УДК 332.13
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
SOCIAL ASPECTS OF RURAL DEVELOPMENT
А.А. Полякова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит»
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail:[email protected] A.A. Polyakova, Candidate of Economic Sciences, FSBEI HE Orel SAU
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы влияния наличия инфраструктуры и, в частности, обеспеченности социальными объектами на развитие сельских территорий и сельскохозяйственного производства.
Ключевые слова: сельское хозяйство региона, сельские территории, социальные объекты, территориальная инфраструктура
Abstract. The article discusses the effect of availability of infrastructure and, in particular, the provision of social facilities in development of rural territories and agricultural production.
Key words: the region's agriculture, rural areas, social facilities, territorial infrastructure
Устойчивое развитие территорий в настоящее время является одной из стратегических направлений государственной политики, при этом данные проблемы стали первоочередными для государства и хозяйствующих субъектов еще в конце XX века.
Устойчивое развитие АПК должно обеспечивать возможность сопряженного, внутренне сбалансированного функционирования триады - природа, население, хозяйство.
Обеспечение устойчивого развития аграрной сферы направлено на сбалансированное решение социально-экономических проблем АПК при недопущении разрушения и уменьшения его природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении благоприятной окружающей среды, удовлетворении потребностей нынешнего и будущего поколений людей в сельскохозяйственной продукции и прежде всего в качественных, экологически безопасных продуктах питания.
Сельское хозяйство занимает ведущее место в экономике Орловской области. В сельской местности проживает порядка 33% населения (2016 год), тогда как в среднем по России этот показатель находится на уровне 26%. Отметим, что в 2005 году доля сельского населения Орловской области составляла 36%. Здесь производится более 30% валового регионального продукта, сосредоточено около 30% основных фондов, более 33% численности работников, занятых в материальной сфере. В то же время, большой проблемой является неразвитая социальная инфраструктура села. Уровень жизни и обеспеченность коммунальными и бытовыми услугами на селе гораздо ниже, чем в городе. Кроме того, большинство сельских жителей области вынуждены вести ЛПХ, в связи с тем, что получаемая заработная плата не позволяет им покрыть все свои расходы. Орловская область входит в десятку областей России с высокой зависимостью от ЛПХ. Область за счет ЛПХ почти полностью покрывает свои потребности в картофеле, плодах и овощах, а также значительную долю потребности в молоке.
Анализ целей, критериев и основных направлений устойчивого развития АПК показывает, что для данной проблемы характерны многокритериальность, многофакторность и наличие ряда принципиальных неконтролируемых факторов различной природы. Наряду с наличием ресурсов, организационных и институциональных факторов, внедрением достижений научно-технического прогресса, инновационной политики региональных властей к основным факторам, оказывающим наибольшее влияние на развитие сельских территорий, относятся и социальные аспекты, т.е. благоустройство населенных пунктов, обеспеченность сельских жителей нормальными условиями жизни, дорожной инфраструктурой, связью, объектами культуры, здравоохранения, торговли и общепита, детскими учреждениями, спортивными площадками, базами отдыха.
Интегральной характеристикой уровня социально - экономического развития страны или региона все чаще выступает индекс развития человеческого потенциала (далее - ИРЧП) - синтетический показатель, который рассчитывается на основе трех составляющих: долголетия, измеряемого при рождении как продолжительность предстоящей жизни; достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения (вес в 2/3) и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения I, II, III уровней (вес в 1/3); уровня жизни, измеряемого на базе реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) на душу населения с поправкой на паритет покупательской способности (далее - ППС) (в долларах США).
Показатели рассчитываются Программой развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН) один раз в два года для более ста семидесяти стран мира и публикуются в Докладе о развитии человека. Представительство ПРООН в Российской Федерации также готовит ежегодный Доклад о развитии человека в
России, в котором приводится ИРЧП по субъектам Федерации. В таблице 1 представлены сравнительные данные по ИРЧП Орловской области по отношению к средним показателям по Российской Федерации.
Таблица 1 - Индекс развития человеческого потенциала Орловской области, в сравнении с РФ
Наименование показателя Российская Федерация Орловская область
Индекс доходов 0,816 0,731
Индекс долголетия 0,693 0,69
Индекс образования 0,907 0,92
ИРЧП 0,805 0,78
Специфической особенностью устойчивого развития является сложное переплетение и взаимовлияние весьма разнородных факторов в технологической, экологической, экономической и социальной областях.
Улучшение функционирования АПК существенно зависит от решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Оно должно осуществляться на основе реализации соответствующих федеральных и региональных целевых программ и планов социального развития села.
Вопросы развития социальной инфраструктуры села нашли свое отражение в Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», принятой в 2002 году; в приоритетных национальных проектах 2005 года; в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006 года. Принятие данных законодательных актов было направлено на улучшение уровня жизни населения и стимулирования производства для обеспечения как продовольственной безопасности страны, так и увеличения качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
В настоящий момент нормативным документом, регламентирующим перспективное развитие сельских территорий России, является принятая Правительством России Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая, в том числе, предусматривает реализацию Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий до 2017 года».
Настоящая Программа, несомненно, выступает как перспективная база стратегических исследований на селе. В ней сформулированы и определены пути решения конкретных задач, реализация которых даст возможность обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие села. В Концепции констатируется, что проблемы села в первую очередь связаны с моноотраслевым характером сельской экономики и низким уровнем альтернативных сфер деятельности, которая могла бы использовать избыточную рабочую силу, высвобождающуюся из аграрного сектора производства. При этом особо подчеркивается тот факт, что отсутствие достаточного предложения рабочих приводит к формированию больших зон депрессивных сельских регионов. В современных непростых социально-экономических условиях крайне необходимо обеспечить реализацию этого стратегически важного для будущего страны нормативного правового акта.
Социальная защищенность сельских жителей должна обеспечиваться по ряду направлений, основными из которых, выступают улучшение жилищных условий и социально-бытовых условий.
Реализация названных направлений позволит решить ряд экономических, финансовых и, самое главное, социальных проблем сельской местности региона.
Совершенствование социальной инфраструктуры села оказывает решающее влияние на дальнейшее воспроизводство трудовых ресурсов, формирование стабильных трудовых коллективов сельскохозяйственных организаций, повышение социальной активности сельских жителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богачев А.И. Социальная и инженерная инфраструктура села как фактор устойчивого развития территорий // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №4 (8). С.2-5.
2. Ишмуратов М.М., Самигуллина Э.Х. Развитие сельских территорий: федеральный и региональный аспекты // Фундаментальные исследования. 2016. №4 (часть 3). С.595-601.
3. Полякова А.А. К вопросу об устойчивом развитии сельских территорий // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №1 (9). С.44-46.
4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт: http://www.gks.ru (дата обращения 15.03.2016).