УДК 316.334.2(476)
Г. Н. СОКОЛОВА,
доктор философских наук, профессор, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
Исследован «коридор экономических и социальных возможностей», предоставленный Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) для Республики Беларусь; выявлен уровень информированности и уровень поддержки белорусским населением вхождения Республики Беларусь в ЕАЭС; проанализированы социальные проблемы, связанные со вступлением в ЕАЭС, для разных социально-демографических групп населения; рассмотрены стратегии адаптационного поведения, реализуемые белорусским населением в ходе интеграционных процессов; обоснованы факторы сужения/расширения коридора возможностей в ходе преодоления негативных социальных последствий вступления Республики Беларусь в ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, общественное мнение, интеграционные процессы, коридор экономических и социальных возможностей, факторы сужения/расширения коридора.
Современная глобализация затрагивает все экономики мира и ставит перед ними серьезные вызовы, предполагающие экономические, социальные и культурные трансформации, направленные на повышение уровня и качества жизни населения. От способности национальных экономик своевременно и адекватно ответить на поставленные вызовы зависит, насколько глубинными и долговременными будут изменения во внутренней социально-экономической ситуации и как они отразятся на уровне и качестве жизни различных социально-демографических групп. Интегрирующим моментом в отношениях Беларуси и других членов - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является переход к однотипным механизмам регулирования экономики в рамках Единого экономического пространства. Однако внутри каждой из стран глубина и темп социальных изменений неодинаковы в разных областях общественной жизни, их воздействие различно для разных социальных групп и определяется доступными им индивидуальными ресурсами и реализуемыми стратегиями адаптационного поведения. С одной стороны, происходящие социально-экономические трансформации ставят население перед необходимостью изменять привычные модели поведения в соответствии с расширением/сужением коридора экономических и социальных возможностей. С другой стороны, население (социальные группы) также способно ока-
зывать влияние на социально-экономические преобразования через выбор своих адаптационно-поведенческих стратегий и, тем самым, ускорять или сдерживать процесс Евразийской интеграции.
Социальные риски и «коридор возможностей» в контексте ЕАЭС
Единое экономическое пространство формируется постепенно путем повышения уровня интеграции через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению экономической политики, гармонизации и унификации законодательств в сфере экономики с учетом норм и принципов международного права. Вместе с тем существуют социальные риски, связанные со вступлением Республики Беларусь в данный масштабный проект.
1. Прогнозируется высокая вероятность значительного оттока капитала из Беларуси в Россию и снижение притока в республику прямых иностранных инвестиций в связи с тем, что налоговые системы стран - участниц ЕАЭС различны. Так, по данным Всемирного банка, общая налоговая ставка в Беларуси составляет 62,8 % от прибыли, в России - 46,9 %, в Казахстане - 28,6 %.
2. Беларусь утрачивает одно из своих главных конкурентных преимуществ - высококвалифицированные трудовые кадры, так как разный уровень рыночной трансформации и доходов обусловил рост оттока трудоспособного населения из Беларуси в страны - участницы ЕАЭС, в первую очередь в Россию.
3. Возможно возникновение, в связи с созданием ЕАЭС, таких новых рисков, как рост конкуренции на внутреннем рынке Беларуси со стороны товаров и услуг стран - участниц Евразийского союза, а также конкурентная борьба партнеров по Таможенному союзу за одни и те же внешние рынки.
Последствия вступления в Единое экономическое пространство для населения Беларуси еще до конца не очерчены и не всегда им осознаются. Большинство населения склонно оценивать происходящие социально-экономические изменения по событиям, непосредственно отражающимся на их жизни. На сегодняшний день белорусским гражданам сложно представить целостную и системную картину происходящих институциональных изменений/ трансформаций. Актуальность социологического исследования определяется необходимостью выявить социальные проблемы, связанные с вступлением в ЕАЭС, для разных социально-демографических и социально-профессиональных групп населения и обосновать социальные механизмы минимизации или компенсации негативных социальных последствий вступления республики в ЕАЭС.
В экономическом плане вступление в ЕАЭС дает Беларуси и белорусскому населению низкие цены на энергоносители, что позволяет: во-первых, обеспечивать занятость белорусского населения (если бы белорусские производители платили мировые цены за энергоносители, белорусские товары стали бы
неконкурентоспособными и многие производства пришлось бы остановить или ограничить); во-вторых, иметь относительно низкие цены на коммунальные услуги, способствующие поддержанию приемлемого уровня жизни населения, в отличие от стран Прибалтики.
В социальном плане вступление в ЕАЭС расширяет возможности трудовой миграции на российский рынок труда. Первая реакция населения на это нововведение - отток белорусских строительных специалистов на российские стройки в связи со значительно более высоким уровнем оплаты труда. После кризисных явлений 2011 г. это носило достаточно массовый характер и привело к необходимости повышения оплаты труда в строительной отрасли Беларуси. Однако белорусские специалисты не только экспортируют знания и опыт, но и осваивают новые прогрессивные технологии; специалисты, имеющие семьи, не настроены на смену мест проживания, и заработанные средства ввозят в страну, потребляя в белорусской экономике и повышая уровень жизни своих семей.
С целью анализа названных и других социальных проблем необходимо актуализировать вопросы: в какой точке процесса мировой глобализации находятся постсоветские государства, в частности Беларусь и Россия? Каковы активы и пассивы этих стран? И, наконец, каков «коридор экономических и социальных возможностей», обусловленный вышеназванными компонентами? [1].
Место нахождения в едином глобальном пространстве. Уверенно функционируют в информационном пространстве страны «большой семерки», обладающие 46 из 50 имеющихся в мире макротехнологий. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 - Германией, 7 - Японией, по 3-5 - Великобританией и Францией, по одной - Канадой и Италией. Россия сохраняет контроль лишь над одной (по некоторым оценкам - двумя) макротехнологиями - производством ядерной энергии и освоением космоса. При этом на долю семи высокоразвитых стран приходится около 80-90 % наукоемкой продукции и почти весь ее экспорт. Доля России составляет, по разным оценкам, от 0,3 до 1,0 % [2].
Каждый технико-технологический этап модернизации имеет свой потенциал и предел эксплуатации как в экономическом, так и в социальном плане. Затягивание перехода к новому укладу, откладывание процессов модернизации имеет не только технико-технологические последствия, как может показаться на первый взгляд, но и социальные. В Беларуси (как и в России) затягивались процессы модернизации, имеющиеся у экономики ресурсы использовались на поднятие заработной платы работников, хотя это не было обусловлено ростом производительности труда и эффективности производства. Основные промышленно-производственные фонды предприятий устаревали (износ оборудования доходил до 70 %), технологии и продукция теряли конкурентоспособность на мировых рынках, что обусловило ряд кризисных явлений в экономике (девальвацию рубля, инфляцию, закрытие ряда пред-
приятий в сфере малого бизнеса, неполную занятость и т. д.) и в социальной сфере (снижение уровня жизни населения, падение индекса социального оптимизма и т. д.).
В основе каждого нового этапа модернизации лежат технологические, организационные, управленческие и социальные инновации. Введение этих инноваций связано с разрешением ряда технологических и социальных проблем. Суть технологической проблемы для постсоветских стран состоит в том, что преобладающий четвертый технологический уклад представляет собой принципиально иной тип производства, нежели пятый и шестой, и связан практически полностью с механизированным трудом. Так, в промышленности Республики Беларусь (как и в Российской Федерации) до 73 всего труда составляет ручной труд, 75 - ручной труд с механическими инструментами, 73 - машинный труд и лишь 710 - полуавтоматизированный и автоматизированный труд. Встраивание новых технологических цепочек в устаревшие технико-технологические структуры наталкивается на проблему совместимости традиционных и инновационных технологий. Устаревшие технологические системы зачастую непригодны для новых высокотехнологичных производств и требуют не просто модернизации-обновления, а своего свертывания и значительных финансово-инвестиционных затрат.
Обобщенную оценку конкурентоспособности (по месту нахождения в мире) дает «Индекс глобальной конкурентоспособности» (Global Competitiveness Index, GCI), который ежегодно публикуется аналитической группой Всемирного экономического форума. Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов ежегодного исследования, проводимого совместно с сетью ведущих исследовательских институтов в странах, анализируемых в отчете. В 2012 г. более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 144 государствах. При этом рассматривались как сильные, так и слабые стороны обследуемых стран, что делает возможным определение приоритетных областей для реализации политики ключевых реформ [3].
Рейтинг оценивает способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан, что в первую очередь зависит от того, насколько эффективно страна использует ресурсы, которыми располагает. При этом для поддержания высокого уровня жизни необходимо постоянное повышение производительности труда и качества товаров и услуг. Индекс составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Это - «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний», «Инновационный потенциал». Для каждой из
144 экономик, охваченных исследованием, даны описание страны и национальной экономики с итогами по общей позиции и по наиболее существенным конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленным на основании анализа, используемого для расчета индекса.
По данному индексу Республика Беларусь пока что не вошла в рейтинг 2012-2013 гг. Это означает, что на ближайшие десятилетия нужно ориентироваться на расширение доли отраслей пятого и шестого технологического уклада. Отметим, что Россия, Казахстан и Украина, имеющие близкие к Беларуси позиции, заняли в 2012-2013 гг. соответственно 67, 51 и 73-е места. Рейтинг глобальной конкурентоспособности по совокупности параметров характеризует уровень развития стран и их модернизационный потенциал в экономическом, социальном и инновационном аспектах.
Данные последнего десятилетия показывают отсутствие в Беларуси серьезных подвижек по этим позициям. Так, в докладе «О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2011 года» говорится: «Промышленные технологии производств (заготовительные, обрабатывающие, сборочные) в Республике Беларусь соответствуют четвертому технологическому укладу с элементами пятого технологического уклада, имеющими статус импортного оборудования и технологий. В Беларуси данный сегмент, связанный с разработкой технологического оборудования во всех сферах производства, отстает от развитых стран, и в ближайшие 5 лет своими силами отставание сократить не удастся. По основным технологическим процессам необходима закупка высокопроизводительного оборудования за рубежом» [4, с. 4-9]. Однако следует иметь в виду, что, наряду с выигрышем во времени и уровне производительности, возникают риски дальнейшего ослабления научно-технического потенциала страны. Далеко не все заимствованные технологии могут (как уже упоминалось) стыковаться с действующим оборудованием. Кроме того, ограничения по ресурсной базе могут препятствовать полной загрузке высокопроизводительных передовых технологий.
Несоразмерность активов и пассивов (в пользу последних). Экономические активы Беларуси и России состоят в сохранении основного производственного капитала (ресурсной базы) - наиболее важных видов производства. В Беларуси это машиностроение, тракторостроение, приборостроение, производство ряда видов сложной бытовой техники. В России - электронная, атомная и электротехническая промышленность, станко-, судо- и приборостроение, ракетно-космическая промышленность, химико-металлургический комплекс. Это то, что российский экономист С. Ю. Глазьев назвал несущими отраслями, сопровождающими развитие основного ядра пятого и шестого технологических укладов (нано- и биотехнологии, клеточные технологии, методы генной инженерии) [5].
К социальным активам можно отнести наличие квалифицированной рабочей силы, занятой в несущих производствах. Одним из важнейших активов в постсоветских странах выступает роль государства как субъекта модерни-
зации в определении и регулировании модели социально-экономического развития, создании государственных, отраслевых и региональных программ реализации этой модели [4, с. 9-16]. Но при этом нужно иметь в виду проблему баланса экономического и социального направлений в государственной политике. А также проблему границ и методов государственного воздействия на экономику страны в таких пределах, чтобы не разрушить основы рыночной экономики сильным государством. Согласно теории и практике социального рыночного хозяйства, только сильное правовое государство может стать гарантом эффективной рыночной экономики, то есть такое, которое использует политическую власть для создания условий конкурентной борьбы, равных для всех социально-профессиональных групп и всех форм собственности.
Что можно отнести к пассивам, определяемым как социальные проблемы, требующие своего решения?
Для Беларуси - это формирование «базового слоя», который вобрал в себя свыше половины взрослого населения и, начиная с 2005 г., превратился в социальную платформу общества. Он как бы «вбирает» в себя нижние слои и «консервирует» их в диапазоне от 2 до 4 бюджетов прожиточного минимума (БПМ), в силу значительной экономической мобильности из нижних в базовый слой и практического отсутствия таковой из базового в верхние слои. Тем самым базовый слой выполняет функцию стабилизации общества: в плане материальных ресурсов - по «уровню равенства в бедности», а в аспекте нематериальных ресурсов - на основе сохранения традиционных ценностей в экономической и социальной сферах.
В России - это процессы имущественного расслоения, когда средний денежный доход 10 % наиболее обеспеченных россиян в 16 раз превышает средний доход 10 % наименее обеспеченных граждан. Социальные группы, которые сложились в России еще к концу 1990-х гг., фактически законсервировались по размерам, сведя до минимума каналы вертикальной мобильности, что демотивирует трудовую и гражданскую активность значительной части населения. В Беларуси роль демотиватора выполняет уравнительная оплата труда работников, занятых в бюджетной сфере.
Суть социальной проблемы состоит в том, что новые этапы модернизации требуют появления новых социально-профессиональных групп, активно участвующих в модернизации и имеющих интерес к этому процессу как источнику повышения интеллектуального уровня и уровня материального благосостояния (предпринимателей, менеджеров, специалистов и рабочих высокой квалификации). В то же время основной массив занятого населения (свыше 70 %) в постсоветских странах составляют представители массовых профессий, связанные с традиционными отраслями экономики и образующие иерархию социально-профессиональных групп, сходных по роду занятий (наемный труд физического и умственного характера), имущественному положению (от среднего до малообеспеченного), объему прав, ограниченному рамками трудовых контрактов, и разделяющих традиционные ценности в экономике
и социальной сфере. Для того чтобы наемные работники были способны воспроизводить новые социальные слои, превратились в эффективных собственников своей рабочей силы, необходима реорганизация как внешних условий, изменяющих положение работников в обществе, так и внутренних условий -преодоление патерналистских стереотипов, нацеленность на постоянное повышение профессионального образования, формирование социальной ответственности за свою жизнедеятельность.
Коридор экономических и социальных возможностей предоставляется обществу каждым новым этапом модернизации, однако то, насколько они будут использованы, во многом определяется как местом нахождения страны в едином глобальном пространстве, так и соразмерностью экономических и социальных активов и пассивов в государстве. В модернизации социальной структуры белорусского и российского обществ есть общее - советское прошлое, связанное с поддержанием полной занятости, развитой системой социальной защиты, обеспечивающей стабильные и низкие цены на базовые товары, равномерное распределение доходов, доступность образования (в том числе высшего) и жилья, защиту от малообеспеченности. И есть различия, а именно - различия в стратегиях перехода к рыночной экономике: выбор эволюционной модели развития в Беларуси и проведение «шоковой терапии» в России. И та, и другая модель имеет свои преимущества и недостатки, приведшие к различной экономической стратификации общества - одному из основных индикаторов «расширения/сужения» коридора экономических и социальных возможностей.
В Беларуси эволюционная модель способствовала обеспечению максимальной социальной защищенности всех слоев населения, однако сдерживала технико-технологическую модернизацию, затрудняла формирование новых социально-профессиональных групп, востребованных новыми технологическими укладами. Шоковая терапия в России усилила возможности восходящей мобильности в экономической стратификации, в ходе прохождения стадии «дикого капитализма» позволила определенным социальным слоям накопить первоначальный капитал и способствовала активному появлению принципиально новых слоев (собственники капитала, топ-менеджеры, предприниматели), однако сильно поляризовала общество по критериям имущественного неравенства. Чтобы не допустить серьезного технологического отставания, процессы модернизации в этих странах ориентируются, начиная с 2000-х гг., на «стратегии инновационно-технологического прорыва», когда инновации выступают как «точки роста» в циклическом процессе общей модернизации, как «качественные скачки», обеспечивающие принципиально новое развитие техники и технологии, переход от одного технологического уклада к другому, более высокому.
Анализ состояния и динамики экономической стратификации общества, как индикатора модернизационных процессов, показывает, какие социальные слои составляют белорусское и российское общества и каким образом они могут влиять на ход модернизационных процессов.
Практика социологических исследований республиканского масштаба свидетельствует, что нижний слой - с доходом ниже БПМ (в Беларуси - 5 %, в России - 13 %) обладает низким деятельностным потенциалом и не способен адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. Средний слой - с доходом от 1 до 2 БПМ (в Беларуси - 30 %, в России - 41 %) объединяет социально-профессиональные группы, которые могут адаптироваться к новой ситуации ценой снижения социального и профессионального статусов. Сюда входят работники массовых профессий сферы услуг, рабочие низкой квалификации, крестьяне и др. Слой выше среднего, с доходом от 2 до 4 БПМ (в Беларуси - 51 %, в России - 24 %), сложился из групп массовой интеллигенции (инженеры, учителя, врачи и др.), служащих, квалифицированных рабочих, частных предпринимателей, среднего звена бюрократии. Представители данного слоя обладают традиционными профессионально-квалификационными навыками и направляют основные усилия не на преобразование социальной реальности, а на адаптацию к ней и, зачастую, на поиск путей выживания [1, с. 8-9].
Сравнительный анализ экономической стратификации белорусского и российского обществ (по уровню среднедушевых денежных доходов) свидетельствует, что динамика в направлении уменьшения нижнего слоя, некоторого уменьшения среднего и увеличения слоя выше среднего не меняет принципиальной ситуации: доля населения, не имеющего прямого влияния на ход модернизационных процессов, достигала в 2014 г. в Беларуси 86 %, в России -78 %. Формы и способы адаптационного поведения разных социальных групп оказывают опосредованное влияние на ход процессов модернизации. Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в модернизационных процессах достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к меняющимся условиям, чтобы выжить, сохранить достигнутый статус и семейный доход.
В рамках данной стратификации верхним слоем - свыше 4 БПМ - назван относительно узкий слой (14 % - в Беларуси и 22 % - в России), обладающий наиболее высоким экономическим, статусным и властным потенциалом (верхнее звено бюрократии, наемные работники, занятые в новых производствах, крупные и средние предприниматели, директора предприятий и др.). Группы, формирующие этот слой, нередко имеют разные интересы и преследуют разные цели. Но их объединяет возможность оказывать прямое влияние на процессы модернизации общества [1, с. 9-10].
Общность типологических черт и тенденций развития модернизацион-ных процессов в этих странах в значительной мере определяется степенью государственного вмешательства в сферу экономики и государственной политикой в социальной сфере. Социальная ориентированность государственной политики в экономических преобразованиях, контроль государства над балансом экономического и социального компонентов формируют специфику развития процессов модернизации в Республике Беларусь и Российской Фе-
дерации. Различие в механизмах регуляции модернизационных процессов в этих государствах обусловлено выбором темпа осуществления реформ: эволюционный путь развития или «шоковая терапия».
В белорусском обществе социально ориентированная рыночная экономика, как результат государственной социальной политики, реально обеспечивает позитивный экономический процесс улучшения материального положения беднейших слоев населения и уменьшает долю этой страты в обществе. Но, по результатам анализа, происходит это как за счет повышения заработной платы, так и за счет перераспределения доходов различных страт, с целью выравнивания их материального положения (при коэффициенте дифференциации - 5,9). В российском обществе наблюдается увеличение социальной дистанции между полюсами дифференциации социальных слоев (при коэффициенте дифференциации - 16,5), что означает усиление социальных различий между стратами с разным денежным доходом, возникновение и обострение разногласий между ними. Вместе с тем общий процесс повышения материального благосостояния российского общества выступает фактором компенсации социальной напряженности и гарантом стабильности [1, с. 10-11].
Факторы сужения/расширения коридора возможностей. В числе позитивных внутренних условий и предпосылок можно назвать целевую ориентацию экономической политики на инновационное развитие и структурную перестройку экономики, закрепленные в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [6, с. 138-162]. Позитивными внешними предпосылками являются вхождение страны в Таможенный союз (с 06.07.2010 г.) и Единое экономическое пространство (с 29.05.2012 г.), многовекторная внешняя политика.
В экономическом контексте вступление в ЕАЭС (с 01.01.2015 г.) расширяет коридор возможностей, поскольку дает Беларуси низкие цены на энергоносители, что способствует обеспечению занятости белорусского населения и повышению конкурентоспособности белорусских товаров. А также - сохранению относительно низких цен на коммунальные услуги, что позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни населения. В социальном плане ЕАЭС предполагает обеспечение свободного передвижения граждан внутри Единого экономического пространства, что означает создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, условий труда и занятости. Вместе с тем Беларусь рискует утратить одно из своих главных преимуществ - высококвалифицированные кадры, так как разный уровень рыночной трансформации и доходов обусловил рост оттока трудоспособного населения в страны ЕАЭС, в первую очередь в Россию.
Наряду с позитивными имеют место и негативные процессы, которые сужают коридор экономических и социальных возможностей. Это долговая модель развития, отставание в технологическом уровне и структуре производственного аппарата, конкурентоспособности товаров и услуг, недостаточно эффективная система управления экономикой.
В научной и научно-технической сферах коридор возможностей сужается в связи со снижением наукоемкости ВВП. Если в 1990 г. она составляла 2,27 %, то в 2005 г. - 0,68 %, в 2010 г. - 0,70 %, в 2014 г. - 0,67 % и постоянно находится ниже критического уровня в 1 % [7, с. 41]. Отметим, что экономическая отдача, рост и развитие науки и техники возможны лишь при наукоемкости в 1,5-2 %. У стран ЕС этот показатель на уровне 2 % и выше.
Как следствие, недовыполняются нормативы по обеспечению доли высоких технологий в объеме произведенной в стране продукции. Комплексный прогноз НТП Республики Беларусь на 2006-2015 гг. предусматривал, что доля высоких технологий в объеме произведенной в стране продукции составит в 2010 г. 6,5 %. Фактически в 2010 г., по данным Министерства экономики, доля промышленного производства организаций высокотехнологического сектора в общем объеме промышленного производства составила около 3 %. В экономически развитых странах этот показатель достигает 15 % [8]. Возможно, это один из важнейших индикаторов, который до сих пор не позволяет Республике Беларусь войти в рейтинг «Индекс глобальной конкурентоспособности».
В социальном контексте коридор возможностей сужается за счет невключенности значительной части занятого населения в процессы модернизации по «догоняющему типу», а также проблем, связанных с функционированием рынка труда. Это проблемы нестабильной занятости на рынке труда; движение текущего рынка труда в направлении типичного вторичного рынка занятости; «жесткость» номинальной заработной платы, ведущая к проявлению «гибкости» уровня денежных доходов за счет вторичной занятости; слабая инновационная восприимчивость занятого населения, определяющая его мотивацию, в основном, на повышение заработной платы и комфортные условия труда.
Расширение коридора экономических и социальных возможностей связано с повышением активности, усилением трудовой мотивации и социальной ответственности основных социально-профессиональных групп за свою деятельность и жизнедеятельность. Проблемы технологического плана невозможно решать без внедрения инноваций в массовое производство, а проблемы социального плана - без активного включения в экономику всех трудовых ресурсов, что создаст условия для более полного проявления их конкурентоспособности и, как следствие, более полной реализации возможностей закона конкуренции.
Таким образом, принятая в обеих странах «стратегия инновационно-технологического прорыва», когда инновации выступают как «точки роста» в циклическом процессе общей модернизации, представляется проблематичной в технологическом контексте, в силу несовместимости нынешнего (четвертого) и будущих (пятого и шестого) технологических укладов. Данная стратегия представляется проблематичной в социальном плане в силу того, что осуществляется в виде ограниченного модернизационного эксперимента, не
затрагивающего основной массив населения, занятого в традиционных отраслях экономики. В трактовке современных теорий модернизации, технологические инновации, как ведущая сила нового этапа модернизации, должны быть интегрированы в само «тело» социальной структуры общества.
Модернизация, по типу «догоняющей», безусловно, отягощает решение возникающих технологических и социальных проблем, которых можно было бы избежать при органической модернизации. Проблемы технологического плана невозможно решать без внедрения инноваций в массовое производство, а проблемы социального плана - без активного включения в экономику всех трудовых ресурсов при грамотной государственной политике. Эти универсальные принципы являются залогом успеха любого национального проекта модернизации.
Уровень социальной поддержки населением вхождения Республики Беларусь в ЕАЭС
В ходе республиканского социологического исследования (2015 г.) выявлен уровень социальной поддержки вхождения Беларуси в Единое экономическое пространство в соответствии с индивидуальными ресурсами различных социально-демографических и социально-профессиональных групп населения.
Анализ полученных данных в разрезе пола респондентов показывает, что мужчины и женщины примерно одинаково (в рамках статистической погрешности) чаще других преимуществ вступления Беларуси в ЕАЭС отмечают расширение рынка сбыта для белорусских товаров и услуг (в среднем - 49,8 %); на втором месте по частоте - возможность получения финансовой и иных видов поддержки в условиях финансовой нестабильности (44,6 %); на третьем -получение энергоносителей по более низким ценам (37,4 %) (табл. 1).
Оценивая возможные негативные последствия вступления Беларуси в ЕАЭС, у мужчин и женщин на первом месте по частоте выбора - отток квалифицированных специалистов в страны Евразийского экономического союза (41,8 %); на втором - повышение таможенных пошлин и цен на ряд товаров (31,9 %); на третьем - снижение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке республики (31,9 %) (табл. 1).
Таблица 1. Выгоды и преимущества (с одной стороны), возможные негативные последствия (с другой) вступления Беларуси в ЕАЭС, 2015 г., %
Показатель Пол респондентов
мужчины | женщины | в среднем
Выгоды и преимущества вступления Беларуси в ЕАЭС
Расширение рынков сбыта для белорусских товаров и услуг 46,7 50,7 49,8
Возможность получения финансовой и иных видов поддержки в условиях финансовой нестабильности 44,9 44,4 44,6
Получение энергоносителей по более низким ценам 39,4 35,7 37,4
Окончание табл. 1
Показатель Пол респондентов
мужчины женщины в среднем
Возможность обучения наших граждан в вузах и ссузах на равных условиях с гражданами ЕАЭС 30,4 36,6 33,8
Расширение доступа к инновационным технологиям и возможностей обмена опытом, специалистами 24,0 23,7 23,8
Создание унифицированного правового режима для трудоустройства наших граждан в странах ЕАЭС 17,9 14,0 15,8
Возможные негативные последствия вступления Беларуси в ЕАЭС
Отток квалифицированных специалистов в страны ЕАЭС 41,4 42,1 41,8
Повышение таможенных пошлин и цен на ряд товаров 33,8 30,3 31,9
Снижение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке на фоне товаров из стран ЕАЭС 34,1 30,1 31,9
Нарушение стабильности белорусской экономики при вхождении Беларуси в ЕАЭС 22,3 21,2 21,7
Передача полномочий при решении ключевых вопросов экономического развития на национальный уровень 18,8 17,6 18,1
Утрата или «размывание» национальной культуры и традиций 17,1 18,9 18,1
Источник: составлено по данным социологического исследования, 2015 г.
Примечание к табл. 1-4. В социологическом исследовании, проведенном в апреле 2015 г., выборочная совокупность населения составила 2079 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и образованию в Республике Беларусь. Выводы исследования можно экстраполировать на генеральную совокупность, то есть население Беларуси.
Проведенное исследование выявило, что чем выше уровень образования респондентов, тем выше они оценивают названные экономические выгоды и преимущества вступления Беларуси в ЕАЭС. Если респонденты с высшим образованием чаще других преимуществ отмечали расширение рынков сбыта для белорусских товаров и услуг (56,3 %), то со средним неполным и начальным образованием - возможность получения различных видов поддержки в условиях финансовой нестабильности (47,7 %).
Оценивая возможные негативные последствия, респонденты, независимо от уровня образования, признают наличие рисков потери квалифицированных специалистов в страны ЕАЭС (свыше 40 %) (табл. 2).
Таблица 2. Выгоды и преимущества (с одной стороны), возможные негативные последствия (с другой) вступления Беларуси в ЕАЭС, 2015 г., %
Показатель Образование респондентов
высшее среднее специальное среднее общее ниже среднего в среднем
Выгоды и преимущества вступления Беларуси в ЕАЭС
Расширение рынков сбыта для белорусских товаров и услуг 56,3 52,6 44,4 43,1 49,8
Возможность получения финансовой и иных видов поддержки в условиях финансовой нестабильности 46,8 42,5 44,2 47,7 44,6
Окончание табл. 2
Показатель Образование респондентов
высшее среднее специальное среднее общее ниже среднего в среднем
Получение энергоносителей по более низким ценам 39,4 36,3 39,8 33,9 37,4
Возможность обучения наших граждан в вузах и ссузах на равных условиях с гражданами ЕАЭС 32,0 35,3 33,5 32,3 33,8
Расширение доступа к инновационным технологиям и возможность обмена опытом, специалистами 31,6 23,0 22,3 18,3 23,8
Создание унифицированного правового режима для трудоустройства граждан в странах ЕАЭС 13,9 17,1 18,3 11,1 15,8
Возможные негативные последствия вступления Беларуси в ЕАЭС
Отток квалифицированных специалистов в ЕАЭС 45,1 40,1 40,9 43,3 41,8
Повышение таможенных пошлин и цен на товары 33,4 330 32,1 26,9 31,9
Снижение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке Республики Беларусь 30,7 30,2 37,4 29,6 31,9
Нарушение стабильности белорусской экономики при вхождении Беларуси в ЕАЭС 19,2 25,2 20,6 17,9 21,7
Передача полномочий при решении ключевых вопросов экономического развития на национальный уровень 16,4 18,8 18,1 18,7 18,1
Утрата или «размывание» национальной культуры и традиций 22,5 17,5 16,4 16,8 18,1
Источник: составлено по данным социологического исследования, 2015 г.
Анализ полученных данных в разрезе основных возрастных групп населения позволил выявить, что выгоды и преимущества, связанные с расширением рынков сбыта для белорусских товаров и услуг, наиболее высоко оценивают респонденты от 20 до 70 лет (50-57 %). Возможность получения различных видов поддержки оценивается практически одинаково всеми возрастными группами (в диапазоне 42-46 %). К получению энергоносителей по более низким ценам наиболее чувствительны группы в диапазоне от 40 до 70 лет и старше. Что касается возможных негативных последствий, то отток квалифицированных специалистов вызывает наибольшую тревогу в группе от 40 до 50 лет (табл. 3).
По данным исследования, уровень социальной поддержки населением вхождения Республики Беларусь в ЕАЭС весьма высок: поддерживают 75,1 %; не поддерживают в той или иной мере 9,7 %; затрудняются в ответе в связи с недостаточной информированностью 15,2 %. В целом выгоды и преимущества вступления Беларуси в Евразийский экономический союз оцениваются
Таблица 3. Выгоды и преимущества (с одной стороны), возможные негативные последствия (с другой) вступления Беларуси в ЕАЭС, 2015 г., %
Показатель Возраст респондентов, лет
16-19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69 | 60 и старше |в среднем
Выгоды и преимущества вступления Беларуси в ЕАЭС
Расширение рынков сбыта для белорусских товаров и услуг 33,8 50,5 49,2 54,8 56,7 50,2 41,8 49,8
Возможность получения финансовой и иных видов поддержки в условиях финансовой нестабильности 44,6 42,0 44,4 44,2 47,3 43,3 46,5 44,6
Получение энергоносителей по более низким ценам 34,1 31,1 35,9 40,3 37,7 43,9 40,6 37,4
Возможность обучения наших граждан в вузах и ссузах на равных условиях с гражданами ЕАЭС 46,3 34,2 33,5 38,2 30,2 31,3 22,4 33,8
Расширение доступа к инновационным технологиям и возможность обмена опытом, специалистами 31,8 26,8 25,9 24,0 24,4 15,2 15,2 23,8
Создание унифицированного правового режима для трудоустройства граждан в странах ЕАЭС 9,3 16,3 16,2 17,8 20,2 17,8 5,1 15,8
Возможные негативные последствия вступления Беларуси в ЕАЭС
Отток наиболее квалифицированных специалистов в страны ЕАЭС 43,0 38,8 41,6 50,3 40,6 35,9 40,7 41,8
Повышение таможенных пошлин и цен на ряд товаров 36,0 34,2 34,6 32,3 32,8 30,7 16,2 31,9
Снижение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на внутреннем рынке Республики Беларусь 30,6 30,3 28,8 35,7 33,5 35,1 27,9 31,9
Нарушение стабильности белорусской экономики при вхождении Беларуси в ЕАЭС 18,1 29,1 22,1 21,4 23,5 16,6 14,8 21,7
Передача полномочий при решении ключевых вопросов экономического развития на национальный уровень 22,3 17,5 18,9 19,9 19,6 14,6 11,7 18,1
Утрата или «размывание» национальной культуры и традиций 19,0 22,5 20,1 14,4 20,8 11,4 15,3 18,1
Источник: составлено по данным социологического исследования, 2015 г.
населением республики выше, нежели возможные негативные последствия. Это в значительной мере определяет высокий уровень социальной поддержки населением вхождения Республики Беларусь в ЕАЭС (табл. 4).
Таблица 4. Уровень социальной поддержки вхождения Республики Беларусь в ЕАЭС,
2015, %
Показатели «Поддерживаете ли Вы вхождение Беларуси в ЕАЭС?»
Да Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить
Пол респондентов
Мужской 41,8 31,9 8,2 4,4 13,7
Женский 43,3 33,1 5,7 1,6 16,3
Образование респондентов
Высшее 39,8 37,0 8,6 4,9 9,7
Среднее специальное 44,0 32,0 5,8 2,5 15,7
Среднее общее 42,0 29,7 7,4 2,7 18,2
Ниже среднего 43,5 32,9 6,5 1,7 15,4
Возраст респондентов
16-19 лет 34,3 33,2 6,7 4,1 21,7
20-29 лет 32,8 35,3 7,9 2,8 21,2
30-39 лет 33,8 34,4 8,6 5,7 17,5
40-49 лет 44,8 36,0 5,4 1,6 12,2
50-59 лет 50,5 30,4 5,5 1,7 11,9
60-69 лет 53,2 26,8 8,5 2,0 9,5
70 и старше 52,3 28,7 4,7 1,8 12,5
Регион проживания респондентов
Брестский 52,4 32,1 3,0 1,6 10,9
Витебский 30,1 34,7 8,4 3,5 23,3
Гомельский 47,0 37,8 4,3 0,3 10,6
Гродненский 34,8 32,4 12,2 4,7 15,9
Минск 43,5 27,0 12,2 6,0 11,3
Минский 48,1 30,4 4,0 1,5 16,0
Могилевский 37,9 35,4 3,2 2,0 21,5
Республика Беларусь 42,6 32,5 6,8 2,9 15,2
Источник: составлено по данным социологического исследования, 2015 г.
Таким образом, общественный запрос на формирование единого интеграционного пространства, в виде серьезной поддержки населения, имеется. Но нужна политическая воля, чтобы реализовать этот запрос в активизации общественной энергии, морально-психологической мотивации на эффективный и производительный труд. На микроуровне особое внимание уделяется повышению трудовой мотивации, связанной с повышением значимости конкуренции и ценности образования. На макроуровне это связано с реформированием системы управления экономикой, что предполагает разделение функций государства как регулятора и как собственника и установление партнерских от-
ношений между государством и бизнесом, где каждый из них выполняет свои особые функции.
Однако, согласно выводам экономистов, проведение структурных реформ проблематично. Во-первых, необходимость реформ не представляется очевидной как для населения, так и для элиты, принимающей политические решения; во-вторых, отсутствие ясности того, куда ведут реформы, и ответственность за их последствия тормозят принятие сложных решений. Очевидно то, что структурные экономические реформы непопулярны: краткосрочные издержки будут преобладать в общественном сознании над долгосрочными выгодами. В этих условиях наиболее вероятен эволюционный путь улучшения работы существующих институтов власти в контексте проведения институциональной реформы. А именно: сокращение численности госаппарата и оптимизация функций его подразделений, рассмотрение Правительства Республики Беларусь как института по прогнозированию и управлению стратегическим развитием страны. Во избежание экономических шоков, построение новой экономики должно стать поступательным, а для этого необходимы время и стабильность экономики.
Список использованных источников
1. Соколова, Г. Н. Модернизация как технологический и социальный феномен: Беларусь-Россия / Г Н. Соколова // Социол. исслед. - 2012. - № 5. - С. 3-12.
2. Домбровский, В. О. О научно-промышленной политике России на рубеже веков / В. О. Домбровский // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 1. - С. 15-31.
3. Всемирный экономический форум. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 20122013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/09/05/4949. - Дата доступа: 02.03.2015.
4. Шимов, В. Н. Модернизация экономики Беларуси: состояние, проблемы, направления развития / В. Н. Шимов, Л. М. Крюков // Социология. - 2013. - № 3. - С. 4-21.
5. Глазьев, С. Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов / С. Ю. Глазьев // Вопр. экономики. - 2009. - № 3. - С. 26-37.
6. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года / Нац. комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. - Минск : Юнипак, 2004. - 245 с.
7. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2014. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2014. - 140 c.
8. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/nfiles/ 001146_12850_Programma.pdf. - Дата доступа: 02.03.2015.
G. N. SOKOLOVA
SOCIAL ASPECTS OF THE REPUBLIC OF BELARUS JOINING THE EURASIAN ECONOMIC UNION: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Summary
"The corridor of economic and social possibilities", given by Eurasian Economic Union (EEU) for the Republic of Belarus was investigated; the level of knowledge and support level by Belaru-
sian population of joining the EEU was revealed; the social problems connected with Republic of Belarus joining the EEU for different social and demographic groups of population were analyzed; the strategies of adaptable behavior that realized by Belarusian population during integration processes were considered; the factors of corridor narrowing/widening for overcoming of negative social consequences of Belarus joining the EEU were proved.
Keywords: the Eurasian Economic Union, public opinion, integration processes, corridor of economic and social possibilities, factors of corridor narrowing/widening of corridor.
nocmynuna 14.11.2016 г.