УДК 332.12
Мартынов Кузьма Петрович Martynov Kuzma Petrovich
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Production Management Department, Mordvinian State University
SOCIAL FACTORS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL RURAL TERRITORIES
Аннотация:
Актуальность проблемы предопределена остротой социальных вызовов и накопленными негативными изменениями в социальном развитии села. В статье показана неоднозначность трактовки устойчивого развития, определена его сущность по отношению к сельским территориям. Раскрыты социальные проблемы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия. Даны рекомендации по решению социаль-ных проблем региона.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, сельская территория, демографическая ситуация, уровень жизни, социальная сфера.
Summary:
The topical character of the issue is determined by the acuteness of social challenges and the accumulated negative changes in the social development of the countryside. The article discusses the ambiguity of the sustainable development interpretation, and its features regarding the rural territories. The author reveals the social problems of the sustainable development of the rural territories in the Republic of Mordovia. The guidelines on resolving the social problems in the region are given in the paper.
Keywords:
sustainable development, rural area, demographic situation, standard of living, social sphere.
За время существования российской государственности село выступало «донором» для всей страны. Типичными характеристиками сельской местности России, и в частности Мордовии, стали: низкие доходы населения, приводящие к концентрации бедности; узость сферы приложения труда, порождающая застойную безработицу; острый недостаток финансовых ресурсов как для текущей хозяйственной деятельности, так и в особенности для инвестиционной деятельности, в том числе для социального обустройства села.
Предпринятые федеральными и региональными государственными органами управления меры по развитию сельского хозяйства хотя и вызвали стабилизацию и рост объемов производства в сельском хозяйстве, но не привели к стабильному улучшению социальноэкономической ситуации на селе.
В течение многих лет относительно низкие потребности сельских жителей создавали возможность для минимизации бюджетных средств, направляемых на развитие села. Однако сегодня выросло иное поколение, уровень притязаний его представителей существенно отличается от притязаний предыдущих поколений. Сельская молодежь в своем большинстве характеризуется большим по сравнению с сельчанами в целом миграционным потенциалом.
Таким образом, ситуация на селе существенно изменилась, и не считаться с этим было бы недальновидной политикой. К слову, на федеральном уровне такое понимание имеется. Принята Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. В 2013 г. принята Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Российским обществом осознана необходимость формирования концепции устойчивого развития сельских территорий, которая ориентирована на решение социальных проблем сельского населения.
Проблема устойчивого развития сельских территорий возникла как составная часть общей проблемы «устойчивого развития». Понятие «устойчивое развитие» социальноэкономической системы общества возникло в ХХ в., когда после длительного периода в целом бесконфликтного сосуществования с природой человечество своей деятельностью нарушило естественные саморегулирующие возможности биосферы, что привело к глобальным изменениям во всех средах и ухудшению качества жизни. Стала очевидной необходимость новой стратегии развития цивилизации.
Устойчивое развитие можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: «населения - природы - хозяйства» или «социальной сферы - экологии - экономики». В концепции устойчивого развития эта триада приобретает новые приоритеты: цель - благополучие живущих и будущих поколений, основа - природно-экологические системы жизнеобеспечения, а экономика - двигатель развития [1, с. 102].
Как показал проведенный анализ, для понятия «устойчивое развитие сельских территорий», характерно отсутствие общепринятого определения. Для понятия «устойчивое развитие территорий» характерна не только многозначность трактовок, но и заметная терминологическая путаница.
Согласно наиболее распространенному подходу, устойчивость интерпретируется как характеристика процесса, формирующего положительный тренд развития тех или иных параметров территориальной социально-экономической системы. Близко к этому распространенное в научных исследованиях понимание устойчивости развития как стабильного, долговременного, непрерывного и неуклонного процесса [2, с. 327].
В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. это понятие раскрывается как стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [3].
Это определение, ориентированное на рост и повышение, что в принципе не вызывает возражений, обладает, на наш взгляд, одним недостатком. Оно не учитывает тех сложностей и противоречий, которыми пронизана вся наша социальная и экономическая реальность.
Опыт советской экономики показал, что полная занятость населения, как правило, не приводит к эффективной экономике, следовало бы указать продуктивную занятость. Точно так же повышение уровня жизни населения, связанное в первую очередь с ростом расходов на рабочую силу, не способствует росту экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Так как в основном сельскохозяйственные организации агробизнеса находятся в частной собственности, то неминуемо возникает конфликт интересов аграрного бизнеса и наемных работников. Бизнес для повышения эффективности стремится экономить на расходах на оплату труда наемных работников. Наемные работники в силу ограниченности возможностей приложения своего труда вынуждены соглашаться с этими условиями.
Серьезным недостатком в представленном определении является отсутствие ясности в демографической политике в системе устойчивого развития сельских территорий. Невозможно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории без демографического роста.
Что же касается условий жизнедеятельности сельского населения, то здесь ситуация более однозначна. Низкий уровень доходов сельского населения приводит в конечном счете к концентрации бедности на селе, нехватке трудовых ресурсов, сворачиванию социальной инфраструктуры и, как следствие, уменьшение доступности социально-культурных учреждений, поэтому непременным условием перехода к устойчивому развитию сельских территорий является рост показателей социального развития села.
Нам представляется, что устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, основанное на эффективной сельской экономике, расширенном воспроизводстве человеческого капитала и продуктивной занятости сельского населения, повышении уровня и качества жизни населения, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов.
Аграрную сферу региона следует рассматривать как территориальную формацию, представляющую собой целостную природно-географическую и социально-экономическую систему, в которой осуществляется сбалансированное воспроизводство сельскохозяйственной продукции со свойственной ему специализацией в межрегиональном разделении труда, развитие инфраструктуры и охрана окружающей среды, создающие предпосылки для нормального роста населения [4, с. 316].
В сельской местности Республики Мордовия проживает 316,5 тыс. человек, что составляет 38,7 % от общей численности населения, расположено 1239 сельских населенных пунктов, объединенных в 358 сельских администраций и 22 административных района [5].
Социально-экономическая трансформация, происходящая в последние двадцать лет в России, негативно отразилась на уровне жизни сельского населения и общей социальноэкономической ситуации на селе в Республике Мордовия.
Уровень занятости экономически активного сельского населения является индикатором благополучия социального развития села. В 2012 г. в отраслях экономики республики было заня-
то 379,6 тыс. человек, в том числе в сельском хозяйстве 75,2 тыс. человек. В республике наибольшая часть занятого населения сосредоточена в сельском хозяйстве 19,81 %. Что касается численности занятых работников в сельскохозяйственных организациях, то можно отметить, что с 2008 г. по 2012 г. происходило сокращение этого показателя. В настоящее время в сельскохозяйственных организациях занято 14,5 тыс. человек. За последние пять лет численность занятых в сельскохозяйственных организациях сократилась на 2,8 тыс. человек, или на 16,18 %.
Труд экономически активных граждан, занятых в личных подсобных хозяйствах, является своеобразным буфером между открытой безработицей и занятостью в реальном секторе, однако он не решает усиливающееся обнищание и депрофессионализацию работников села. Ситуация на рынке труда в селах республики остается напряженной, самый высокий уровень зарегистрированной безработицы - в сельских районах.
Самым тяжелым и пока не преодоленным последствием аграрных преобразований стало снижение жизненного уровня крестьян. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в республике составляла в 2012 г. 11 831,1 руб., что составляло 77,9 % от среднемесячной заработной платы в экономике республики. Для компенсации низких доходов сельские жители прибегают к различным приработкам, таким как уход на работу в крупные города, рыбная ловля, охота, сбор и продажа грибов и ягод, производство продукции в своих личных подворьях.
Условия жизни населения на селе в настоящее времени остаются непривлекательными. Значительная часть сельского жилищного фонда не имеет необходимых коммунальных удобств, так, в сельской местности в 201 2 г. водопроводом было обеспечено 42 %, канализацией 27,6 %, ваннами 14,3 %, горячим водоснабжением 13,5 % жилищного фонда республики [6].
Одним из важных компонентов жизнеобеспечения сельского населения является социальная инфраструктура. В республике происходит сокращение численности учреждений социальной инфраструктуры, снижается доступность населения к важнейшим социальным услугам - образованию и здравоохранению.
В последние годы идет интенсивное сокращение школ в сельской местности Республики Мордовия, за последние пять лет число школ в сельской местности сократилась на 122 школы с 447 школ в 2008 г. до 325 школ в 2012 г. В настоящее время большинство сельского населения имеет как минимум общее среднее образование, по сравнению с городским населением на селе значительно ниже уровень распространения профессионального образования. Низкий уровень образованности сельского населения является сдерживающим фактором в развитии новых видов деятельности, дифференциации сельского труда.
В республике при высоком уровне заболеваемости населения сокращение численности больничных организаций с 54 в 2008 г. до 47 в 2012 г. и числа врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению с 83 до 73, является неоправданным шагом.
Существующая сельская дорожная сеть не соответствует современным требованиям, а в ряде населенных пунктов вообще отсутствует. Отсутствие дорог в сельской местности ведет к оттоку населения из этой местности.
Результатом социальных проблем стало ухудшение демографической ситуации на селе в Республике Мордовия. В республике с 1993 г. активно сокращается численность населения, численность населения Республики Мордовия в 2012 г. составила 818,5 тыс. человек, за последние 19 лет численность населения сократилась на 142,2 тыс. человек. Численность сельского населения за этот же период сократилась на 89,6 тыс. человек. Существенно изменилась структура населения, если до 1959 г. в республике преобладающим было сельское население -82 %, то в настоящее время преобладающим является городское население - 61,3 %.
Сокращение численности сельского населения выражается в сокращении в 2013 г. количества населенных пунктов по сравнению с 2002 г. на 74 села и деревни, т. е. ежегодно в республике с карты исчезает 7 деревень. Количество сельских населенных пунктов без проживания населения увеличилось с 29 в 2002 г. до 63 в 2013 г. Населенные пункты с населением до 10 человек в 2013 г. составили 17,11 %, по сравнению с 2002 г. их доля увеличилась на 3,33 %.
Сокращение и измельчение сельских населенных пунктов приводит к запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения.
Демографический кризис в Республике Мордовия обусловлен ростом с 1995 г. естественной убыли населения, то есть увеличением смертности и снижением рождаемости. В сельской местности сокращение численности населения происходит интенсивнее, чем в городах, из-за разницы в уровне и качестве жизни между городом и селом. Сокращение населения приводит к дефициту на рынке труда и замедлению экономического развития и маргинализации жителей отдаленных территорий. В Мордовии на селе с 1990 г. наблюдается отрицательный общий прирост населения. С 2005 г. убыль сельского населения составляла более 1 % в год. С 2007 г.
миграция из села увеличилась и в 2012 г. составила 2978 человек, что превысило естественную убыль сельского населения.
Важной характеристикой, оказывающей влияние на воспроизводство населения, является его возрастная структура. Средний возраст сельского населения в республике увеличивается с 2007 г. и составил в 2012 г. 42,59 года. Для сравнения средний возраст сельского населения в целом в России составлял в 2012 г. 42,31 года, а по ПФО 40,45 года.
Повышенный медианный возраст сельского населения в республике является следствием двух процессов: снижения рождаемости сельского населения и оттока молодого населения в города.
В Республике Мордовия удельный вес населения моложе трудоспособного возраста в 2012 г. составил 13,8 % - это самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе, для сравнения в Российской Федерации этот показатель составляет 19,3 %.
В последние годы складывается регрессивная возрастная структура населения, для которой характерно превышение доли населения старших возрастов над долей детей. А это в свою очередь приводит к понижению экономической и репродуктивной активности населения, что не отвечает интересам устойчивого развития аграрной сферы региона.
Старение населения ведет к дефициту рабочей силы, увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население, повышению нагрузки на систему здравоохранения, обострению проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий. Демографическая нагрузка на сельское население трудоспособного возраста в России в 2012 г. составила 738 человек на 1000 жителей трудоспособного возраста, в том числе 402 человека старшего трудоспособного возраста. В Мордовии демографическая нагрузка на 1000 жителей трудоспособного возраста составляет 690 человек, в том числе старшего трудоспособного возраста 457 человек и 233 человека детей и подростков.
Необходимость демографического роста в Мордовии прежде всего обусловлена потребностью в трудоспособном населении. Сокращение численности детей и подростков создает проблему формирования трудовых ресурсов, способных развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона, ведет к уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в средних профессиональных и высших учебных заведениях, что создает угрозу усиления внешней технологической зависимости.
Для придания сельским территориям устойчивого развития необходимо устранение отмеченных социальных проблем. На современном этапе задача преодоления бедности и социальноэкономического неравенства становится сложнее и приобретает различные контуры. Все это требует новых подходов в формировании государственной социально-экономической политики.
С целью снижения уровня неравенства в доходах и преодоления бедности для обеспечения устойчивого развития сельских территорий региона необходимо комплексное решение следующих задач:
- признание повышения качества жизни сельского населения в качестве основного направления государственной аграрной политики;
- установление экономически справедливой цены труда в сельском хозяйстве как предпосылки и условия мобилизации трудовой активности населения;
- поддержание высокого уровня экономической активности населения путем создания в сельской местности разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности.
На селе необходимо прекратить разрушение социальной инфраструктуры села. На сельских территориях необходимо активно вводить в действие общеобразовательные учреждения, сократить число обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии.
В системе здравоохранения в сельской местности ввести в действие фельдшерско-акушерские пункты и офисы врачей общей практики.
Должно активно проводиться благоустройство сельских поселений: проведение водопроводов; газификация жилых домов; прокладка дорог и тротуаров; освещение; строительство мостов; артезианских скважин, строительство спортивных сооружений и др.
Необходимо обеспечить равнодоступность получения медицинских и образовательных услуг для сельских жителей вне зависимости от места их проживания и сферы деятельности. Должны быть решены проблемы развития культуры и проведения досуга, т. е. создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Переход к устойчивому социальному развитию сельских территорий в регионе возможен, если будет сокращаться разница в доходах между городским и сельским населением, повышаться уровень занятости сельского населения, повысится доступность к социальным благам и
будут созданы более комфортные условия проживания и работы. А это в свою очередь позволит снизить естественную убыль населения и миграционный отток из села.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что современный уровень социального развития сельских территорий Мордовии в целом достаточно далек от критериев их устойчивого развития. С учетом этого очевидно, что в регионе необходим длительный период перехода к устойчивому развитию сельских территорий. Речь, таким образом, должна идти не о концепции устойчивого развития, а о концепции перехода к устойчивому развитию сельских территорий региона.
Ссылки:
1. Мартынов К.П. Проблемы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия // Казанская наука. 2013. №7. С. 102-104.
2. Троицкий А.Я., Родионова Л.В., Сергеенко А.М. Устойчивое развитие сельских территорий в контексте социальных
проблем развития Алтайского кра // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 1-2. С. 324-333.
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распо-
ряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р) // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 01.02.2014).
4. Мартынов К.П. Методика оценки устойчивости развития региональной аграрной сферы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 316-318.
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://mrd.gks.ru (дата обращения 01.03.2014).
6. Там же.