волгоградская область: социально-экономические
перспективы
социальные аспекты строительства
крупных промышленных комплексов
Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года главной целью определяет создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения, повышения его благосостояния, предотвращения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста [1]. То есть речь идет о решении самых серьезных проблем, что возможно только в долгосрочной перспективе путем реализации планомерной и последовательной экономической политики.
От выполнения перечисленных задач зависит развитие региона, самосохранение его человеческого, культурного и хозяйственного потенциалов. Несмотря на то, что основное формирующее влияние на показатели человеческого капитала (численность населения, уровень образования, навыки трудовой деятельности и др.) оказывает региональная социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, транспортная инфраструктура, ЖКХ и др.), обеспечение продовольственной безопасности также остается важной социально-экономической задачей и одной из долгосрочных мер государственной политики, которая решается, частности, путем развития промышленности, связанной с добычей и глубокой переработкой калийной руды в целях производства калийных минеральных удобрений. Таким образом, задачей государства в данном случае становится формирование условий для проявления синергетического эффекта от развития крупной промышленности и основных отраслей социальной инфраструктуры.
Поляков В.Г.
канд. экон. наук, зав. кафедрой экономической теории
и экономической
политики,
заслуженный
строитель РФ
Ященко С.О.
ассистент
кафедры
экономической
теории
и экономической политики
Волгоградский
государственный
архитектурно-
строительный
университет
региональная экономик
ивы
строительство
ГреI
мячинского
горно-
обогатительного
комбината
на территории
Волгоградской
области позволит _создать
до 5000рабочих
мест
Волгоградский МКХ «ЕвроХим» и его социальная политика
Развитие социальной инфраструктуры при сооружении крупных промышленных комплексов можно проследить на примере проектируемого горно-обогатительного комбината на Гремячинском месторождении Волгоградской области, строительство которого планирует осуществить МКХ «ЕвроХим». В рамках эффективной социальной политики важнейшими условиями деятельности компании должны выступать ответственные партнерские отношения с работниками, государством и обществом, реализуемые в долгосрочной кадровой политике, заботе о благосостоянии работников, стремлении добиться максимальной безопасности производства, в непрерывном обучении персонала, целевом азвитии молодых кадров и др. Кроме того, важным является осуществление благотво-ительной деятельности, направленной на достижение системных улучшений в сферах образования, науки, спорта и здорового образа жизни.
Эффективность социальной политики компании «ЕвроХим» можно проследить по объемам уплаты налогов в бюджеты всех уровней и расходам на социальные программы. В 2007 году объем уплаты налогов компанией составил более 3800 млн руб., что по сравнению с 2004 г. больше чем в два раза. Выплаты социального характера в области 2007 г. составили 263 млн руб., в том числе 161 млн руб. - выплаты работникам сверх обязательного минимума, 102 млн руб. - благотворительные взносы. Планируемое строительство Гремячинского горно-обогатительного комбината на территории Волгоградской области позволит создать до 5000 рабочих мест, в том числе 300 - для инженерно-технического персонала и около 4700 - для рабочих, в том числе для обеспечивающего персонала, а также для членов семей работников комбината. Обеспеченность трудовыми ресурсами планируется осуществлять как за счет местной рабочей силы в основном из г. Котельниково и г. Волгограда,
ссийское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
так и на основе организации целевой подготовки кадров и миграционной политики.
Перспективы решения жилищной проблемы
Планируется организация проживания работающих и их семей путем создания жилищного фонда, объектов социального и культурно-бытового назначения.
Общая численность населения, связанного с предприятием и подлежащая обеспечению жильем и объектами культурно-бытового обслуживания, определена из расчета общей численности работников - 5000 человек, доли работников, привлекаемых из других регионов, составляющей 70% от общей численности работников, и коэффициента семейности - 3,5. При этом расчетная общая численность населения составит 17 500 чел. [2] Планируется расселение семей работников предприятия в многоквартирных и в отдельных жилых домах, в том числе: в многоквартирных - 40% семей, в малоэтажных односемейных - 60% семей. Запланировано строительство поселка «Восточный». Обеспечение работников комбината и их семей жильем предполагается осуществить за счет стимулирования ипотечного кредитования. Реализация ипотечных схем позволит активизировать в регионе финансовый рынок и рынок кредитно-кооперативного микрофинансирования. Для этого компании-инвестору следует совместно с органами государственной власти выбрать на основе зарубежного опыта наиболее подходящий механизм обеспечения работников комбината жильем, адаптировав его к региональным условиям, а также направления и формы государственной поддержки [3].
Создание транспортной и инженерной инфраструктуры
Для успешного функционирования комбината необходимо создание современной транспортной и инженерной инфраструктуры. В этой связи, в состав проекта включено строительство подъездных дорог, магистральных
эффективная
реализация
политики
социальной
ответственности
является одним
из факторов
успешного
функционирования
предприятия
региональная экономика
д!!!!!''™ ¡23
вы
и местных дорог с твердым покрытием, организация движения общественного транспорта, обслуживающего транспортировку населения новых жилых комплексов. Доставка рабочих горно-обогатительного комбината предлагается рейсовыми автобусами Котельниково - промплощадка с дальностью перевозки 20 км и дизель-поездами ст. Котельниково - ст. Гремячинская. С учетом планируемого объема перевозок в 2000 чел. ежедневно (четыре смены - по 500 человек) потребуется 64 автобуса. Основная расчетная составность поезда - 6 вагонов [2]. Планируется также строительство сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии со схемами развития инженерных систем, предусмотренными в генеральном плане развития г. Котельниково. Необходимо пост-оить ряд объектов, обеспечивающих хозяйственно-питьевое водоснабжение и канали-ование, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, радиосвязь, телефонизацию, организацию поверхностного стока и благоустройство территории.
Таким образом, реализация на территории Волгоградской области одного из самых крупных инвестиционных проектов частных компаний в новейшей российской истории (объемом 70 млрд руб.) позволит:
- создать до 5 тысяч новых рабочих мест;
- значительно увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней;
- повысить качество жизни населения;
- построить город с современной архитектурой;
- создать новую инженерную инфраструктуру;
- активизировать банковский сектор, сектор кредитно-потребительской кооперации, сферу услуг и т.д.
Государственно-частное партнерство
Для реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства предлагается получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ на строительство объектов произ-
российское предпринимательство, 2009, № 1 (2)
водственной инженерной и социальной инфраструктуры, общей стоимостью 9,9 млрд руб., в том числе на объекты федеральной собственности - энергетика, железная дорога с путепроводами, газоснабжение (3,4 млрд руб.); на объекты собственности Волгоградской области - автомобильная дорога «Волгоград-Сальск» и автомобильная дорога «подъезд к хутору Пимено-Черни» (1,3 млрд руб.); на объекты муниципальной собственности - водоснабжение г. Котельниково, инженерная инфраструктура жилого поселка «Восточный», транспортная инфраструктура г. Котельниково, объекты социальной инфраструктруры (школы, больницы, поликлиники, детские сады, центр детского творчества, клуб) - 5,3 млрд руб. [2] В целом, на примере МХК «ЕвроХИМ» можно увидеть, каким образом при строительстве крупных промышленных комплексов инвестор должен проводить политику социальной ответственности, эффективная реализация которой выступает одним из факторов успешного функционирования предприятия. Создание и поддержка объектов социальной инфраструктуры в данном случае должны являться обязательным условием строительства промышленных комплексов, и гарантом их дальнейшего функционирования.
Литература
1. Стратегия социально-экономического развития Волгограсдкой области (2008-2025 гг.) / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.В. Иншаков; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж. секция содействия развитию экономики; ВолГУ. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 356 с.
2. Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций на калийные соли Гремячинского месторождения. ОАО БелгорХимпром», ООО «Агрохимбезопасность». - Минск: Москва, 2007.
3. Поляков, В.Г., Ларионов, А.Н. Управление развитием жилищной ипотеки в регионе: учебно-практическое пособие. - Волгоград: ГУ «Издатель», 2004. - 276 с.
создание
и поддержка
объектов
социальной
должны являться обязательным
условием
строительства
промышленных
комплексов,
и гарантом их
дальнейшего
функционирования
региональная экономика