УДК 378.14.015.62
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация. В статье представлено обоснование необходимости взаимодействия вузов и работодателей. Проведена оценка уровня профессиональной компетентности выпускников Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ). Составлен портрет молодого специалиста с точки зрения работодателей. Охарактеризованы гарантии качества профессиональной подготовки выпускников в оценках работодателей. Ключевые слова: выпускник, работодатель, вуз, конкурентоспособность выпускников, трудоустройство, компетенции.
INTERACTION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH EMPLOYERS AS A CONDITION OF A DEMAND AND COMPETITIVENESS OF GRADUATES IN LABOR MARKET
Annotation. Justification of need of interaction of higher education institutions and employers is presented in the article. The assessment of level of professional competence of graduates of the Ulyanovsk State technical University is carried out. The portrait of the young specialist from the point of view of employers is made. Quality assurances of vocational training of graduates in estimates of employers are characterized.
Keywords: graduate, employer, higher education institution, competitiveness of graduates, employment, competence.
В настоящее время образовательный процесс вузов несколько оторван от рынка труда. Требования, которые предъявляют работодатели к профессиональной подготовке выпускников, очень часто не учитываются. Первоочередной задачей вуза на сегодняшний день становится подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем развития профессиональных навыков [2].
Работодатели формируют рыночный спрос на молодых специалистов, учет их пожеланий при корректировке образовательных программ повышает востребованность выпускников на рынке труда и формирует положительный имидж образовательного учреждения. В связи с чем особое значение имеет выстраивание взаимодействия с предприятиями как потенциальными работодателями и будущим местом работы выпускников вуза. Построение эффективных двусторонних коммуникаций между вузом и предприятиями позволяет студентам больше узнать о потенциальном месте работы и тех требованиях, которые предъявляются молодым специалистам. А предприятие, в свою очередь, получает исчерпывающую информацию об учебно-методических и о научных разработках преподавателей университета, новых образовательных программах, достижениях студентов.
УлГТУ строит отношения взаимовыгодного стратегического партнерства с организациями, сотрудничество с которыми содействует реализации целей, установленных Программой развития вуза, и соответствует принятым стратегическим направлениям развития. Руководством вуза определен круг ключевых партнеров, взаимодействие с которыми позволяет ему занимать лидирующие позиции на рынке образовательных услуг. Определение ключевых партнеров основывается на стратегических целях и приоритетах вуза, смежности сфер образовательной и научной деятельности, возможности взаимовыгодного сотрудничества в целях повышения качества подготовки выпускников и профессионального уровня профессорско-преподавательского состава вуза (III 1С), а также перспектив раз© Пирогова Е.В., Рыбкина М.В., Лазарев В.Н., 2014
Е.В. Пирогова М.В. Рыбкина В.Н. Лазарев
Еквд Pirogova Maria Rybkina Vladimir Lazarev
вития академической мобильности студентов и III 1С , привлечения крупных заказчиков выпускников УлГТУ. Разнообразие специальностей и направлений, по которым ведется подготовка в вузе, определяет разнообразие организаций, которые трудоустраивают его выпускников. Среди них - крупнейшие промышленные предприятия региона, банки, финансово-инвестиционные компании, торговые предприятия, учебные заведения, органы государственного управления и др. Сотрудничество осуществляется с предприятиями-работодателями - непосредственными потребителями результатов работы вуза, способными оценить качество профессиональной подготовки молодых специалистов. Распространенными формами сотрудничества предприятий с УлГТУ являются практика, трудоустройство, сотрудничество с деканатами и кафедрами, встречи со студентами [1].
На протяжении последних лет работодатели оценивают основные профессиональные качества выпускников УлГТУ в среднем на 4 балла из 5, что говорит о стабильном достаточно высоком уровне подготовки студентов. Тенденции изменения оценок за период 2008-2013 гг. свидетельствуют о положительной динамике (см. табл. 1): совокупного показателя уровня профессиональной компетентности с 3,8 до 4,1 балла, а также оценок отдельных компетенций - аналитических способностей (с 3,4 до 4,2 балла), умений работать в команде (с 3,6 до 4,0 балла), умений применять полученные знания (с 4 до 4,4 балла). На предприятиях разных сфер оценки профессиональной подготовки выпускников УлГТУ различаются: самые высокие мнения о выпускниках УлГТУ в организациях энергетики, науки, культуры, госуправления - 4,3 балла; выше среднего выпускников оценивают на предприятиях промышленности, информационных систем, строительства и транспорта - 3,7-4,0 балла.
Таблица 1
Оценка уровня профессиональной подготовки выпускников УлГТУ предприятиями разного профиля (баллы, тах=5)
Характеристика профессиональной подготовки Год Профиль предприятия
2008 2009 2010 2011 2012 2013 промышленность энергетика строительство, транспорт связь, информационные системы наука, культура госуправление
Умение применять полученные знания 4,0 4,2 4,2 4,1 4,3 4,4 4,3 4,0 4,2 4,8 4,5
Организаторские способности 3,4 3,9 3,8 3,7 3,7 3,6 3,6 3,8 3,6 3,2 3,9
Самостоятельность в работе 3,7 3,9 3,8 3,7 3,9 3,9 4,2 4,3 3,4 3,3 4,4
Аналитические способности 3,4 3,6 4,1 4,0 4,1 4,2 4,0 4,8 3,3 4,4 4,7
Комплексное решение проблемы 3,1 3,9 3,8 3,6 3,6 3,7 3,6 4,3 3,2 3,5 4,1
Умение работать в команде 3,6 4,3 3,9 4,1 3,9 4,0 3,7 4,7 3,1 4,5 4,2
Навыки работы с компьютерами 4,7 4,5 4,7 4,5 4,7 4,5 4,0 4,4 4,5 4,8 4,5
Совокупная оценка 3,8 4,0 4,0 4,0 4,0 4,1 3,9 4,3 3,7 4,0 4,3
На основе оценки работодателей Ульяновской области можно составить рейтинг качеств профессиональной компетенции типичного выпускника УлГТУ: навыки работы с компьютерами (4,5 балла); умение применять полученные знания (4,4 балла); аналитические способности (4,2 балла); умение работать в команде (4,0 балла); самостоятельность в работе (3,9 балла); комплексное решение проблемы (3,7 балла); организаторские способности (3,6 балла). Этот рейтинг по-разному выглядит у выпускников УлГТУ различных специальностей (см. табл. 2); но такие качества, как умение работать в команде и комплексное решение проблемы, «западают» во всех профилях.
Таблица 2
Оценка уровня профессиональной подготовки выпускников УлГТУ разных специальностей
(баллы, max=5)
Критерий профессиональной подготовки Профиль специальности выпускников
экономический компьютерные технологии гуманитарный технический математический
Способность к планированию 4,6 4,2 4,0 4,3 4,1
Способность к инновациям и творчеству 4,5 4,3 4,5 3,8 3,7
Самостоятельность в работе 4,0 3,9 4,0 4,0 4,0
Аналитические способности 4,0 4,6 4,1 3,7 4,6
Комплексное решение проблемы 3,9 4,0 3,8 4,0 3,7
Умение работать в команде 3,7 3,8 4,2 3,7 3,6
Самосовершенствование 3,7 4,0 4,0 3,8 4,0
Компьютерная грамотность 4,5 4,9 4,2 4,4 4,5
Уровень базовых знаний по профессии 4,1 4,5 4,7 4,0 4,2
Совокупная оценка 4,2 4,3 4,3 4,0 4,0
Работодателям было предложено выбрать качества, которые, по их мнению, наиболее необходимы молодому специалисту в данной организации. По итогам опроса составлен портрет молодого специалиста, предпочтительного на региональном рынке труда.
Рейтинг важных качеств молодого специалиста, с позиций работодателей:
I ранг - базовые профессиональные знания (71 %);
II ранг - способность к обучению (50 %), трудолюбие (49 %), аналитические способности (47 %), умение работать в команде (45 %), навыки работы с компьютером (44%);
III ранг - способность к инновациям и творчеству (33 %), общая эрудиция (31 %).
Обладая такими качествами, считают работодатели, можно добиться поставленных целей, реализовать условия для продвижения по карьерной лестнице на рынке труда Ульяновской области.
Не меньший интерес представляют качества, которые непопулярны у руководителей региональных предприятий. К характеристикам, которые находятся в «хвосте» идеальной модели успешного выпускника, относятся следующие личностные и профессиональные свойства (менее 20 %): стрессоустойчивость (18 %), честность (17 %), лидерские качества (9 %), навыки общения (8 %), культура речи (6 %), самокритичность (6 %), знания иностранного языка (3 %).
Список требований и пожеланий, адресованный соискателю, достаточно обширен. С одной стороны, трудно соответствовать всем названным критериям, с другой - за счет ярко выраженных личностных качеств можно компенсировать недостаток опыта.
Важно отметить, что такие навыки, как «хорошие профессиональные знания», занимают шес-
тую строчку рейтинга. По мнению экспертов, общий уровень развития, обучаемость важнее уже полученных знаний по специальности, поскольку они быстро устаревают. Работодатели не ждут готового специалиста, который мог бы включиться в работу после минимальной «доводки» в компании. За вузами работодатели оставляют функции отбора способной молодежи, формирования базовых знаний, развития личностных характеристик.
Результаты опроса показывают, что существует определенное несоответствие между отраслевыми требованиями работодателей из разных секторов экономики (промышленность, строительство, торговля, транспорт и т.д.) к подготовке специалистов высшей квалификации и возможностями подготовки, которые есть в системе высшего профессионального образования.
Исходя из ответов работодателей, при приеме на работу молодых специалистов они в первую очередь обращают внимание на наличие практического опыта по специальности (см. табл. 3).
Таблица 3
Критерии гарантий качества профессиональной подготовки молодого специалиста
в оценках работодателей (в %)
Всего Сфера деятельности организации
(предприятия)
Критерий 2010 2013 промышленность энергетика строительство связь, информационные системы торговля наука, образование, культура госуправление
Диплом с отличием 15 28 25 40 35 33 10 22 33
Наличие второго высшего образования 23 6 8 20 0 0 0 0 3
Практический опыт работы по специальности 80 80 83 90 84 100 50 56 67
Хорошие результаты входного психологического тестирования 15 25 23 10 20 44 17 22 30
Наличие опыта научно-исследовательской работы по специальности 15 29 36 20 0 0 40 78 35
Работодатели все больше придают значение наличию опыта научно-исследовательской работы по специальности и диплому с отличием (рост с 15 до 28 %). Это говорит о том, что выпускникам вуза сегодня необходимо получать профессиональные знания и активно участвовать в научно-исследовательской работе.
В период с 2008 по 2013 г. сферы сотрудничества УлГТУ с предприятиями и организациями региона значительно расширились. Кроме приема студентов на производственную практику, в которой участвуют 90 % опрошенных работодателей, возросла активность во всех формах сотрудничества:
- активность участия представителей предприятий в специальных встречах со студентами увеличилась почти в 2 раза (с 27 до 49 %);
- регулярное сотрудничество с выпускающими кафедрами и деканатами увеличилось в 2 с лишним раза (с 30 до 62 %);
- участие предприятий в трудоустройстве выпускников УлГТУ активизировалось почти в 3 раза (с 23 % в 2008 г. до 60 % в 2013 г.).
Выпускники технического вуза представляют все сектора экономики Ульяновской области и являются неотъемлемыми членами опрашиваемых предприятий. На протяжении последних трех лет проведения мониторинга немного снизилась доля выпускников УлГТУ на предприятиях промышленности с 71 до 63 %. Несколько выросла доля занятых в сферах торговли, банковской деятельности и информационных систем - с 9 до 9,4 %. При этом уменьшилась доля работающих в сферах строительства, транспорта и грузоперевозок, по сравнению с общим количеством работающих в этих сферах, что связано с падением инвестиций в данные отрасли экономики, обусловленным мировым финансовым кризисом.
Таким образом, выпускники УлГТУ занимают значимые доли во всех секторах экономики Ульяновской области. В целом на протяжении последних лет наблюдаются две тенденции изменения численности выпускников УлГТУ в организациях региона:
1) происходит постоянное увеличение доли предприятий с весомой численностью сотрудников (от 100 сотрудников и выше), закончивших Ульяновский государственный технический университет, - с 11 % в 2009 г. до 33 % в 2013 г. Данный факт свидетельствует о снижении миграционных настроений молодых специалистов, в том числе в связи с кризисом;
2) выпускники университета равномерно распределены на предприятиях крупного, среднего и мелкого бизнеса, что подтверждает инвестиционные поступления в организации разных сфер и форм собственности.
Библиографический список
1. Рыбкина М.В., Назаренко А.В., Короткова М.В. Трудоустройство выпускников: проблемы и пути решения // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2012. - № 4 (60). - С. 4-8.
2. Савкина М.А., Саланова Ю.В., Камалтдинова Р.М. Подготовка выпускников высших учебных заведений как кадровый резерв предприятия // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2013. - № 4(64). - С. 4-5.