МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами. После первоначального признания справедливая стоимость финансовых инструментов, оцененных по справедливой стоимости, которые котируются на активном рынке, определяется как котировка напокупку активов и котировканапродажу выпущенныхобязательств надату оценки.
Как видно показатели отчетности, как и сама отчетность значительно отличаются друг от друга. Отчет, составленный по РСБУ имеет код строк и составляется за отчетный и базисный период. Отчет, составляемый по международным стандартам имеет показатели двух лет предшествующих отчетному. У отчетов разные единицыизмерения.
Отчет составленный по международным стандартам имеет более подробную расшифровку показателей затрат и расходов. Отчет о финансовых результатах не имеет такой подробной расшифровки затрат и расходов в включаемых в себестоимость. По отчетам видно что есть строки которые совпадают по названиям как: «Прочие доходы / расходы», «Проценты к получению», «Проценты к уплате», «Убыток от реализации и выбытия внеоборотных активов», «Прибыль до налогообложения», «Налог на прибыль, Чистая прибыль». Средневзвешенное количество акций в обращении. Остальные стоки не имеют совпадений по названиям.
В отчетности по ОПБУ США уплаченные проценты отражаются в составе денежного потока от операционной деятельности, а в отчетности по МСФО - в составе денежного потока от финансовой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н), утв. Приказом Минфина РФ от 6.05.1999 № 33н // http://www.glavbuh-info.ru.
2.Бабаев Ю.А., Петров А.М., Макарова Л.Г. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Проф.Ю.А.Бабаева. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Вузовскийучебник: ИНФРА-М,2011. - 587 с.
3. ГетьманВ.Г. Финансовыйучет. - М.: Финансыи статистика,2010. - 816 с.
4. Кондраков Н.П.Бухгалтерский(финансовый,управленческий) учет: учебник. — 2-е изд.,перераб.и доп. — Москва: Проспект,2011. —504 с.
5.СидневаВ.П.Международныестандартыфинансовойотчетности. - КноРус,2012. -216 с.
© Адуев Р.С., 2016
УДК 334.02
Аникеева Оксана Петровна
кандидат социологических наук, доцент ТюмГУ,
г. Тюмень, РФ E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ КОМПАНИЯМИ
Аннотация
В статье на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта исследований представлена авторская концепция теории и практики социального инвестирования. Выявлена специфика социальных инвестиций как особого вида вложения средств, проблемы расширения практики социального инвестирования отечественными компаниями, установлены особенности социального инвестирования в России, предложен интеграционный подход к социальному инвестированию. Рассмотрены преимущества
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
практического применения инновационного подхода в повышении устойчивости компании в условиях роста ее вклада в развитие общества.
Ключевые слова
Социальная ответственность, социальные инвестиции, субъект, объект, условия и направления социального инвестирования, специфика социальных инвестиций, интегрированный подход к реализации социального инвестирования, устойчивое развитие
Создавая предпосылки для устойчивого развития, социально ответственное поведение в долгосрочной перспективе способно обеспечить вполне ощутимые выгоды как отдельно взятой компании, так и обществу в целом. На практике проявление социальной ответственности принимает форму социальных инвестиций, социальных коммуникаций, социального партнерства, социальной (нефинансовой) отчетности, социального аудита.
Ключевое значение на карте большого разнообразия социально ответственных практик хозяйствующих субъектов приобретают социальные инвестиции. Они встроены во все без исключения инструменты социальной ответственности, поскольку по форме реализации представляют собой материальные и нематериальные активы компании, на средства которых формируются и развиваются социальные коммуникации, партнерства, отчетность и аудит. При этом содержательное наполнение и целевая направленность таких инвестиций всегда носит социальный характер.
В расширенной трактовке под социальными инвестициями понимаются все затраты компании на социальные программы, включая затраты на развитие персонала (профессиональная подготовка и переподготовка) охрану труда и здоровья и прочее, улучшение экологии, развитие местных сообществ и обеспечение добросовестной деловой практики [2].
В краткосрочном периоде социальные инвестиции означают дополнительные издержки и «нежелательные вычеты» из прибыли компании. Поэтому социально ответственное поведение могут позволить себе в первую очередь корпорации, имеющие запас прочности и серьезные конкурентные преимущества и, широкое распространение социально ответственного поведения в бизнес-среде требует стимулирования как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества.
Так, со стороны государства стимулирование может принимать форму налоговых льгот (Великобритания, Япония, США) и, что как нельзя более актуально в современных российских условиях, встречного финансирования социально значимых проектов, частно-государственного партнерства.
Стимулирование со стороны гражданского общества, как правило, осуществляется посредством нормативного принуждения и, может формироваться как результат предпочтений значительной части населения: покупки товаров у социально ответственных производителей (согласно данным опросов, в развитых странах 80-90% потребителей делают выбор в пользу компаний, которые вовлечены в социально значимые проекты); инвестирования денежных средств в акции социально ответственных фирм; связывания своей трудовой карьеры с социально ответственным работодателем [4].
Таким образом, социально ответственные компании получают весомые экономические преимущества, обусловленные повышением конкурентоспособности товарного знака и ростом инвестиционной привлекательности компании, расширением возможностей привлечения высококвалифицированных кадров. Отдельные компании и бизнес-сообщество в целом получают снижение нефинансовых рисков, рост лояльности потребителей и узнаваемости бренда, как следствие - повышение его стоимости, конструктивное сотрудничество с персоналом, инвесторами, потребителями, смежниками, правительственными ведомствами местными сообществами, общественными организациями и др.
В то же время компании, отступающие от декларируемых этических норм, сталкиваются с серьезными проблемами. Как показывают эмпирические исследования, в зарубежных странах выгоды социально ответственного поведения вполне достаточны для того, чтобы «поощрить любую задумывающуюся о своем будущем компанию рассматривать корпоративное гражданство в качестве органичной составляющей своего бизнеса» [6]. В этих условиях неизбежно повышение экономической заинтересованности организаций в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
приобретении «социально ответственного лица». По мере расширения круга социально ответственных компаний постепенно снижается риск и экономические издержки социально ответственного поведения.
Социальные инвестиции могут реализовываться как в рамках социального партнерства, так и являться самостоятельным направлением деятельности компании. В принятии экономических решений о масштабе и направлениях социального инвестирования, как правило, принимают участие три стороны: непосредственно руководство компании исходящее из стратегических целей ее развития; профсоюзная организация и государство.
Исторически такой вариант взаимодействия между заинтересованными сторонами проходил постоянные трансформации, затрагивающие как субъекта, инициирующего социальные инвестиции, так и объект инвестирования, в результате чего сложились три основные модели отношений: американская, характерная для США и Канады, северная (корпоративная), распространенная в скандинавских странах -Германии и Франции и англосаксонская (соревновательная), сложившаяся в Великобритании.
Не смотря на существующие различия во взаимодействии корпораций, государства и профсоюзов при принятии решений о социальном инвестировании, общими для указанных моделей являются условия социального инвестирования:
- разработка миссии субъекта социального инвестирования,
- развитие ценностей корпорации,
- наличие корпоративного управления процессом инвестирования,
- использование стратегического планирования,
- осуществление социального контроля.
При этом едиными обязанностями компаний перед обществом и государством, из которых проистекают стратегические цели социального инвестирования, выступают:
1. Необходимость участия в образовании как факторе повышения качества рабочей силы.
2. Обеспечение занятости и перманентная переподготовка рабочей силы как источник роста производительности труда.
3. Соблюдение гражданских прав и равных возможностей как условия минимизации социального
риска.
4. Обновление и развитие городов как предпосылок индустриального и постиндустриального развития общества.
5. Уменьшение загрязнения окружающей среды, сохранение природных ресурсов и создание условий для отдыха, медицинская помощь как основа воспроизводственных процессов на предприятиях.
6. Развитие культуры и искусства как форм развития человеческого капитала.
7. Совершенствование деятельности правительства в целях согласования вектора развития общественно-экономической системы и ее отдельных элементов.
Далее, определяя субъекта социального инвестирования, остановимся на ряде важных моментов. Для осуществления социальных инвестиций необходима материальная база. Зарубежные компании осуществляют социальное инвестирование посредством средств из специально создаваемых для этих целей фондов, так называемых, эндаументов или фондов целевого капитала. Отечественные компании предпочитают прямое финансирование из средств валового дохода или чистой прибыли. Однако результаты анализа отечественных и зарубежных эмпирических исследований показывают, что наличие у компании прибыли не является гарантом ее социально ответственного поведения и, как следствие - определенного масштаба и уровня социальных инвестиций. Социальная ответственность является добровольным вкладом, участием или обязательством компании, взятым на себя перед обществом. Отечественный и зарубежный опыт реализации самых значимых и ярких социальных проектов на системной основе обнаруживает, что зачастую компании, уставом которых запрещено иметь прибыль - некоммерческие организации - проявляют большую социальную активность по сравнению с представителями коммерческого сектора. Здесь на сцену выходит не менее, а в значительной степени более важный аспект - мотивация социального инвестирования
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
и рефлексия системы управления компании по поводу принятых социально-экономических решений.
Устойчивое развитие любой организации в условиях благоприятной социально-экономической среды требует от ее руководства согласованности действий и ценностей с разделяемыми обществом, что предполагает тесное взаимодействие компании со всеми заинтересованными в ее деятельности сторонами. Одной из таких форм взаимодействия могут стать социальные инвестиции. В этих условиях наличие социально значимого мотива инвестиционной деятельности становится не роскошью, но жизненной необходимостью компании.
В таком ключе полагаем, что наличие прибыли не является необходимым условием для социально ответственного поведения компании, но достаточным условием для ее устойчивого развития и социально ответственного инвестирования. В этом случае субъектом социального инвестирования может выступать любая (любого типа) организация, независимо от отраслевой принадлежности, организационно-правового устройства и формы собственности, не обязательно относящаяся к корпоративному сектору. Этот факт значительным образом расширяет границы социальной ответственности и рамки социального инвестирования, которые, ранее большинством отечественных и зарубежных исследователей ограничивались компаниями, относящимися преимущественно к среднему и крупному бизнесу из отраслей, априори подверженных высокому экологическому и социальному риску.
Следующий вопрос, требующий уточнения, каковы объекты (направления) социального инвестирования, иначе говоря - куда и на какие цели организации тратят свои социально ориентированные средства? Опираясь на передовой зарубежный опыт можно выделить следующие их них:
1. Развитие персонала (направление социальных программ компании, которые проводятся в рамках стратегии развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников):
- обучение и профессиональное развитие;
- применение мотивационных схем оплаты труда;
- предоставление сотрудникам социального пакета;
- создание условий для отдыха и досуга;
- поддержание внутренних коммуникаций в организации;
- участие сотрудников в принятии управленческих решений.
2. Охрана здоровья и безопасные условия труда (направление социальных программ компании, которые обеспечивают создание и поддержание дополнительных, но отношению к законодательно закрепленным, норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах);
- охрана труда и техника безопасности;
- медицинское обслуживание персонала на предприятии;
- поддержание санитарно-гигиенических условий труда;
- поддержание материнства и детства;
- создание эргономичных рабочих мест;
- профилактика профессиональных заболеваний.
3. Социально ответственная реструктуризация (направление социальных программ компании, которые призваны обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего, в интересах персонала компании):
- партнерство с объединениями работодателей и местными, региональными и федеральными органами власти;
- информационные кампании, освещающие предстоящие в компании структурные изменения;
- мероприятия по профессиональной переподготовке и содействию в трудоустройстве увольняемых работников;
- компенсационные выплаты сотрудникам, попавшим под сокращение.
4. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение (направление социальных программ компании, которые осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду):
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
- экономное потребление природных ресурсов;
- повторное использование и утилизация отходов;
- предотвращение загрязнения окружающей среды;
- организация экологически безопасного производственного процесса;
- организации экологически безопасных транспортных перевозок;
- прохождение процедуры экологического аудита.
5. Развитие местного сообщества (направление социальных программ компании, которые осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного сообщества):
- оказание поддержки социально незащищенных слоев населения;
- оказание поддержки детству и юношеству;
- сохранение и развитие жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения;
- спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий;
- оказание поддержки социально значимых исследований и кампаний;
- участие в благотворительных акциях.
6. Добросовестная деловая практика (направление социальных программ компании, которые имеют целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании):
- политика информационной открытости в отношении собственников, поставщиков, бизнес-партнеров, клиентов и других заинтересованных сторон;
- содействие малому бизнесу;
- добровольное ограничение сфер ведения бизнеса (например, введение запрета на курение на рейсах авиакомпаний, отказ от продажи сигарет несовершеннолетним; и др.);
- сотрудничество с органами государственного управления, ассоциациями потребителей, профессиональными объединениями и другими организациями.
Следуем далее, и здесь мы обнаруживаем необходимость выявления целей социального инвестирования. В след за целями социальной ответственности, они, по аналогии, могут быть краткосрочными - получение субъектом инвестирования социально-экономического эффекта, среднесрочными - эффект дополняется эффективностью социальных инвестиций и, долгосрочными -социально-экономический эффект, плюс эффективность социальных инвестиций плюс рост конкурентоспособности субъекта инвестирования и общества в целом [1].
Все вышеизложенное позволяет нам именно теперь перейти к вопросу трактовки самого понятия «социальные инвестиции» и связанных с ним категорий.
Отечественный и зарубежный опыт теоретических и эмпирических исследований в области толкования и применения дефиниции «социальные инвестиции» демонстрирует отсутствие единого мнения и широкую трактовку понятия, вызывая терминологические трудности и путаницу. Большинство авторов полагает, что по смыслу, социальные инвестиции - это вложения средств (капитала) в различные секторы экономики и непосредственно в социальную сферу, могущие вызвать некий прямой или косвенный долговременный социальный эффект. Исходя из этого положения, корректным представляется утверждение, что социальными инвестициями можно назвать любые капиталовложения, рассматриваемые с точки зрения их социальной составляющей в конечном результате (естественно, с оговоркой, что реализованные инвестиционные проекты не привели к ухудшению социального положения общества в целом и отдельных социальных групп в частности) [3].
В узком смысле, согласно логике исследователей, социальные инвестиции - это вложения капитала в различные отрасли социальной сферы с целью улучшения качества жизни людей посредством создания новых социальных технологий и механизмов распределения средств среди различных групп населения и граждан с учетом предотвращения негативных социальных явлений и обеспечения возрастающих потребностей.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Социальные инвестиции в таком ключе выступают особым видом вложения средств, неким мостом, соединяющим экономическую и социальную сферы жизни организаций, выступая в качестве катализатора качественного скачка как в экономике, так и в обществе. Специфика социальных инвестиций в этом смысле заключается в том, что:
- в отличие от традиционных производственных (или финансовых) инвестиций, они носят социальный характер и предлагаются обществу как результат социального инвестирования сферы нематериального производства, значительная величина эффекта от реализации которых сложно поддается измерению в стоимостном выражении, а эффект часто отложен во времени;
- значительная часть средств, направляемых в социально ориентированные инвестиционные проекты, формируется на условиях безвозмездности и невозвратности, с помощью согласования интересов и ценностей всех участников инвестиционного процесса, а также потребителей, чьи нужды становятся приоритетными целями социального инвестирования;
- любой инвестиционный проект может быть назван социальным, если выгода от его реализации не присваивается непосредственно субъектами инвестиционной деятельности; беря на себя бремя участия в социальном инвестировании, социальный инвестор изначально отказывается от получения прямых выгод от реализации проекта в пользу потребителя, а потребителями выгод являются третьи лица, не принимающие непосредственного участия в осуществлении этих проектов.
Из вышеизложенного следует, что социальное инвестирование по форме реализации представляет собой процесс расходования материальных, финансовых, интеллектуальных и др. ресурсов организации по направлениям осуществляемой ею социально ответственной деятельности, измеряемых в денежном выражении и нацеленных на эффективное развитие организации и общества (инструментальный элемент), содержательное наполнение которых всегда имеет (носит) исключительно социальный характер -обеспечение жизнедеятельности людей (субстантивный элемент хозяйственного действия организации). Тем самым раскрываются механизмы связи социального и экономического развития социально ответственной организации: явно и неявно, прямо и опосредованно они в наибольшей степени проявляются в феномене социальной ответственности.
В отечественной практике социальные инвестиции рассматриваются большинством организаций в усеченном виде, примитивном и однолинейном понимании сути - как расходы или дополнительные, вынужденные, нежелательные вычеты, однонаправленном механизме и внутренних целях оптимизации деятельности: через инвестирование в рабочую силу. Система выплат в таких компаниях жестко структурирована и осуществляется в соответствии с должностным статусом сотрудника, является признаком принадлежности к определенной социальной группе и выступает фактором формирования социальных страт организации.
Между тем, социальные инвестиции являются наиболее прогрессивной формой социально ответственного поведения организаций и подразумевают стратегическую, целенаправленную, долгосрочную и систематическую практику, приносящую взаимные выгоды всем участникам процесса.
Подводя итоги, заключаем, что социальные инвестиции - это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства организаций, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении обществом и организацией будет получен определенный социально-экономический эффект, положительно влияющий на их функциональную деятельность и устойчивость развития [1].
В свою очередь, «социальные программы организации» трактуются нами как добровольно осуществляемая организацией деятельность в экономической, социальной и экологической сферах, направленная на удовлетворение соответствующих ожиданий внутренних и внешних заинтересованных сторон.
Под процессом социального инвестирования понимаем процесс осуществления компанией избранной ею линии корпоративной социальной ответственности, проводимой на основе социальных инвестиций
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
главным образом в интересах ключевых заинтересованных сторон, а также местного сообщества в регионе деятельности компании [5].
При этом механизмами социального инвестирования выступает согласованный участниками процесса социального инвестирования набор взаимосвязанных правил, процедур, способов, технологий и т.п. по осуществлению (как правило, из чистой прибыли) добровольных вложений бизнеса (социального инвестора) в определенную сферу (программу) внутрикорпоративного развития и/или развития внешней социальной среды, направляемых с учетом действующих нормативно-правовых актов и/или международных стандартов на достижение стратегических и тактических целей в предположении получения социального, экономического или имиджевого эффекта [5].
Источником социальных инвестиций могут служить валовой доход или чистая прибыль (для коммерческой организации) или доходы от внебюджетной деятельности (в случае некоммерческой государственной организации).
При рассмотрении вопроса о социальных инвестициях необходимо выделить два принципиально разных их направления: социально ответственное инвестирование (СОИ) и социальное инвестирование (СИ).
Отличие СОИ от СИ состоит в том, что социальные инвестиции (СИ) - это некоторая величина в структуре производственных (финансовых) инвестиций компании, направляемая в социальную составляющую инвестиционного процесса, которую можно назвать социальной составляющей производственных инвестиций. Именно этот вид инвестиций возможно измерить, оценить и анализировать.
Пожалуй, одна из самых острых проблем, связанных с внедрением и расширением практики социального инвестирования в российских компаниях - измерение масштаба, количественного и качественного уровня, напряженности и эффективности этих вложений.
Определенным шагом в решении этих проблем является методика Ассоциации Менеджеров России, предлагающая некоторые инструменты для осуществления соответствующих замеров и дальнейшего сопоставления полученных показателей с аналогичными показателями других компаний как внутри отрасли, так и межотраслевого сравнения достигнутых в рамках социального поля результатов.
Однако ряд вопросов, связанных с непосредственным учетом, измерением уровня и оценкой эффективности социальных инвестиций в полной мере еще не решен.
Не смотря на это, чрезвычайно важным является то, чтобы социальные инвестиции были актуальными, востребованными, отражали ожидания и учитывали приоритеты всех участников и, главное, повышали качество жизни населения в тех регионах, где функционирует компания в рамках программной деятельности. Последнее - самое сложный инструмент, поскольку уже на этапе запуска программы важно определить срок ее действия и стратегию выхода из программы, определить партнера и приемника.
Возрастающая социальная активность современных российских компаний сопровождается недооценкой ее функций и роли в современной практике хозяйствования. Отсутствием общепринятой системы социального инвестирования, научно обоснованной модели поведения, и крайне разнообразной социальной практикой. Их анализ позволил выделить следующие особенности ее реализации в России:
- вынужденный характер социальных инвестиций и отношение к социальным расходам как к нежелательным вычетам, негативно сказывающимся на экономических результатах деятельности организации;
- понимание управления социальными инвестициями ограничивается рамками создания механизмов стимулирования, заинтересованности и поощрения;
- отсутствие связи социальных инвестиций с эффективностью, ростом конкурентных преимуществ компании и общества;
- отсутствие ориентации социальных инвестиций на ожидания и структуру социальной среды компании;
- отсутствие структурных подразделений, ответственных за формирование приоритетов, выстраивание взаимоотношений и деятельности организации в области социального инвестирования.
Между тем, предлагаемый нами инновационный - интегрированный подход к реализации социального
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
инвестирования рассматривает его как:
- осознанную необходимость; способ совместно с государством (либо без его участия или ограниченном содействии) и обществом минимизировать экономические, социальные, экологические риски;
- условие повышения конкурентоспособности, социальной и экономической эффективности бизнеса; наконец, как условие построения гражданского общества и социального государства.
Такая позиция предполагает, что социальное инвестирование становится неотъемлемым структурным элементом стратегии развития организации, ее долгосрочной политики, оказывающим непосредственное влияние на основную деятельность.
Интегрированный подход к реализации социального инвестирования заключается в том, что:
- организация проявляет опережающую инициативу по выявлению заинтересованных сторон и изучению их запросов, интересов, ожиданий, потребностей;
- организация определяет приоритетные направления в своей деятельности, позволяющие получить социально - экономический эффект, исходя из выявленных долгосрочных социальных тенденций и запросов основных заинтересованных сторон (как внутренних, так и внешних);
- организация рассматривает реализацию процесса социального инвестирования как деятельность, отвечающую ее долгосрочным интересам, увязывает стратегию развития с социальными целями;
- реализуемое социальное инвестирование, выражающееся в программах, проектах и др. устойчиво и экономически обосновано;
- расходы организации на социальные направления рассматриваются как социальные инвестиции, имеющие долгосрочный социальный и экономический эффект;
- компания внедряет инновационный подход к решению социальных проблем, который, в частности, предполагает не только финансирование отдельных социальных проектов и получение краткосрочных социально - экономических эффектов, а укрепление финансовой устойчивости, организационное развитие получателя ресурсов, формирование социальной инфраструктуры, создание саморазвивающихся механизмов для решения социальных проблем;
- организация стремится интегрировать социальную ответственность в систему корпоративного управления.
Таким образом, ресурсное обеспечение проведения целенаправленной долгосрочной политики компании, направленной на решение социальных проблем ее персонала, местного сообщества, общества в целом, в данном случае рассматривается как социальное инвестирование.
Интегрированный подход предполагает более широкую трактовку категории социальные инвестиции, двусторонний поток обмена преференциями и ресурсами от организации к заинтересованным сторонам и наоборот. Именно он позволяет компании рассчитывать на получение не только социального, но и экономического эффекта от социального инвестирования. Эффективное социальное инвестирование должно носить системный долгосрочный характер, а социальные инвестиции планироваться, контролироваться и регулярно оцениваться. При этом роль государства должна заключаться в смягчении «провалов рынка», однако не в форме прямого вмешательства, а в виде четкой спецификации прав собственности и использования различных экономических стимулов для воздействия на поведение агентов [1].
Ряд масштабных отечественных исследований показывает, что большинство российских и международных компаний, действующих на территории России, успешно реализуют интегрированный подход к реализации социального инвестирования. Социальная политика этих компаний формируется на принципах комплексности, устойчивости, прозрачности, эффективности. Система управления и организационное обеспечение социального инвестирования находятся на качественно новом уровне развития в отличие от конкурентов. Это такие компании, как ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Норильский никель», ОАО «Татнефть», ОАО «Магнитогорский МК», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», The Coca-Cola Company, ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». и др.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
Список использованной литературы:
1. Аникеева О.П. Социальная ответственность организации: функции, оценка и эффективность. Автореф. канд. соц. наук.- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tmnlib.ru/jirbis/files/...3785.pdf
2. Балацкий, Е.В. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы [Текст] / Е.В Балацкий // Экономист. -2005. - № 12. - С. 167- 180.
3. Богомолов О.Н. Социальная направленность инвестиций в постиндустриальной экономике / Под ред. В.В.Герасимовой. Саратов. 2003. - С.12.
4. Туркин, С. Зачем бизнесу социальная ответственность [ Текст ] / С. Туркин // Управление компанией. -2004 . № 7. - С.49-91.
5. Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы: Т.18. - М.: КомКнига, 2005.
6. Poberts S.,Keeble L.& Brown D. Business Case for Corporate Citizenship. Cambridge, UK, 2002, p. 8
© Аникеева О.П., 2016
УДК 336
Бавыкин Игорь Игоревич
магистрант РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону e-mail: [email protected] Наливайский Валерий Юрьевич д.э.н., профессор каф. «Финансовый мониторинг и финансовые рынки» РГЭУ «РИНХ»
г. Ростов-на-Дону
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Аннотация
В статье рассмотрены основные особенности, возникающие при формировании инвестиционных проектов, основанных на системе франчайзинга. Автор освещает основные моменты, которые должны быть учтены при разработки франчайзинговой схемы реализации проектов, а также приводит основные методы анализа эффективности подобных проектов.
Ключевые слова
Инвестиционные проекты, эффективность, франчайзинг, показатели эффективности,
финансовая модель, риски
Внедрение инвестиционных проектов, основанных на системе франчайзинга, в последнее время все более часто встречается в России. Большое количество отраслей в современной экономике предлагают возможности развития бизнеса с использованием франчайзинговых схем, например: ретейл, общепит, медицина, легкая промышленность и т.д. Тем не менее, данный вид инвестиционной деятельности имеет свои риски и ограничения. В связи с этим, необходим точный финансовый анализ целесообразности осуществления подобных инвестиционных проектов, основанный на оценке их эффективности и определении стоимости.
В данной статье освещены такие вопросы, как финансовый аспект франчайзинговой деятельности, оценка экономической эффективности и рисков франшизы. Для ответов на подобные вопросы могут быть использованы ряд финансовых инструментов, которые помогут принять взвешенное решение о