Научная статья на тему 'Социальные функции информации в современном обществе: ценностный аспект'

Социальные функции информации в современном обществе: ценностный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2193
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЦЕННОСТИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATIZATION / COMMUNICATION / MANAGEMENT / INFORMATION ENVIRONMENT / VALUES / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жубинский Антон Игоревич

В статье рассматривается влияние процессов информатизации на современное общество, большое значение уделяется роли информации как трансформационного фактора современной социальной структуры.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the influence of processes of informatization on a modern society is considered, the great importance of the role of information as a transforming factor of the modern social structure is examined.

Текст научной работы на тему «Социальные функции информации в современном обществе: ценностный аспект»

Антон ЖУБИНСКИЙ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается влияние процессов информатизации на современное общество, большое значение уделяется роли информации как трансформационного фактора современной социальной структуры.

In the article the influence of processes of informatization in the modem society is considered, the great importance of the role of information as a transforming factor of the modern social structure is examined.

Ключевые слова:

информация, знание, информатизация, коммуникация, управление, информационная среда, ценности, средства массовой информации; information, knowledge, informatization, communication, management, information environment, values, mass media.

Выделение функций информации в современном обществе ученые считают непростой задачей с той точки зрения, что все они связаны между собой и зачастую пересекаются и входят на правах составляющих одна в другую.

Одной из первых важнейших функций можно считать коммуникативную, т.е. функцию социального взаимодействия людей. Данная функция в своем современном варианте явилась следствием и продолжением создания в ХХ в. новых форм коммуникации, виртуализации культуры современного общества. Интернет играет в этом процессе главнейшую роль. С его появлением возникает не только информационное средство, здесь главным достижением представляется начало интеграционного процесса прежде отдельных областей и систем массовой информации. При этом сетевая коммуникация представляется как ведущее инновационное звено.

Одновременно компьютеризированная коммуникация ведет к резкому увеличению возможностей коммуникации на разных уровнях:

— минимизируются и сводятся на нет временные и пространственные барьеры коммуникации;

— увеличивается возможность переработки информации, ее оценки, распространения и хранения;

— благодаря дигитализации стала возможной коммуникация в виртуальном мире движущихся изображений — действительно возникает другая реальность (или псевдореальность);

— с развитием диалоговых систем коммуникация становится интерактивной, возможности применения письменной и устной коммуникации многократно увеличиваются.

Связанные с данной функцией социальные процессы имеют особенности «раздифференцирования» коммуникационных сетей и «де-иерархизации» коммуникации. Социальные признаки, такие как классовая или сословная принадлежность, профессия, уровень образования, пол, теряют свое значение как критерий доступа к информации. Доступность коммуникации в сетях существенно изменила поведение и образ мысли пользователей. Стиль общения между виртуальными собеседниками, времяпровождение в сети уже ничем не напоминают концентрированное чтение неподвижных текстов. Соответственно, изменился и стиль общения: качество коммуникации доминирует над смыслом, риторика довлеет над герменевтикой1.

1 Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. А.Ю. Антоновского, Г.В. Гороховой, Д.В. Ефременко, В.В. Каганчук, С.В. Месяц. - М. : Логос, 2010, с. 125.

ЖУБИНСКИЙ

Антон

Игоревич —

аспирант кафедры

философии и

культурологии

Армавирского

государственного

педагогического

университета

[email protected]

Коммуникативная функция неразрывно связана с консолидирующей, объединяющей людей функцией. Носителями информации становятся все большие группы людей, связанных постоянно получаемой информацией. В известной степени весь социальный мир становится коммуникабельным.

Управленческая функция может внутренне подразделяться на несколько подвидов: организационную (т.е. оформление социального объекта управления согласно заранее составленному проекту), функцию регулирования (удержание, сохранение объекта в рамках заданного проекта, учетно-контрольная функция, призванная выявлять и фиксировать соответствия изменений и проекта)1. Современное общество располагает комплексными и рефлективными медиасистемами, расширяющими способность наблюдения. Средства массовой информации способны наблюдать практически за всеми индивидами и их группами, включая друг друга. При этом возникает ситуация наблюдения второго уровня, латентное наблюдение, которое формирует контингентный опыт. Каждый может узнать, что можно все воспринимать и оценивать по-другому, формируется свободное пространство для творчества. Для многих подобный опыт становится пугающим и разрушающим. Соответственно, увеличивается число обращений к сильным мира сего и призывов к установлению порядка.

Значительные изменения в современном обществе претерпели как политика, так и представления о ней. Продуманная политика проводится сегодня через средства массовой информации, политики становятся телезвездами. Медиаконцерны оказывают влияние на политику и общественность.

Информация выполняет также научно-познавательную функцию, связанную с социальным познанием и управлением. Вне общества нет никакой высшей инстанции, планирующей или контролирующей его, поэтому социальные системы развиваются как самореферентные, т.е. самонаблюдение и самоописание, планирование и контроль производятся самим обществом2.

1 Комаровский В.С. Государственная служба и СМИ. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2003, с. 32.

2Бехманн Г. Указ. соч., с. 107.

В качестве особенной функции выделяют функцию хранения и передачи информации. Здесь тоже есть коммуникативная составляющая, однако коммуникация происходит не между одновременно живущими людьми, а между представителями различных поколений. Информационные средства и сами претерпели значительные изменения, обнаружив ранее неизвестные способности сохранять и обрабатывать информацию, устанавливать связи между историей и современностью.

Учебно-воспитательная функция информации направлена на успешную социализацию младших поколений. Представления о пространстве и времени, об общественном и частном, о модели партнерских отношений и чувственных выражений — все это с точки зрения социализации формируется при активном соприкосновении с предложениями средств массовой информации.

Массово-информационная функция отвечает за наиболее быстрое и максимально широкое распространение новой информации в обществе. Согласно мнению Я.Н. Засурского, «выделяются следующие функции массовой информации: информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера; аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога); развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения)»3.

Роль средств массовой информации существенным образом изменилась с появлением телематического действия (интеракции). Появилась возможность, хотя пока еще слабо развитая, двухсторонних отношений, т.е. зрители становятся участниками, которые могут лично «создать» газету или фильм с учетом собственных интересов. На сегодняшний день медийные средства коммуникации играют огромную роль в индивидуальном и общественном формировании социальной реальности. Чаще всего именно они конструируют оценки взаимосвязей; большую

3 Засурский Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России. — М. : Аспект-пресс, 2003, с. 25—27.

201 0' 1 0

ВЛАСТЬ

33

часть знания об окружающем мире человек современного общества приобретает, исходя из предложений средств массовой информации.

Культурообразующая функция. Влияние информации на культуру современного общества можно наблюдать на трех уровнях: возникновение новых средств массовой информации и техники; возникновение новых форм коммуникации; создание новых емкостей для воспроизводства и сохранения коммуникации.

Функция дигитализации, виртуализации социальной сферы. Повышение коммуникативной мобильности, синхронизация времени, глобализация коммуникации, социальное раздифференцирование коммуникации — это итог усложнения коммуникационных и информационных систем, влияющих на социальную сферу общества. В итоге социальное формирование общества становится независимым от принципа пространственной близости. Изначально аудиовизуальные средства передачи информации позволили сделать восприятие, информирование и коммуникацию независимыми от прямого присутствия субъекта на месте события. Появилась и еще одна дополнительная возможность: тексты, изображения, музыка и информация теперь могут быть интегрированы в само действие. В результате изменяется не только восприятие социального действия — в ходе применения техник, связанных с гиперреальностью и виртуальной реальностью, коренным образом изменяется представление о понятиях «текст», «изображение», «читатель», «наблюдатель».

Возникающее информационное общество трансформирует социальность в самом ядре, т.е. инициирует новый способ производства. Труд и капитал, характерные для индустриального типа общества, заменяются здесь информацией и знанием как главными ценностями. Что еще важнее, создается новый механизм непосредственного применения информации и знания в производственной и сервисной сферах, т.е. общество фокусируется на процессе постоянного обучения и выработки новых знаний. Еще одной особенностью информационного общества становится создание виртуального предприятия, не привязанного к определенному месту или даже национальному государству, которое за счет своевременно получаемой и быс-

тро перерабатываемой информации может гибко реагировать на любые запросы потребителей и колебания рынка, само-перестраиваясь и переструктурируясь в соответствии с ними, становясь самореф-лексивной системой.

Современное общество, учитывая происходящие в нем информационные процессы, нуждается в выделении еще одной социальной функции информации. Речь идет об аксиологическо-креативной функции, или функции трансляции и создания культурных ценностей, которая не исследовалась до конца ХХ в., поскольку в этом не было нужды. Риски, заставившие обратиться к аксиологической составляющей данной проблемы, выросли в реальную угрозу только к концу ХХ в., но механизмы их сдерживания в удовлетворительной форме не найдены и по сей день.

Способ информационного воздействия на социальную систему во многом зависит от основы общественного целеполагания (религиозной, светско-рациональной, тоталитарной, либеральной или какой-либо другой). На этой основе формируются как положительные, так и отрицательные ценности. Процесс создания общественных ценностей через средства массовой информации условно составляет три этапа. Первый этап строится на том, что ценность синтезируется на базе эмпирического наблюдения за событиями общественной жизни и активной демонстрации этих событий. Второй — это соотнесение полученной ценности с синтезированным обществом идеалом, с отрицательными и положительными шкалами ценностей и популяризация на данной основе. И наконец, третий — это включение ценности в социальную систему посредством ее пропаганды в данном обществе1.

Когда ценность уже выработана и начинает воздействовать на мировоззрение и деятельность индивидов, средства массовой информации играют укрепляющую роль и отражают происходящие в обществе изменения, чем замыкают круг, который продолжится либо вне рамок данного общества (реализуя актуальный аспект), либо будет транслироваться последующим поколениям (исторический аспект).

1 Сакулин П.Н. Филология и культурология : сборник избранных работ. — М. : Высшая школа, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.