МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ТОЧКИ РОСТА»
Соколова Г.И.
доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра постсоветских исследований ИС НАН Беларуси
gnsokolova@tut.by
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ И «КОРИДОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ» В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Аннотация: единое экономическое пространство формируется постепенно путем повышения уровня интеграции государств-участников через синхронизацию совместных мер по проведению экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательств в сфере экономики с учетом норм и принципов международного права. Вместе с тем, существуют социальные риски, связанные со вступлением Беларуси в этот масштабный проект. Они определяются различным уровнем развития рыночных институтов, разными механизмами государственного регулирования экономических и социальных процессов. В социальном контексте Беларусь утрачивает одно из своих главных конкурентных преимуществ - высококвалифицированные трудовые кадры, так как разный уровень рыночной трансформации и доходов обусловил рост оттока трудоспособного населения из Беларуси в страны-участницы ЕАЭС, в первую очередь, в Россию. Возможно возникновение, в связи с созданием ЕАЭС, таких новых рисков, как рост конкуренции на внутреннем рынке Беларуси со стороны товаров и услуг стран-участниц ЕАЭС, а также конкурентная борьба партнеров по Таможенному союзу за внешние рынки.
Ключевые слова: Евразийский Экономический Союз, интеграция, Беларусь, коридор возможностей
Последствия вступления в ЕАЭС для населения Беларуси еще до конца не очерчены и не всегда им осознаются. Большинство населения склонно оценивать социально-экономические изменения по событиям, непосредственно отражающимся на их жизни. В экономическом плане - это снижение цен на энергоносители; в социальном_- расширение возможностей трудовой миграции на российский рынок труда.
1. Коридор экономических и социальных возможностей.
Рассмотрим так называемый «Коридор экономических и социальных возможностей», который предоставляется обществу каждым новым этапом развертывания интеграционных процессов (ТС - 2010, ЕЭП - 2012, ЕАЭС - 2015). Однако то, насколько они будут использованы, во многом определяется как местом нахождения страны в едином глобальном пространстве, так и соразмерностью экономических и социальных активов и пассивов в государстве.
Для Беларуси:
1) Стартовые возможности - в экономическом аспекте определяются четвертым (с элементами пятого) технологическим укладом, что связано с переходом от машинного труда к труду автоматизированному, который составляет на нынешний момент 1/5 трудовых затрат.
2) Соразмерность активов и пассивов. Экономические активы Беларуси и России состоят в сохранении основного производственного капитала (ресурсной базы) - наиболее важных видов производства. В Беларуси - это машиностроение, тракторостроение, приборостроение, производство ряда видов сложной бытовой техники. В России -электронная, атомная и электротехническая промышленность, станко-, судо- и приборостроение, ракетно-космическая промышленность, химико-металлургический комплекс. Это то, что российский экономист С.Ю. Глазьев назвал несущими отраслями, сопровождающими развитие основного ядра (ключевого фактора) пятого
(микроэлектроника) и шестого (нано- и биотехнологии, клеточные технологии, методы генной инженерии) технологических укладов.
К социальным активам можно отнести наличие квалифицированной рабочей силы, занятой в несущих производствах. Одним из важнейших активов в постсоветских странах выступает роль государства как субъекта создания модели социально-экономического развития, разработки государственных, отраслевых и региональных программ реализации этой модели. Но при этом нужно иметь в виду проблему баланса экономического и социального направлений в государственной политике. А также проблему границ и методов государственного воздействия на экономику страны в таких пределах, чтобы не разрушить основы рыночной экономики сильным государством. Согласно теории и практике социального рыночного хозяйства, только сильное правовое государство может стать гарантом эффективной рыночной экономики, т.е. такое, которое использует политическую власть для создания условий конкурентной борьбы, равных для всех социально-профессиональных групп и всех форм собственности.
Что можно отнести к пассивам, определяемым как социальные проблемы, требующие своего решения?
Для Беларуси - это формирование «базового слоя», который вобрал в себя свыше половины взрослого населения и, начиная с 2005 г., превратился в социальную платформу общества. Он как бы «вбирает» в себя нижние слои и «консервирует» их в диапазоне от 2-х до 4-х бюджетов прожиточного минимума (БПМ) в силу значительной экономической мобильности из нижних в базовый слой и практического отсутствия таковой из базового в верхние слои. Тем самым базовый слой выполняет функцию стабилизации общества: в плане материальных ресурсов - по «уровню равенства в бедности», а в аспекте нематериальных ресурсов - на основе сохранения традиционных ценностей в экономической и социальной сферах.
2. Факторы сужения/расширения коридора возможностей
В числе позитивных внутренних условий и предпосылок можно назвать целевую ориентацию экономической политики на инновационное развитие и структурную перестройку экономики, закрепленные в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. Позитивными внешними предпосылками являются вхождение страны в Таможенный союз (06.07.2010), Единое экономическое пространство (29.05.2012) и Евразийский экономический союз (01.01.2015).
В экономическом контексте вступление в ЕАЭС расширяет коридор возможностей, поскольку дает Беларуси низкие цены на энергоносители, что способствует обеспечению занятости белорусского населения и повышению конкурентоспособности белорусских товаров. А также - сохранению относительно низких цен на коммунальные услуги, что позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни населения. В социальном плане ЕАЭС предполагает обеспечение свободного передвижения граждан внутри Единого экономического пространства, что означает создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, условий труда и занятости. Вместе с тем, Беларусь рискует утратить одно из своих главных преимуществ - высококвалифицированные кадры, так как разный уровень рыночной трансформации и доходов обусловил рост оттока трудоспособного населения в страны ЕАЭС. В первую очередь, в Россию.
Наряду с позитивными имеют место и негативные процессы, которые сужают коридор экономических и социальных возможностей. Это долговая модель развития, отставание в технологическом уровне и структуре производственного аппарата, конкурентоспособности товаров и услуг, недостаточно эффективная система управления экономикой.
В научной и научно-технической сферах коридор возможностей сужается в связи со снижением наукоемкости ВВП. Если в 1990 г. она составляла 2,27%, то в 2005 г. - 0,68%, в 2010 г. - 0,70, в 2014 г. - 0,67% и постоянно находится ниже критического уровня в 1%.
Отметим, что экономическая отдача, рост и развитие науки и техники возможны лишь при наукоемкости в 1,5-2%. У стран ЕС этот показатель на уровне 2% и выше.
Как следствие, недовыполняются нормативы по обеспечению доли высоких технологий в объеме произведенной в стране продукции. Комплексный прогноз НТП Республики Беларусь на 2006-2015 гг. предусматривал, что доля высоких технологий в объеме произведенной в стране продукции составит в 2010 г. 6,5%. Фактически в 2010 г., по данным Министерства экономики, доля промышленного производства организаций высокотехнологического сектора в общем объеме промышленного производства составила около 3%. В экономически развитых странах этот показатель достигает 15%. Возможно, это один из важнейших индикаторов, который до сих пор не позволяет Республике Беларусь войти в рейтинг «Индекс глобальной конкурентоспособности».
В социальном контексте - коридор возможностей сужается за счет не включенности значительной части занятого населения в процессы модернизации по «догоняющему типу», а также проблем, связанных с функционированием рынка труда. Это проблемы нестабильной занятости на рынке труда; движение текущего рынка труда в направлении типичного вторичного рынка занятости; «жесткость» номинальной заработной платы, ведущая к проявлению «гибкости» уровня денежных доходов за счет вторичной занятости; слабая инновационная восприимчивость занятого населения, определяющая его мотивацию, в основном, на повышение заработной платы и комфортные условия труда.
Расширение коридора экономических и социальных возможностей связано с повышением активности, усилением трудовой мотивации и социальной ответственности основных социально-профессиональных групп за свою деятельность и жизнедеятельность. Проблемы технологического плана невозможно решать без внедрения инноваций в массовое производство, а проблемы социального плана - без активного включения в экономику всех трудовых ресурсов, что создаст условия для более полного проявления их конкурентоспособности и, как следствие, более полной реализации возможностей закона конкуренции.
3. Уровень социальной поддержки населения
Оценивая выгоды и преимущества вступления Беларуси в ЕАЭС, до 50% населения ставит на первое место расширение рынков сбыта для белорусских товаров и услуг; 45% -возможность получения финансовой и иных видов поддержки в условиях финансовой нестабильности; до 40% - получение энергоносителей по более низким ценам; до 35% -возможность обучения белорусов в высших и средних специальных образовательных заведениях на равных условиях с гражданами ЕАЭС. Оценивая возможные негативные последствия вступления Беларуси в ЕАЭС, 42% белорусов считают, что это отток наиболее квалифицированных специалистов в страны ЕАЭС; 32% - повышение таможенных пошлин и цен на ряд товаров; 32% - снижение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке Республики Беларусь. В целом выгоды и преимущества вступления Беларуси в ЕАЭС оцениваются населением республики выше, нежели возможные негативные последствия. Это в значительной мере определяет высокий уровень социальной поддержки населением вхождения Республики Беларусь в ЕАЭС.
БПМ (2016): 180 бел. руб., т.е. 90 долл. (в среднем на душу населения).
МПБ (2016): 300 бел.руб., т.е. 150 долл. (в среднем на душу населения).
Заключение
По данным исследования (2016), уровень социальной поддержки населением вхождения Республики Беларусь в ЕАЭС достаточно высок: поддерживают 75,1%; не поддерживают в той или иной мере 9,7%; затрудняются в ответе в связи с недостаточной информированностью - 15,2%. Таким образом, общественный запрос на формирование единого интеграционного пространства в виде серьезной поддержки населения имеется. Но нужна политическая воля, чтобы реализовать этот запрос в активизации общественной энергии, морально-психологической мотивации на эффективный и производительный труд.
На микроуровне особое внимание уделяется повышению трудовой мотивации, связанной с повышением значимости конкуренции и ценности образования. На макроуровне это связано с реформированием системы управления экономикой, что предполагает разделение функций государства как регулятора и как собственника и установление партнерских отношений между государством и бизнесом, где каждый из них выполняет свои особые функции.
Однако, согласно выводам ведущих экономистов Республики Беларусь, проведение структурных реформ проблематично. Во-первых, необходимость реформ неочевидна как для населения, так и для элиты, принимающей политические решения; во-вторых, отсутствие ясности того, куда ведут реформы, и ответственность за их последствия тормозят принятие сложных решений. Очевидно, что структурные экономические реформы непопулярны: краткосрочные издержки будут преобладать в общественном сознании над долгосрочными выгодами. В этих условиях наиболее вероятен эволюционный путь улучшения работы существующих институтов власти в контексте проведения институциональной реформы. А именно: сокращение численности госаппарата и оптимизация функций его подразделений, рассмотрение Правительства Республики Беларусь как института по прогнозированию и управлению стратегическим развитием страны. Во избежание экономических шоков, построение новой экономики должно стать поступательным, а для этого необходимы время и стабильность экономики.
Определение: «Коридор экономических и социальных возможностей» трактуется как характеристика, определяемая стартовыми позициями государства при вступлении в ЕАЭС, а также его экономическими и социальными активами и пассивами в новых условиях интеграционного пространства.
SOCIAL RISKS AND THE «CORRIDOR OF OPPORTUNITY» IN THE CONTEXT OF EURASIAN INTEGRATION: BELARUS REPUBLIKA
Sokolova G.I.
Doctor of Sociological Sciences, Professor, NAS of Belarus gnsokolova@tut.by
Abstract: the common economic space is formed gradually by increasing the level of integration of the States parties, through synchronization of joint efforts to conduct economic policy, harmonization and unification of legislation in the sphere of economy, taking into account the norms and principles of international law. However, there are social risks associated with the entry of Belarus in this massive project. They are determined by different level of development of market institutions, different mechanisms of state regulation of economic and social processes. In a social context, Belarus is losing one of its main competitive advantages - highly qualified personnel as different levels of market transformation and income has led to an increasing outflow of able-bodied population of Belarus in the countries participating in the Eurasian economic Union, primarily in Russia. May occur in connection with the establishment of the EEU, such new risks, such as increased competition in the domestic market of Belarus from the goods and services of the participating countries of the EAEU, as well as competition partners in the Customs Union for foreign markets.
Key words: Eurasian Economic Union, integration, Belarus, the corridor of opportunities
Для цитирования: Соколова Г.И. Социальные риски и «коридор возможностей» в контексте евразийской интеграции: Республика Беларусь// Архонт, 2017. № 2. С. 17-20.