Научная статья на тему 'Социальные обязательства Российского государства в условиях экономического кризиса и обострения геополитической ситуации'

Социальные обязательства Российского государства в условиях экономического кризиса и обострения геополитической ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
516
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное государство / правовое государство / гражданское общество / социальная политика / экономический кризис / геополитика / social state / legal state / civil society / social policy / economic crisis / geopolitics

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А П. Плешаков

В статье рассматриваются процесс и специфика становления социального государства в Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу реализации социальных гарантий государства в условиях экономического кризиса и обострения геополитической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Obligations of the Russian State in the Economic Crisis and Worsening Geopolitical Situation

The article discusses the process and specificity of formation of the social state in the Russian Federation. Particular attention is paid to the analysis of the implementation of social guarantees of the state in the economic crisis and worsening geopolitical situation.

Текст научной работы на тему «Социальные обязательства Российского государства в условиях экономического кризиса и обострения геополитической ситуации»

Л. П. Плешаков. Социальные обязательства Российского государства

2 См.: Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа. М. : Парад, 2011.

3 См.: Homans G. The Human Group. N.Y., 1950. P. XVIII.

4 См.: Blau P. Exchange and Power in Social Life. N.Y. : Wiley, 1986.

5 См.: ПортерМ. Воздействие конкуренции на стратегию фирмы // Минцберг Г., Куини Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс : концепции, проблемы и решения. СПб. : Питер, 2001. С. 88.

6 См.: Великий П. П. Российское село : процессы постсоветской трансформации. Саратов : Научная книга, 2012. С. 63.

7 См.: Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга 2009 г. (одиннадцатый выпуск). М., 2010. С. 72.

8 В Татарстане, где с 2012 г. реализуется при масштабной государственной помощи проект реанимации фермерства в форме семейных животноводческих ферм, не

только широко оповещается население о доступности этого уклада, но договор с каждым получившим грант на открытие такой формы подписывает лично министр сельского хозяйства и продовольствия. К настоящему времени в Республике Татарстан фактически за три года создано и функционирует около 500 таких ферм.

9 См.: Мореханова М. Ю. Социальные аспекты распространения информационно-коммуникационных технологий в сельской местности // XVII Никоновские чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М. : ВИАПИ им. А. А. Никонова ; Энциклопедия российских деревень, 2012. С. 173-175.

10 См.: Тощенко Ж. Т. Экономическое сознание и поведение : четверть века спустя (конец 1980 - начало 2010 г.) // Социс. 2014. № 7. С. 61.

11 McAdam D., McCarthy J. D., Mayer N. Z. Introduction Comparative Perspectives on Social Movements Political Opportunities, Mobilizing Structures, and Cultural Framings. Cambridge : Cambridge Univ. Press, 1999. Р. 3, 5.

УДК 323.2; 304.4

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ОБОСТРЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

а. П. Плешаков

Саратовская государственная юридическая академия E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются процесс и специфика становления социального государства в Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу реализации социальных гарантий государства в условиях экономического кризиса и обострения геополитической ситуации.

Ключевые слова: социальное государство, правовое государство, гражданское общество, социальная политика, экономический кризис, геополитика.

Social Obligations of the Russian State in the Economic Crisis and Worsening Geopolitical situation

A. P. Pleshakov

The article discusses the process and specificity of formation of the social state in the Russian Federation. Particular attention is paid to the analysis of the implementation of social guarantees of the state in the economic crisis and worsening geopolitical situation.

Key words: social state, legal state, civil society, social policy, economic crisis, geopolitics.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-4-15-18

В 1993 г. Российская Федерация на конституционном уровне провозгласила себя правовым и социальным государством, рассчитывая тем самым на мобилизацию социокультурного потенциала и активизацию человеческого фактора.

Хотя тогда было очевидным, что Российское государство еще не может взять на себя широкие социальные обязательства.

Уместно напомнить о различии условий формирования социального государства в ныне индустриально развитых странах Запада, с одной стороны, и тех условий, в которых начиналось становление социальной государственности в постсоветской России, - с другой.

Во-первых, вопрос о социальном государстве в странах Запада возник тогда, когда там была создана мощная экономическая база, которая позволяла, не ущемляя значительно интересы собственников, осуществлять перераспределение доходов. В России становление социальной государственности началось в экстремальных условиях резкого падения производства.

Во-вторых, вопрос о социальных функциях государства на Западе возникает, как известно, в условиях, когда на смену периоду агрессивного «первоначального накопления капитала» приходит рынок, действующий, в конечном счете, в рамках правового поля. В России же становление социальной государственности происходит в обстановке, когда страна еще не обрела опоры в праве, в реальных правах человека, в условиях правовой нестабильности и разрегулированно-сти, а нередко - правового нигилизма.

В-третьих, процесс становления социальной государственности в западном мире осу-

© Плешаков Л. П, 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4

ществляется в уже сформировавшемся зрелом гражданском обществе, создающем благоприятные условия для решения задач по гармонизации общественных отношений, предотвращению катаклизмов и резкого социального противоборства. В России же она оказалась лишенной своей опоры - зрелого гражданского общества, формирование которого непомерно затянулось1.

У нас немало сказано о том, к каким негативным последствиям привело ослабление российской государственности в период президентства Б. Н. Ельцина, в результате которого произошло дальнейшее углубление и обострение кризиса в стране, возросло недоверие населения к власти, усилились факторы социальной дезорганизации, а обещанная конституционная модель возрождения России оказалась, по существу, блефом.

С приходом к власти нового руководства появились признаки оздоровления ситуации. Его ориентация на укрепление государства, законности, социальной справедливости дала людям надежду на улучшение жизни. Так, в конце 2005 г. правительство объявило о реализации четырех национальных проектов, которые должны совершить прорыв в медицине, образовании, строительстве доступного жилья и сельском хозяйстве. Предполагалось, что эти цели станут долгосрочными задачами Концепции развития Российской Федерации до 2020 г. (ее параметры, впрочем, постоянно корректировались).

Следует признать, что улучшение ситуации отмечалось по всем направлениям. За последние годы властью в сфере социальной политики было сделано немало: увеличилась средняя продолжительность жизни, почти в два раза сократилась смертность, выросла рождаемость, повышены пенсии, введены гарантии по банковским вкладам, открыт доступ к материнскому капиталу, вырос объем вводимого в строй жилья, во всех субъектах Российской Федерации для молодых семей были открыты ипотечные программы, национальный проект в сфере агропромышленного комплекса продемонстрировал серьезные возможности российского села, организованы общественные работы, наконец-то обратили внимание на моногорода.

Так состоялось ли в России социальное государство? Сказанное выше позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что сегодня можно говорить пока только о создании необходимых предпосылок для формирования первичных условий для становления социального государства в нашей стране, для гармонизации отношений между государством и обществом.

Следует отметить, что на реализации социальных программ негативно сказался глобальный финансово-экономический кризис, который первоначально возник в США, а затем охватил

почти все страны мира. Несмотря на то что мировой кризис серьезно усугубил социальные проблемы, Российское государство гарантировало выполнение всех взятых на себя обязательств. Принятая правительством масштабная программа антикризисных мер позволила к середине 2010 г. стабилизировать ситуацию.

Однако в 2013 г. в России, без западных санкций и холодной войны, наступил период экономической стагнации, которая была обусловлена копившимися десятилетиями структурными проблемами российской экономики, т. е. преимущественно внутренними причинами. Приходится констатировать, что прежняя модель экономического роста в России оказалась исчерпанной. К тому же ситуацию ухудшило негативное развитие экономики в ЕС, тогда как на него приходится 50% внешнеторгового оборота нашей страны. Кроме того, «Россия по-прежнему осталась “добывающей цивилизацией”, в структуре экономики которой преобладают добывающие отрасли над перерабатывающими»2.

В конце 2014 г. экономическая обстановка в России резко ухудшилась. Виной тому обвальное падение цен на нефть, непосредственно отражающееся на жизни россиян, а также экономические санкции стран Запада. Обвал цен на нефть повлек падение рубля по отношению к мировым валютам, привел к росту цен на продукты и потребительские товары, создал угрозу дефолта государственного бюджета, доходы которого напрямую зависят от нефтегазового сектора. Таким образом, экономическая война с Западом обостряет российский кризис, но не является его причиной. По мнению экспертов, среди факторов, усугубляющих кризис, санкции занимают 3-4-е места после обвала цен на нефть и структурных проблем в экономике. Поэтому экономическое значение санкций вторично, а вот политическое - весьма существенно. Если представить, что украинского кризиса не случилось бы, то нашей стране все равно не удалось бы избежать замедления экономического роста, взлета инфляции и падения курса национальной валюты.

Ситуация осложняется тем, что пока не ясна возможная глубина и продолжительность кризиса. По мнению экспертов, в 2015 г. нас ожидает существенное снижение реальных зарплат и доходов, повышение ставок по кредитам. К тому же на гражданах может негативно отразиться коммерционализация целого ряда государственных услуг. Из-за кризиса вполне реальна угроза разорения значительной части малого и среднего бизнеса3.

Особую угрозу для развития общества сегодня представляет бедность. В последние годы ситуация с бедностью в России заметно улучшилась. По данным исследования, проведенного Финансовым университетом при Правительстве РФ, количество бедных в нашей стране за

16

Научный отдел

А. П. Плешаков. Социальные обязательства Российского государства

последние 11 лет уменьшилось более чем втрое. Если в 2003 г. доля населения, относящего себя к бедным, составляла 37%, то в 2014 г. - 11%. Однако из-за экономических сложностей в декабре 2014 г. к малообеспеченным отнесли себя уже 54% жителей, проживающих в крупных городах. По данным заместителя председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец, в России ныне насчитывается 15,7 млн бедных. В условиях роста инфляции и снижения покупательной способности зарплат их число неизбежно увеличится4.

Что в нынешней ситуации намерены делать власти для выполнения взятых на себя социальных обязательств? В январе 2015 г. Правительством РФ был опубликован антикризисный план, состоящий из 60 пунктов и предусматривающий сокращение бюджетных расходов на 10%. При этом социальные обязательства государства подлежат выполнению в полном объеме. Для реализации мероприятий по борьбе с кризисом предусмотрены следующие основные направления: поддержка малого и среднего бизнеса; содействие импортозамещению и экспорту несырьевых, в первую очередь высокотехнологичных товаров; возмещение дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан, к которым, в частности, относятся семьи с несколькими детьми и пенсионеры; снижение напряженности на рынке труда; повышение устойчивости банковской системы и оптимизация бюджетных расходов; создание условий для финансирования ведущих секторов экономики, в том числе и государственного оборонного заказа5.

Несмотря на сложное экономическое положение, в бюджете на 2015 г. и на период 20162017 гг. не предусмотрено сокращения социальных расходов. Аналогичным образом в свое время поступали и власти целого ряда европейских государств, столкнувшись с экономическими трудностями, которые сегодня переживает Россия. В бюджете предусматривается не только индексация на 5,5% социальных обязательств по поддержке семей с детьми, но даже увеличение бюджетных расходов по ряду позиций. Так, в

2015 г. расходы федерального бюджета на выплату материнского капитала составят 344,5 млрд рублей, а размер материнского капитала -453 тыс. рублей. Кроме того, с 2015 г. начнутся выплаты материнского капитала в Республике Крым и г. Севастополе. Также предусмотрено существенное увеличение субсидий бюджетам тех субъектов РФ, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. В 2015 г. на эти цели планируется выделить 29 млрд рублей, что на 10 млрд рублей больше, чем в 2014 г., а в

2016 г. - свыше 32 млрд рублей.

В 2015 г. почти вдвое, с 3,5 млрд до 6,8 млрд рублей, увеличены расходы на финансирование программы «Обеспечение жильем молодых семей», ставшей для регионов важным инстру-

ментом улучшения жилищных условий молодых семей. Кроме того, предусмотрено увеличение субсидий субъектам РФ для предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В 2015-2017 гг. размер субсидий увеличится до 7 млрд рублей ежегодно, что на 700 млн рублей в год больше ранее преду-смотренного6.

Итак, формирование социального государства в Российской Федерации в условиях кризиса предусматривает решение следующих основных задач: модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы, сокращение бедности; создание новых рабочих мест, способствующее снижению напряженности на рынке труда; повышение пенсий; выполнение предусмотренных государством социальных гарантий в сфере здравоохранения, обеспечения жильем, в области ЖКХ.

Таким образом, становление социального государства невозможно без высокоразвитой, эффективной и социально ориентированной экономики. Однако сегодня этот процесс происходит на фоне ощутимого падения производства. Поэтому необходимо приложить немало усилий, чтобы переломить ситуацию в важнейших направлениях экономики. Приоритетными должны стать высокотехнологичные отрасли: информационные и ядерные технологии, электроника, машиностроение и т. д., которые в перспективе могли бы стать локомотивом для тех отраслей экономики, которые ориентированы на выпуск потребительских товаров. Реализация этих мер призвана способствовать преодолению уязвимости российской экономики, которая во многом зависит от конъюнктуры цен на энергоресурсы на мировом рынке. По мнению экспертов, в ближайшие годы из-за снижения цен на сырье и энергоносители российская экономика не сможет развиваться высокими темпами. Сегодня бюджет страны уже столкнулся с дефицитом, что чревато обострением социальных проблем: ростом безработицы, падением уровня жизни населения, замедлением развития социальной сферы.

Изложенное выше позволяет сделать вывод

0 том, что становление социального государства в России - процесс длительный, сложный и противоречивый. Глубокий экономический кризис и обострение геополитической ситуации, безусловно, осложняют, но никоим образом не дезавуируют этот процесс.

Примечания

1 См.: Плешаков А. П., Шабалин В. А. Предпосылки и особенности становления в России социального государства // Правовая культура. 2009. № 2 (7). С. 52-53.

2 Горбачев М. В. Цивилизационная методология в политической компартивистике. Саратов, 2011. С. 136.

Социология

17

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4

3 См.: Товкайло М. Россия назад : экономику ожидают три года рецессии. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya/ ekonomika/276597-rossiya-nazad-ekonomiku-ozhidayut-tri-goda-retsessii (дата обращения: 25.12.2014).

4 См.: Аналитики назвали самый бедный город России. URL: http://nevs.mail.ru/economics/20775062/?frommail=1 (дата обращения: 05.02.2015).

5. См.: Правительство опубликовало план антикризисных мер на 2015 год. URL: http://www.news.ru/com/

finance/28jan2015/plananticrisis.html (дата обращения: 05.02.2015).

6 См.: Ольга Баталина: В проекте бюджета, несмотря на тяжелые экономические условия, не было урезания социальных расходов. URL: http:// inform-24.com/3145-olga-batalina-v-proekte-byudzhet-nesmotrya-na-tyazhelye-ekonomicheskie-usloviya-ne-bylo-urezaniya-socialnyh-rashodov.html (дата обращения: 30.01.2015).

УДК 316.014

ГЕНЕЗИС РИСКОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

М. В. Калинникова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты эмпирического исследования риска в повседневной жизни молодежи г. Саратова. Определены мотивы совершения риска и выявлены факторы, которые влияют на отношение респондентов к риску, к которым можно отнести возраст, род занятий респондентов, а также наличие желания рисковать и создавать искусственную ситуацию риска. Кроме того, выделено пять типов людей: «гиперазартные», «азартные», «рискованные», «умеренно рискованные» и «нерискованные», показаны особенности каждого типа респондентов, указаны их достоинства и недостатки.

Ключевые слова: риск, молодежь, повседневная жизнь.

Genesis of Risks in the Youth’s Environment: Sociological Analysis

M. V. Kalinnikova

In this article represented results of empiric research of risk in everyday life of Saratov youths. It was identified motives of risk preparation and detected factors, which affect on the risk's attitude of respondents. It was such factors as respondent’s age, occupation and desire to risk and create riskful situation. It was allocated five groups of people: «hyper venturesome», «venturesome», «risky», «moderately risky» and «not risky». We showed features of every type of respondents and indicated their advantages and disadvantages.

Key words: risk, youths, everyday life.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-4-18-22

Основная проблема, рассматриваемая в статье, касается генезиса риска и того, каково его место в повседневной жизни молодежи. Методологическим основанием для исследования является социокультурный подход к интерпретации риска, в котором можно выделить культурно-символический подход, развитый М. Дуглас, и теорию «общество риска», представленную в трудах У Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, О. Яниц-кого, где риск есть одновременно биофизическая реальность и социальный конструкт1. Риск также рассматривается в качестве одного из сущ-

ностных свойств молодежи как социально-демографической группы и значимого фактора ее социального развития. Молодежная генерация играет значительную роль в экономических, политических и культурных аспектах жизни современного общества2.

Риск в качестве социальной формы связан с действием, подразумевающим обладание относительно точной информацией как о наборе событий, так и об их вероятности. Деятельность, риск предполагают ситуацию неопределенности среды, но неопределенности, которую можно измерить. Жизнедеятельность современной молодежи осуществляется в социальных условиях, которые таят в себе различные угрозы и неопределенность. При этом снижается возможность прогнозирования не только отдаленного, но и ближайшего будущего, что привносит нестабильность в жизнедеятельность вступающих в общественные отношения молодых людей3.

Целью нашего эмпирического исследования4 было выявление отношения молодежи к риску и определение мотивов совершения риска в повседневной жизни. Повседневная деятельность неизбежна по причине необратимости изменений в мире. Повседневность - это «верховная реальность», человек в любой момент своей повседневной жизни находится в своей биографически детерминированной ситуации, т. е. в определяемом им физическом и социокультурном окружении, в котором он занимает определенное место и при этом совершает определенное действие или выбор5. Повседневная жизнь людей нередко подвергается риску. Особенно это касается молодежи, так как именно этой социальной группе присуще стремление к новому, неизведанному, а риск предоставляет шанс добиться успеха.

Для выявления отношения молодежи к риску важна степень участия молодых людей в

© Калинникова М. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.