УДК: 349.3
Кручек И. В., Бернатас Е.
Крымский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»,
г. Симферополь
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Статья посвящена актуальной на сегодня теме — пенсионному обеспечению нуждающихся граждан, не выполнявших общественно полезной деятельности в трудоспособном возрасте. С учетом опыта предоставления социальных пенсий, накопленного в Республике Крым, в статье отстаивается позиция о том, что сфера распространения социальных пенсий еще долгое время будет ограничиваться социально-экономической ситуацией в стране, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить без средств к существованию граждан, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.
Ключевые слова: социальная пенсия, прожиточный минимум пенсионера, граждане, не выполнявшие общественно полезной деятельности в трудоспособном возрасте.
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.
Назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались оставившие службу римские легионеры. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера — его вдове или детям.
С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии. Вместо оттенка избранности и отличия пенсия постепенно приобретает ярко выраженный социальный характер.
С конца 19 века, когда в Германии, а затем и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.) были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидности и старости, которые заложили основу для создания и развития ставшей сегодня основной организационно-правовой формой социального обеспечения — социального страховании.
В современной действительности, в условиях сложной социально-экономической и политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке.
Длительное время в России на социалистическом историческом этапе не устанавливались пенсии тем, кто не работал или не осуществлял иной общественно полезной деятельности.
До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. Условиями назначения указанного пособия являлись отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи. Решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой его материального и
семейного положения, которую М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова назвали процедурой, унизительной для человека. [12, с. 280]
При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих права на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной поддержки.
Под влиянием международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений, а также в связи с принятием действующей Конституции РФ, провозгласившей наше государство социальным и правовым, была изменена правовая политика в деле пенсионного обеспечения нуждающихся, не выполнявших общественно полезной деятельности.
Для этой категории нуждающихся лиц были установлены пенсии, названные в Законе о государственных пенсиях 1990 г. социальными, которые сегодня являются видом социальной помощи, предоставляемой в рамках такой организационной формы социального обеспечения, как государственное пенсионное обеспечение.
Впервые право на получение социальной пенсии для нетрудоспособных граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и получило свое последующее развитие в Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Так, статья 113 указанного Закона предусматривала, что право на получение социальной пенсии имеют неработающие граждане при отсутствии права на трудовую пенсию: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; дети в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.
Сейчас в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения.
Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении инвалидности, достижении установленного возраста, потере кормильца и в других социально значимых случаях.
Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. человек. В Республике Крым социальную пенсию получает более 30,5 тыс. человек. Это составляет 5,31% общего количества пенсионеров в РК. Среди них преобладают дети-инвалиды и инвалиды с детства — 49,6%. [17]
Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным рассматривать социальную пенсию как реализацию важнейших отраслевых принципов права социального обеспечения.
Согласно принципу всеобщности пенсионного обеспечения, любое физическое лицо, проживающее в нашем государстве, включая иностранцев и лиц без гражданства, имеет право на пенсию при наличии соответствующих оснований и условий. Иными словами, в нашем государстве правом на пенсию обладает любой и каждый, кто достиг определенного возраста, стал инвалидом, потерял кормильца или служил государственным интересам.
Однако всеобщее право на пенсию не означает и не должно приводить к абсолютному равенству всех в деле пенсионного обеспечения, поскольку вклад каждого в свое пенсионное будущее различен.
Не могут и не должны быть уравнены в пенсионном обеспечении граждане, ставшие инвалидами при защите Родины, и лица, которые стали инвалидами, например, при совершении преступления. Гражданин, работавший во вредных условиях производства, не может получать одинаковую пенсию с тем, кто вообще не принимал участия в общественно полезной деятельности. Учитывая данное обстоятельство, законодатель дополняет и
корректирует принцип всеобщности проявлением отраслевого принципа адресности, который Д. В. Агашев именует принципом дифференциации оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения. [11, с.261]
Представляется, что для характеристики социальных пенсий не менее важное значение имеет такой принцип пенсионного права как принцип связи права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации (трудоправовой, административной, гражданско-правовой). От этой идеи государство не отходило никогда и продолжает следовать ей в настоящее время. С помощью этого принципа:
а) осуществляется стимулирование трудоспособных граждан и занятых общественно полезной деятельностью;
б) проводится в жизнь избирательная политика государства, основанная на том, что более достойное обеспечение предоставляется тем, кто отдал больше государству.
Представляется справедливым утверждение Л. С. Тарасовой, что дифференциация в правовом регулировании пенсионного обеспечения граждан, если она направлена на выравнивание стартовых возможностей граждан в приобретении пенсионных прав, не нарушает принципа социальной справедливости. Она допускается в целях защиты прав граждан, особо нуждающихся в социальной защите государства. [16, с.3]
С точки зрения характеристики способов определения размера пенсий (абсолютного; относительного; комбинированного) в современном законодательстве размеры социальных пенсий устанавливаются абсолютным способом, который предполагает установление размера пенсии в фиксированной денежной сумме (в абсолютных цифрах), величина которой дифференцируется в зависимости от категории получателя. Так, например, размер социальной пенсии составляет:
- инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 8 704 рубля в месяц;
- инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы — 7 253 рубля 43 копейки в месяц;
- инвалидам III группы — 3 082 рубля 71 копейка в месяц;
- гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), — 3 626 рублей 71 копейка в месяц [3].
Данный способ использовался законодателем с самого основания отечественной пенсионной системы.
Это, однако, не означает, что при данном способе пенсии не подлежат исчислению. К ним может применяться районный коэффициент, что требует осуществления определенных математических действий. Кроме этого, ежегодно производится индексация пенсии в соответствии с уровнем инфляции.
Исходя из принципа гарантированности социального обеспечения на уровне не ниже прожиточного минимума, размер социальной пенсии доводится до величины прожиточного минимума пенсионера путем федеральной или региональной социальной доплаты, которая представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральным законодательством, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. [4, 9]
В Республике Крым при определении размера федеральной социальной доплаты учитываются денежные эквиваленты льгот по оплате стоимости жилья и коммунальных услуг, стоимости телефонной связи и стоимости проезда во всех видах городского транспорта, а также проезда в автобусах и троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в пределах Республики Крым. [10]
Величина прожиточного минимума пенсионера Республике Крым на 2016 год составляет 8 048 руб. На 2017 год она составит 8554руб. [6, 7]
Существовавшие в 2014 году особенности в реализации права на социальную пенсию граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, предопределили ряд мероприятий по дополнительной поддержке указанных категорий граждан:
- в дополнение к пенсии, назначенной в соответствии с законодательством, действовавшем в Республике Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, устанавливалась ежемесячная выплата, которая поэтапно повышалась и с 1 июля 2014 года составила 100% от назначенной пенсии; [2]
- с 1 января 2015 года по завершении переходного периода, пенсионное обеспечение граждан, которые проживают на территории Крыма, осуществляется в соответствии с российским законодательством.
Если при перерасчете размера пенсии по российскому законодательству, ее общий размер не достигнет размера пенсии, установленного согласно российскому законодательству, пенсия сохраняется в более высоком размере. [1].
Лицам, из числа пенсионеров, которые на 31 декабря года постоянно проживали на территории Республики Крым, пенсионные права которых не могут быть интегрированы в пенсионную систему Российской Федерации, установлено ежемесячное материальное обеспечение, которое является расходным обязательством Республики Крым. [8].
В связи с вышеизложенным, лицам, из числа инвалидов с детства и детей-инвалидов, которые на 31 декабря 2014 года постоянно проживали на территории Крыма и являлись получателями государственной социальной помощи, предусмотренной законодательством, действующим на его территории до 21 февраля 2014 года, и одновременно — получателями пенсии по случаю потери кормильца, по законодательству Российской Федерации, в случае, если ее размер с 01 января 2015 года не достигает суммы совокупного размера выплат на 31 декабря 2014 года, с 01 января 2015 года установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере разницы между совокупным размером пенсии, размером государственной социальной помощи по состоянию на 31 декабря 2014 года и размером пенсии, назначенной с 01 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. [8]
Средний размер социальной пенсии россиянина в 2016 году увеличен на 4% и составляет 8 тыс. 634 руб. Дети с ограниченными возможностями получают в среднем 12 тыс. 900 руб. Те пенсионеры, которые получают сразу две пенсии, в том числе по инвалидности вследствие военной травмы и как участник Великой Отечественной войны, получают от 30-32,9 тыс. руб. [17]
. С этих позиций представляется возможным считать Закон №166-ФЗ одним из законов, который за всю историю развития пенсионного законодательства в XX веке наиболее полно отвечают принципу социальной справедливости.
Представляется возможным утверждать, что сфера распространения социальных пенсий еще долгое время будет определяться социально-экономической ситуацией в стране, поскольку государство с социально ориентированной экономикой не может оставить без средств к существованию граждан, по разным причинам не охваченных социальным страхованием.
Литература
1. Федеральный Конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. — 2014. — № 12 — Ст. 1201.
2. Федеральный закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. — 2014. — № 30 (Часть I). — Ст. 4209.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4831.
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.
5. Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1997. — №43. — Ст. 4904.
6. Закон Республики Крым от 29.октября 2015 года № 153-ЗРК/2015 «Об установлении прожиточного минимума пенсионера в Республике Крым на 2016 год» // Крымские известия 2015 г., 3 ноября.
7 Закон Республики Крым от 26 октября 2016 года № 291-ЗРК/2016 «Об установлении прожиточного минимума пенсионера в Республике Крым на 2016 год» // [Электронный ресурс] / Правительство Республики Крым — Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_311530.pdf
8. Закон Республики Крым от 10 декабря 2014 года от № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №6 ч1, 2014, ст. 601.
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 сентября 2009 года № 804н «Об утверждении правил преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам в натуральной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), в денежные эквиваленты для подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера» // Российская газета от 2 декабря 2009 года № 5053 (229).
10. Постановление Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 №354 «О региональных стандартах, применяемых для определении прав граждан на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в республике Крым на 2015-2017 годы
11. Аракчеев В. С., Агашев Д. В., Гречук Л. А. Право социального обеспечения России: учеб. Пособие. — Томск.: Изд-во НТЛ, 2009. — Ч. 1. — 508 с.
12. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2005. 560 с.
13. Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс» / — Режим доступа: httphttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=17581#0
14. Гуминская Т. А. Право на социальную пенсию в законодательстве России // Государство и право. — 2013. — №2. — С.24-28.
15. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2016. 500 с.
16. Тарасова Л. С. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 30 с. / [Электронный ресурс] / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disser Cat — Режим доступа http://www.dissercat.com/content/problemy-realizatsii-printsipa-sotsialnoi-spravedlivosti-v-sovremennom-pensionnom-obespechen
17. Пенсия в Крыму и Севастополе. [Электронный ресурс] / Пенсионный фонд РФ / — Режим доступа: http://pensiology.ru/vidy-pensij/otdelnym-kategoriyam-grazhdan/v-krymu-i-sevastopole/