Эффективность выполнения задания зависит от понимания учащимися символики данных птиц, поэтому целесообразно применить технику «ромб ассоциаций», призванную актуализировать субъективный опыт учащихся: посередине тетрадного листа чертится ромб, внутри которого записывается слово «лебедь». Слева фиксируются фразы, слова, словосочетания из текста, справа - чувства, образы, ассоциации, возникающие при чтении и пропущенные сквозь призму своего «Я».
Учащиеся сходятся в интерпретации образа лебедя, символизирующего чистоту, возрождение и гордое одиночество. Всё это соотносится с мыслью о цикличности бытия, позволяющей ученикам осознать, что «ничто не вечно в этом мире, даже горе. А жизнь не останавливается. Нет, никогда не останавливается жизнь» [4, с. 255].
Данный этап урока способствует формированию у учащихся познавательных универсальных действий учебных действий постановки и решения проблемы, способности кратко и всесторонне выражать собственное мнение.
На заключительном этапе школьникам следует вновь вернуться к проблеме осознания роли Арктура в произведении, посредством применения техники «вершина». Ребята ручкой другого цвета отмечают место, которое, по их мнению, занимает главный герой по выше обозначенной шкале, после чего сдают свои работы учителю.
Рефлексия урока проводится с помощью техники «Продолжи фразу», способствующей приобретению учащимися навыков критического мышления, благодаря осмыслению результатов собственной деятельности:
- Мне было интересно...
- Я разобрался с.
- Я понял, что.
- Мне было трудно.
- Я хочу узнать.
Библиографический список
Домашнее задание предлагается с учётом трёх уровней, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся. Так, например, создание паспорта Арктура с подробной характеристикой и портретом посильно любому ученику. Составление кроссворда «Образы животных в мировой литературе» предлагается тем школьникам, которые стремятся к хорошей отметке. Третий уровень представлен в виде творческого задания, написания рассказа для сборника «Животные-герои».
Таким образом, на уроке литературы при изучении рассказа могут быть реализованы все виды познавательных универсальных учебных действий: на этапе подготовки к первичному восприятию произведения - познавательные общеучебные действия поиска и выделения необходимой информации, смыслового чтения, построения устных и письменных высказываний; первичное восприятие художественного текста характеризуется становлением познавательных общеучебных действий работы с информацией, создания алгоритмов деятельности, выбора эффективных способов решения, действий постановки и решения проблемы, а также логических действий сравнения, сериа-ции, классификации и анализа. На этапе вторичного восприятия произведения формируются познавательные логические действия синтеза, установления причинно-следственных связей, построения логической цепи и знаково-символические моделирования. Этап рефлексии знаменателен для развития познавательных общеучебных действий контроля и оценки.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы способствует развитию мыслительных процессов учащихся, их способности самостоятельно работать с новой информацией, понимать проблему, цели и задачи, планировать и осуществлять интеллектуальную работу, конструктивно работать в команде. Предлагаемая методика позволяет повысить эффективность учебно-познавательного процесса и обеспечивает реализацию ключевой компетенции «умения учиться».
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011.
2. Примерные программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы: проект. - М., 2010.
3. Педагогическая техника: ремесло или искусство [Э/р]. - Р/д: http:// didaktor.ru/ pedagogicheskaya-texnika-remeslo-ili-iskusstvo.
4. Литература. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе: в 2 ч. / под ред. В. Ф. Чертова. - М., 2012.
- Ч. 2.
Bibliography
1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya. - M., 2011.
2. Primernihe programmih po uchebnihm predmetam. Literatura 5-9 klassih: proekt. - M., 2010.
3. Pedagogicheskaya tekhnika: remeslo ili iskusstvo [Eh/r]. - R/d: http:// didaktor.ru/ pedagogicheskaya-texnika-remeslo-ili-iskusstvo.
4. Literatura. 5 klass: uchebnik dlya obtheobrazovat. uchrezhdeniyj s pril. na ehlektron. Nositele: v 2 ch. / pod red. V. F. Chertova. - M., 2012. - Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 16.07.13
УДК 37.013
Bashirova S.A. SOCIAL PROBLEMS OF EDUCATION OF CHILDREN - ORPHANS IN THE CURRENT CONDITIONS OF THE COMPANY. This article discusses the social problems of education of children - orphans in the current conditions of society, where, under the supervision of a small number of educators fostering orphans - the boys and girls of school age.
Key words: orphaned children, education, social education, boarding, children's home, social orphans.
С.А. Баширова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, зам. декана факультета информатики
филиала Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются социальные проблемы воспитания детей-сирот в современных условиях общества, где под наблюдением небольшого числа воспитателей воспитываются сироты - мальчики и девочки школьного возраста.
Ключевые слова: дети-сироты, воспитание, социальное воспитание, интернат, детский дом, социальные сироты.
На протяжении веков дети считались и считаются главным питания является полное, свободное и гармоничное развитие достоянием любого общества. Их воспитанию уделяется осо- внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, бое внимание как семьи, школы, так и государства. Целью вос- формирование личности свободной от конформизма и эгоцент-
ризма, уважающей нормы человеческого общежития и достоинства другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. От того, каким будет это воспитание и способы достижения его цели, зависит формирование будущего поколения. Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризиса моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи усилили распад многих семей и привели к росту числа отвергнутых детей, воспитание которых, прежде всего, осуществляется в учреждениях интернатного типа.
Проблемы социальной адаптации этой категории детей освещаются в многочисленных психолого-педагогических исследованиях как отечественных (М.И. Буянов, И.А. Залыгина, Е.М. Рыбинский, Е.О. Смирнова и др.), так и зарубежных (У. Бо-улби, М. Раффер, С. Броу и др.) ученых.
Однако, согласно опросам и статистике правонарушений, можно сказать, что на сегодняшний день выпускники учреждений интернатов плохо подготовлены к жизни в обществе, трудно адаптируются и ориентируются в нем [1]. Всё чаще выявляются случаи насилия над детьми в условиях интерната.
Тем не менее, существуют отдельные примеры создания условий для максимального развития детей в интернатах. Например, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии детский дом № 41 «Благодать» (г. Санкт - Петербург).
Основным ядром разработанной системы воспитания является «коллективная семья» детского дома.
1. Коллективная семья.
Для создания атмосферы семьи весь дом должен представлять собой « целостное жизненное пространство».
Главный принцип взаимоотношений: «Мы равны в главном
- желании жить вместе». Мы взрослые приходим в дом, где собраны дети. Мы приходим в их дом, потому что другого дома у них пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» - место их родителей. Если мы понимаем и хотим этого, то мы всегда найдем отклик в душе ребенка, и он примет нас и поможет научиться любить и заботится о нем, как о «своем родном».
■ Дополнительное развивающее обучение.
■ Укрепление психофизического здоровья.
Главные принципы жизнеустройства.
■ Качество жизненной среды должно быть педагогично.
Устранить или не допустить отрицательное педагогическое
воздействие.
■ Для создания «домашнего уклада».
Жизнь детей в детском доме не должна быть похожа на жизнь школы, пионерского лагеря и любого другого детского учреждения.
■ Административно-организационные принципы.
- оптимальное количество человек (не превышая 40).
- автономность жилых помещений.
- формирование целостного коллектива. Требования к кадровому составу.
«Коллективная семья», как особый уклад жизни, стирает стереотип казенных взаимоотношений между детьми и взрослыми и открывает путь реализации новых педагогических решений.
2. «Гостевая семья».
Практика приглашения детей в дома сотрудников детского дома широко используется с первых дней работы детского дома. Как правило - это выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников.
У детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в
семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Они начинают понимать, что мы просто люди, живущие на скромный заработок, они высоко ценят, когда перед ними открывают дверь своего дома и искренне общаются с ними.
3. «Дом без границ».
Это разовая акция приглашения всех детей детского дома в семьи сотрудников. Открыть замкнутый мир детского, сиротского дома и не менее замкнутый мир наших домов, быть более искренним и доступными в общении, уметь доверять друг другу, радоваться и делиться радостью - такой жизненный урок получили взрослые и дети, открыв двери своих домов.
4. «Заочная семья».
С помощью общественно-благотворительных связей с христианскими организациями в России и за рубежом удалось развить сотрудничество и организовать переписку детей с зарубежными семьями и сверстниками из Швеции и Финляндии, поездки на семейный отдых, Рождественские праздники и летние каникулы. Умение доверять, бать внимательными, дружелюбными и щедрыми от чистого сердца - важные качества, которым учатся дети в семейных формах общения с «заочными семьями».
5. «Родная семья».
Родная семья (или биологическая семья, когда существует только биологическая связь между родителями и детьми) в нашем случае - это сохранившиеся социальные связи или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи. Главное научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их не повторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.
6. «Опекунский дом с учебной фермой».
В 1994 году на базе безвозмездно арендованного сельского дома с приусадебным участком, в 70 км от Санкт-Петербурга была начата программа помощи выпускникам и обучение воспитанников детского дома работе на земле и овладению навыками ведения хозяйства в условиях сельского быта. У детей формируют новые знания и умения самостоятельной жизни в естественных условиях, расширяют кругозор, оздоравливают и укрепляют физические и волевые качества, приучают к трудолюбию и учат ценить «хлеб» и труд людей, выращивающих его.
7. «Твой дом».
Программа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.
8. «Ты не один» (программа помощи выпускникам).
Помощь выпускникам в связи с рождением ребенка или
имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Главная цель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты не один, мы по-прежнему рядом».
9. «Семья восприемников».
Важной частью семейного воспитания является участие старших и духовно умудренных наставников в формировании у ребенка нравственных понятий и опыта достойной жизни. Такие обязанности принимают на себя «крестные» или, по-церковному «восприемники».
Таким образом, через «коллективную семью» и другие формы семейного воспитания в совместной духовной, повседневной и творческой жизни восполняются и соединяются утраченные частицы детской радости с социальным и духовным чувством единения, путь не с родными по плоти, но с родными по духу [2]. Конечно, всю систему работы персонала детских домов этим не поменяешь, но есть надежда, что всеобщими усилиями нам удастся сделать жизнь сирот хоть чуточку светлее и счастливее.
Библиографический список
1. Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятное влияние на личность в микросреде): учеб. пособ. - М., 1995.
2. Павлова, В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. - СПб., 2003.
Bibliography
1. Antonyan, Yu.M. Socialjnaya sreda i formirovanie lichnosti prestupnika (neblagopriyatnoe vliyanie na lichnostj v mikrosrede): ucheb. posob. -M., 1995.
2. Pavlova, V.A. Semeyjnaya forma vospitaniya deteyj-sirot. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 10.05.13
УДК 34:37.037
Dolmatova ОЛ. EDUCATION VALUES MATERNITY THE ADOLESCENT GIRLS MEANS OF THE SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY. The article reveals the problems of Education of the values of maternity the adolescent girls means of the social-cultural activity, the analysis of the problem in the scientific литераторе, revealed the contents of the main contemporary issues in pedagogy of socio-cultural activity, and also the analysis of experimental work and the content of the recommendations on the educational programs with the girls teenagers.
Key words: decision making, management solution, information, clarification of objectives, assessment of conditions, the educational process.
О.А. Долматова, соискатель АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСТВА У ДЕВУШЕК- . . ДСТВАМИ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыты проблемы воспитания ценностей материнства у девушек-подростков средствами социально-культурной деятельности, дан анализ проблемы в научной литераторе, выявлено содержания основных современных проблем в педагогике социально-культурной деятельности. Также представлен анализ опытноэкспериментальной работы и содержание рекомендаций по проведению воспитательных программ с девушками подростками.
Ключевые слова: принятие решения, управленческое решение, информационное обеспечение, уяснение задачи, оценка условий, учебно-воспитательный процесс.
Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины. Традиционно в России материнство всегда было обозначено как высшая нравственная ценность. В современной России, как и во всем мире, ценности традиционного материнства, в основе которых - любовь к детям, а самое главное -желание их иметь, постепенно утрачиваются. Сегодня российское общество, не выдерживает тех разнополярных культурных вызовов, которые предлагаются современной цивилизацией: ее техногенным, экономическим, информационным показателям, вовлекающим человека в систему водоворота профессионального престижа и успеха, экономического роста, информационной загруженности, потребительства.
Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение значимости в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (Е.И. Голова-ха, О.Н. Безрукова). Поэтому, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Учёные установили, что ценность и чувство материнства не является врождённым, оно развивается у женщины, и связано с развитием мышления, воли, воображения и расширением сферы личных потребностей. Его можно формировать, а можно и подавлять, задавая в качестве наиболее значимых другие ориентиры. В недавнем прошлом, прежде всего, восхвалялись ценности передовой работницы, стахановки, но в тоже время сохранялась значимость необходимого и важного отношения к материнству. Это проявлялось, в частности, в существовании почётного звания «Мать-героиня», материального и морального поощрения материнства и стремления обеспечить счастливое детство подрастающему поколению. Однако домашний труд работой не считался, хотя и учитывался при организации труда женщины. В постсоветский период стало поощряться стремление к самореализиции, к достижению личного успеха, независимости. Материнство как самостоятельная ценность в эту систе-
му координат просто не вписывалась или вписывалась с большим трудом, в связи с новыми материальными, социальными и духовными условиями жизни. Девочку с раннего детства, в первую очередь ориентировали на примерное поведение, хорошую учёбу, затем - на выбор профессии, успехи в работе. Счастье в личной жизни, конечно же, предполагалось, но оно всегда воспринималось как сопутствующее успехам в труде [1, с. 10]. Поэтому не приходится удивляться, когда значительная часть современных российских женщин воспринимает материнство не как своё призвание, а как обузу, препятствие в профессиональном становлении, как нечто, с чем со временем надо смириться.
На Западе одним из распространенных мнении является то, что материнство мешает самореализации женщины в деловой карьере. Мотивами, как со стороны женщины, так и мужчины, для отказа желания иметь детей являются не только экономические, социальные, но и личные («хочется пожить для себя», «сделать карьеру») [2, с. 23]. Результатом подобного отношения к ценности материнства стало прерывание социальной, культурной и исторической трансляции традиционной модели поведения материнства новому поколению.
Подобная ситуация характеризуется исследователями как «потеря пути к модели материнства» (Д.В. Винникотт, РЗидер, М. Мид, Д. Попеное, Г.Г. Филиппова, Э. Эриксон и др.). Данный процесс сочетается с расширением и появлением нового содержания модели члена общества, не обеспеченной соответствующей ценностью и потребностью материнства. В результате даже при наступлении беременности и на пороге материнства, женщина оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка, основных функциях ухода за ним и общения [3, с. 35].
Проблема формирования готовности к материнству до рождения ребенка в подростковом возрасте, особенно остро стоит сегодня в связи с рассмотренными современными особенностями. Этому посвящены работы ряда отечественных исследователей (И.А. Алленовой, И.П. Катковой, Л.Г. Камсюк, О.Н. Лебединской, С.Ю. Мещеряковой, Ю.П. Петренко, А.А. Шевелевой, Г.Г. Филипповой и др.). В работах представителей западных психологических школ (Л. Бибринг, Д. Пайнз, Дж. Хорни) также достаточно подробно анализируется тема формирования материнства в подростковом возрасте.
В то же время, в большинстве работ проблема подготовки девушек-подростков к материнству традиционно считается пре-
11071014