О. Д. Сафонова
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО ПАРТНЕРСТВА
Социальное партнерство в сфере труда (социально-трудовое партнерство) в настоящее время является важнейшим направлением социальной политики российского государства. Именно сейчас, в период мирового экономического кризиса, возрастает роль социально-партнерских механизмов в регулировании и защите важнейших трудовых прав и социально-экономических интересов граждан. Поскольку успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе эффективной, социально ориентированной экономики и должно служить интересам всех слоев общества, можно констатировать, что социальное партнерство в России находится еще на стадии формирования, так как российскую экономику в настоящее время нельзя назвать стабильной. Но в любом случае первый важный этап установления в России социального государства— институционализация социальных партнеров — уже пройден. Настоящая статья имеет целью показать, что государство прилагает значительные антикризисные усилия для снижения социальной напряженности в трудовой сфере, но, несмотря на наличие целого комплекса международных, а также российских правовых норм федерального и регионального уровня, институт социально-трудового партнерства нуждается в дальнейшем законодательном совершенствовании.
Социальное государство — очередная ступень эволюционного развития государственности. Существует мнение, что любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» только формально подчеркивает способность государства осуществлять политику в области защиты социально-трудовых прав граждан. Повышение роли и значения социального партнерства как способа регулирования социально-трудовых отношений потребовало укрепления и расширения его правовой основы. Формальным началом утверждения института социального партнерства в глобальном масштабе можно считать создание в 1919 г. Международной организации труда, которая строила свою работу на принципах трипартизма. В России первыми были Указ Президента РФ №212 от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и Закон РФ 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Конституция РФ 1993 г. в ст. 7 провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь* и свободное развитие человека.
Выше упоминалось, что социальное государство, как впрочем, и социальное партнерство — это признак зрелой рыночной экономики. Неслучаен, возможно, факт при-
* Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционно-правовом смысле категории «достойный уровень жизни» применительно к пенсионерам и уровню пенсионного обеспечения, в Определении от 15 февраля 2005 г. № 17-О, вынес заключение, исходя из которого минимальный размер выплаты пенсионеру должен обеспечивать прожиточный минимум в субъекте Российской Федерации.
© О.Д.Сафонова, 2010
знания в 2002 г. Европейским Союзом (а чуть позже и США)* России страной с рыночной экономикой и вступление в силу в том же году нового Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [2], где впервые в новейшей российской истории был закреплен институт социального партнерства [3]. В 2002 г. в ТК РФ был впервые включен развернутый раздел II «Социальное партнерство в сфере труда». Он был сформирован на базе ранее принятых законодательных актов федерального и регионального уровней, таких как федеральный закон от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», закон о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах Российской Федерации. Были также приняты во внимание Конвенции и Декларации Международной организации труда и другие международные акты.
Социальное партнерство — сложное общественное явление, и от того, в каких аспектах его понимают (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.), формулируются его различные понятия. В настоящей статье нас интересуют отношения социального партнерства в сфере труда, поэтому есть необходимость обратиться к ТК РФ, где дается легальное определение понятию «социальное партнерство в сфере труда»: это — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23).
Субъектами социального партнерства в сфере труда, таким образом, выступают: работники, работодатели, представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями. Но в любом случае обязанность следовать предписаниям законодательства о порядке взаимодействия социальных партнеров, их представителей относится ко всем субъектам социально-трудового партнерства без исключения. Вопрос об ответственности за нарушение законодательства о социальном партнерстве стоит так же остро, как и вопрос о проведении самих широкомасштабных экономических и правовых реформ в условиях развития экономики России. За нарушение законодательства о социальном партнерстве предусмотрена юридическая ответственность — дисциплинарная, материальная, административная и даже уголовная.
К дисциплинарной ответственности в соответствии с ТК РФ (ст. 192-195) привлекаются лица, в трудовые обязанности которых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе и законодательства о социальном партнерстве. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. К материальной ответственности привлекаются лица, виновные
* Ранее Россия числилась в списке стран с «нерыночной экономикой», а это означало, что при расчете антидемпинговых пошлин на ввоз в США товаров из России внутренние российские цены на эти товары не принимались во внимание. Министерство торговли США использовало в таких случаях цены, принятые в третьих странах [1].
в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях [4] к административной ответственности привлекаются разные субъекты. Например, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 5.27); на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспе-чение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.28).
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.29). Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.30). Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.31).
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст. 5.32). Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 5.33).
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 5.34). Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом [2, ст. 417].
Уголовный Кодекс Российской Федерации [5] предусматривает также уголовную ответственность за нарушения в сфере социально-трудовых отношений. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом,
на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 143).
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет по этим мотивам наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов (ст. 145).
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 145.1).
К сожалению, несмотря на то что существует достаточное количество видов ответственности, некоторые наказания, видимо, недостаточно суровы для осознания сторонами социального партнерства реальной важности соблюдения закона и договоренностей, поскольку на сегодняшний день многие из законодательных инициатив остаются так и не воплощенными в жизнь. Например, ни коллективный договор, ни соглашения не создают для работников дополнительных обязанностей и ответственности.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, например, установление минимальных социально-трудовых гарантий. Далее открывается простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда. Поэтому центральным звеном системы социального партнерства остается механизм трипартизма — процедуры согласования интересов объединений работодателей и профсоюзов (при участии государственных органов) по основным направлениям социально-экономической политики, включая разработку критериев социальной справедливости и мер по социальной защите интересов субъектов трудовых отношений. Как показывает практика, реализация такой процедуры согласования интересов — одна из главных проблемных точек соприкосновения субъектов социального партнерства.
Для лучшего понимания направления социально-экономической политики, мер по согласованию интересов субъектов трудовых отношений и совершенствования законодательства в период кризиса необходимо ответить на вопрос, что сделано за последнее время на федеральном и региональном уровнях для снижения напряженности в сфере труда и занятости? Для этого необходимо провести краткий мониторинг социально-экономической ситуации и последних законодательных инициатив в сфере труда в целом по стране и в каком-либо из субъектов.
Влияние экономического кризиса на российский рынок труда началось еще в конце
2008 г. Снижение спроса на труд привело к тому, что численность занятых в экономике в 2009 г. снизилась на 1,5 млн человек и составила 69,4 млн человек. Кризис заставил работодателей принимать меры по снижению издержек производства, в том числе путем перевода работников в режим неполной занятости и сокращения (по состоянию на 30 декабря 2009 г. численность таких работников составила порядка 1,6 млн человек).
В 2008 г. в целях предотвращения последствий экономического кризиса было принято Постановление Правительства Российской Федерации (от 31 декабря 2008 года №1089), которым утверждались «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» и устанавливались порядок и условия предоставления указанных субсидий [6]. Всего на эти цели из федерального бюджета в 2009 г. были предусмотрены ассигнования в размере 43,5 млрд рублей, выделено 38,1 млрд рублей. На эти средства были осуществлены мероприятия по опережающей профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации 225,3 тыс. работников, созданию временных рабочих мест для трудоустройства 1 680,7 тыс. человек, оказанию адресной финансовой поддержки 13,5 тыс. граждан, переезжающих для работы в другую местность, оказанию поддержки самозанятости—123,8 тыс. человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации (от 8 декабря 2008 года № 915) с 1 января 2009 г. была увеличена до 4900 рублей максимальная величина пособия по безработице, что повысило социальную поддержку безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые до потери работы имели достаточный стаж и высокую заработную плату.
Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по созданию рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда, отмечается сокращение потребности работодателей в работниках, заявленной в государственные учреждения службы занятости. Этот показатель в среднем за 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизился на 333,2 тыс. человек. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) в среднем за год по сравнению с 2008 г. увеличился с 1,0 до 2,1 [7].
В настоящее время на федеральном уровне приняты следующие важные нормативно-правовые акты в социально-трудовой сфере. Во-первых, разработаны и одобрены основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. (протокол от 30 декабря 2009 г. №42) [8]. Программа антикризисных мер Правительства констатирует, что по итогам третьего квартала 2009 г. российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 г. В III и IV кварталах 2009 г., по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.
Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в течение 2009 г. падение промышленного производства существенно замедлялось — с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам 2009 г. ожидался спад промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 г. По предварительной оценке, падение ВВП в 2009 г. составило не более 8,5%.
Одним из приоритетов Правительства Российской Федерации в 2010 г. стали антикризисные и модернизационные действия с целью поддержки социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. По мнению Правительства Российской Федерации, реализация региональных программ в 2010 г. позволит обеспечить трудоустройство граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения (146,2 тыс. человек), стажировки выпускников образовательных учреждений (85,3 тыс. человек), стимулирования создания 1,4 млн дополнительных рабочих мест, в том числе 12 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела (169,1 тыс. человек).
На снижение напряженности на рынке труда в федеральном бюджете на 2010 г. предусмотрено выделить 36,3 млрд рублей. Субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предполагается предоставлять на софинансирование региональных программ по мероприятиям, по которым в 2009 г. накоплен положительный опыт реализации. Предусматривается в 2010 г. удержать прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 г. (2,2 млн человек).
На уровне субъекта федерации, а именно в Санкт-Петербурге, также существуют соответствующие программы и нормативно-правовые акты. В рамках реализации антикризисного плана региона проводится ежемесячный мониторинг текущей социальноэкономической ситуации. Антикризисный план был разработан при участии всех исполнительных органов власти города, а также с непосредственным участием рабочей группы из представителей Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Ассоциации промышленных предприятий, Совета по малому предпринимательству и других ассоциаций. В 2009 г. Санкт-Петербург стал абсолютным победителем общероссийского конкурса «Стратегические инициативы в антикризисных программах», заняв первое место по сумме всех семи номинаций. Победители конкурса были объявлены 19 октября 2009 г. в рамках VIII Общероссийского ежегодного форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России».
На конец 2009 г. динамика уровня экономического и социального развития Санкт-Петербурга в сфере труда была следующей:
— в ноябре 2009 г. увеличилась потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости. Данный показатель составил 49,6 тыс. человек (в октябре 2009 г. — 47,7 тыс. человек);
— в ноябре 2009 г. сохранилась тенденция к снижению реальной заработной платы;
— увеличилась численность официально зарегистрированных безработных на 200 человек по сравнению с октябрем 2009 г. [9].
Было принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2010 №15 «Об Основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 г.» [10]. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2010 г. №16 «О Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 г.» была утверждена Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 г. К основным задачам Программы отнесены:
— повышение конкурентоспособности на рынке труда работников в случае угрозы массового увольнения и трудоустройство выпускников образовательных учреждений;
— стимулирование сохранения и создания рабочих мест; трудоустройство инвалидов;
— развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Установлено, что общий объем финансирования Программы в 2010 г. составляет
189 727,6 тыс. руб., в том числе:
— субсидия федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга—166 095,4 тыс. руб.;
— средства бюджета Санкт-Петербурга—22 000,0 тыс. руб.;
— средства ФГУП «ГТК “Россия”» — 1632,2 тыс. руб.
Определено, что реализация мероприятий Программы позволит снизить напряженность на рынке труда и сдержать рост безработицы в Санкт-Петербурге. В том числе уровень регистрируемой безработицы составит 1% на конец 2010 г.; а коэффициент напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга (число незанятых граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН, в расчете на одну вакансию) составит 1,5 человека на вакансию к концу 2010 г. [11].
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 22 января 2010 г. № 09-р «Об установлении размера государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге на I квартал 2010 г.» было установлено, что на первый квартал 2010 г. размер государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге для малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан определяется в пределах от 50 до 100% от разницы между суммой величин прожиточных минимумов (на четвертый квартал
2009 г.: на душу населения — 5231,60 руб.; для трудоспособных граждан — 5824,30 руб.; пенсионеров — 4057,70 руб.; детей — 4545,40 руб.) и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина [12].
Еще в 2008 г. Правительство Санкт-Петербурга, межрегиональное объединение «Федерация профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга», действуя в соответствии с Конституцией, законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, руководствуясь интересами жителей Санкт-Петербурга, в целях создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для развития отраслей экономики, социальной и правовой защиты трудящихся заключили Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. [13], где обязались также начать переговоры по заключению нового Трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга уже в I квартале 2010 г.
Подобного краткого анализа существующего конституционно-правового и антикризисного обеспечения института социально-трудового партнерства достаточно, чтобы понять, что все необходимые для снижения социальной напряженности механизмы существуют, осталось только воплотить их в жизнь. Недостаточно внимания уделяется пока роли профессиональных союзов, поскольку в настоящий момент профсоюзное движение раздроблено. В связи с реформированием многих отраслей российской экономики происходит реорганизация крупных предприятий в форме выделения или разделения, в результате чего образуются отдельные малочисленные организации и возникает насущная необходимость сплочения отдельных профсоюзов в мощные многомиллионные объединения. Объединение работодателей в России проходит также слишком медленно. Необходимо повышение статуса трехсторонних и двусторонних комиссий на всех уровнях, нормативное закрепление их обязательного формирования не только при заключении Генерального соглашения, но и всех других соглашений и коллективных договоров. Должна быть еще более четко определена роль государства в социальном партнерстве.
К тому же, кроме объективных проблем, связанных с экономической ситуацией, ответственностью сторон социального партнерства и реализацией декларируемых программ, существуют и другие труднопреодолимые проблемы в сфере трудовых отношений, не способствующие скорому развитию истинного социального партнерства. Среди них можно особо выделить: преобладание на промышленных предприятиях рабочих старших возрастов, что привело к разрушению механизма воспроизводства рабочей силы и передачи опыта социально-делового партнерства; отношение работодателя к работнику как к ресурсу, требующему затрат, издержек, а не как к деловому и социальному партнеру; практически повсеместное разрушение механизмов внутрифирменной подготовки кадров как важного фактора развития социально-делового партнерства; деградация резерва трудовых ресурсов и психологическая неготовность к труду (20% школьников), низкий уровень ориентации (Т%) на профессии индустриального типа [14].
Литература
1. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_2030000/2030066.stm
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. URL: http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks= 17&paper=417&ok=+%CF%E5%F0%E5%E9%F2%E8+
3. Представительство Европейского Союза в России. URL: http://www.delrus.ec.europa.eu/ru/ news_245.htm 4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. URL: http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=11&paper=5.27
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации. URL: http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?ko-deks=20&paper=143&ok=+%CF%E5%F0%E5%E9%F2%E8+
6. Постановления Правительства Российской Федерации. URL: http://www.rostrud.info/pra-vo/postanovlenia/
7. Министерство экономического развития РФ. Мониторинг социальной сферы (рынок труда и денежные доходы населения). URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2010/ MERT_NEW201002041724/MERT_NEW201002041724_p_003.htm
8. Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/crisis/doc1248429993174
9. Динамика уровня экономического и социального развития Санкт-Петербурга в январе-ноябре 2009 года. URL: http://gov.spb.ru/day/statistika/stat
10. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере труда и занятости населения в Санкт-Петербурге на период до 2015 года. URL: http://gov.spb.ru:3000/noframe/law
11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2010 г. №16 «О Программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/peter/231033/
12. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 22 января 2010 г. №09-р «Об установлении размера государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге на I квартал 2010 года». URL: http://gov.spb.ru:3000/win/noframe/law
13. Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2008-2010 годы от 24 января 2008 №3-с. URL: http://www.kadis.ru/newstext.phtml?id=25520
14. Александрова Ж. П. Проблемы правового обеспечения социально-партнерских отношений в Российской Федерации // ЧиновникЪ. Информационно-аналитический вестник уральской академии государственной службы. Вып. №502 (21). URL: http://chinovnik.uapa.ru/ mod-ern/issue.php?id=28
Статья поступила в редакцию 18 марта 2010 г.