5.5. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ
Ющенко Александр Николаевич, аспирант. Место работы: Дальневосточный Федеральный Университет. Должность: оперативный дежурный. Место работы: Федеральное Казенное Образовательное Учреждение Дополнительного Профессионального Образования Учебный центр Гпавного Управления Федеральной Службы Исполнения Наказаний России по Приморскому краю (ФКОУ ДПО УЦ ГУФСИН России по ПК). E-mail: yushenko84@list.ru Аннотация: В данной статье автор раскрывает социально-правовую составляющую института социального и пенсионного обеспечения осужденных в России.
Ключевые слова: социальное государство, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, осужденный, права и свободы человека и гражданина.
SOCIAL AND LEGAL PURPOSE OF SOCIAL AND PENSION CONVICTED IN RUSSIA
Yushchenko Alexander Nikolaevich, postgraduate student. Place of study: Far Eastern Federal University. Position: Duty Officer. Place of employment: Federal state educational institution of additional Vocational Education Training Center of the Main Directorate of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Primorye Territory (DPO FKOU CA GUFSIN Russia on PC). E-mail: yushenko84@list.ru Annotation: The author reveals the social and legal component of the Institute of Social and pension convicted in Russia.
Keywords: social state, social security, pensions, convicted, rights and freedoms of man and citizen.
Уровень социальной обеспеченности и защищенности членов общества характеризует роль и деятельность государства, выступающего регулятором общественных отношений посредством норм права. При этом недостаточно простого декларативного закрепления соответствующих норм в конституциях, основных законах и т.д. Наряду с провозглашением гарантий и обязанностей государства по социальному обеспечению и защите граждан и находящихся на территории государства лиц важен разработанный и внедренный механизм для успешного применения правовых норм на практике. В связи с этим можно утверждать, что основополагающими критериями для определения социальной направленности государства служат закрепление социальной функции в основных законах государства, а также в подзаконных актах, степень разработанности соответствующих юридических норм, в том числе процедуры исполнения указанных норм органами государственной власти, установление механизма финансирования, в частности, включение соответствующих расходов в бюджет государства, определение категорий лиц, в отношении которых осуществляются те или иные виды социального, в том числе пенсионного, обеспечения.
По мнению ряда ученых, понятие «социальное государство» впервые сформулировано немецким философом, правоведом Лоренцом фон Штайном в 1850 г., который считал, что социальное государство должно «поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной
частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»1.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее -Конституция РФ) закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации ... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты2. С одной стороны, Российская Федерация берет на себя обязательства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, с другой стороны, гарантируется государственная поддержка в отношении отдельных категорий граждан. Так, в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом3. Подчеркнем, что Конституция РФ закрепляет гарантии государства по социальной обеспеченности в отношении таких групп граждан, которые в связи с нетрудоспособностью, по старости, в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях, временно или на постоянной основе лишились возможности получать доходы от своего труда.
При этом на научно-практической конференции в Кремле, состоявшейся 12 декабря 2008 года в связи с пятнадцатилетием со дня принятия Конституции РФ, в своем докладе руководитель Аппарата счетной палаты Российской Федерации, д.ю.н. С.М. Шахрай отмечал, что «вопрос о гарантиях социальных прав граждан имеет не только социальные, но и экономические последствия. Очень важно соблюдать должный баланс между целями достижения социальной справедливости в отношении отдельных групп граждан и необходимостью обеспечить стимулы для развития экономики в интересах общества в целом. Дело в том, что постоянное расширение функций государства повышает риск попадания страны в ловушку патернализма. Общество, в котором сильны патерналистские настроения, объективно не нуждается в инновациях. Для него на первом месте стоит идея сохранения привычного порядка и гарантированного кусочка бюджетного пирога. А это серьезно сокращает ресурсы для перехода к инновационной модели развития»4.
Необходимость удержания баланса между социальными и экономическими приоритетами и формируемая в связи с этим политика государства оказывает существенное влияние на поддержание на должном высоком уровне обеспечения конституционных прав человека и гражданина. Очевидно, что, провозглашая в ст. 2 Конституции РФ человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируя равенство прав и
1 См., например: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: СПБТУ, 1997. - С. 82, 97.
2 СПС Консультант Плюс.
3 СПС Консультант Плюс.
4 Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Ос-
новного закона: Текст. Комментарии. М.: Статут, 2009. - С. 153.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ
Ющенко А.Н.
свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), государство обязано обеспечивать достойный уровень жизни для всех категорий граждан, как трудоспособных, так и ставших нетрудоспособными, потерявших кормильца, при наступлении иных случаев, дающих право на социальное и пенсионное обеспечение. И если для большинства граждан нашего государства вопрос по социальному и пенсионному обеспечению последние десятилетия стоит в увеличении размера пособий, пенсий, иных выплат, улучшении качества такого обеспечения, получении информации об имеющихся правах, хотя и все перечисленное чрезвычайно существенно и актуально, то для определенной категории наших граждан до недавнего времени стоял вопрос в отсутствии такого обеспечения или в его ограниченности. Речь идет о социальном и пенсионном обеспечении осужденных. Так, согласно ст. 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года № 340-1 за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливалась. Конституция РФ была принята в 1993 году, при этом ст. 124 ИТК РФ действовала вплоть до ее признания противоречащей Конституции РФ в 1995 г. В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. № 11 -П «По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» отмечалось, что права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера. Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной. Работающие граждане, включая тех, кто находится в местах лишения свободы, через систему обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, отчисляя часть своего заработка, участвуют в формировании средств, идущих на выплату трудовых пенсий. Таким образом, эти пенсии заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. Приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осужденного пенсионера возможности получить ту ее часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении и приобретает характер дополнительного наказания. Кроме того, оно ограничивает и права иждивенцев пенсионера5.
Согласно ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации строится на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом6. Перечисленные принципы уголовно-исполнительного законодательства основаны как на Конституции Российской Федерации, так и на международных нормах.
По отношению к осужденным государство применяет наиболее острые меры воздействия, вплоть до лишения свободы. Восстановление нарушенных преступлением прав и свобод потерпевших происходит как за
5 Обращение к электронному источнику http://sudbiblioteka.ru/ks/docdelo ks/konstitut big 214.htm.
6 СПС Консультант Плюс.
счет наказания виновного в совершении преступления, в том числе с применением такого наказания, как штраф, так и за счет применения к осужденному мер гражданско-правового характера, в частности, вынесения судом решения о возмещении ущерба, компенсации морального вреда в связи с совершенным преступлением. Денежные средства для выплаты штрафов, отчисления от заработной платы осужденного к исправительным, принудительным работам, реальная компенсация морального вреда возможны из заработной платы или иного дохода осужденного. В соответствии с Конституцией РФ труд - это право, а не обязанность человека. Однако в данном вопросе существует система сдержек и противовесов. С одной стороны, уклонение от отбывания такого вида наказания, как исправительные работы, сдерживается угрозой применения к осужденному наказания в виде лишения свободы, с другой стороны, период отбывания наказания в виде исполнительных работ засчитывается в трудовой стаж осужденного, следовательно, при достижении определенного возраста влечет назначение пенсии, и с третьей стороны, с дохода, полученного в результате отбывания наказания в виде исправительных работ, возможны отчисления, например, по гражданскому иску о компенсации морального вреда. Такая система сдержек и противовесов ведет к тому, что мы в части социального и пенсионного обеспечения осужденных можем говорить о воспитательном воздействии такого обеспечения, что, в конечном счете, ведет к достижению основных целей уголовно-исполнительного законодательства, таких как исправление осужденных, общая и частная превенция.
Но, углубившись в основные задачи уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, нельзя забывать и об общих принципах международного права, закрепленных, в частности, во Всеобщей декларации прав человека7, Международном пакте о гражданских и политических правах8, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод9, в частности, по запрещению дискриминации среди прочего в отношении имущественного положения или иного обстоятельства. В ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Такая категория осужденных, как заключенные к лишению свободы, особенно нуждается в регламентации и соблюдении социальных гарантий, поскольку данная категория наиболее из всех ограничивается в гражданских правах. В связи с этим в ст. 61 Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными указывается, что «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами... Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум со-
7 СПС Консультант Плюс.
8 Там же.
9 Обращение к электронному источнику http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-dшgie-ofidalnve-dokumentv/konvendva-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod#14.
вместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот»10.
Дальнейшее совершенствование законодательства в области социального и пенсионного обеспечения осужденных должно, базируясь на нормах международного права, учитывать российские тенденции развития государства, общества и экономики, в частности, необходимо усилить воспитательную функцию оказания той или иной социальной помощи для реального исправления осужденного и стимулирования его возвращения в социум. Несомненно, для этих целей, помимо государственных учреждений, следует привлекать различные общественные и правозащитные организации, средства массовой информации.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года.
Международный пакт о гражданских и политических правах принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 № 1-ФЗ.
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, утвержденный Верховным советом РСФСР 18.12.1970 г.
Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года № 340-1.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки».
Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М.: Статут, 2009.
Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: СПБТУ, 1997.
http://www.un.org.
http://sudbiblioteka.ru.
http://docs.kodeks.ru.
Literature list:
The Constitution of the Russian Federation adopted the popular vote December 12, 1993.
The Universal Declaration of Human Rights adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948.
Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners adopted by the first United Nations Congress on the Pre-
vention of Crime and the Treatment of Offenders, held at Geneva in 1955 and approved by the Economic and Social Council by its resolutions 663 C (XXIV) of 31 July 1957 and 2076 (LXII) of 13 May 1977.
The International Covenant on Civil and Political Rights, adopted by General Assembly resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966.
The European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms of 4 November 1950.
Penal Code of the Russian Federation on January 8, 1997 № 1-FZ.
Corrective Labor Code of the Russian Federation, approved by the Supreme Council of the RSFSR, the 12/18/1970.
RSFSR Law "On State Pensions in the Russian Federation" dated November 20, 1990 № 340-1.
Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation on October 16, 1995 № 11-P "In the case on the constitutionality of Article 124 of the Law of the Russian Federation dated 20 November 1990" On State Pensions in the Russian Federation "in response to complaints from citizens, G.G. Arderihina, N.G. Popkov, G.A. Bobyreva, N.V. Kotsyubki".
The Constitution of the Russian Federation: the 15th anniversary of the adoption of the Basic Law: Text. Comments. M. Statute, 2009.
Miletskii VP The welfare state: the evolution of ideas and perspectives of the essence in today's Russia // The political processes in Russia in comparative terms. SPb.: SPBTU, 1997. http://www.un.org. http://sudbiblioteka.ru. http://docs.kodeks.ru.
Рецензия на статью Ющенко А.Н. «Социально-правовое назначение социального и пенсионного обеспечения осужденных в
Рецензируемая статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - социальному и пенсионному обеспечению осужденных в России, которая обусловлена отсутствием такого обеспечения или его ограниченностью до недавнего времени для определенной категории наших граждан. Автор делает акцент на том, что лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права
Автор справедливо считает, что такая категория осужденных, как заключенные к лишению свободы, особенно нуждается в регламентации и соблюдении социальных гарантий, поскольку данная категория наиболее из всех ограничивается в гражданских правах. Обосновывая данную мысль,
Ющенко А.Н. ссылается на ст. 61 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В качестве базы совершенствования законодательства в области социального и пенсионного обеспечения осужденных автор предлагает учитывать российские тенденции развития государства, общества и экономики, в частности, необходимость усиления воспитательной функции оказания социальной помощи для реального исправления осужденного и стимулирования его возвращения в социум.
Представленная к рецензированию работа Ющенко А.Н. «Социальноправовое назначение социального и пенсионного обеспечения осужденных в России» является весьма квалифицированной. Изложению материала присуща логика и взаимосвязанность. Рекомендую данную статью к
Доктор юридических наук, профессор. Г Коробеев Александр Иванович
еятель науки РФ.
Обращение к электронному ресурсу http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/prison.shtml.