педагогические науки
Гомилевская Галина Александровна, Петрова Галина Андреевна, Кононов Артем Юрьевич ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕХАНИЗМ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ...
УДК 37.013.2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕХАНИЗМ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ ВГУЭС
© 2018
Гомилевская Галина Александровна, кандидат экономических наук,
директор Международного института туризма и гостеприимства Петрова Галина Андреевна, ассистент кафедры туризма и экологии Кононов Артем Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и экологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Человек с рождения стремится к перемене мест, именно поэтому путешествие - это неотъемлемая часть его жизни. При этом люди путешествуют с различными целями: познавательными, деловыми, чтобы испытать сильные ощущения, сбежать от повседневности. В настоящее время туризм является массовым явлением, частью социально-экономической жизни человека. Современные тенденции миграционных процессов требуют от общества принятия мер по созданию комфортных условий для приезжающих иностранных граждан. Среди основных групп факторов, влияющих на межкультурную адаптацию, выделяют социокультурные, экономические, психологические. Полная адаптация к новой культуре происходит в тот момент, когда все три составляющие аккультурации полностью сбалансированы. В то же время в последние годы все более существенной становится актуальность разработки многоаспектных программ адаптации иностранных студентов в российских высших учебных заведениях, так как в последние годы прослеживается однозначная положительная динамика в численности иностранных студентов в ВУЗах страны и края, в том числе и во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС). Грамотно организованная программа адаптации для них является залогом хорошего имиджа ВУЗа на мировом образовательном рынке.
Ключевые слова: образование, туризм, образовательный туризм, межкультурная адаптация, межкультурное взаимодействие, международное сотрудничество, иностранные студенты, абитуриент, Приморский край, Владивосток.
CHINESE CULTURE AND ITS INFLUENCE ON ENTREPRENEURSHIP (CASE OF TOURISM INDUSTRY)
© 2018
Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, candidate of economic sciences,
director of International institute of tourism and hospitality Petrova Galina Andreevna, assistant of tourism and ecology department Kononov Artem Yurievich, candidate of economic sciences, associate professor of the Tourism and ecology department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Street, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Every person is born with the will to constantly change places, that is why traveling is an integral part of one's life. At the same time, people travel for various purposes, including educational and business purposes, as well as to experience emotional stress and to escape from daily routine. Currently, tourism is a mass phenomenon and is considered to be part of the socio-economic life. Modern trends in migration processes require the society to take measures to create comfortable conditions for foreign citizens. Main groups of factors affecting intercultural adaptation cover socio-cultural, economic and psychological factors. Full adaptation to new culture occurs when all three components of acculturation are fully balanced. At the same time, with a clear positive dynamics in recent years in the number of foreign students enrolled in the Universities of our country and our region (including the Vladivostok state University of Economics and service (VSUES)) it has become increasingly important to develop multi-aspect programs of adaptation of foreign students in Russian universities. Well-organized adaptation program is the key to building a good image of the University on the world educational market.
Keywords: education, tourism, educational tourism, intercultural adaptation, intercultural interaction, international cooperation, foreign students, entrant, Primorsky Krai, Vladivostok.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сотрудничество в образовательной сфере - первоочередный приоритет многих стран, так как именно подготовке молодежи отводится ключевая роль в процессе духовного сплочения наций. В наши дни международные образовательные контакты становятся все более активными, при этом пропорционально растет число студентов, которые стремятся получить свое образование за рубежом. В основе данного явления -Болонский процесс, формирование новых международных структур в сфере образования, эволюция коммуникационных технологий. В такого рода условиях все большую актуальность приобретает вопрос социальной адаптации и межкультурного взаимодействия в российских высших учебных заведениях иностранных студентов, которые сталкиваются с комплексным вызовом адаптации к новым для них условиям жизнедеятельности. Вышесказанное относится к любому ВУЗу, в том числе к Владивостокскому государственному университету экономики и сервиса (ВГУЭС).
Анализ последних исследований и публикаций. Общие аспекты проблемы формирования культуры толерантности иностранных студентов представлены в статье Э.П.
Комаровой и А.Х. Башара [1]. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные принципы систематизированы А.Г. Гусейновой [2], И.Ф. Жуковской, Г.Г. Генераловой [3], И.И. Горловой, С.А. Морозова [4]. Тенденции развития образовательного туризма в зарубежных странах обобщены Е.Р. Хохловой, А.Л. Зубриловой, Т.В. Аверьяновой [5]. Различные определения к термину «адаптация» в контексте адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе рассматриваются в статье Ю.В. Морозовой [6].
Формирование целей статьи (постановка задания). Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость определили цель статьи, которой стал анализ образовательного туризма как механизма межкультурной адаптации иностранных абитуриентов ВГУЭС.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. ВГУЭС позиционируется как «международный университет. Много внимания уделяется пропаганде и продвижению образовательных услуг» [7]. ВГУЭС согласно данным за 2017 год сотрудничает как минимум с 60 иностранными ВУЗами из 13 стран мира. В универси-
Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, Petrova Galina Andreevna, Kononov Artem Yurievich CHINESE CULTURE AND ITS INFLUENCE ON ENTREPRENEURSHIP ...
pedagogical
sciences
тете реализована целая серия международных проектов, которые позволяют подготавливать специалистов по различным направлениям образования.
Сравним количество иностранных студентов во ВГУЭС с основными ВУЗами города Владивостока (рисунок 1).
адаптационной программы ВГУЭС.
Таблица 1 - Сравнение программ адаптации иностранных ВУЗов с ВГУЭС
Рисунок 1 - Количество иностранных студентов, обучающихся в ВУЗах г. Владивостока, 2017 г. [8-12]
Как можно увидеть, наиболее активную политику по приему иностранных студентов проводит ВГУЭС, что положительно характеризует его на международном рынке. Второе место занимает Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), который в настоящее время различными способами повышает уровень заинтересованности в нем иностранных студентов, но ему еще необходимо завоевать имя в зарубежных ВУЗах. Достаточно большое количество иностранных студентов и в Дальневосточном государственном техническом рыбохозяйственном университете (Дальрыбвтузе), что связано с его активной международной мореходной деятельностью. В медицинском ВУЗе города иностранных студентов всего 8. Причины выбора ВГУЭС среди иностранных студентов представлены на рисунке 2.
40%
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
26%
18% 16%
1 1 2%
родители, друзья
Прнв,
Хороший ВУЗ!
ДВ
трудоустройства j
Рисунок 2 - Причины выбора ВГУЭС иностранными студентами, 2017 г.
В 2017/2018 учебном году в университете обучается 422 иностранных студентов на программах высшего образования. Большинство обучающихся по ООП ВО составляют студенты из стран АТР и СНГ. «Иностранные студенты обучаются в основном по направлениям подготовки экономика, менеджмент, лингвистика, дизайн, туризм» [13].
«Обучение иностранных граждан во ВГУЭС осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с квотой Минобрнауки России и в соответствии с международными договорами РФ на обучение иностранных граждан, а также на договорной основе с полной компенсацией стоимости образовательных услуг» [13].
Большинство иностранных студентов, обучающихся во ВГУЭС, являются представителями Китайской Народной Республики. Это вполне объясняется современными тенденциями на мировом рынке, тесными торгово-экономическими отношениями России и Китая, что в свою очередь требует знаний от современных специалистов с обеих сторон, как китайской специфики, так и российской - в области торговли, и экономики. Именно этим и определяется популярность среди китайских студентов ВУЗов Дальнего Востока.
При этом в таблице 1 представлено сравнение основных программ адаптации международных ВУЗов и
Показатель Массачусегский технологический университет. США Оксфордский Университет, Великобритания ВГУЭС, Россия
Организацио нный уровень Управление международного сотрудничества - подразделение по адаптации студентов, также организовано 7 консультационных центров по различнымвопросам Отдельный координационный центр - Британский Совет по международным делам студентов Несколько отделений, отвечающих за различные направления адаптации иностранных студентов: УМКД, Студенческий офис, Кафедра русского языка. ЦМПиСО
Проживание Гарантия проживания на 4 года Гарантия проживания в первый год обучения Общежития в г. Владивосток
Программы ориентации Лекции-семинары по налоговым программам, разработана добр овольная пр ограмма HISP (позволяет узнать о стране, городе, вузе и пр.) Языковой центр, служба по карьере иностранных студентов, академические занятия, 200 сообществ студентов по интересам, Международный справочник первокурсника Консультационная поддержка, студенческие мероприятия по сплочению студентов, объединению национальных особенностей, конкурсы для иностранных студентов.
Финансовое спонсорство Гранты и стипендии, оплата обучения за счет работав исследовательских центрах MIT, кредиты на образование Финансирование медицинской страховки (в том числе и на супругов и детей) Обучение за счет федерального бюджета, гранты
Можно отметить, что несмотря на схожесть элементов с иностранными ВУЗами, в системе адаптации ВУЗа имеются недостатки, среди которых в первую очередь разобщенность подразделений. Во ВГУЭС слишком много отдельных подразделений, расположенных в различных концах Университета, что в итоге делает их труднодоступными. Кроме этого несогласованность действий различных отделов в области адаптации иностранных студентов приводит к тому, что система работает не качественно.
Существование определенных проблем подтверждают результаты проведенного опроса среди иностранных студентов (100 человек), по результатам которого было выявлено, что успешная адаптация представлена у 48% респондентов. Однако 31% иностранных студентов высказали мнение о неуспешной адаптации. 47% студентов отмечают, что не всегда имеют возможность посещать программы адаптации.
В ходе личной беседы со студентами было выявлено, что достаточно часто пересекаются занятия и мероприятия. Также студенты отдельно отметили, что некоторые их потребности в адаптации фактически не удовлетворены (31%).
Среди основных проблем, по результатам оценки выделяются следующие:
1) проблемы со знанием русского языка (не понимают занятия, сложности в общении с окружающими);
2) вопросы религиозных особенностей культур (различия в религии вызывают трудности в адаптации к особенностям новой культуры);
3) отсутствуют национальные организации в студенческой общине;
При этом иностранным студентам также сложно привыкнуть к погодным условиям (16%) и отношению окружающих (16%).
Анализируя данные ответы, можно сделать вывод, что иностранным студентам требуется увеличение разговорной практики, а, следовательно, количество контактов с российскими студентами. Необходимо наращивать данные контакты в свободное от учебы время. Это позволит воспитать в российских студентах чувство толерантности и ответственности за иностранных студентов. Необходимо создавать условия, при которых русским студентам хотелось бы больше общаться с иностранцами. Осуществление мероприятий по увеличению разговорной практики не потребует увеличения стоимости за обучения, это должно быть на добровольных началах и исходить от русских одногруппников.
В целях улучшения сложившейся системы рекомендуется принятие ряда мер. Так, согласно данным таблицы 1, иностранными студентами во ВГУЭС занимается 4 подразделения: Отдел международной академиче-
педагогические науки
Гомилевская Галина Александровна, Петрова Галина Андреевна, Кононов Артем Юрьевич ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК МЕХАНИЗМ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ...
ской мобильности УМКД ВГУЭС, Центр молодёжной политики и студенческих объединений (ЦМПиСО), Кафедра русского языка Института Иностранных языков и Студенческий офис. При этом непосредственными адаптационными программами занимается два подразделения - ЦМПиСО и Кафедра русского языка Института Иностранных языков. В результате основной проблемной зоной в области формирования адаптационных мероприятий для иностранных студентов является несогласованность действий, что приводит к пересечению мероприятий по времени проведения. В настоящее время формирование планов на проведение мероприятий согласуется с Заместителем первого проректора по международным связям и культурной деятельности. Однако методисты не всегда отслеживают, пересекаются ли заявки на мероприятия или нет. Также никто не смотрит, есть ли пересечения с занятиями иностранных студентов. В связи с этим можно отметить, что ВУЗу необходима единая база данных по проводимым мероприятиям. Результатом решения данной задачи должна стать полноценная информационная система, с возможностью интеграции ее в систему сайта ВУЗа с внутренним доступом, чтобы специалисты, которые планируют проведение мероприятий, могли их вставить в расписание с учетом других мероприятий и занятий студентов.
Кроме этого также необходимо проводить более тщательный контроль за адаптацией иностранных студентов. В связи с этим предлагается проведение не периодических исследований, а ежеквартального и ежегодного итогового анкетирования иностранных студентов.
Таким образом, в рамках предлагаемого мероприятия процедура работы со студентами будет выглядеть следующим образом (рисунок 3).
Рисунок 3 - Процедура обучения иностранных студентов во ВГУЭС
В рамках создания согласованных адаптационных программ предлагается следующий график проведения мероприятий для иностранных студентов (таблица 16).
Таким образом, предлагаемые мероприятия, смогут облегчить адаптацию иностранных студентов в ВУЗе.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Исследование показало, что
1) основной причиной выбора ВГУЭС у иностранных студентов является привлекательная цена, а также имидж университета;
2) уровень знаний русского языка у иностранных студентов является средним;
3) иностранным студентам требуется увеличение разговорной практики, а, следовательно, количество контактов с российскими студентами необходимо увеличивать и в свободное от учебы время;
4) иностранным студентам сложно привыкнуть к русскому языку, а также к погодным условиям и отношению окружающих;
5) у студентов возникают сложности в учебе и в общении с другими людьми, что в первую очередь основано на низком уровне знаний русского языка.
Отмеченные моменты вызывает сложности как в бытовых коммуникациях, так и в моментах изучения специализированных студентов.
Среди предложений для совершенствования системы адаптации предлагается:
1) создать единую базу данных по адаптационным программам для иностранных студентов с целью формирования согласованного графика мероприятий;
2) организовать экскурсий по городу Владивостоку и Приморскому краю для иностранных студентов;
3) организовать и провести мастер-классы по русскому языку и традициям, а также конкурсы для иностранных студентов;
Таблица 16 - График мероприятий для иностранных студентов
Назкяттне мероприятия Даты пр о ведения Кто проводит
Сентябрь
Обзорная экскурсия для 05.09.2019с 18 до20 часов ЦМПиСО
Экскурсия по развлекательный точкам города (рестораны, торговые центры) 15.09.2019 с 17 до20 часов ЦМПиСО
22.09.2019 с 18 до20 часов ЦМПиСО
3 анятня студенте в 08.09.15.09.25.092019до 16 часов Кафедра русского языка Института Иностранных ЯЗЫКОВ
Октябрь
Экскурсия для студенте в по гтятл5ггэтпгяхг и п пг-тппротглта'пагтнпгтяи города 01.10.2019 с 10 до 13 часов ЦМПиСО
Мастер-класс »Русская оуккнщ::- 2.10.2019 с 10 до 13часов Кафедра русского языка Института Иностранных ЯЗЫКОВ
Тр енннг по манд о образованию 19.10.2019 с 10 до 13 часов ЦМПиСО
Толерантный футбол 20.10.2019 с 18 до20 часов ЦМПиСО
3 янттдя студенте в 01.10 .2019 с 15 часов 02.10.2019 с 15 часов 19.10.2019с 15 часов 20.10.2019до 15 часов Кафедра русского языка Института Иностранных языке ь
Ноябрь
Конкурс чист описания «Плета! 5.11.2019с10до 14 часов Кафедра русо»го языка
Мастер -класс «Русская паеня» 11.11.2019с 12 до 15часов Кафедра русо»го языка
Толерантный футбол 20.112019 с 18 до20часов ЦМПиСО
Занятия студентов 05.11,11.11.2018с 16 часов 20.112019 до 16 часов Кафедра русею го языка
Декабрь
Неделя Нятптптд лидд культур 0S.12.2019- 12.12.2018с 16 до 20 часов ЦМПиСО
Толерантный футбол 20.12.2019 с 18 до20 часов ЦМПиСО
3 анятня студенго в 08.12.2019-12.12.2019с 10 до 15 часов 20.12.2019 до 16час«в Кафедра русею го языка Института Иностранных я зыке в
Предлагаемые мероприятия позволят обеспечить более качественную адаптацию иностранных студентов в русское сообщество, а также повысить уровень конкурентоспособности ВГУЭС на международном рынке образовательных услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Комарова Э.П., Башар АХ. Модель формирования культуры толерантности иностранных студентов в ВУЗе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13) с. 50-52
2. ГусейноваА.Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные принципы //Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. №4. С. 64-69
3. Жуковская И.Ф., Генералова Г.Г. Образовательный туризм: сущность, цели, перспективы развития //Глобальный научный потенциал. 2017. № 11(80). с. 108-112
4. Горлова И.И., Морозов С.А. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика // Аналитика культурологи. 2013. №93 (27). с. 18-24
5. ХохловаЕ.Р., ЗубриловаАЛ., АверьяноваТ.В. Образовательный туризм в странах зарубежной Европы // Вестник ТвГУ. Серия География и геоэкология. 2015. №2. С.125-137.
6. Морозова Ю.В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном ВУЗе: региональные аспекты //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22). с. 129-132
7. Отчет о результатах самообследования федерального госу-
Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, Petrova Galina Andreevna, Kononov Artem Yurievich CHINESE CULTURE AND ITS INFLUENCE ON ENTREPRENEURSHIP ...
pedagogical sciences
дарственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [Электронный ресурс] / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/files/C942FA4A-5C4F-4FD9-A634-E0DlC15D3F79.pdf
8. Сведения о количестве иностранных студентов [Электронный ресурс] /Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/about/
9. Сведения о количестве иностранных студентов [Электронный ресурс] / ДВФУ: официальный сайт организации. Режим доступа: http://www.dvfu.ru/web/dek/ucasimsa-kolledzej
10. Сведения о количестве иностранных студентов [Электронный ресурс] /МГУ им. Адм. Г.И. Невельского: официальный сайт организации. Режим доступа: http://www.msun.ru/ru/international_stu
11. Сведения о количестве иностранных студентов [Электронный ресурс] / Дальрыбвтуз: официальный сайт организации. Режим доступа: http://dalrybvtuz.ru/
12. Сведения о количестве иностранных студентов [Электронный ресурс] / ТГМУ: официальный сайт организации. Режим доступа: http://www.vgmu.ru/
13. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» [Электронный ресурс] / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Режим доступа: http://nf.vvsu.ru/files/DE7D8EAA-CEAB-460A-B727-F66152C19A15.pdf
Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018