УДК 316.3
Л. А. Давлетшина
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА
Аннотация. В статье представлены результаты социологического опроса работодателей по оценке профессиональных качеств выпускников вуза. Проведен сравнительный анализ социологических исследований по проблемам высшего образования, влияющим на качество профессиональной подготовки выпускников. С учетом полученных данных предложены формы взаимодействия вузов с работодателями, позволяющие повысить качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями, предъявляемыми рынком труда в условиях диверсификации экономики монопрофильного города.
Ключевые слова: подготовка выпускников, профессиональные качества, соответствие современным требованиям, диверсификация экономики монопро-фильного города, взаимодействие вузов и работодателей.
Abstract. The article presents the results of the sociological survey of employers’ estimation of professional qualities of university graduates. The author has carried out a comparative analysis of sociological research of higher education influence on the quality of professional training of university graduates. Considering the data received, the researcher suggests new forms of interaction between universities and employers, enabling to increase the quality of professional training of specialists in accordance with the demands made by the labor market under conditions of monoprofile city economy diversification.
Key words: professional training of university graduates, professional qualities, correspondence with modern demands, diversification of economy of a monoprofile city, interaction between universities and employers.
Наиболее действенным средством активизации монопрофильных городов является развитие промышленности, более комплексное использование природных ресурсов, совершенствование технологий производства, освоение новых видов продукции, а также развитие малого предпринимательства.
Перспективы развития монопрофильных городов связаны как с развитием и поддержкой градообразующих предприятий, так и c формированием новых секторов экономики, развитием новых направлений и специализаций. Появление новых видов деятельности, профессий, рабочих мест, требующих иных знаний и умений, производит количественно-качественную трансформацию трудовых ресурсов, а следовательно, и требований к квалификации специалистов. Именно поэтому в настоящее время появилась необходимость привлечения работодателя к оценке качества профессиональной подготовки выпускников.
В Нижнекамском муниципальном институте (НМИ) в рамках подготовки к комплексной оценке деятельности по инициативе Национального аккредитационного агентства в сфере образования (Росаккредагентство) был организован опрос работодателей с целью выявления их мнения об уровне профессиональной подготовки выпускников данного вуза (N = 45).
Анкета заполнялась на специалистов, работающих на предприятиях (в организациях, учреждениях) и закончивших вуз не более пяти лет назад на время проведения комплексной оценки. Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты выявил, что большинство выпускников (72,7 %) работают по специальности, полученной в вузе.
Вопросы анкеты были направлены на изучение представлений работодателей о конкретном наборе важнейших профессиональных качеств выпускника вуза. Факторами, оказывающими наибольшее влияние на эффективность профессиональной деятельности специалиста, руководители предприятий и организаций назвали способность работать в коллективе, в команде (86,3 %), уровень базовых знаний и навыков, а также уровень практических знаний и умений (81,8 %), способность воспринимать и анализировать новую информацию, новые идеи, а также способность к дальнейшему обучению (72,7 %), нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие (68,2 %).
Полученные в результате опроса данные подчеркивают особое значение обратной связи вуза с работодателями - что же ожидают от выпускников на предприятиях. Меньше всего выпускникам в их практической деятельности, по мнению работодателей, пригодится знание иностранного языка (9,1 %); несколько больше - осведомленность в смежных областях полученной специальности (27,3 %), а также навыки управления персоналом (31,8 %). Интересно, что только половина опрошенных считают необходимой для молодого специалиста способность эффективно представлять себя и результаты своего труда, и только 41 % руководителей нуждаются в работниках, владеющих компьютером и знаниями необходимых для работы программ.
Сопоставление ожидаемых и реальных оценок работодателей по отдельным качествам и профессиональным компетенциям демонстрирует совпадение приоритетной группы предъявляемых к выпускникам требований и позиций, по которым оценивался уровень подготовленности специалистов. Так, позиции участников опроса практически совпадают в оценке способности специалистов работать в коллективе (1-е место), уровня практических знаний и умений (2-е место), способности воспринимать и анализировать новую информацию (3-е место), а также способности к дальнейшему обучению и уровня общей культуры (4-е и 5-е места соответственно). Многие работодатели хотели бы, чтобы выпускники были нацелены на карьерный рост и профессиональное развитие, но, к сожалению, не у всех молодых специалистов это стремление ярко выражено (6-е место).
Полученные данные авторского социологического исследования подтверждают и результаты опроса «Система общественных оценок профессиональных качеств выпускников вузов как претендентов на рынке труда», проведенного независимым агентством «РейтОР» среди выпускников вузов и работодателей Москвы и Санкт-Петербурга. Результаты опроса показали, что работодатели отметили (по 5-балльной шкале) в качестве основных проблем подготовки выпускников вузов такие, как: отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач (3,4 балла); слабый учет реальных проблем отрасли (3,2 балла); низкая активность вузов при реализации совместно с работодателями проектов по подготовке студентов (3,1 балла); недостаточное овладение выпускниками современными знаниями и навыками применительно к отрасли (2,95 балла); слабое знание выпускниками тра-
диций, лидеров отрасли, низкая корпоративность выпускников (2,88 балла); отсутствие у выпускников навыков самообразования, поиска нужной информации (2,79 балла) [1, с. 6].
Приведенные данные свидетельствуют о том, что современного работодателя интересует не абстрактный специалист, а специалист, ориентированный на отрасль, способный быстро «влиться» в производство и решать его проблемы.
Сами выпускники вузов достаточно высоко оценивают степень развития профессиональных компетенций. Целью опроса, проведенного среди студентов высших учебных заведений г. Нижнекамска, обучающихся на последних курсах по очной и заочной формам, являлось исследование оценки будущими выпускниками уровня сформированности общеинтеллектуальных способностей, профессиональных навыков и умений, а также приобретенных за годы обучения профессионально важных качеств (Ы = 201).
Результаты исследования показали, что обучение в вузе благотворно влияет на общий интеллектуальный уровень студентов. 86,7 % опрошенных считают, что уровень их эрудиции и культуры значительно повысился за годы обучения в вузе (рис. 1).
□ Способность к обучению
■ Способность к запоминанию
□ Способность к работе с информацией
□ Способность к обобщению, синтезу
■ Способность к аналізу
□ Способность прогнозировать
■ Способность ар іу м ентнр о ва ть
Рис. 1. Самооценка студентами общеинтеллектуальных способностей
Большинство опрошенных (79,7 %) считают, что у них сформировались профессионально важные качества (рис. 2). 71,7 % респондентов выразили мнение, что профессионально важные качества у них сформировались именно за время обучения в институте.
В то же время, как уже отмечалось, большинство работодателей подчеркивают, что современным рынком труда востребованы не сами по себе знания, а именно способность специалиста применять эти знания на практике и выполнять определенные функции, должностные обязанности.
Студенты также высоко оценили приобретенные за время обучения профессиональные способности и умения (рис. 3).
100 п
(3бщеинтеллекгуальные способности "Да, усилились в значительной степени", "Скорее да"
Я Творческое и логическое мышление
■ Рефлексия (способность к самоанализу)
□ Организованность, собранность
□ Наблюдательность
I Аккуратность и пунктуальность
Профессионально важные качества ■ Эмоциональная "Да, сформировались в значительной устойчивость
степени", "Скорее да"
Рис. 2. Самооценка студентами профессионально важных качеств
Рис. 3. Самооценка студентами профессиональных способностей и умений
Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу о том, что для профессионального образования характерен дисбаланс - при вполне удовлетворительном уровне теоретических знаний наблюдается явная недостаточность практической составляющей. Результаты опроса выпускников вузов о проблемах высшего образования, влияющих на качество их профессиональной подготовки, показывают, что наиболее серьезными являются: отсутствие системы трудоустройства выпускников (53,5 %) и оторванность предлагаемых вузом образовательных программ от реальных потребностей экономики (20,6 %) [2, с. 3-5].
Выходом из создавшейся ситуации может стать постоянное взаимодействие и сотрудничество учреждений высшего профессионального образования с предприятиями, которые заинтересованы в получении хорошо подготовленных молодых специалистов, способных не только решать стандартные ситуации, но и, имея творческие способности, разрабатывать различные проекты и видеть перспективу функционирования предприятия в условиях диверсификации экономики монопромышленного города, тем более что такой положительный опыт партнерских отношений присутствовал в советской системе образования. В советский период взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и предприятий было достаточно активным. Базовые предприятия, работодатели наряду с учреждениями профессионального образования вкладывали силы и средства в формирование будущего специалиста.
Следует отметить, что развитие рыночных отношений привело к разрыву связей между вузами и профильными предприятиями, что повлияло не только на возможности трудоустройства выпускников в соответствии с полученной ими специальностью, но и на снижение качества образования в силу лишения студентов, за редким исключением, баз для прохождения производственной практики. Особенно острой проблемой это стало для «молодых» вузов государственного и негосударственного секторов, создание которых пришлось на период развития рыночных отношений. Выпускники таких вузов вступают в трудовую деятельность практически не готовыми в профессиональном плане, главным образом - из-за отсутствия опыта практической деятельности.
Организация производственной практики на предприятиях - это особая форма взаимодействия вузов и работодателей. При прохождении практики студенты знакомятся с реальным производством, технологическими процессами, организацией и культурой труда, экономической деятельностью и документацией предприятия. Поэтому к проведению практик в качестве руководителей целесообразно привлекать ведущих специалистов предприятия -опытных наставников, которые смогли бы показать студентам интеграцию теоретической, научно-исследовательской и практической деятельности в рамках действующего производства и превратить производственную практику в личностно значимую для студента ценность.
Работодателям выгодно сотрудничать с образовательными учреждениями и на своей материально-технической базе профессионально готовить молодые кадры. Во время прохождения практики студент может присмотреться к условиям и на деле проверить свои способности. При этом и руководители предприятия за время практики, присмотревшись к обучающемуся, решат, подходит ли им этот студент. По окончании вуза выпускник уже находится в поле зрения работодателя, более того, хорошо ему знаком, так что их сотрудничество нередко продолжается [3, с. 93]. Такая связь обучения и профессиональной деятельности значительно усиливает мотивацию будущего специалиста и способствует его дальнейшему трудоустройству.
Формой взаимной заинтересованности и эффективного взаимодействия, к примеру, вуза, выпускника и работодателя, может выступить целевой набор на основе договора о целевой контрактной подготовке специалистов, в рамках которого работодатель оплачивает обучение студента в вузе, создает
условия для практической подготовки студента, предоставляя места практики, поощряет студента за высокие успехи в период обучения. Такой договор позволяет каждой из сторон осознать свои права и ответственность. При этом студент понимает, что по окончании вуза у него будет не только достаточный уровень теоретических знаний, но и практический опыт работы на конкретном предприятии, а также место трудоустройства.
Помимо учебной, важными направлениями образовательной деятельности вузов, а также необходимым элементом качества профессиональной подготовки будущих специалистов является научная и исследовательская сферы. Однако следует отметить резкое снижение исследований и разработок в вузах в связи с сокращением государственного финансирования научноисследовательских работ. Необходимо добавить и то, что вновь созданные некоммерческие вузы практически не ведут исследований и разработок. Продолжение подобной тенденции может привести к необратимым последствиям как для самой науки и развития производства, так и для качества профессиональной подготовки студентов.
Занятия наукой способствуют формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, помогают овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. Выполнение исследовательских дипломных проектов эффективно было бы осуществлять под руководством ведущих специалистов, имеющих богатый производственный опыт. Практика показывает, что такие дипломные работы отличаются остро выраженной практической направленностью и обилием фактического материала, что позволяет выпускникам вузов демонстрировать высокое качество подготовки на защите. И при этом есть ключевой момент взаимодействия - контроль со стороны работодателя за качеством профессиональной подготовки будущих специалистов, что значительно упрощает проблему трудоустройства как для выпускников вуза, так и для работодателей.
Поэтому и в направлении активизации исследовательской деятельности целесообразно расширение различных форм взаимодействия вузов с предприятиями и научно-исследовательскими институтами - проведение и финансирование исследований, консультативные услуги, выполнение исследовательских работ для экономики моногорода, создание научно-производственно-образовательных корпораций и исследовательских консорциумов. Развитие и обеспечение взаимодействия этих интегрированных инфраструктур в условиях моногорода возможны посредством создания технопарков, бизнес-инкубаторов, базовых кафедр и ресурсных центров по подготовке не только венчурных проектов, но и высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие вузов и работодателей в условиях монопрофильного города может носить еще более тесный и взаимопроникающий характер, который выражается в участии предприятий непосредственно в подготовке студентов посредством предоставления материальной базы работодателей для проведения исследовательских работ и прохождения практики студентами, организации целевой контрактной подготовки и др.
Взаимодействие вузов с работодателями позволит повысить качество образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями высшего
профессионального образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми рынком труда в условиях диверсификации экономики монопрофильно-го города.
Список литературы
1. Татьянченко, Д. Организация мониторинга качества деятельности вуза: система и процесс / Д. Татьянченко, И. Ткачев // Высшее образование в России. -2007. - № 8.
2. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
3. Давыдова, Л. О. О показателях качества образования / Л. О. Давыдова // Высшее образование в России. - 2004. - № 11.
Давлетшина Лилия Авальевна заместитель директора по учебнометодической работе, Нижнекамский филиал Московского гуманитарноэкономического института; соискатель, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан
E-mail: Davletshina@bk.ru
Davletshina Liliya Avalyevna Deputy director for academic affairs, Nizhny Kamsk affiliated branch of Moscow Humanitarian and Economic Institute, applicant, Center of prospective economic research of the Tatarstan Academy of Sciences
УДК 316.3 Давлетшина, Л. А.
Социальные механизмы взаимодействия вузов и работодателей в условиях монопрофильного города / Л. А. Давлетшина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. -№ 3 (19). - С. 82-88.