ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ / JURIDICAL SCIENCES
УДК 349.3
Кручек Ирина Владимировна
Крымский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»,
г. Симферополь
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
В статье рассмотрены проблемы создания законодательства Республики Крым в области социальной защиты населения, которое формировалось в условиях интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, правовую системы, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации, обобщен первый практический опыт его применения. Основное содержание исследования составляет анализ особенностей правового регулирования отношений по предоставлению дополнительных мер соцзащиты, гражданам, чьи социальные права интегрированы в систему соцзащиты РФ, а также мер соцзащиты, установленных по состоянию на 21 февраля 2014 года, но которые не могут быть в нее интегрированы. Автор с учетом многолетнего опыта руководящей работы в органах соцзащиты предлагает пути решения возникших проблем, которые будут интересны специалистам в этой области.
Ключевые слова: законодательство Республики Крым о социальной защите, дополнительные меры социальной защиты (поддержки), переходный период, интеграция социальных прав граждан в систему социальной защиты Российской Федерации.
Irina Kruchek
Crimean branch of federal state budgetary educational institution of higher
education "Russian Academy of Justice", Simferopol
SOME ISSUES OF CREATION LEGISLATIONS SYSTEM OF THE REPUBLIC OF CRIMEA ON SOCIAL PROTECTION
The article deals with the problem of creating legislation of social protection of the Republic of Crimea population. This legislation was formed in the conditions of integration of the Republic of Crimea in the economic, financial, legal system, and the system of state authorities of the Russian Federation, and summed up the first practical experience of its application. The main content of the research is the analysis of features of legal regulation of relations on granting additional measures of social protection the citizens, whose social rights are integrated into the system of social protection of the Russian Federation, as well as social protection measures established on February 21, 2014, but which cannot be integrated into it. Author are based on many years of leadership experience in the bodies of social security and offers solutions to the problems that will be interested to practitioners.
Keywords: law of the Republic of Crimea on social protection, additional measures of social protection (support), transition period, the integration of social rights of citizens in the social protection system of the Russian Federation
Законодательная база в субъектах Российской Федерации по вопросам социальной защиты (поддержки) населения, предоставляемого за счет бюджетных средств, с учетом Федерального закона от 22 августа 2004 года №2 122-ФЗ «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 122-ФЗ), в основном сформировалась. Она эффективно развивает и дополняет законодательство Российской Федерации.
Законодательство субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты (поддержки) регулирует, в основном, наиболее важные для того или иного региона и наиболее устоявшиеся общественные, социально значимые отношения, с учетом экономических, демографических, национальных, исторических особенностей.
Сегодня субъекты Российской Федерации находятся на качественно новом этапе развития регионального законодательства, когда объем ответственности законодательной и исполнительной власти региона в сфере социальной политики увеличивается в связи с установлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ и увеличением доли расходов субъектов Российской Федерации на их реализацию.
Законодательство Республики Крым о социальном обеспечении стало активно формироваться после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым. В течение переходного периода, который, в соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон № 6-ФКЗ), длился с 21 марта 2014 года до 01 января 2015 года, необходимо было урегулировать вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В течение переходного периода была создана законодательная и нормативная база Республики Крым в сфере социальной защиты и социально -трудовых отношений.
По состоянию на 01 января 2015 года в Республике Крым принято 114 законодательных и нормативных актов:
- 22 закона Республики Крым;
- 5 постановлений Государственного Совета Республики Крым;
- 2 указа Главы Республики Крым;
- 6 государственных программ;
- 79 нормативных правовых актов Совета министров Республики Крым.
На момент принятия Крыма в Российскую Федерацию в республике
проживало 464 тысячи граждан, которые имели право на меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством, действовавшим в Республике Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, и пользовались этими мерами на основании документов, выданных государственным и иными официальными органами Украины, государственным и иными официальными органами Автономной Республики Крым.
Правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, в систему социальной защиты Российской Федерации закреплено в Федеральном законе от 22.12.2014 года №421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» (далее — Закон № 421-ФЗ), который, прежде всего, провел параллели между категориями граждан, имевшими право на льготы и выплаты по законодательству, действовавшему в Республике Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, и категориями граждан, имеющими право на меры социальной защиты (поддержки) согласно законодательству Российской Федерации, создав тем самым реальную возможность для граждан указанных категорий воспользоваться этими мерами с 01 января 2015 года.
Из общего количества граждан льготных категорий меры социальной защиты (поддержки) федерального уровня могли быть предоставлены около 150 тыс. граждан, имевшим статус инвалида Великой Отечественной войны, инвалида боевых действий, участника Великой Отечественной войны, лица,
подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, инвалида, ребенка-инвалида, лица, имеющего особые заслуги.
Лицам, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с Законом № 6-ФКЗ или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, а также гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым на день принятия в Российскую Федерацию, в соответствии со статьей 11 вышеуказанного Закона сохранен уровень предоставления соответствующих мер социальной поддержки (защиты) в натуральной и денежной форме, установленный законами и иными нормативными правовыми актами до 21 февраля 2014 года.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, в случае, если такие меры социальной защиты (поддержки) отсутствовали на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в законодательстве Российской Федерации или их величина превышала установленный в Российской Федерации уровень мер социальной защиты (поддержки), определены в Законе Республики Крым от 10 декабря 2014 года № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» (далее — Закон № Э6-ЗРК/2014).
Законом № Э6-ЗРК/2014 предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по льготному проезду по маршрутам регулярных перевозок в городском, пригородном и междугороднем сообщении в пределах республики гражданам из числа инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и бывших несовершеннолетних узников фашизма. Право на указанные меры социальной поддержки получило более 16 тысяч человек.
Сохранен объем мер социальной поддержки, установленный законодательством, действовавшим в Республике Крым на 21 февраля 2014 года, и для детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Система государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей в Российской Федерации включает пособия, выплата которых производится как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Поэтому переход на нормы российского законодательства при назначении и выплате государственных пособий гражданам, проживающим в Республике Крым, осуществлен с 01 января 2015 года. До этой даты пособия предоставлялись органами социальной защиты в рамках системы пособий, установленных законодательством, действовавшим в Республике Крым по состояния на 21 февраля 2014 года. Согласно Закона № Э6-ЗРК/2014 лицам, которые приобрели право на государственное пособие до 31 декабря 2014 года, пособие предоставляется в соответствии с законодательством, действовавшим в Республике Крым по состояния на 21 февраля 2014 года, в течение срока, на который оно назначено. В вышеуказанном порядке назначаются дополнительные выплаты в виде пособия по беременности и родам женщинам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, единовременное пособие при рождении ребенка, включая и часть пособия, которая выплачивается ежемесячно в течение двух, трех, четырех лет, ежемесячное пособие при усыновлении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Законодательством, действовавшим в Республике Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, предусматривалось обеспечение органами социальной защиты инвалидов техническими средствами реабилитации (далее — ТСР) согласно утвержденному перечню, который содержал как ТСР, аналогичные тем, которыми обеспечивались инвалиды в Российской Федерации, так и ТСР, которые отсутствуют в Федеральном перечне Российской Федерации.
Исходя из норм Закона № 6-ФКЗ, технические средства реабилитации, которые не включены в Федеральный перечень, включены в региональный
перечень и утверждены постановлением Правительства Республики Крым. Это вспомогательные средства для перемещения, подъема, переноса инвалидов, мебель, кресла-коляски с электроприводом, специальные средства для ориентирования, общения и обмена информацией, дополнительные средства для принятия душа и др.
Установлено также дополнительное ежемесячное материальное обеспечение отдельным категориям граждан, пенсионное обеспечение которых до 31 декабря 2014 года осуществлялось на льготных условиях и в льготных размерах, в том числе за особые заслуги перед Крымом.
Вышеуказанные дополнительные меры социальной защиты (поддержки) являются расходным обязательством Республики Крым и финансовое обеспечение расходов на их предоставление осуществляется за счет ассигнований бюджета Республики Крым.
Необходимо отметить, что и меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством Российской Федерации, и дополнительные меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством Республики Крым, в соответствии с нормами Закона № 421-ФЗ предоставляются на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым, Республики Крым, составленных на украинском языке, без перевода на русский язык. Замена их на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством Российской Федерации, производится по желанию гражданина на основании его заявления в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона № 122-ФЗ, который определил компетенцию органа государственной власти субъекта РФ, в том числе и в сфере социального обеспечения, Государственный Совет Республики Крым 17 декабря 2014 года принял Закон Республики Крым № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» (далее — Закон №35285
ЗРК/2014), в котором отдельным категориям граждан предусмотрены меры социальной поддержки, являющиеся, согласно законодательству Российской Федерации, расходным обязательством субъектов Российской Федерации: ветеранов труда, ветеранов Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от политических репрессий.
Закон № 35-ЗРК/2014 предусматривает меры социальной защиты (поддержки) и тем категориям граждан, которые пользовались мерами социальной защиты (поддержки), установленными законодательством, действовавшим в Республике Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, но которые не могут быть интегрированы в систему социальной защиты Российской Федерации — «детям войны», гражданам из числа лиц, которые во время обороны города Севастополя с 30 октября 1941 года по 04 июля 1942 года проживали на его территории; лицам, родившимся до 31 декабря 1932 года включительно и по уважительным причинам не имевшим возможности подать документы, подтверждающие период работы во время войны, которым статус участника войны установлен по решению соответствующих комиссий на основании показаний свидетелей либо на основании документов и других доказательств, неопровержимо подтверждающих факт работы в период войны; работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа медицинским, педагогическим работникам, работникам учреждений культуры, государственной ветеринарной службы (всего более 20 категорий — более 250 тыс. граждан).
Ряд льгот, задекларированных ранее действовавшим законодательством, но не обеспеченных необходимым финансовым ресурсом и поэтому практически не предоставлявшихся (бесплатные зубопротезирование, диспансеризация, получение лекарств по рецептам врачей, абонплата за пользование телефоном) для этих категорий заменен ежемесячной денежной выплатой.
Государственным Советом Республики Крым принят ряд законов, предусматривающих меры социальной поддержки граждан, имеющих детей. Законом Республики Крым от 03 декабря 2014 года № 20-ЗРК/2014 «О
ежемесячном пособии на ребенка» установлено, что лицам, имеющим детей, включая одиноких матерей, лиц, имеющих ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо, когда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается ежемесячное пособие на ребенка, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Республике Крым. Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 11-ЗРК/2014 «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 29 июня 2015 года № 127-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым "О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым») (далее — Закон № 11 -ЗРК/2014), согласно которому на третьего или последующих детей, родившихся в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, назначается ежемесячная денежная выплата, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц ниже величины, равной двум с половиной прожиточным минимумам в расчете на душу населения по Республике Крым, определяемым в соответствии с законодательством. Таким образом, с помощью использования величины прожиточного минимума как критерия, обеспечивающего реализацию принципа адресности, государственная социальная поддержка в виде пособия на ребенка или в виде государственной социальной помощи предоставляется действительно нуждающимся лицам.
Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» установлено, что малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется государственная социальная помощь в виде выплаты социального пособия или пособия на основании социального контракта.
Законом Республики Крым от 06 июня 2014 года № 20-ЗРК/2014 «О прожиточном минимуме в Республике Крым» определено, что прожиточный минимум в Республике Крым предназначается для: оценки уровня жизни населения Республики Крым при разработке и реализации социальной политики и республиканских социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджета Республики Крым;
других установленных федеральным законом целей. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Крым устанавливается ежеквартально Советом министров Республики Крым на основании потребительской корзины, установленной законом Республики Крым, и данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Крым в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно законом Республики Крым.
Таким образом, в 2014 году были приняты базовые законы Республики Крым, необходимые для реализации государственной политики в области социальной защиты.
С 01 января 2015 года принятые нормативные правовые акты вступили в силу, и в течение января-февраля 2015 года стало очевидным, что в процессе законотворческой работы не удалось обеспечить в полном объеме реализацию принципа системности, который требует, чтобы нормативные акты не
противоречили друг другу и имели между собой устойчивые связи. Ряд обстоятельств, которые не были учтены при подготовке и согласовании нормативных правовых актов, и усложняли или делали невозможной их реализацию, обусловил необходимость внесения изменений в некоторые принятые в Республике Крым нормативные правовые акты.
Основной причиной является отсутствие достаточного опыта нормотворческой работы законодательной и исполнительной власти республики, особенно в части подготовки проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения, входящие в компетенцию нескольких министерств и ведомств.
Так, обеспечить в 2015 году реализацию нормы, закрепленной в части 1 статьи 2 Закона № 11 -ЗРК/2014, согласно которой в соответствии со сложившейся в большинстве субъектов Российской Федерации практикой ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, на третьего ребенка или последующих детей, родившихся в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц ниже величины среднедушевого дохода по Республике Крым, определяемой территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым в соответствии с действующим законодательством, не представлялось возможным, так как согласно законодательству, действовавшему в Республике Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года и в течение переходного периода, органы статистики Республики Крым не определяли величину среднедушевого дохода по Республике Крым. Поэтому Законом Республики Крым от 29 июня 2015 № 127-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым "О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым" статья 6 Закона № 11-ЗРК/2014 изложена в новой редакции, согласно которой часть 1 статьи 2 вступает в силу с 1 января 2016 года. На период с 1 января по 31 декабря 2015 года ежемесячная денежная выплата предоставляется при условии, что
среднедушевой доход семьи таких лиц ниже величины, равной двум с половиной прожиточным минимумам в расчете на душу населения по Республике Крым, определяемым в соответствии с законодательством.
Параллельно с Законом Республики Крым от 30.03.2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 62-ЗРК «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым», в соответствии с которым установлено денежное вознаграждение приемным родителям за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в семью, а осуществление назначения и выплаты вознаграждения вменено в компетенцию органов социальной защиты, не были внесены изменения в Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым».
Несмотря на закрепленную в нормах закона № 421-ФЗ и в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1532 «Об утверждении Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1532) возможность реализовывать меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством Российской Федерации, и дополнительные меры социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством Республики Крым, на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым,
Республики Крым, составленных на украинском языке, без перевода на русский язык, вопрос о необходимости их замены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством Российской Федерации, в значительно более короткие сроки встал достаточно остро по ряду причин как организационно-правового, так и личностного порядка.
Граждане льготных категорий из числа лиц, имеющих статус инвалида Великой Отечественной войны, инвалида боевых действий, участника Великой Отечественной войны, лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, чьи социальные права интегрированы в систему социальной защиты Российской Федерации, настаивают на безотлагательной замене документов, являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), на документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, отчасти из-за субъективного желания их иметь. Необходимость замены документов о праве на меры социальной защиты (поддержки) обусловлена, прежде всего, тем, что документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым, Республики Крым, не содержат реквизитов, необходимых для реализации права на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации. Так, например, они не содержат указания на основания, в связи с которыми гражданину установлен тот или иной статус ветерана войны в соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона «О ветеранах». В связи с этим, отдельным организациям и ведомствам, предоставляющим выплаты и меры социальной защиты (поддержки), не представляется возможным обеспечить их предоставление без истребования дополнительной информации, только на основании удостоверения о праве на меры социальной защиты (поддержки).
Органами Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым одновременно с выплатой пенсии в январе 2015 года всем гражданам
льготных категорий, чьи социальные права интегрированы в систему социальной защиты Российской Федерации, были вручены справки установленного образца, подтверждающие их право на получение мер социальной защиты (поддержки) согласно нормам законодательства Российской Федерации. Однако проведенная органами Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым разъяснительная работа не возымела должного результата, и части граждан назначение упомянутых справок продолжало оставаться непонятным.
Вместе с тем, представляется, что форсирование темпов замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки), выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, не только нецелесообразно, но и недопустимо, так как создает высокую степень риска нецелевого использования средств бюджета Российской Федерации и средств бюджета субъекта Российской Федерации Республики Крым, и не будет способствовать предоставлению услуг гражданам льготных категорий в удобном для них режиме, который стал нормой работы органов социальной защиты республики.
Полагаем, что работу по замене документов, подтверждающих право на льготы, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренные законодательством Российской Федерации, необходимо организовывать в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1532 и сопровождать широкомасштабной разъяснительной работой органов исполнительной власти, местного самоуправления совместно с общественными организациями ветеранов и инвалидов с использованием возможностей средств массовой информации и передовых интернет-технологий, а также опыта ведения
диалога с институтами гражданского общества, который накоплен исполнительной властью республики.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 19 марта 2015 года № 122 «О документе, подтверждающем право на меры социальной поддержки» Министерству труда и социальной защиты Республики Крым поручено разработать форму удостоверения и утвердить положение о выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым». 1 До изготовления бланков удостоверений утверждены формы справок, выдаваемых органами труда и социальной защиты населения взамен удостоверений гражданам, которым был установлен статус ветерана труда в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года, а также гражданам в случае утери ими документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым.
Решение о выдаче справки утвержденной формы взамен удостоверения гражданам, которым был установлен статус ветерана труда в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года, принятое в связи с отсутствием соответствующих бланков в период до 31 декабря 2014, представляется спорным с точки зрения норм Закона № 421-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 153, которые предполагают либо замену ранее выданных
1 Положение о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки утверждено в новой редакции постановлением Совета министров Республики Крым от 03 ноября 2015 года №691 [21],
документов о праве на меры социальной защиты (поддержки) на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо продолжение их предоставления по документам, выданным государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым.
Решение о выдаче справки утвержденной формы взамен удостоверения гражданам, в случае утери документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, также представляется спорным, учитывая, что органы социальной защиты субъекта Российской Федерации не определены правопреемниками органов труда и социальной защиты Автономной Республики Крым.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что в 2014 году были приняты базовые республиканские законы, которые позволили:
1. обеспечить реализацию прав граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2. обеспечить реализацию норм вышеуказанного закона в части сохранения размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, в объеме не ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат,
а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 года;
3. сохранить порядок и условия реализации наиболее востребованных льгот, представлявшихся отдельным категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, совокупный объем их финансирования.
Работа над совершенствованием законодательства Республики Крым должна продолжаться с учетом накопленного опыта. Сформированное законодательство Республики Крым по вопросам социальной защиты должно образовать стройную систему, в которой множество нормативных правовых актов не противоречат друг другу и имеют между собой устойчивые связи.
Работу по выдаче гражданам документов, подтверждающих право на меры социальной защиты (поддержки), являющиеся расходным обязательством Российской Федерации, и меры социальной защиты (поддержки), которые являются расходным обязательством Республики Крым, необходимо организовывать в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым и обеспечивать широкомасштабную разъяснительную работу органов исполнительной власти, местного самоуправления совместно с общественными организациями ветеранов и инвалидов с использованием возможностей передовых технологий ведения диалога с институтами гражданского общества.
Литература
1. Федеральный Конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. — 2014. — № 12 — Ст. 1201.
2. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2004. — № 35 — Ст. 3607.
3. Федеральный закон от 22.12.2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», // СЗ РФ. — 2014. — № 52 — Ст. 7532 .
4. Закон Республики Крым от 10 декабря 2014 года от №2 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №6 ч1, 2014, ст. 601;
5. Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 35-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №6 ч1, 2014, ст.600;
6.Закон Республики Крым 11 февраля 2015 года № 78-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым"» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №2 ч1, 2015, ст.9;
7. Закон Республики Крым от 01 апреля 2015 года № 90-ЗРК/2015 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №3, 2015, ст.109;
8. Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым» //
Ведомости Государственного Совета Республики Крым №6 ч1, 2014, ст.598;
9. Постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года №575 «О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду» / [Электронный ресурс] / правительство Республики Крым — Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_237737.pdf.
10. Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года от №2 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №6 ч 1, 2014, ст. 604;
11. Закон Республики Крым от 03 декабря 2014 года № 20-ЗРК/2014 «О ежемесячном пособии на ребенка» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №5 ч 2, 2014, ст. 524.
12. Закон Республики Крым от 06 июня 2014 года № 20-ЗРК/2014 «О прожиточном минимуме в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №1 ч 2, 2014, ст. 87.
13. Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 11-ЗРК/2014 «О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №5 ч1, 2014, ст. 440.
14. Закон Республики Крым от 29 июня 2015 года № 127-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым "О ежемесячной денежной выплате на третьего ребенка или последующих детей гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №7, 2015, ст. 392.
15. Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 34-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №6, 2014, ст. 599.
16. Закон Республики Крым от 27 ноября 2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №5 ч 1, 2014, ст. 439.
17. Закон Республики Крым от 1 апреля 2015 года № 90-ЗРК/2015 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №3, 2015, ст. 109.
18. Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 62-ЗРК/2014 «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №3 ч 1, 2014, ст. 208.
19. Закон Республики Крым от 30 марта 2015 года № 87-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым от 1 сентября 2014 № 62-ЗРК/2014 «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым» // Ведомости Государственного Совета Республики Крым №3, 2015, ст. 106.
20. Постановление Совета Министров Республики Крым от 19 марта 2015 года № 122 «О документе, подтверждающем право на меры социальной поддержки» / [Электронный ресурс] / Правительство Республики Крым — Режим доступа: http: //rk. gov.ru/rus/file/pub/pub_241673.pdf
21. Постановление Совета министров Республики Крым от 03 ноября 2015 года № 691 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 08 июля 2015 года № 385» / [Электронный ресурс] / Правительство Республики Крым — Режим доступа: http: //rk. gov.ru/rus/file/pub/pub_265800.pdf
References
1. The Federal Constitutional Law of March 21, 2014 № 6-FKZ "About accession of the Republic of Crimea to the Russian Federation and on forming new constituent entities within the Russian Federation- the Republic of Crimea and city of federal significance Sevastopol" // SZ the Russian Federation. — 2014. — № 12 — Art. 1201. (in Russian)
2. Federal Law of August 22, 2004 № 122-FZ "On Amendments to Legislative Acts of the Russian Federation, and Repeal of Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law" On amendments and additions to the Federal Law "On General Principles organization of legislative (representative) and executive bodies of subjects of the Russian Federation "and" On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation "// SZ the Russian Federation. — 2004. — № 35 — Art. 3607. (in Russian)
3. Federal Law of 12.22.2014, № 421-FZ "On the specifics of legal regulation of relations connected with the provision of social protection (support), as well as payments on compulsory social insurance to certain categories of citizens residing in the territory of the Republic of Crimea and the city of federal significance Sevastopol "// SZ the Russian Federation. — 2014. — № 52 — Art. 7532. (in Russian)
4. Law of the Republic of Crimea on 10 December 2014 from the number 36 LRC / 2014 "On peculiarities of establishing social protection measures (support) to certain categories of citizens residing in the territory of the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea P1 №6, 2014 Art. 601 (in Russian)
5. The Law of the Republic of Crimea on 17 December 2014 № 35- LRC / 2014 "On measures of social support of certain categories of citizens, and persons residing in the territory of the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea P1 №6, 2014 st.600 (in Russian)
6.Law Republic of Crimea February 11, 2015 №78- LRC /2015 "On Amendments to the Law of the Republic of Crimea" On measures of social support of certain categories of citizens, and persons residing in the territory of the Republic of Crimea " // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea №2 P1, 2015, Article 9 (in Russian)
7. Law of the Republic of Crimea on April 1, 2015 №90- LRC / 2015 "On Amendments to Some Laws of the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea №3, 2015, art.109 (in Russian)
8. Law of the Republic of Crimea on 17 December 2014 № 34- LRC / 2014 "On Investment of local governments with separate state powers in the sphere of social protection of population of the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea P1 №6, 2014 st.598 (in Russian)
9. Resolution of Council of Ministers of Crimea on December 23, 2014 № 575 «On the procedure of certain categories of citizens of the Republic of Crimea of social support to a reduced fare and order compensation for legal entities and individual entrepreneurs lost revenue in connection with the provision of social support for reduced fare" / [electronic resource] / rk.gov.ru. — Access: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_237737.pdf. (in Russian)
10. Law of the Republic of Crimea on December 17, 2014 № 39- LRC / 2014 "On social support of family with dependent children in the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 6 p. 1, 2014, Art. 604 (in Russian)
11. Law of the Republic of Crimea on December 3rd, 2014 № 20 - LRC / 2014 "On the monthly child's allowance" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 5 p. 2, 2014, Art. 524. (in Russian)
12. Law of the Republic of Crimea on June 6, 2014 № 20- LRC / 2014 "On living wage in the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 1 p 2, 2014, Art. 87. (in Russian)
13. Law of the Republic of Crimea on November 27, 2014 № 11- LRC / 2014 "On the monthly payments for the third child and subsequent children to Russian citizens residing in the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 1 p. 5, 2014, Art. 440. (in Russian)
14. Law of the Republic of Crimea on June 29, 2015 № 127- LRC / 2015 "On amendments to the Law of the Republic of Crimea" On the monthly payments for the third child and subsequent children to Russian citizens residing in the Republic of Crimea "// Bulletin of the State Council of the Republic Crimea. — № 7, 2015, Art. 392. (in Russian)
15. Law of the Republic of Crimea on December 17, 2014 № 34- LRC / 2014 "On investment of local governments with separate state powers in the social protection of population of the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 6, 2014, Art. 599. (in Russian)
16. Law of the Republic of Crimea on November 27, 2014 № 10- LRC / 2014 "On state's social assistance to the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea №5 h 1, 2014, Art. 439. (in Russian)
17. Law of the Republic of Crimea on April 1, 2015 № 90 — LRC / 2015 "On amendments to some laws of the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 3, 2015, Art. 109. (in Russian)
18. Law of the Republic of Crimea on September 1, 2014 № 62 — LRC / 2014 "On the organization of the guardianship authorities in the Republic of Crimea" // Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 3 p. 1, 2014, Art. 208. (in Russian)
19. Law of the Republic of Crimea on March 30, 2015 № 87- LRC / 2015 "On amendments to the Law of the Republic of Crimea on Sept. 1, 2014"On the organization of the guardianship authorities in the Republic of Crimea "// Bulletin of the State Council of the Republic of Crimea. — № 3, 2015, Art. 106. (in Russian)
20. The Resolution of Council of Ministers of the Republic of Crimea on March 19, 2015 № 122 "On the document confirming the right to measures of social support" / [Electronic resource] / Government of the Republic of Crimea. — Access: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_241673.pdf. (in Russian)
21. The Resolution of Council of Ministers of the Republic of Crimea on November 3, 2015 № 691 "On Amending Resolution of the Council of Ministers of Crimea on July 8, 2015 № 385" / [Electronic resource] / Government of the Republic of Crimea — Access: http://rk.gov .ru/rus /file/pub/pub_265800.pdf. (in Russian)