Научная статья на тему 'Социальные проблемы воспитания детей-сирот в условиях современного общества'

Социальные проблемы воспитания детей-сирот в условиях современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОRPHANED CHILDREN / CHILDREN''S HOME / ДЕТИ-СИРОТЫ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНАТ / ДЕТСКИЙ ДОМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СИРОТЫ / EDUCATION / SOCIAL EDUCATION / BOARDING / SOCIAL ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова С. А.

В статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты мальчики и девочки школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY

This article discusses the social problems of education of children orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans the boys and girls of school age.

Текст научной работы на тему «Социальные проблемы воспитания детей-сирот в условиях современного общества»

Эффективность выполнения задания зависит от понимания учащимися символики данных птиц, поэтому целесообразно применить технику «ромб ассоциаций», призванную актуализировать субъективный опыт учащихся: посередине тетрадного листа чертится ромб, внутри которого записывается слово «лебедь». Слева фиксируются фразы, слова, словосочетания из текста, справа - чувства, образы, ассоциации, возникающие при чтении и пропущенные сквозь призму своего «Я».

Учащиеся сходятся в интерпретации образа лебедя, символизирующего чистоту, возрождение и гордое одиночество. Всё это соотносится с мыслью о цикличности бытия, позволяющей ученикам осознать, что «ничто не вечно в этом мире, даже горе. А жизнь не останавливается. Нет, никогда не останавливается жизнь» [4, с. 255].

Данный этап урока способствует формированию у учащихся познавательных универсальных действий учебных действий постановки и решения проблемы, способности кратко и всесторонне выражать собственное мнение.

На заключительном этапе школьникам следует вновь вернуться к проблеме осознания роли Арктура в произведении, посредством применения техники «вершина». Ребята ручкой другого цвета отмечают место, которое, по их мнению, занимает главный герой по выше обозначенной шкале, после чего сдают свои работы учителю.

Рефлексия урока проводится с помощью техники «Продолжи фразу», способствующей приобретению учащимися навыков критического мышления, благодаря осмыслению результатов собственной деятельности:

- Мне было интересно...

- Я разобрался с.

- Я понял, что.

- Мне было трудно.

- Я хочу узнать.

Библиографический список

Домашнее задание предлагается с учётом трёх уровней, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся. Так, например, создание паспорта Арктура с подробной характеристикой и портретом посильно любому ученику. Составление кроссворда «Образы животных в мировой литературе» предлагается тем школьникам, которые стремятся к хорошей отметке. Третий уровень представлен в виде творческого задания, написания рассказа для сборника «Животные-герои».

Таким образом, на уроке литературы при изучении рассказа могут быть реализованы все виды познавательных универсальных учебных действий: на этапе подготовки к первичному восприятию произведения - познавательные общеучебные действия поиска и выделения необходимой информации, смыслового чтения, построения устных и письменных высказываний; первичное восприятие художественного текста характеризуется становлением познавательных общеучебных действий работы с информацией, создания алгоритмов деятельности, выбора эффективных способов решения, действий постановки и решения проблемы, а также логических действий сравнения, сериа-ции, классификации и анализа. На этапе вторичного восприятия произведения формируются познавательные логические действия синтеза, установления причинно-следственных связей, построения логической цепи и знаково-символические моделирования. Этап рефлексии знаменателен для развития познавательных общеучебных действий контроля и оценки.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы способствует развитию мыслительных процессов учащихся, их способности самостоятельно работать с новой информацией, понимать проблему, цели и задачи, планировать и осуществлять интеллектуальную работу, конструктивно работать в команде. Предлагаемая методика позволяет повысить эффективность учебно-познавательного процесса и обеспечивает реализацию ключевой компетенции «умения учиться».

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы: проект. - М., 2010.

3. Педагогическая техника: ремесло или искусство [Э/р]. - Р/д: http:// didaktor.ru/ pedagogicheskaya-texnika-remeslo-ili-iskusstvo.

4. Литература. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе: в 2 ч. / под ред. В. Ф. Чертова. - М., 2012.

- Ч. 2.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya. - M., 2011.

2. Primernihe programmih po uchebnihm predmetam. Literatura 5-9 klassih: proekt. - M., 2010.

3. Pedagogicheskaya tekhnika: remeslo ili iskusstvo [Eh/r]. - R/d: http:// didaktor.ru/ pedagogicheskaya-texnika-remeslo-ili-iskusstvo.

4. Literatura. 5 klass: uchebnik dlya obtheobrazovat. uchrezhdeniyj s pril. na ehlektron. Nositele: v 2 ch. / pod red. V. F. Chertova. - M., 2012. - Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 16.07.13

УДК 37.013

Bashirova S.A. SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN - ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY. This article discusses the social problems of education of children - orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans - the boys and girls of school age.

Key words: orphaned children, education, social education, boarding, children's home, social orphans.

С.А. Баширова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, зам. декана факультета информатики

филиала Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты - мальчики и девочки школьного возраста.

Ключевые слова: дети-сироты, воспитание, социальное воспитание, интернат, детский дом, социальные сироты.

На протяжении веков дети считались и считаются главным питания является полное, свободное и гармоничное развитие достоянием любого общества. Их воспитанию уделяется осо- внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, бое внимание как семьи, школы, так и государства. Целью вос- формирование личности свободной от конформизма и эгоцент-

ризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинства другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. От того, каким будет это воспитание и способы достижения его цели, зависит формирование будущего поколения. Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей, воспитание которых, прежде всего, осуществляется в учреждениях интернатного типа.

Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И. Буянов, И.А. Залыгина, Е.М. Рыбинский, Е.О. Смирнова и др.), так и зарубежных (У. Бо-улби, М. Раффер, С. Броу и др.) ученых.

Однако, согласно опросам и статистике правонарушений, можно сказать, что на сегодняшний день выпускники учреждений интернатов плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем [1]. Всё чаще выявляются случаи насилия над детьми в условиях интерната.

Тем не менее, существуют отдельные примеры создания условий для максимального развития детей в интернатах. Например, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии детский дом № 41 «Благодать» (г. Санкт - Петербург).

Основным ядром разработанной системы воспитания является «коллективная семья» детского дома.

1. Коллективная семья.

Для создания атмосферы семьи весь дом должен представлять собой « целостное жизненное пространство».

Главный принцип взаимоотношений: «Мы равны в главном

- желании жить вместе». Мы взрослые приходим в дом, где собраны дети. Мы приходим в их дом, потому что другого дома у них пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» - место их родителей. Если мы понимаем и хотим этого, то мы всегда найдем отклик в душе ребенка, и он примет нас и поможет научиться любить и заботится о нем, как о «своем родном».

■ Дополнительное развивающее обучение.

■ Укрепление психофизического здоровья.

Главные принципы жизнеустройства.

■ Качество жизненной среды должно быть педагогично.

Устранить или не допустить отрицательное педагогическое

воздействие.

■ Для создания «домашнего уклада».

Жизнь детей в детском доме не должна быть похожа на жизнь школы, пионерского лагеря и любого другого детского учреждения.

■ Административно-организационные принципы.

- оптимальное количество человек (не превышая 40).

- автономность жилых помещений.

- формирование целостного коллектива. Требования к кадровому составу.

«Коллективная семья», как особый уклад жизни, стирает стереотип казенных взаимоотношений между детьми и взрослыми и открывает путь реализации новых педагогических решений.

2. «Гостевая семья».

Практика приглашения детей в дома сотрудников детского дома широко используется с первых дней работы детского дома. Как правило - это выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников.

У детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в

семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Они начинают понимать, что мы просто люди, живущие на скромный заработок, они высоко ценят, когда перед ними открывают дверь своего дома и искренне общаются с ними.

3. «Дом без границ».

Это разовая акция приглашения всех детей детского дома в семьи сотрудников. Открыть замкнутый мир детского, сиротского дома и не менее замкнутый мир наших домов, быть более искренним и доступными в общении, уметь доверять друг другу, радоваться и делиться радостью - такой жизненный урок получили взрослые и дети, открыв двери своих домов.

4. «Заочная семья».

С помощью общественно-благотворительных связей с христианскими организациями в России и за рубежом удалось развить сотрудничество и организовать переписку детей с зарубежными семьями и сверстниками из Швеции и Финляндии, поездки на семейный отдых, Рождественские праздники и летние каникулы. Умение доверять, бать внимательными, дружелюбными и щедрыми от чистого сердца - важные качества, которым учатся дети в семейных формах общения с «заочными семьями».

5. «Родная семья».

Родная семья (или биологическая семья, когда существует только биологическая связь между родителями и детьми) в нашем случае - это сохранившиеся социальные связи или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи. Главное научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их не повторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.

6. «Опекунский дом с учебной фермой».

В 1994 году на базе безвозмездно арендованного сельского дома с приусадебным участком, в 70 км от Санкт-Петербурга была начата программа помощи выпускникам и обучение воспитанников детского дома работе на земле и овладению навыками ведения хозяйства в условиях сельского быта. У детей формируют новые знания и умения самостоятельной жизни в естественных условиях, расширяют кругозор, оздоравливают и укрепляют физические и волевые качества, приучают к трудолюбию и учат ценить «хлеб» и труд людей, выращивающих его.

7. «Твой дом».

Программа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.

8. «Ты не один» (программа помощи выпускникам).

Помощь выпускникам в связи с рождением ребенка или

имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Главная цель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты не один, мы по-прежнему рядом».

9. «Семья восприемников».

Важной частью семейного воспитания является участие старших и духовно умудренных наставников в формировании у ребенка нравственных понятий и опыта достойной жизни. Такие обязанности принимают на себя «крестные» или, по-церковному «восприемники».

Таким образом, через «коллективную семью» и другие формы семейного воспитания в совместной духовной, повседневной и творческой жизни восполняются и соединяются утраченные частицы детской радости с социальным и духовным чувством единения, путь не с родными по плоти, но с родными по духу [2]. Конечно, всю систему работы персонала детских домов этим не поменяешь, но есть надежда, что всеобщими усилиями нам удастся сделать жизнь сирот хоть чуточку светлее и счастливее.

Библиографический список

1. Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятное влияние на личность в микросреде): учеб. пособ. - М., 1995.

2. Павлова, В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. - СПб., 2003.

Bibliography

1. Antonyan, Yu.M. Socialjnaya sreda i formirovanie lichnosti prestupnika (neblagopriyatnoe vliyanie na lichnostj v mikrosrede): ucheb. posob. -M., 1995.

2. Pavlova, V.A. Semeyjnaya forma vospitaniya deteyj-sirot. - SPb., 2003.

Статья поступила в редакцию 10.05.13

УДК 34:37.037

Dolmatova ОЛ. EDUCATION VALUES MATERNITY THE ADOLESCENT GIRLS MEANS OF THE SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY. The article reveals the problems of Education of the values of maternity the adolescent girls means of the social-cultural activity, the analysis of the problem in the scientific литераторе, revealed the contents of the main contemporary issues in pedagogy of socio-cultural activity, and also the analysis of experimental work and the content of the recommendations on the educational programs with the girls teenagers.

Key words: decision making, management solution, information, clarification of objectives, assessment of conditions, the educational process.

О.А. Долматова, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСТВА У ДЕВУШЕК- . . ДСТВАМИ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыты проблемы воспитания ценностей материнства у девушек-подростков средствами социально-культурной деятельности, дан анализ проблемы в научной литераторе, выявлено содержания основных современных проблем в педагогике социально-культурной деятельности. Также представлен анализ опытноэкспериментальной работы и содержание рекомендаций по проведению воспитательных программ с девушками подростками.

Ключевые слова: принятие решения, управленческое решение, информационное обеспечение, уяснение задачи, оценка условий, учебно-воспитательный процесс.

Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины. Традиционно в России материнство всегда было обозначено как высшая нравственная ценность. В современной России, как и во всем мире, ценности традиционного материнства, в основе которых - любовь к детям, а самое главное -желание их иметь, постепенно утрачиваются. Сегодня российское общество, не выдерживает тех разнополярных культурных вызовов, которые предлагаются современной цивилизацией: ее техногенным, экономическим, информационным показателям, вовлекающим человека в систему водоворота профессионального престижа и успеха, экономического роста, информационной загруженности, потребительства.

Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение значимости в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (Е.И. Голова-ха, О.Н. Безрукова). Поэтому, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Учёные установили, что ценность и чувство материнства не является врождённым, оно развивается у женщины, и связано с развитием мышления, воли, воображения и расширением сферы личных потребностей. Его можно формировать, а можно и подавлять, задавая в качестве наиболее значимых другие ориентиры. В недавнем прошлом, прежде всего, восхвалялись ценности передовой работницы, стахановки, но в тоже время сохранялась значимость необходимого и важного отношения к материнству. Это проявлялось, в частности, в существовании почётного звания «Мать-героиня», материального и морального поощрения материнства и стремления обеспечить счастливое детство подрастающему поколению. Однако домашний труд работой не считался, хотя и учитывался при организации труда женщины. В постсоветский период стало поощряться стремление к самореализиции, к достижению личного успеха, независимости. Материнство как самостоятельная ценность в эту систе-

му координат просто не вписывалась или вписывалась с большим трудом, в связи с новыми материальными, социальными и духовными условиями жизни. Девочку с раннего детства, в первую очередь ориентировали на примерное поведение, хорошую учёбу, затем - на выбор профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни, конечно же, предполагалось, но оно всегда воспринималось как сопутствующее успехам в труде [1, с. 10]. Поэтому не приходится удивляться, когда значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться.

На Западе одним из распространенных мнении является то, что материнство мешает самореализации женщины в деловой карьере. Мотивами, как со стороны женщины, так и мужчины, для отказа желания иметь детей являются не только экономические, социальные, но и личные («хочется пожить для себя», «сделать карьеру») [2, с. 23]. Результатом подобного отношения к ценности материнства стало прерывание социальной, культурной и исторической трансляции традиционной модели поведения материнства новому поколению.

Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В. Винникотт, РЗидер, М. Мид, Д. Попеное, Г.Г. Филиппова, Э. Эриксон и др.). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей ценностью и потребностью материнства. В результате даже при наступлении беременности и на пороге материнства, женщина оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, основных функциях ухода за ним и общения [3, с. 35].

Проблема формирования готовности к материнству до рождения ребенка в подростковом возрасте, особенно остро стоит сегодня в связи с рассмотренными современными особенностями. Этому посвящены работы ряда отечественных исследователей (И.А. Алленовой, И.П. Катковой, Л.Г. Камсюк, О.Н. Лебединской, С.Ю. Мещеряковой, Ю.П. Петренко, А.А. Шевелевой, Г.Г. Филипповой и др.). В работах представителей западных психологических школ (Л. Бибринг, Д. Пайнз, Дж. Хорни) также достаточно подробно анализируется тема формирования материнства в подростковом возрасте.

В то же время, в большинстве работ проблема подготовки девушек-подростков к материнству традиционно считается пре-

11071014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.