УДК 364.65
DOI 10.1273717740
ПОМОЩЬ ПРИЕМНЫМ СЕМЬЯМ ПОСТОРОННИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ
Иванова Ольга Андреевна, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена,
ivanovaolga13@yandex.ru,
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Статья посвящена вопросу внешней помощи приемным семьям. При нахождении в сиротском учреждении ребенок, нуждающийся в помощи, попадает в целевую аудиторию деятельности благотворительных фондов и иных организаций. Сиротские учреждения хорошо информированы. Существует налаженная система взаимодействия сиротских учреждений с органами опеки и благотворительными организациями. Иерархичность системы призрения детей-сирот позволяет, при наличии инициативы со стороны педагогических и руководящих работников, справляться с проблемами, сопутствующими педагогическому процессу при воспитании ребенка, имеющего статус сироты, пребывающего в учреждении. Однако могут возникнуть проблемные точки при привлечении помощи извне: все более жесткими оказываются требования к тем людям, которые готовы быть волонтерами и заниматься с детьми. При попадании в приемную семью статус ребенка меняется, и приемные родители вынуждены самостоятельно решать возникающие трудные вопросы, касающиеся здоровья, образования, дополнительного образования, бытовых нужд, физической, психологической помощи и социокультурной адаптации ребенка. В кровной семье ребенок проходит этапы подготовки к самостоятельной жизни постепенно. Приемные же родители вынуждены заниматься воспитанием ребенка, который уже имеет социальный опыт, причем часто негативный. В общественном сознании вопрос помощи разного рода такому ребенку уже не стоит так остро: есть человек, который принял на себя полномочия заботы о несовершеннолетнем — его приемный родитель (приемные родители). Необходимо информирование приемных родителей о том, какие фонды ведут работу с детьми-сиротами, какова целевая аудитория деятельности фонда, а также каким образом это может помочь в подготовке приемного ребенка к будущей жизни. В статье рассмотрены возможности обращения в различные фонды по поводу решения некоторых проблем, а также положительный для педагогического процесса эффект получения внешней помощи. Кроме того, в статье дан пример деятельности Центра приемных семей «Умиление» в поселке Вырица Ленинградской области, который является уникальным содружеством приемных семей, ведущих деятельность по воспитанию приемных детей, их подготовки к будущей жизни посредством сопровождения.
Ключевые слова: приемные семьи, сироты, дети-сироты, социокультурная адаптация
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, находящихся на полном государственном обеспечении. Соответственно, предполагается, что государство удовлетворяет не только потребность детей в пище, жилище, возможности обучения и пр., но и способствует решению вопроса о дополнительном образовании, социализации, социокультурной адаптации, а также внеплановых (чрезвычайных) ситуаций, которые могут коснуться здоровья ребенка. Однако практика призрения детей-сирот показывает, что часто своими силами государственное учреждение не может решить какие-то вопросы, среди которых могут быть не только внеплановые, но и насущные. Следовательно, требуется некий внешний источник помощи.
Любые формы призрения детей-сирот являются чётко фиксированными и прописанными с законодательной точки зрения [22; 23]. Имеются формулировки, установленные законом, а также правила организации и функционирования любой из форм. Внесение качественных изменений не приветствуется и может считаться нарушением закона. Это затрудняет привлечение помощи со стороны для решения нужд ребёнка и возможность частных лиц и организаций оказать требуемую поддержку.
Для детских домов и других учреждений интернатного типа наиболее удобным и безопасным способом является взаимодействие с организациями, юридическими лицами. В подобных случаях заключается договор или иной документ о предоставлении организацией на
безвозмездной основе продуктов, канцелярских товаров и пр. Все продукты и товары, привезенные в детский дом, должны обладать необходимыми сертификатами, информацией о сроке годности и иными требуемыми документами.
С частными лицами процесс проходит по-иному. Если человек решил посещать сиротское учреждение и своим трудом помогать детям (заниматься репетиторством, помогать делать уроки, гулять с детьми и т.д.), то ему следует пройти медицинское обследование. Минимальный перечень справок, которые должен получить потенциальный волонтёр, содержит следующие документы: действительный результат флюорографического обследования, справка из психоневрологического диспансера, справка о наличии или отсутствии судимости. В случае, если нет направления на медицинское обследование, все анализы делаются платно. Их стоимость зависит от медицинской организации, в которой будут сдаваться анализы. Если волонтер намеревается посещать детское учреждение от лица той или иной организации, то с организацией также будет заключаться договор. Подобный договор допустим и с индивидуальными посетителями, однако детские дома как учреждения закрытого типа никого пускать «с улицы» не должны.
В 2010 году сотрудники одного из Благотворительных фондов, осуществляющих деятельность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, начали работу в ряде детских домов [10]. Администрация половины учреждений потребовала результаты медицинского обследования с самого начала работы. Волонтёры сразу оформили необходимые документы и в течение более чем 5 лет помогают сиротам, проводя праздники, воспитательные часы, организуя экскурсии. Опросы воспитателей данных учреждений продемонстрировали положительную динамику в интеллектуальном и нравственном развитии детей при наличии регулярных занятий и посещений. В остальных учреждениях волонтеры были допущены к детям без медицинских документов. По прошествии двух лет, когда требования постепенно стали ужесточаться, ряд волонтеров прервал свое сотрудничество с детским домом в тех случаях, когда медицинское обследование включало в себя большое количество пунктов. С одной стороны, прерывание сотрудничества негативно сказалось на детях, нанеся им род психологической травмы. С другой стороны, позиция администрации также была обоснованной — медицинское обследование снижает риск
распространения болезней и неадекватного поведения людей, приходящих со стороны. Мера была вызвана заботой о благополучии детей.
Администрация детского учреждения должна понимать, с какой целью человек/организация предлагает свою помощь и каким образом это может принести пользу детям. Поэтому после заключения договора может потребоваться предоставление программы или плана работы. Вид и форму договора определяет администрация. Например, могут потребоваться программы работы в следующих видах:
1) список тем, по которым будут проходить занятия (встречи) с детьми;
2) список поездок и мероприятий на определенный срок с указанием предполагаемой (или четко заранее установленной) даты проведения;
3) программа работы, оформленная по всем правилам, с указанием целей, задач и т.п.;
4) календарно-тематическое планирование.
Любую из программ необходимо согласовывать с администрацией детского дома, при необходимости корректировать. В случае, если программа работы предоставляется от лица организации (образовательной организации, благотворительного фонда и др.), директор детского дома может потребовать поставить печать организации, направившей волонтера для работы с детьми.
На первый взгляд, может показаться, что данные требования оттолкнут людей от помощи детям-сиротам. Но это тоже меры, направленные на помощь и предотвращение любого воздействия, которое может повредить психике и здоровью ребенка. Сотрудничество с кем-либо вне системы детского дома должно подвергаться строгой отчетности со стороны воспитателей по отношению к администрации учреждения и далее — по восходящей цепочке иерархии: районные, городские, региональные и др. организации.
Опрос администрации ряда областных детских домов показал, что некоторые сиротские учреждения не справляются самостоятельно с хозяйственной деятельностью (76%), ремонтными работами (64%) и организацией летнего отдыха (63%). Руководители данных учреждений говорили о том, что приходилось обращаться за финансовой помощью к различным фондам и организациям.
В соответствии с законодательством, посещать детский дом могут только потенциальные усыновители, которые предварительно, как минимум, прошли школу приёмных родителей и получили заключение о возможности
воспитывать ребенка из детского дома. Однако подобное требование снижает возможность ребенка обрести семью. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. В Санкт-Петербурге в 2009 г. в семьи взяли всего 7 детей-инвалидов. Приемной матерью двух этих детей стала женщина, посещавшая интернат для слабовидящих детей в качестве волонтера. Девочки, попавшие к ней в приемную семью, обладают комплексными дефектами здоровья, что снижало возможность найти им родителей. Если бы волонтер не посещала сиротское учреждение, образовательный маршрут данных девочек привел бы их в итоге в один из психоневрологических интернатов Санкт-Петербурга или Ленинградской области.
Главная проблема привлечения посторонней помощи к ведению воспитательной работы и хозяйственной деятельности сиротских учреждений заключается в закрытости учреждения и отсутствии законных оснований для привлечения помощи, а также информированности о видах помощи и о принципиальной возможности ее оказания. Часто человек обладает финансовыми, интеллектуальными, физическими возможностями, располагает достаточным количеством времени, но не знает как и где эти возможности реализовать, как попасть к детям-сиротам.
По-иному обстоит дело, когда форма призрения сирот не представляет собой юридическое лицо или образовательную организацию, то есть некую «государственную единицу», абсолютно зависящую от вышестоящих инстанций. Для примера рассмотрим приёмную семью.
Приёмная семья — это особая форма устройства детей-сирот, опека ребенка-сироты, осуществляемая на основе договора между приемными родителями и органами опеки. Принципиальная разница с опекой заключается в получении заработной платы приемными родителями в размере, установленном в зависимости от количества детей, принятых в семью. В Конвенции о правах ребенка закреплено положение о приоритетности семейного воспитания [1]. Соответственно, из всех форм призрения сирот самыми распространенными должны быть замещающие формы воспитания, замещающие семьи [25; 27; 28]. Приемная семья является одним из наиболее перспективных направлений. Многие исследования (напр., работы А.Б. Холмогоровой, В.Н. Ослон) показали, что замещающая семья как форма воспитания ребенка-сироты наиболее предпочтительна [2, с. 85—89], поскольку именно она может
подготовить ребенка к нормальной жизни в социуме, адаптировать его к окружающему миру посредством приобретения не только бытовых, но и психологических навыков, обретаемых через контакт с микросоциумом [11; 12; 26; 32]. Но, попадая в приемную семью, ребенок, хоть и не теряет положенные ему льготы, всё-таки оказывается ограниченным в возможности получения внешней помощи.
Если государственным учреждениям вышестоящими инстанциями могут даваться рекомендации по сотрудничеству с фондами и организациями или же категорические запреты (пусть даже не зафиксированные в письменном виде), то приёмной семье часто приходится самостоятельно выяснять следующие сведения:
1) куда обратиться в случае необходимости,
2) какова процедура обращения,
3) что может стать причиной отказа,
4) как поступить в случае отказа.
Особенно трудно приходится начинающим
приемным родителям, которые впервые сталкиваются с воспитанием неродного ребенка. У них многие вопросы воспитания, образования и личностного развития ребенка часто наталкиваются на барьер, вызванный отсутствием личного педагогического опыта в данной сфере и наличием особого жизненного опыта у ребенка. Поэтому необходима предварительная подготовка приемных родителей к тем изменениям, которые наступят в их жизни с приходом нового члена семьи [8; 10; 15].
Органы опеки в основном занимают контролирующую позицию по отношению к приёмной семье. Намеренного информирования о возможных источниках помощи, скорее всего, не будет. Какого рода информацию могут предоставить муниципальные отделы опеки?
1. Предоставление вариантов бесплатных (прежде всего) и платных кружков, секций и пр. (дополнительное образование) (по обращению).
2. Предоставление бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря (варианты путевок). Чаще всего информирование о вариантах летнего отдыха осуществляется через образовательное учреждение, в котором обучается ребенок-сирота.
3. Предоставляет билеты на социальные ёлки с подарком — новогодние праздники, организуемые правительством для детей-сирот, школьников и проч.
Вслед за многими исследователями мы утверждаем, что необходимо усилить эффектив-
ность помощи семьям, которые взяли на воспитание приемных детей [24; 33].
В чём еще заключается обратная связь органов опеки и приемной семьи? На ребенка, принятого в семью, выделяется ежемесячное пособие. Эти средства всегда были строго подотчетными, и один раз в фиксированный период времени приемный родитель (опекун) предоставлял отчет о потраченных средствах в виде чеков и квитанций. Некоторое время назад, в начале 2015 г., произошли изменения, и отчет предоставляется только в случае покупок на крупную сумму. Безусловно, принимая ребенка в семью, новые родители берут на себя ответственность за его воспитание, но могут возникать ситуации, когда требуется посторонняя помощь или хотя бы информирование о возможных вариантах действий в различных случаях. Мы будем говорить не только и не столько о материальной поддержке, сколько о помощи в подготовке ребенка к будущей жизни — о сопровождении.
В обычной кровной семье ребенок с раннего детства ежеминутно проходит социализацию, привыкает к жизни в обществе, учится находить контакт с ближним окружением (семьей) и людьми, находящимися на некотором расстоянии. Родители (исключая случаи социально неблагополучных семей) постоянно готовят ребенка к выходу в будущую жизнь [18]. Тот же ребенок, который часть своей жизни провел в сиротском учреждении, уже обладает негативным жизненным опытом, коррекция которого требует дополнительных сил и времени. Родители же часто заняты на работе и индивидуальными занятиями с детьми, их адаптацией в семье. Подробное информирование о процедурах обращения в различные организации для получения помощи требуемого характера с целью более продуктивного сопровождения ребенка значительно расширит возможности приемной семьи в выборе педагогической стратегии.
В данном ключе интересен опыт Центра приёмных семей «Умиление» в поселке Вырица, на данный момент юридически не оформленного образования, собирающего информацию для подопечных семей, находя возможные варианты организаций-адресатов для тематических просьб. Кроме этого, имеется определенный круг частных благотворителей, к которым обращаются с насущными и не всегда глобальными, то есть затратными, просьбами. По примеру названного Центра следует сформировать
определенную базу данных и алгоритм действия при обращении за помощью.
Прежде всего следует дать классификацию и разделить вопросы на тематические блоки.
1. Здоровье, медицина.
2. Оздоровление, летний отдых.
3. Образование, дополнительное образование и досуг.
4. Бытовые нужды.
5. Психологическая помощь.
6. Физическая, кадровая помощь.
7. Социокультурная адаптация.
Большинство из обозначенных нами организаций оказывает помощь безвозмездно или помогает искать средства для удовлетворения тех или иных нужд. Но в любом случае обращение в организацию не гарантирует получение помощи. По закону человек, принимающий ребенка под опеку, берет ответственность за его жизнь и здоровье на себя, и внешняя помощь не является обязательной, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Здоровье, медицина. Прежде всего следует иметь на руках медицинские документы, подтверждающие диагноз и вид требуемого лечения (операция, медикаментозное воздействие и пр.). На сайтах благотворительных фондов (далее БФ) чаще всего имеется список необходимых документов, которые следует приложить к заявке на оказание помощи. Составляется письмо с объяснением ситуации, отправляется на адрес фонда или организации в бумажном или электронном виде с приложением скан-копии или нотариально заверенной копии. В течение какого-то срока рассматривается заявка, после чего сотрудники фондов связываются с тем, кто к ним обращается.
Препятствием для получения финансовой поддержки является предоставление неполного пакета документов.
Перечислим некоторые благотворительные фонды.
• БФ «АдВита» — помощь людям с онкологией. Оказывают поддержку как детям, так и взрослым.
• БФ «Адели» — помощь детям с ДЦП.
• БФ «Артёмка» — помощь детям и взрослым с тяжелыми заболеваниями (в основном работают с врожденными пороками сердца, заболеваниями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а также генетическими нарушениями).
• БФ «Бэла» — помощь детям с буллёзным эпидермолизом.
• БФ «Во имя жизни» — помощь больным муковисцидозом.
• БФ «Галчонок» — помощь детям с органическими поражениями ЦНС (центральной нервной системы).
• БФ «Дети земли» — помощь тяжелобольным детям.
• БФ «Детские сердца» — помощь детям с заболеваниями сердца и сосудов.
• БФ «Жизнь» — онкологические заболевания и заболевания крови.
• БФ «Жизнь как чудо» оказывает поддержку детям с заболеваниями печени.
• Сообщество «Конвертик для Бога» — сбор средств на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.
• БФ «Калин фонд» — онкология и сердечные заболевания.
• БФ «Настенька» — онкология.
• БФ «Остров Надежды» — ДЦП, заболевания головного мозга, неврология.
• БФ «Подари жизнь» — онкогематологиче-ские и другие тяжелые заболевания.
Список, приведенный выше, является неполным. В последние годы наблюдается рост количества БФ, занимающихся поиском средств на лечение детей. Также были обнаружены интернет-порталы, на которых можно найти тематическую информацию, в какой фонд с каким заболеванием следует обратиться.
• Благотворительная помощь детям: https:// ivsezaodnogo.ru/ (информационный портал, очень удобный в использовании, способствует детальному поиску).
• Куда ещё обратиться (информация на сайте фонда «Подари жизнь»: http://podari-zhizn.ru/ main/node/7196.
• «Шанс»: http://www.volontaires.ru/forum/ 29-9-1.
• Baby Blog: http://www.babyblog.ru/commu-nity/post/blago/1424166.
При обращении в БФ следует быть готовыми к тому, что возможен отказ в оказании помощи. Это объясняется не личной неприязнью или отсутствием некоторых моральных качеств у сотрудников фонда, а рядом логичных, обоснованных причин:
• несоответствие просьбы уставу фонда. При регистрации в Министерстве Юстиции фонд указывает сферу деятельности и случаи, в которых он будет оказывать поддержку. Если фонд помо-
гает детям с заболеваниями сердца, то родители ребенка с детским церебральным параличом вынуждены будут искать иные источники помощи;
• обман. Если выясняется, что предоставленные обращающимся за помощью человеком сведения ложные или же он параллельно ведет сбор средств в каком-либо ином фонде, скрывая это, то фонд отказывает такому просителю;
• частота обращения. В некоторых фондах есть правило оказывать поддержку только один раз в ограниченный период. В фондах формируется очередь на получение помощи, и чтобы поддержать большее количество менее активных людей, кому-то может быть отказано в помощи, даже если в недавний срок он получал ее в ином благотворительном фонде;
• срочность оказания помощи. В случае необходимости материальной поддержки следует заблаговременно обращаться в фонд, чтобы осталось время на сбор средств. В фондах чаще всего отсутствует денежный запас на оказание неотложной, срочной помощи;
• завышенные требования, которые можно решить меньшими затратами. Например, дорогие зарубежные клиники вместо отечественных при отсутствии письменного уведомления о невозможности лечения в клиниках родной страны.
Однако особым образом следует учесть, что в соответствии со ст. 7 п. 1 ФЗ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г., а также ред. ФЗ от 2 июля 2013 года № 167-ФЗ, дети-сироты имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях, а также на субсидирование лечения за пределами Российской Федерации за государственный счет.
2. Оздоровление, летний отдых. Чаще всего удовлетворение потребности в оздоровлении происходит через органы опеки, к которым прикреплена приемная семья. Если ребенок имеет инвалидность, ему предоставляется социальная путевка в детский оздоровительный лагерь, а также оплачивается билет для сопровождающего лица.
Опекаемые дети-сироты имеют право на предоставление бесплатной путевки в детский лагерь дневного пребывания, для ее оформления следует обращаться по месту обучения ребенка или в районный Многофункциональный центр. Многофункциональный центр и отдел опеки, а также образовательное учреждение могут дать информацию о возможности приобрести бесплатную или частично оплачиваемую путевку в детский лагерь. Кроме того, в случае
необходимости оплаты летнего отдыха с оздоровлением можно обратиться к частным благотворителям, написав соответствующее письмо.
3. Образование, дополнительное образование и досуг. Образование, как и другие сферы жизни ребенка-сироты, при оформлении опеки или приемной семьи переходит в ведение опекуна или приемных родителей. Преимущественным правом приема в ДОУ обладают четыре категории граждан, в том числе сироты и опекаемые дети.
38 из опрошенных 50 приемных родителей, имеющих кровных детей, испытывали трудности при оформлении ребёнка в садик по причине больших очередей и недостаточного количества мест. При этом только 3—4 семьи вынуждены были прибегнуть к помощи органов опеки с целью устройства приёмных детей в дошкольное учреждение. Образование по ступени начального и среднего общего образования (1-9-е классы) является обязательным, поэтому проблем при оформлении ребенка в школу не должно возникнуть.
Ситуация несколько осложняется при выборе дальнейшего пути - обучение в колледже или 10—11-х классах. Здесь у опекаемых детей также есть льготы при поступлении. Они обладают приоритетным правом на зачисление при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Данное положение регламентируется законом ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.). Кроме того, сироты имеют право получения второго среднего профессионального образования бесплатно, в то время как дети, имеющие родителей, могут получить его только за установленную плату.
Занятия в сфере дополнительного образования, а также досуговая деятельность не субсидируются государством, льгот не предусматривается. В случае необходимости оплаты занятий в музыкальной школе, занятий с репетитором или в кружках в школе или вне школы при невозможности самостоятельного решения данного вопроса следует обращаться к частным благотворителям.
Источником сведений о программах дополнительного образования может служить образовательное учреждение, учащимся которого является ребенок, отдел опеки. Кроме того, приемные родители могут получить информацию из средств массовой информации или через межличностные контакты.
4. Бытовые нужды. Незначительную часть потребностей в канцелярских товарах удовлетворяют органы опеки. У приемных семей, воспитывающих детей-инвалидов, бытовые нужды оказываются значительно более широкими. Однако часто происходит так, что ребенку необходима какая-то техника или мебель, а также одежда, специальная (ортопедическая) обувь и пр. В таких случаях следует обращаться к частным благотворителям или в фонды, которые помогают приемным семьям. Например, в уставе БФ «Православная Детская миссия имени преп. Серафима Вырицкого» содержатся пункты, позволяющие оказывать адресную финансовую помощь детям-сиротам и приемным семьям.
5. Психологическая помощь. Психологическое состояние детей-сирот, которые провели некоторый срок в сиротских учреждениях, отличается от нормы. Нестандартное и часто де-виантное поведение, пониженная способность к самоконтролю, повышенный депрессивный фон, смещение осознания категорий добра и зла и многое другое, - все эти особенности ребенка требуют не только педагогической, но и психологической корректировки.
В муниципальных органах опеки, которым подотчетна приемная семья, всегда есть информация о детском психологе, практикующем в том или ином районе.
Кроме того, компетентный штат психологов находится при Школах приёмных родителей. Например, в Санкт-Петербурге большая часть приемных родителей и опекунов проходит Школу приемных родителей по адресу Московский пр., д. 129. Во время прохождения занятий между психологами и приемными родителями часто возникают доверительные отношения, после чего опекуны в сложных ситуациях во взаимоотношениях с детьми обращаются к тем же психологам, которые готовили их к принятию нового члена семьи.
Перечислим основные Школы приемных родителей в Санкт-Петербурге:
1) Школа приёмных родителей. Наб. реки Фонтанки, д. 89, литера А;
2) Школа приёмных родителей. Ул. Льва Толстого, д. 7, офис 704;
3) Школа приёмных родителей. Ул. Моховая, д. 30;
4) Школа приёмных родителей (обязательная). Московский пр., д. 104.
6. Физическая, кадровая помощь. В уставе большинства благотворительных фондов прописано, что целевой аудиторией деятельности
является ограниченная какими-то параметрами группа людей. Чаще всего это «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей». Ребенок, взятый на воспитание, не попадает в целевую аудиторию этих фондов. Соответственно, необходимо обращаться в БФ, оказывающие помощь именно приемным семьям. Например, в уставе БФ «Православная Детская миссия имени преп. Серафима Вырицкого» (Далее «Детская миссия») от 2010 г. было определено оказание финансовой и иной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устав претерпел изменения, в некоторые пункты были добавлены «дети из малообеспеченных семей», а также категория «иные дети».
Оказание кадровой помощи может потребоваться в разных сферах жизни приемной семьи: образование, бытовые нужды (починка, ремонт, помощь транспортом и проч.), сопровождение ребенка и семьи в больницу, на отдых и проч. Необходимо найти нужного человека для реализации определенной цели. Так, БФ «Детская миссия» с помощью поправок в устав имеет возможность оплачивать труд наемных рабочих, педагогических работников, дефектологов, сиделок, массажистов, логопедов и др. Широко известный БФ «Дети ждут» разработал новый проект «Ребёнок дома», посвященный помощи приемным семьям в поиске кадровой поддержки.
7. Социокультурная адаптация. Одной из самых главных проблем современной системы призрения детей-сирот является подготовка выпускников сиротских учреждений к будущей жизни. Чаще всего в момент пребывания ребенка на полном государственном обеспечении удовлетворяются его бытовые нужды, проводится минимально-необходимый воспитательный процесс. Трудности вызывает индивидуальная работа [5, с. 24—33] с каждым воспитанником, которого нужно научить жить в обществе, полноценно в нём функционировать, справляться с непредсказуемыми жизненными трудностями, помочь обрести мотивацию к деятельности, которая у подобных детей чаще всего отсутствует, но является крайне необходимой в жизненном становлении [19]. Его необходимо научить не просто навыкам ведения хозяйства, но и привить определенную систему общечеловеческих духовно-нравственных ценностей [7, с. 24—28], которые позволят ему не просто интеллектуально быть способным отделить добро от зла, но и сделать обыкновенный бытовой (как первая ступень) выбор [20], а впоследствии — нравственный
выбор [16, с. 3—34] в каждый момент существования. Всё это касается проблем формирования личности ребёнка (одними из самых известных трудов в этой сфере являются работы Л.И. Божо-вич), с которыми в приемной семье справиться значительно легче, чем в любом заведении интернатного типа. В любом случае приемному родителю следует самостоятельно, а также с помощью Школ приемных родителей знакомиться с трудами, посвященными детской психологии и педагогической психологии [9].
В данном пункте достаточно трудно дать какие-либо конкретные рекомендации. Как уже говорилось, в Ленинградской области три года назад появился Центр приемных семей «Умиление» — содружество приемных семей, воспитывающих по несколько приемных детей. Главной воспитательной линией как раз является социально-педагогическое сопровождение детей, основанное на соблюдении определенных социально-педагогических условий [30]. В частности, многое зависит от воспитательной среды (об этом писали Д. Шеффер, В.Д. Гаталь-ский и др.), от погружения в социокультурное пространство города и области, а также от воспитания в духе четко определенной системы ду-хово-нравственных ценностей. Эта система ценностей позволяет сформировать возможность морального суждения ребенка, о важности которой в своих трудах говорил Ж. Пиаже. БФ «Детская миссия» реализует в своей деятельности сопровождение и в учреждениях интернатного типа. Соответственно, приемные родители могут обратиться за советом в этот фонд. На основании устава подобная помощь может им быть оказана.
Многие сироты, ввиду особенностей их содержания, воспитания, депривации (о роли привязанности и депривации в становлении личности ребенка написано множество трудов, одними из лучших являются работы Дж. Боулби), имеют нарушения развития разного уровня. Подобные нарушения могут вызывать трудности и в социальной, социокультурной адаптации [13]. К любому ребенку нужно осуществлять индивидуальный подход. Однако бывшие воспитанники сиротских учреждений требуют особой педагогической мудрости в работе с ними. Н.Б. Крылова и Е.А. Александрова ввели в обиход понятие «понимающая педагогика», которое характеризует суть подхода к каждому ребенку.
Безусловно, каждому ребенку необходима семья. В случае, когда семьи нет, заботу о ребенке проявляет государство. Но нужд у ребенка не
становится меньше, когда он попадает в приемную семью. Ему по-прежнему требуется лечение, помощь в учебе, педагогическая и психологическая поддержка в трудной жизненной ситуации и т.д. С многими из этих вопросов самостоятельно приемные родители и ребенок справиться не могут. Чтобы не произошло педагогической
неудачи, чтобы предотвратить ситуацию возврата ребенка в детский дом, нужно помочь приемным семьям в их нуждах. Януш Корчак пишет о том, что главная движущая сила в воспитании ребенка — это любовь. Самое главное — полюбить приемное дитя и ощутить, что теперь ребенок — часть сердца.
Литература
1. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России. // Вестник Башкирского ун-та. Т. 13. 2008. № 3. С. 644-647.
2. Байер Е. Приёмная семья для детей-сирот — приоритетная задача государственной поддержки детства // Народное образование. 2009. № 1. С. 85-89.
3. БожовичЛ.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1995. 350 с.
4. БоулбиДж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 462 с.
5. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3/4. С. 24-33.
6. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991. 480 с.
7. Гатальский В.Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. 2012. № 6. С. 25-29.
8. Германова Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания // Воспитание школьников. 2013. № 7. С. 24-28.
9. Гоголева В.В. Опека над несовершеннолетними: понятие и сущность // Право и государство. 2008. № 1. С. 40-44.
10. Иванова Н.П., О.В. Заводилкина Дети в приемной семье: советы начинающим родителям. М.: Дом, 2003. 60 с.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. 3-е изд., доп. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 304 с.
12. Кирилловых А.А. Опека и попечительство под охраной закона // Законодательство и экономика. 2008. № 9. С. 45-50.
13. КоробейниковИ.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002.
14. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании. М.: Изд-во полит. лит., 1990. 496 с.
15. Красницкая В.С. Вы решили усыновить ребенка. М.: Дрофа, 2001. 288 с.
16. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с. С. 66-67.
17. Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И.Яцуты. Кемерово: ИПК «Графика», 2002. С. 3-34.
18. ЛузинаЛ.М. Человек в проблемном поле воспитания: Монография. Псков: Издательство ПГПУ, 2008. 298 с.
19. Маслоу А. Мотивация и личность/ Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. СПб.: Питер, 2003. 351 с.
20. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребёнка: пер. с итал.. М., 1920. 209 с.
21. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. История и современность. М.: Дом, 1994. 189 с.
22. Опека и попечительство: понятие и виды, задачи государства, принципы государственного регулирования: органы опеки и попечительства, обязанности попечителей, правовой режим имущества подопечных. М.: Профиз -дат, 2008. 96 с.
23. Осадчая Г.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях; под ред. В.И. Жукова. М.: Изд-во Рос. гос. социального ун-та, 2009. 450 с.
24. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
25. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребёнка. М.: Академический проект, 2006. 480 с.
26. Свириденко А.Г. Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Красноярск: Изд-во Красн. гос. пед. ун-та, 2005. 221 с.
27. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3-13.
28. Харви С. Создание семьи: интегрированный экспрессивный подход к усыновлению // Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шеффера, Л. Кэри. СПб., 2001. С. 363.
29. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. М., 1999. Вып. 2. С. 49—53.
30. Чамберс Дж., Владимирова Н.В. Организация психолого-социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник университета Российской академии образования. 2004. № 4. С. 140—141.
31. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003. 976 с.
32. Шипицина Л.М., Казакова Е.И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы. СПб: Ин-т соц. педагогики и психологии, 2000. 106 с.
33. Шишова В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждении государственной поддержки детства: Дис. канд. пед. наук: 13.00.06. Ростов н/Д, 1999. 230 с.
34. Эриксон Э. Теория личности // Психология личности: в 2 т. / Под ред. Д. Я. Райгородецкого. Самара, 1996. Т. 1. С. 305—315.
ASSiSTANCE TO FOSTER FAMiLiES OF OUTSiDE ORGANiZATiONS: CURRENT STATE AND TRENDS
Ivanova Ol'ga Andreevna, PhD student of the Department of Pedagogic, ivanovaolga13@yandex.ru, Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg, Russian Federation
The article is devoted to the question of external assistance to foster families. While in an orphanage a child in need of aidfalls into the target audience of the activities of charities and other organizations. Orphanages are well informed. There is a well-established system of interaction of orphanages with the guardianship and charitable organizations. The hierarchy system of care for orphans allows, at the initiative of the teachers and administrative staff, to cope with the problems associated with the pedagogical process in the child's upbringing, with the status of orphans residing at the institution. However, there may be problems in attracting external assistance: more stringent are the requirements for those people who are willing to volunteer and work with children. When the child releases into the foster care, his status changes, and foster parents are forced to decide difficult questions arise concerning the health, education, further education, household needs, physical, psychological and socio-cultural adaptation of the child. In blood family, the child is in the stages of preparation for independent living gradually. Adoptive parents are forced into raising a child who already has social experience, and often negative. In the public mind the question of assistance of various kinds, such a child is not as acute: there is a man who took upon himself the authority of the care of the minor, this is his foster parent (foster parents). It is necessary to inform foster parents about what funds are working with orphans; what is the target audience of the Fund, and how it can help prepare a foster child for future life. In the article there is the possibility of application to various funds on solving some of the problems, as well as for positive pedagogical effect of the process of obtaining external assistance. In addition, the article provides an example of the activities of the Center foster families "Tenderness" in the village of Vyritsa of the Leningrad region, which is a unique community of fosterfamilies, leading activities to foster children and their preparation for future life through support.
Keywords: foster families, orphans, orphans-children, socio-cultural adaptation
References
1. Alekseeva E.R. Analiz semeinykh form sotsial'nogo roditel'stva v so-vremennoi Rossii. [Analysis of the family forms of social parenthood in contemporary Russia] // Vestnik Bashkirskogo un-ta [Bulletin of the Bashkir University]. V. 13. 2008. № 3. pp. 644-647.
2. Baier E. Priemnaya sem'ya dlya detei-sirot — prioritetnaya zadacha gosudarstvennoi podderzhki detstva [Foster family for orphaned children is a priority of state support of the childhood] // Narodnoe obrazovanie [People's education.]. 2009. № 1. pp. 85—89.
3. Bozhovich L.I. Izbrannye psikhologicheskie trudy: problemy formirovaniya lichnosti [Selected psychological works: problems of identity formation]. M.: Akademiya pedagogicheskikh i sotsial'nykh nauk, 1995. 350 p.
4. BoulbiDzh. Privyazannost' [Attachment]. M.: Gardariki, 2003. 462 p.
5. Bouen M. Dukhovnost' i lichnostno-tsentrirovannyi podkhod [Spirituality and student-centered approach] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1992. № 3/4. pp. 24-33.
6. VygotskiiL.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. M.: Prosveshchenie, 1991. 480 p.
7. Gatal'skii V.D. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo kak sotsial'nopedagogicheskaya sistema [Cultural-educational space as a social and pedagogical system] // Pedagogika. 2012. № 6. pp. 25-29.
8. Germanova E.A. Dukhovno-nravstvennoe razvitie uchashchikhsya trebuet pedagogicheskogo vnimaniya [Spiritually-moral development of students requires teacher attention] // Vospitanie shkol'nikov [Education of pupils]. 2013. № 7. pp. 24-28.
9. Gogoleva V.V. Opeka nad nesovershennoletnimi: ponyatie i sushchnost' [Custody of minors: the concept and essence] // Pravo i gosudarstvo [Law and the state]. 2008. № 1. pp. 40-44.
10. Ivanova N.P., Zavodilkina O.V. Deti v priemnoi sem'e: sovety nachinayushchim roditelyam [Children in foster care: tips for new parents]. M.: Dom, 2003. 60 p.
11. Kashchenko V.P. Pedagogicheskaya korrektsiya: ispravlenie nedostatkov kharaktera u detei i podrostkov: kn. dlya uchitelya [Pedagogical correction: correction of character flaws in children and adolescents: book for teachers]. 3d ed, renewed. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 1999. 304 p.
12. Kirillovykh A.A. Opeka i popechitel'stvo pod okhranoi zakona [Guardianship under the protection of the law] // Zakonodatel'stvo i ekonomika [Legislation and economy]. 2008. № 9. p. 45-50.
13. KorobeinikovI.A. Narusheniya razvitiya i sotsial'naya adaptatsiya [Developmental disorders and social adaptation]. M., 2002.
14. Korchak Ya. Kak lyubit' rebenka: kniga o vospitanii [How to love a child: a book about education]. M.: Izd-vo polit. lit., 1990. 496 p.
15. Krasnitskaya V. S. Vy reshili usynovit' rebenka [You decide to adopt a child]. M.: Drofa, 2001. 288 p.
16. KrylovaN.B., AleksandrovaE.A. Ocherki ponimayushchei pedagogiki [Essays understanding of pedagogy]. M.: Narodnoe obrazovanie, 2003. 450 p.
17. Leont'ev, D.A. Simbioz i adaptatsiya ili avtonomiya i transtsendentsiya: vybor lichnosti v nepredskazuemom mire // Li-chnost' v sovremennom mire: ot strategii vyzhivaniya k strategii zhiznetvorchestva [Symbiosis and adaptation or autonomy and transcendence: the choice of identity in an unpredictable world // Identity in the modern world: from strategy of survival to a strategy of creativity]/ Ed. by E.I.Yatsuty. Kemerovo: IPK «Grafika», 2002. pp. 3-34.
18. Luzina L.M. Chelovek v problemnom pole vospitaniya: Monografiya [Man in the problem field of education: Monograph]. Pskov: Izdatel'stvo PGPU, 2008. 298 p.
19. MaslouA. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]/ Translated by T. Gutman, N. Mukhina. SPb.: Piter, 2003. 351 p.
20. Montessori M. Metod nauchnoi pedagogiki, primenyaemyi k detskomu vospitaniyu v domakh rebenka: per. s ital.[Method of scientific pedagogy applied to child education in children's homes: translation from italian]. M., 1920. 209 p.
21. Nechaeva A.M. Okhrana detei-sirot v Rossii. Istoriya i sovremennost' [Protection of children-orphans in Russia. History and the present]. M.: Dom, 1994. 189 p.
22. Opeka i popechitel'stvo: ponyatie i vidy, zadachi gosudarstva, printsipy gosudarstvennogo regulirovaniya: organy opeki i popechitel'stva, obyazannosti popechitelei, pravovoi rezhim imushchestva podopechnykh [Guardianship and trusteeship: concept and types, the tasks of the state, principles of state regulation: guardianship and guardianship, duties of Trustees, the legal regime of property of wards]. M.: Profizdat, 2008. 96 p.
23. Osadchaya G.I. Opyt i problemy zhizneustroistva detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popechitel'stva, v sovremennykh usloviyakh [Experience and problems of living arrangement of orphans and children left without guardianship, in the modern world]; ed. by V. I. Zhukova. M.: Izd-vo Ros. gos. sotsial'nogo un-ta, 2009. 450 p.
24. Oslon V.N. Zhizneustroistvo detei-sirot: professional'naya zameshchayushchaya sem'ya [Living arrangement of children-orphans: a professional foster family]. M.: Genezis, 2006. 368 p.
25. PiazheZh. Moral'noe suzhdenie u rebenka [Moral judgment of the child]. M.: Akademicheskii proekt, 2006. 480 p.
26. Sviridenko A.G. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya effektivnogo ustroistva v sem'yu detei-sirot: Dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Socially-pedagogical conditions of effective device in a family of orphans: Candidate of Pedagogic's thesis. Science: 13.00.01]. Krasnoyarsk: Izd-vo Krasn. gos. ped. un-ta, 2005. 221 p.
27. Smirnova E.O., Bykova M.V. Opyt issledovaniya struktury i dinamiki roditel'skogo otnosheniya [Experience of study of structure and dynamics of the parent relations] // Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2000. № 3. p. 3-13.
28. Kharvi S. Sozdanie sem'i: integrirovannyi ekspressivnyi podkhod k usynovleniyu // Igrovaya semeinaya psikhoterapiya [Family: an integrated expressive approach to the adoption // Play family therapy]/ Ed. by Ch. Sheffera, JI. Keri. SPb., 2001. p. 363.
29. Kholmogorova A.B. Zdorov'e i sem'ya: model' analiza sem'i kak sistemy // Razvitie i obrazovanie osobennykh detei [Health and family: model analysis of the family system // Development and education of special children]/ Ed. by V.I. Slobodchikova, V.K. Zaretskogo. M., 1999. Vol. 2. pp. 49-53.
30. Chambers Dzh., Vladimirova N.V. Organizatsiya psikhologo-sotsial'nogo soprovozhdeniya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei [Organization of psycho-social support of children-orphans and children left without parental care] // Vestnik universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya [Bulletin of the University of the Russian Academy of education]. 2004. № 4. pp. 140-141.
31. ShefferD. Deti i podrostki: psikhologiya razvitiya [Children and adolescents: developmental and educational psychology]. SPb.: Piter, 2003. 976 p.
32. Shipitsina L.M., Kazakova E.I. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrektsiya razvitiya detei-sirot: sotsial'no-ekonomicheskie problemy [Integrated support and correction of development of children-orphans: the socio-economic problems]. SPb: In-t sots. pedagogiki i psikhologii, 2000. 106 p.
33. Shishova V.I. Organizatsionno-pedagogicheskie osnovy preodoleniya posled-stvii sotsial'nogo sirotstva v uchrezhdenii gosudarstvennoi podderzhki detstva: Dis. . kand. ped. nauk: 13.00.06 [Organizational-pedagogical bases of overcoming the consequences of child abandonment in the establishment of the state support of the childhood: Candidate of Pedagogic's thesis. Science: 13.00.01]. Rostov n/D, 1999. 230 p.
34. EriksonE. Teoriya lichnosti // Psikhologiya lichnosti [Theory of personality // personality Psychology]: v 2 / Ed. by D. Ya. Raigorodetskogo. Samara, 1996. V. 1. pp. 305-315.