УДК 34 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10009
ББК 67 © А.М. Осавелюк, 2018
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Алексей Михайлович Осавелюк, профессор кафедры конституционного и муниципального и права, доктор юридических наук, профессор, академик МСА
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА) (125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9) E-mail: kkmp@msal.ru
Аннотация. Проанализировано влияние универсальных и региональных международных договоров, закрепляющих социально-экономические и культурные права человека, на конституционное законодательство ряда государств Европы. Показан механизм их действия в России и за рубежом.
Ключевые слова: международные конвенции, конституционные права человека, социально-экономические права человека, культурные права человека, свобода вероисповедания.
SOCIAL AND CULTURAL RIGHTS: A COMPARATIVE ANALYSIS
Aleksey M. Osavelyuk, professor of department constitutional and municipal is also right, the doctor of jurisprudence, professor, the academician of MSA
Moscow state legal university of O.E. Kutafin (MGYuA) (125993, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9) E-mail: kkmp@msal.ru
Annotation. The article analyzes the impact of universal and regional international treaties that enshrine socio-economic and cultural human rights on the constitutional legislation of a number of European States. The mechanism of their action in Russia and abroad is shown.
Keywords: international conventions, constitutional human rights, socio-economic human rights, cultural human rights, freedom of religion.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Осавелюк А.М. Социальные и культурные права человека: сравнительный анализ. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):53-55.
После Второй Мировой войны в национальном и международном праве появилось множество нормативных правовых актов и научных исследований, посвященных вопросам улучшения в сфере культуры, социального обеспечения, функций государства по реализации гарантий прав и свобод [1, с. 144-148; 2, с. 146149; 3, с. 213-216; 4, с. 136-140]. Многие конституции, включая и российскую, провозгласили свои государства социальными1. В связи с этим, например, российское законодательство возложило на органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления полномочия, которые направлены на обеспечение равными условиями различных групп населения, а также на снижение уровня социальной напряженности. Организация такой системы направлена на формирование социальной помощи, предоставление льгот и компенсаций.
В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. В 1966 г. государства подписали сразу два пакта: о гражданских и политических правах человека и об экономических, социальных и культурных правах человека. Было принято много других
актов универсального и регионального характера. В частности, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г., с изм. от 13 мая 2004 г.)2.
Указанные виды международных договоров позволили выработать единый подход к регулированию социально-культурных прав и свобод человека, а также предложили технологии социального обеспечения. Они являются основным видом помощи различным категориям населения, проживающего на территории государств-участников, которые нуждаются в социальной поддержке со стороны государства.
Одним из направлений указанных технологий является соучастие граждан в усилиях государства по созданию благоприятных социальных условий жизни и их достойного уровня. Например, в Германии каж-
1 Например: ст. 20 Основного Закона ФРГ 1949 г., ст. 1 Конституции Итальянской Республики 1947 г., ст. 38 Конституции Индии 1950 г., ст. 7 Конституции РФ 1993 г. // Конституции Зарубежных государств / Сост., перев. и автор введ., вступ. статьи В.В. Маклаков. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2005. С. 122, 200, 440; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/
дый совершеннолетний работающий гражданин обязан осуществлять вклады в государственный пенсионный фонд в размере 20,3% ежемесячного заработка. При этом сам работник вносит лишь половину указанной суммы, а оставшуюся часть — работодатель.
Конституционное законодательство Германии предоставляет возможность гражданам, имеющим высокие доходы от своей профессиональной деятельности, самостоятельно определять сумму ежемесячного пенсионного взноса в частные страховые компании; немецкие коммерческие организации имеют право предоставлять своим сотрудникам пенсионные надбавки.
Предусмотрены другие возможности гибкого решения пенсионных вопросов. Например, пенсионный возраст для жителей Германии для женщин и мужчин одинаков и составляет 67 лет, но по закону они могут выйти на пенсию и в более раннем возрасте. Для этого необходимо полностью выплатить сумму, предварительно оговоренную с пенсионным фондом или страховой компанией (0,3% за каждый недоработанный месяц).
Кроме того, после выхода на пенсию гражданин имеет право заниматься трудовой деятельностью. Материальной гарантией указанного права является, например, Закон об оказании помощи работающим в связи с выходом на пенсию от 13 апреля 1984 г. (с последующими изменениями). В соответствии с положениями § 1 ст. 1 указанного Закона Федеральное ведомство по труду предоставляет работодателям субсидии в целях компенсации расходов по выплате средств лицам, работающим по найму, которые прекращают трудовую деятельность по достижении 58 лет3.
Минимальный стаж для получения немецкой государственной пенсии установлен в размере пяти лет непрерывной работы4. Немецкая пенсионная система, как и во многих других государствах, позволяет получение пенсионных выплат гражданами иностранных государств. Размер таких выплат, как и для граждан Германии, зависит от продолжительности трудового стажа, размера заработной платы и от сумм, вносимых работодателем и иностранным лицом в пенсионный фонд.
Социальная пенсионная политика во Франции также предусматривает соучастие граждан в создании благоприятных условий для пенсионеров, поскольку 65% денежных средств выделяет в специальный фонд государство, а 35%—различные благотворительные фонды, общественные организации и ассоциации. В Российской Федерации также установлена подобная схема. Хотя имеются и определенные отличия, поскольку обязатель-
ное страхование пенсий во Франции практически отсутствует. При этом накопленная пенсия из страховых взносов, выплачиваемая из средств, которые гражданин накопил в течение своей трудовой жизни, во многом зависит от воли самого работника, поскольку во Франции нет фиксированных ставок по выплатам. Другими словами, каждый гражданин самостоятельно решает, какие средства он будет вносить в пенсионный фонд.
Граждане Франции обладают правом выхода на пенсию в возрасте 60 лет. Но полноразмерную пенсионную выплату они будут получать при наличии трудового стажа не менее 40 лет. Полная пенсионная выплата осуществляется при достижении лицом 65-летнего возраста. Если после официального выхода на пенсию гражданин Франции продолжает свою трудовую деятельность, то ему выплачивается надбавка в размере 3% за каждый проработанный год.
Размер пенсий во Франции составляет примерно 50% от среднемесячного дохода лица за последние 11 лет работы, либо от показателей лучших в финансовом плане 11 лет. Если в течение 40 лет осуществлялись ежемесячные отчисления в пенсионный фонд, то в дополнение к основной пенсии гражданин получит дополнительно проценты по произведенному взносу. Таким образом, в конечном итоге граждане во Франции могут обеспечить себе пенсию в размере 80% от среднемесячного заработка.
В Российской Федерации занятие трудовой деятельностью также является одной из конституционных гарантий, обусловливающих свободу труда, а также равные возможности в занятии трудовой деятельностью. Закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право на свободу труда выступает средством, обеспечивающим материальные потребности граждан, а также в соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Как и в зарубежных странах, в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
3 Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М., 1991. С. 402; URL: https://zagranpor-tal.ru
4 «Развитие» Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам // URL: http://www.evolutio.info/content/view/471/53
54
Вестник Московского университета МВД России
№ 6 / 2018
Становление и рыночных отношений благоприятствует развитию сферы занятости и трудоустройства населения, улучшению качества законодательства РФ. Созданы структуры, направленные на содействие в трудоустройстве безработных граждан. Подавляющее большинство нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трудоустройства граждан в России, являются акты Президента и Правительства РФ.
Одним из важнейших культурных и государствооб-разующих прав и свобод человека в России и за рубежом является конституционное право на свободу совести и вероисповедания. В отличие от рассмотренных выше социальных прав, конституционное закрепление права на свободу совести и вероисповедания отличается большим разнообразием. Основная причина разнообразия — сохранение в определенной группе государств сильного атеистического влияния в государственном аппарате и в обществе в целом.
Например, в ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г. установлено, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении. И участвующие в этом Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями5.
В Конституции Польши 1997 г. также установлено, что родители имеют право обеспечивать детям нравственное и религиозное воспитание и обучение согласно своим убеждениям. Религия церкви или иного вероисповедного союза, имеющего урегулированное правовое положение, может быть предметом обучения в школе; при этом не может быть нарушена свобода совести и религии других лиц. Свобода проявления религии может быть ограничена только законом и только в случае, когда это необходимо для охраны безопасности государства, общественного порядка, здоровья, нравственности или свобод и прав других лиц (ст. ст. 48, 53)6. Аналогичные нормы можно найти в Основном Законе ФРГ, Конституции Греции и др.
В отличие от них, в конституциях бывших союзных республик СССР сохранился сильный атеистический от-
тенок. Он выражается в том, что право исповедовать религию и право исповедовать и распространять атеистические (т.е. безбожные, антирелигиозные) убеждения являются равноправными и принадлежат каждому. В указанных конституциях не закреплено право родителей отвечать за религиозное воспитание своих детей7.
Подобное разнообразие может создавать определенные неудобства для граждан, оказавшихся на территории некоторых зарубежных государств. Хотя международные договоры, в которых участвует и Россия, в частности, упомянутая ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах человека 1966 г., наоборот, нацелены на преодоление подобного разнообразия в правовом регулировании культурных прав национальными конституциями.
Литература
1. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под науч. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эб-зеева. 9-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2018.
2. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012.
3. Осавелюк А.М., Громов К.Э. Полномочия государственных органов по реализации социальной политики в России // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 11. С. 213-216.
4. Осавелюк А.М., Эриашвили Н.Д. Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Китае // Международный журнал конституционного и государственного права. № 2. 2016. С. 136-140.
References
1. Konstitutsionnoye pravo Rossii: Uchebnik dlya stu-dentov vuzov / Pod nauch. red. V.O. Luchina, B.S. Ebze-eva. 9-e izd. pererab. i dop. M.: Yuniti-Dana, 2018.
2. Konstitutsionnoye pravo Rossii: Uchebnik dlya stu-dentov vuzov / Pod red. B.S. Ebzeeva, A.S. Prudnikova. 5-e izd. pererab. i dop. M.: Yuniti-Dana, 2012.
3. Osavelyuk A.M., GromovK.E. Polnomochiya go-sudarstvennykh organov po realizatsii sotsial'noy politiki v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 11. S. 213-216.
4. Osavelyuk A.M., Eriashvili N.D. Konstitutsionnoye regulirovaniye ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh prav, svobod i obyazannostey cheloveka i grazhdanina v Ki-taye // Mezhdunarodnyy zhurnal konstitutsionnogo i gosu-darstvennogo prava. № 2. 2016. S. 136-140.
5 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi-ons/pactpol
6 URL: http://mspa7520.ru/konstituciya-respubliki-polsha
7 См.: ст. 28 Конституции РФ, ст. 31 Конституции Республики Беларусь, ст. 35 Конституции Украины и др.