ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК
2018.04.001. М.А. ЯДОВА. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: Введение к тематическому разделу.
Ключевые слова: социальные практики; фоновые практики; социология повседневности; повседневная жизнь; социальное поведение; социальное действие.
Одно из центральных мест в социологии занимает понятие социального поведения; под ним принято понимать «поведение человека, которое формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер»1. Большое внимание изучению социального поведения уделено в теории действия М. Вебера. В отличие от Э. Дюркгейма, считавшего элементарной единицей социологического анализа социальный факт, М. Вебер в качестве таковой рассматривает социальное действие, основными признаками которого являются мотивированность и сознательная ориентированность на поведение других2. Так, по словам М. Вебера, «столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения - последовавшая за столкновением брань, потасовка
1 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др. - Минск: Книжный дом, 2003. - С. 737.
2 Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд. Международного университета бизнеса и управления, 1996. - С. 455.
или мирное урегулирование конфликта - является уже "социальным действием"»1.
Напомним, что ведущими типами социальных действий, по мнению М. Вебера, являются2:
- целерациональные действия, предполагающие сознательный выбор как целей, так и средств для их достижения;
- ценностно-рациональные действия, «основанные на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любую другую -самодовлеющую ценность определенного поведения как такового,
3
независимо от того, к чему оно приведет» ;
- аффективные действия, обусловленные вспышками эмоций
4
и находящиеся «за пределами осмысленности» ;
традиционные - мало осмысленные действия, основанные на длительной привычке5.
Категории «социальное поведение» и «социальное действие» напрямую приближают нас к понятию социальных практик. В представлениях французского социолога П. Бурдье практики -это и целенаправленные действия индивидов по преобразованию социального мира, и повседневные, привычные поступки, зачастую представляющиеся внешнему наблюдателю лишенными смысла6. В то же время для Э. Гидденса социальные практики не отличаются от социальных действий7. Важно отметить, что социальные прак-
1 Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд. Международного университета бизнеса и управления, 1996. - С. 475-476.
2 Вебер М. Указ. соч. - С. 478-479.
3 Там же. - С. 478.
4 Там же. - С. 479.
5 Несмотря на то что эти типы действия представляют собой идеальные конструкции, исследователи, изучающие особенности поведенческих стандартов разных народов, к примеру, говорят о целерациональном характере «западной» ментальности и ценностно-ориентированном поведении русских. См., например: Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
6 Бурдье П. Начала. Choses dites / Пер. с фр. Н.А. Шматко. - М.: SocioLogos, 1994.
7 Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем: Альманах. - М., 1993. -Т. 1. Вып. 1. - С. 57-82.
тики не существуют сами по себе, а помещены в определенный социальный контекст.
В связи с этим интересна концепция фоновых практик, разработанная отечественным социологом В.В. Волковым с опорой на идеи философа Л. Витгенштейна1. Под фоновыми практиками понимаются «систематически совершаемые социальные действия, которые становятся своего рода неформальным образцом, нормой социального поведения»2. По мнению исследователей, практики находятся в тесной взаимосвязи с социальными процессами и являют собой своеобразный слепок с общества, в котором они представлены. Так, широко известно, что в разных культурах и традициях одни и те же понятия означают разное. Например, сравнивая африканские, азиатские и западноевропейские народы, исследователи выяснили, что представители различных культур по-разному понимают, что такое социальный интеллект. Для африканцев быть умным означает быть осмотрительным, осторожным в социальных контактах, уметь разбираться в скрытых намерениях другого; для азиатов - хорошо знать свою социальную роль, ориентироваться в системе взаимозависимостей, уметь соглашаться с партнером; а интеллектуал в европейском понимании - это человек, способный настоять на своем, умеющий решать возникающие проблемы и демонстрирующий высокую вербальную активность3.
По словам В.В. Волкова, изначально одинаковые институты меняют свое содержание под воздействием принятых местных практик4, что, например, можно наблюдать в современной России, когда демократические, правовые институты модифицируются в собственную противоположность (применение «грязных» избирательных технологий, вымогательство со стороны правоохрани-
1 Волков В.В. О концепции практик (и) в социальных науках // Социологические исследования. - М., 1997. - № 6. - С. 9-23.
2 Глоссарий: Фоновые практики // Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ядова. -М.: Флинта: МПСИ, 2005. - С. 582.
3
Ружгис П. Культура и интеллект: Кросскультурное изучение имплицитных теорий личности // Вопросы психологии. - М., 1994. - № 1. - С. 142-147.
4 Волков В.В. Указ. соч. - С. 37.
тельных органов и т.п.). Существуют три способа изменения практик: артикуляция, реконфигурация и заимствование1.
Артикуляция связана с нормативным выражением и распространением определенного способа действия или стиля поведения. Так, поведение коммуниста было артикулировано в «Моральном кодексе строителя коммунизма», трудовое поведение артикулируется в кодексах профессиональной этики.
Реконфигурация возникает тогда, когда практика или аспект практики превращается из побочного, маргинального в центральный. В советские времена спекуляция не просто осуждалась, но и считалась уголовно наказуемой деятельностью; сегодня она стала одним из легальных видов бизнеса.
В случае переноса практики из одной сферы в другие говорят о заимствовании. Например, современный разговорный русский язык (особенно молодежный жаргон) во многом пополняется сегодня за счет заимствований из криминального арго.
Открывающие тематический раздел материалы посвящены, казалось бы, малоинтересным и рутинным социальным практикам, значение которых при ближайшем рассмотрении сложно переоценить не только для отдельных людей, но и для нормального функционирования общества в целом.
Так, в статье датского психолога Л. Танггаард исследуется феномен «проживания жизни как таковой» в качестве творческой практики. Она находит в обыденных эпизодах жизни своеобразный атрибут творчества, позволяющий глубже уяснить отличительные черты новых форм мышления и действий в современном мире.
В свою очередь, В. Боттеро (Манчестерский университет) изучает любительскую генеалогию в качестве разновидности социальной практики, способствующей поискам и раскрытию собственной идентичности. Под любительской генеалогией понимается процесс воссоздания истории семьи с помощью интернет-ресурсов, традиционных и цифровых архивов, данных переписей населения и т. п.
Центральной темой работы новозеландской исследовательницы Х. Фитт становится вопрос о том, оказывают ли социальные смыслы существенное влияние на выбор индивидом тех или иных
1 Волков В.В. Указ. соч. - С. 39-40.
транспортных практик и наиболее предпочтительного способа передвижения. Как выяснилось - да, и немалое. Впрочем, информанты Фитт, наряду с социальными смыслами, упоминали и другие факторы, детерминирующие их транспортные предпочтения (материальные, гедонистические, экологические и пр. мотивы).
Наконец, предметом внимания британцев Т. Харриса и Р. Ретти стала ходьба как повседневная практика, а также ее социальное, политическое и иные значения в жизни человека. Выяснилось, что благодаря обратной связи от установленного на смартфоне приложения-шагомера ходьба начинает восприниматься участниками исследования как осмысленная и самоценная деятельность.
В некоторых материалах новые социальные практики рассматриваются как ответ на существующие вызовы современности. Так, в статье немецких исследователей Б. Блэттель-Минк, Л. Гун-келя и др. показано, как экономический кризис 2007-2008 гг. привел к возникновению инициатив, ориентированных на внедрение и развитие самоорганизованных систем управления хозяйством. В качестве примера подобной системы авторы статьи описывают социально-экономическую модель АПК «Сельское хозяйство при общественной поддержке» (Community supported agriculture, CSA), получившую распространение в Германии. Достоинством этой системы является прямая связь фермеров с потребителями, вносящими аванс и самостоятельно забирающими продукцию с полей. CSA позволяет небольшим фермерским хозяйствам преодолевать издержки неравноценной конкуренции, нивелируя разницу между производственными расходами и ценой продукции.
В реферируемой видеолекции юриста И.Р. Медведева анализируются современные практики разрешения городских конфликтов. В качестве основных сторон конфликтов он выделяет: жителей, органы власти и девелоперов. Несмотря на то что каждая из этих сторон преследует собственные интересы, достижение компромисса между ними вполне возможно. Хотя в России, с сожалением констатирует Медведев, права жителей на комфортный и удобный город нередко ущемляются, что требует от горожан активной жизненной позиции и умения планомерно отстаивать свои интересы.
Работа канадской исследовательницы К. Баллей посвящена использованию подростками интернет-технологий в коммуника-
тивных практиках выстраивания отношений. В целом социальные сети показали себя платформой, предоставляющей эффективные механизмы для управления близкими отношениями в подростковых сообществах.
В статье М.А. Ядовой рассматриваются образовательные стратегии и практики трудового поведения, распространенные в среде российской молодежи. Подчеркивается, что представители новых поколений все чаще выбирают нестандартные виды занятости и калейдоскопный тип построения карьеры - стратегию, ориентированную на учет индивидуальных свойств личности и особенностей ее жизненного маршрута.
Завершает тематический раздел работа британской исследовательницы Э.Л. Браун, в которой на примере изучения повседневных практик, связанных с потреблением воды и энергоресурсов, демонстрируется, как юмор помогает участникам фокус-групп обсуждать деликатные и вызывающие стеснение темы, которые зачастую остаются нераскрытыми при применении другого методологического инструментария.
Необходимо отметить, что исследования повседневных практик тесно вплетены в канву существующей социальной реальности: локальные трансформации привычных человеческих действий, зарождение новых практик и отмирание устаревших неизменно влекут за собой изменения в «большом» мире. Таким образом, интерес к этой теме со стороны ученых может дать достаточно полную и многогранную информацию об обществе в целом.
2018.04.002. ТАНГГААРД Л. КРЕАТИВНЫЕ ПУТИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.
TANGGAARD L. The creative pathways of everyday life // J. of creative behavior. - Buffalo (NY), 2015. - Vol. 49, N 3. - P. 181-193.
Ключевые слова: повседневность; творческие практики; креативность; психология творчества; процессуальный подход.
Статья Лены Танггаард, известного европейского специалиста в области психологии образования и творчества (психологический факультет Университета в г. Ольборге, Дания), подготовленная к симпозиуму по проблемам творчества, который проводился под эгидой Американской психологической ассоциации в 2014 г.,