурсах контента, связанного с насилием, порнографией, пропагандой наркотиков, сексуальными преследованиями и прочими негативными послед-

ствиями. Здесь собран специальный контент, предназначенный для детской аудитории разных возрастных категорий: образовательные и развивающие программы, игры, конкурсы, способствующие обучению, развитию и социальной адаптации школьников в современном информационном мире.

Для того чтобы быть в курсе событий виртуальной жизни и осуществлять профилактику опасностей и рисков, с которыми может столкнуться ребенок в сети, современным родителям необходимо располагать информацией об интернет-ресурсах, где можно найти необходимые сведения по защите детей от нежелательного контента; знать о поисковых системах для детей определённой возрастной группы, иметь четкое представление об основных правилах безопасного пребывания ребенка в сети.

В качестве одного из примеров просвещения родителей по проблемам ки-бербезопасности детей в виртуальном пространстве может служить учебный проект «Родительский контроль: Интернет территория безопасности», созданный при поддержке Магнитогорского государственного университета [Информационная безопасность, 2013]. Участниками данного проекта выступают родители подростков (которые, как известно, являются наиболее активными пользователями Интернет). Данный проект носит просветительский характер и направлен на знакомство современных родителей с угрозами и рисками, с которыми могу столкнуться тинэйджеры в виртуальном пространстве. В рамках проекта представлена рабочая программа, состоящая из целого ряда семинаров, в ходе которых участники знакомятся с формами родительского контроля интернет-ресурсов, обсуждают данную тему в ходе Круглых столов, участвуют в анкетировании, получают информацию о возможных интернет-рисках и т.д. Подобные формы работы с родителями, могут способствовать не только защите детей и подростков в интернет-пространстве, но также осуществлению более цивилизованного взаимодействия взрослых с виртуальным миром социальных интернет-сетей, которое включает не только знание правил безопасности и общения в сети в соответствии с нормами поведения, но и умение самостоятельно

ориентироваться в мире медиаинформации, конструктивно ее оценивать, анализировать, отличать достоверную информацию от ложной.

В самом деле, для обеспечения технической стороны безопасности ребенка в социальных сетях существуют системы родительского контроля, программы, ограничивающие доступ к нежелательному контенту (например, бесплатный интернет-фильтр для детей «Цензор» и др.), есть возможность создания отдельных учетных записей, блокировки неизвестных контактов и т.д. Но, как правило, одних этих мер бывает недостаточно. Большинство юных пользователей в техническом плане намного превосходят взрослых, и для того, чтобы отменить настройки, которые мы устанавливаем полдня, им хватит и двух минут. Да и с развитием мобильного Интернета фильтры и ограничения перестают иметь основополагающее значение, ведь, используя телефон, ребенок может зайти при желании на любые сайты. Поэтому, наряду с технической стороной вопроса, родителям необходимо учить ребенка сознательному и ответственному отношению к жизни в интернет-пространстве. В этой связи трудно переоценить возможности медиаобразования - педагогического направления, выступающего за изучение подрастающим поколением закономерностей массовой коммуникации. Представляется справедливым мнением В. А. Возчикова о том, что в процессе медиаобразования «постижение медиакультуры осуществляется через развитие ментальной, нравственно-этической, мировоззренческой, эстетической и прочих важнейших характеристик личности, шире - её духовной объективности. Обеспечение новых индивидуальных жизненных горизонтов и перспектив позволяет говорить о человекоформирующей функции медиаобразования, а шире -о совершенствовании образования в целом, углублении и расширении его философии» [Возчиков, 2007, с. 4].

Неслучайно медиаобразование в контексте семейного воспитания детей рассматривается в мировой практике как наиболее актуальный аспект. Так, в Рекомендациях Парламентской Ассамблеи по медиаобразованию, принятых в Совете Европы, говорится: «Медиаобразование должно быть также ориентировано на взрослое население сейчас и в будущем. Оно должно помогать им не только не

отставать от темпов современного развития, но также способствовать лучшему исполнению роли родителей» [ParПamentaryAssemЫy..., 2000].

Можно полностью согласиться с мнением руководителя Фонда развития Интернет Г. В. Солдатовой о том, что «безопасный интернет сегодня - необходимое условие счастливого детства для наших детей. От самого рождения до окончания школы мы бережно и терпеливо готовим их к взрослой жизни. И непростительно мало внимания уделяем влиянию на них интернета. А это важнейшая координата, определяющая сегодня траектории и особенности развития детей и подростков цифрового поколения. В информационном обществе счастливое детство невозможно без обеспечения безопасности детей в интернете. Это первостепенная практическая и нравственная задача всех взрослых - от президента до любого пользователя глобальной сети»[Форум безопасного интернета, 2013].

Изучение основных правил кибербезопасности детей и подростков в виртуальных сетях становится важным аспектом семейного медиаобразования, способствующим не только более эффективному овладению подрастающим поколением новыми знаниями, но и выходу на более высокий осознанный уровень понимания, анализа, синтеза медиаинформации, знакомства с различными областями ее применения и т.д.

Библиографический список

Возчиков В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества: авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / В.А. Возчиков. СПб.,2007. 28 с.

Декларация «За безопасность детей и молодежи в интернете».Электронный ресурс // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detionИne.com/assets/ffles/journal/4/deriare 4.pdf (дата обращения: 28.09.2016).

Дети в информационном обществе. Электронный ресурс // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fid.su/projects/journal (дата обращения: 26.09.2016).

Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткириевой, Е.В. Черновой. Магнитогорск: МаГУ, 2013.

«НеДопусти!» - комплексный социальный проект по защите детей от похищений, противоправной эксплуатации и жестокого обращения. Электронный ресурс // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nedopusti.ru/site/page/aboutproject (дата обращения: 27.09.2016). Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Электронный ресурс // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808 (дата обращения: 27.09.2016). Форум безопасного интернета. Электронный ресурс // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2013.safetyforum.ru/experts/17/ (дата обращения: 26.09.2016). Челышева И.В.Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников: научно-популярное издание / И. В. Челышева: в авторской редакции. Таганрог: Изд-во Таганрог.ин-та имени А. П. Чехова, 2014. 128 с.

Parliamentary Assembly, Council of Europe. Doc. 8753, June 6, 2000. Электронный ресурс // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://assembly.coe.int/ Main.asp?link=http://assembly.coe.int//Documents/WorkingDocs/Doc00/EDQC8753.htm (дата обращения: 10.10.2010).

References

Vozchikov, V. (2007) Philosophy of Education and the media culture of information society: Abstract. Dis. .. Dr. Philosophy. Sciences: 09.00.11 / V. Vozchikov. SPb., 28 p. Declaration "For the safety of children and young people on the Internet" / Electronic resource // http:detionline.com/assets/files/journal/4/declare_4.pdf (reference date: 28.09.2016). Children in the information society. Electronic resource // http://www.fid.su/projects/journal (reference date: 26.09.2016).

Information security and prevention issues among kiberekestremizm younger employees (collection of articles) (2013) / ed. G. Chusavitinoy, L. Davletkirievoy, E. Chernova. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University.

" Do not let!" - A complex social project to protect children from abduction, illegal exploitation and abuse. Electronic resource // http://nedopusti.ru/site/page/aboutproject (reference date: 27.09.2016). Federal Law "On protection of children from information harmful to their health and development." Electronic resource // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108808 (reference date: 27.09.2016).

Safer Internet Forum. Electronic resource // [Electronic resource]. / http://2013.safetyforum.ru/experts/17/ (reference date: 26.09.2016).

Chelysheva, I. (2014) The world of social networks and family education students: popular science publication / I. Chelisheva: in author's edition. Taganrog: Publishing Taganrog Chekhov, s institute, 128 p.

Parliamentary Assembly, Council of Europe. Doc. 8753, June 6, 2000. Electronic D-LAS // [Electronic resource]. - Mode of access: http://assembly.coe.int/ Main.asp?link=http://assembly.coe.int//Documents/WorkingDocs/Doc00/EDOC8753.htm (reference date: 10.10.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.