Научная статья на тему 'Социальные аспекты ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

Социальные аспекты ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
740
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация / информационное общество / информационные технологии / информационная политика / informatization / information society / information technologies / information policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ламинина Ольга Глебовна

В статье рассматриваются процессы информатизации российского общества, а также возможности широкого использования информационных технологий как фактора социально-экономического развития страны. Ключевым результатом реализации государственной политики в сфере информатизации является обеспечение широкого использования информационных технологий как фактора социальноэкономического развития страны в целом и каждого субъекта Российской Федерации, гарантии национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social aspects of INFORMATIZATION OF RUSSIAN SOCIETY

The article considers the processes of informatization of Russian society, the ways of using information technologies for social and economic development of our country. Key result of realization of a state policy in the sphere of informatization is ensuring wide use of information technologies as factor of social and economic development of the country in general and each subject of the Russian Federation, a guarantee of national security of the state.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 316

Ламинина Ольга Глебовна

кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана тел. 8.926.209.81.52

Социальные аспекты

ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Olga G. Laminina

candidate of philosophical Sciences, associate professor of political science. Bauman Moscow State Technical University ph. 8.926.209.81.52

Social aspects of

INFORMATIZATION OF RUSSIAN SOCIETY

Аннотация. В статье рассматриваются процессы информатизации российского общества, а также возможности широкого использования информационных технологий как фактора социально-экономического развития страны. Ключевым результатом реализации государственной политики в сфере информатизации является обеспечение широкого использования информационных технологий как фактора социальноэкономического развития страны в целом и каждого субъекта Российской Федерации, гарантии национальной безопасности государства.

Ключевые слова: информатизация, информационное общество, информационные технологии, информационная политика.

Annotation. The article considers the processes of informatization of Russian society, the ways of using information technologies for social and economic development of our country. Key result of realization of a state policy in the sphere of informatization is ensuring wide use of information technologies as factor of social and economic development of the country in general and each subject of the Russian Federation, a guarantee of national security of the state.

Keywords: informatization, information society, information technologies, information policy

В любой стране, независимо от уровня ее развития, понимают. в той или иной мере, неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Информатизация - это «организованный социальноэкономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе использования информационных ресурсов» [1].

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Процесс информатизации общества во многом способствует развитию средств массовой информации. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество.

Сокращение занятости в аграрном и промышленном секторах, как правило, компенсируется появлением индустрии информации, в которой работают высококвалифицированные специали-

сты. Понимание принципов работы сложных электронных устройств и навыки работы со специальным программным обеспечением становятся обязательным условием для самореализации в информационном обществе.

Положительной стороной информатизации является переход к новым формам занятости. Появляется возможность дистанционной работы. Для ряда специальностей теперь можно организовать гибкий график. При этом, существенно уменьшаются накладные расходы всех участников: арендная плата; поддержка инфраструктуры предприятия; информационно-вычислительное обеспечение экономических и социальных процессов; информационная и аналитическая поддержка процессов принятия решений; транспортные расходы.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни. Появится возможность вовлечения лиц с ограниченными физическими возможностями в трудовой процесс. Пожилые люди смогут после ухода на пенсию продолжать работать, так как снизятся нагрузки и соответственно повысится планка работоспособного возраста.

Однако, в некоторых ситуациях информатизация может приводить к отрицательным результатам. К наиболее прогнозируемым отрицательным последствиям информатизации можно отнести:

183

криминализацию информационных технологий; повышение затрат на информационную безопасность граждан и предприятий; манипулирование сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации, в том числе и в свободном доступе в сети Интернет; трудности адаптации к сложной среде информационного общества; усиление процессов унификации культур, стирание культурных различий между народами; сокращение межличностных контактов; потенциальная возможность проникновения в частную жизнь людей и организаций в результате оцифровки личных данных.

В течение последних десятилетий многие страны мира осуществляют последовательное и устойчивое формирование и развитие информационного общества. Согласно сложившимся в настоящее время представлениям, развитое информационное общество характеризуется определенной совокупностью признаков, среди которых в первую очередь выделяют такие, как увеличение роли информации и знаний в жизни общества, создание глобального информационного пространства, появление в экономике принципиально новых подходов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий, повышение уровня профессионального и культурного образования.

Государственное участие в процессах информатизации оформляется в виде специализированных программ, причем каждое государство определяет свою тактику поддержки процессов перехода к информационному обществу. К основным сферам информатизации общества, в которых государство занимает активную позицию, относятся: материальное производство; государ-

ственное управление; социальная сфера; системы образования; безопасность личности, общества и государства.

Началом информатизации Советского Союза можно назвать 1948 год, когда были разработаны первые опытные образцы вычислительной техники коллективом, возглавляемым С.А. Лебедевым.

В 1952г. в МГУ создается кафедра вычислительной математики, где выдающийся математик А.А. Ляпунов впервые прочитал курс «Принцип программирования». В мае 1955 г. началась работа по организации счетно-вычислительных центров в университетах. В 1959 г. увидела свет книга Л. В. Канторовича «Математические методы организации и планирования производства», написанная им еще в 1939 г. В 1959г. был создан Совет по кибернетике при Президиуме АН СССР во главе с заместителем министра обороны СССР академиком Акселем Ивановичем Бергом.

Важнейшую роль в развитии микроэлектронной и компьютерной индустрии в Советском Союзе сыграли Дж. Барр и Ап. Сарант. В 1956 г. при одной из ленинградских конструкторских организаций была создана специальная закрытая лаборатория, которую и возглавили эти ученые. После посещения лаборатории Д.Ф. Устиновым (тогда председателем ВПК при СМ СССР), было

принято решение об организации самостоятельного конструкторского бюро - КБ-2. В мае 1962 г. КБ-2 посетил Н. С. Хрущев. После знакомства с работой бюро было принято постановление о строительстве научного центра микроэлектроники в Зеленограде. Созданная там ЭВМ УМ-1 НХ стала первой микроэлектронной управляющей машиной, предвестницей нового класса вычислительной техники - микроэлектронных управляющих ЭВМ. Приоритет первой в мире мини-ЭВМ фактически признали американские специалисты. В 1963 г. началось освоение и серийное производство этой машины на Ленинградском электро-механическом заводе. В 1964 г. в КБ-2 была разработана миниатюрная ЭВМ УМ-2, ориентированная на применение в аэрокосмических объектах.

В 1971 г. перед учеными страны была поставлена задача «создать общегосударственную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством на базе государственной системы вычислительных центров и единой автоматической сети связи страны». Работы по созданию автоматизированных систем управления (АСУ) на базе отечественных универсальных цифровых вычислительных машин были начаты в 1963г. по инициативе высокопрофессионального математика В.М. Глушкова. Первой в СССР системой для предприятия с крупносерийным характером производства стала АСУ «Львов», внедренная на Львовском телевизионном заводе «Электрон». В конце 1960-х - начале 1970-х гг. была создана типовая система «Кунцево», внедренная на Кунцевском радиозаводе. К 1980 г. практически все предприятия с численностью более 5000 работающих имели свои автоматизированные системы.

Разработка и производство компьютерной техники в СССР оставались засекреченными сферами. Существовала монополия государства на любую информацию. Следствием этого стали ограничения на производство и продажу любой множительной и копировальной техники. В СССР даже сравнительно крупные предприятия (особенно легкой, пищевой промышленности) и некоторые НИИ не имели ни одного компьютера. В 1985 г. в стране было 50 тыс. персональных компьютеров, в США - 30 млн. В СССР вплоть до середины 1980-х гг. больше всего инженеров готовилось по группе специальностей «Машиностроение и приборостроение», лишь в 1985 г. подготовка инженеров по специальностям «Электронная техника», «Радиотехника и связь» вышли на первое место [3].

После распада СССР, начиная с 1992 по 1996 гг., в стране активно проводилась работа по формированию законодательной базы информатизации, были приняты Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) и «Об участии в международном информационном обмене» (1996 г.), а Президентом РФ подписан ряд указов, а правительством принято несколько постановлений по вопросам информатизации.

184

В 1995 г. была разработана концепция формирования и развития единого информационного пространства России (ЕИПР) и соответствующих государственных информационных ресурсов. Единое информационное пространство России (ЕИПР) понимается в Концепции как «совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам и стандартам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, удовлетворение их потребностей в информационных услугах». На базе этого документа в 1998 г. по поручению Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи была разработана и одобрена Концепция государственной информационной политики.

Целями государственной информационной политики являлись: обеспечение прав граждан на информацию; создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала; повышение уровня правосознания граждан; повышение деловой и общественной активности граждан; обеспечение контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти; интеграция с мировым информационным пространством; развитие информационных, телекоммуникационных технологий; создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества [2].

В 2002 г. Правительство РФ принимает Федеральную целевую программу «Электронная Россия», по которой значительно расширены возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения, решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства.

В дальнейшем государство, оценивая достигнутые результаты, несколько раз изменяло программу, пытаясь придать ей большую динамичность и конкретность планируемых результатов. Последняя корректировка произведена в конце 2009 г. Завершающий этап целиком посвящен активизации работ по созданию "электронного правительства".

В этот период Минкомсвязи разработал проект долгосрочной целевой программы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. Программа стартовала в 2011 г., и сменила ФЦП «Электронная Россия», действие которой закончилось в 2010 г.

Приоритеты государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы) определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства

Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, а также Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р.

В соответствии с указанными документами повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, медицинского обеспечения населения, а также совершенствование системы государственного управления являются основными целями развития отрасли информационных технологий.

Одним из приоритетов Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года является максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, обеспечивающих, в том числе, формирование электронного правительства и перевод в электронную форму большинства услуг, оказываемых населению. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в сфере реализации Программы установлен показатель по росту доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, до 70 процентов к 2018 году.

В соответствии со Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года определены генеральные направления научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий и техники, подготовки квалифицированных кадров в этой сфере; обеспечения высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан, формирования современной информационнотелекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере; создания новых рабочих мест по выпуску высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, создания собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации.

Программа должна обеспечить создание платформы для решения задачи по модернизации экономики и общественных отношений, что соответствует не только задачам развития Российской Федерации, но и сложившемуся в международном сообществе пониманию развития информационного общества.

Государственная политика в сфере реализации Программы в полной мере затрагивает все субъекты Российской Федерации. В первую очередь, это

185

связано с развитием региональной информатизации, в том числе, созданием сервисов электронного правительства, переходом к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде, расширением использования информационно-телекоммуникационных технологий для предоставления государственных и муниципальных услуг бюджетными учреждениями, поддержкой региональных средств массовой коммуникации, снижением пока еще существующего «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации, гармонизацией нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с Федеральным законодательством, реализацией комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечением

последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информа-

Литература:

1. Раецкая О.В. Социальные последствия информатизации // Перспективы Науки и Образования, 2013. № 1. С. 68.

2. Основы информационных технологий. URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture /14226. Дата обращения 10.08.2015.

3. Ламинина ОТ. Развитие информационных технологий (отечественный опыт 60-80-х гг. XX в.). Развитие науки и техники сквозь призму Российской истории / ОД. Ламинина, Т.Р. Суздалева // Материалы 51-й Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург : Изд-во «Нестор», 2008. С. 82.

4. Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 N 313 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 г)».

тизации, решением вопросов безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности.

Взаимодействие центральных органов с субъектами Российской Федерации и субъектов между собой осуществляется в рамках региональных программ информатизации, формируемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 871-р [4].

Ключевым результатом реализации государственной политики в сфере информатизации является обеспечение широкого использования информационных технологий как фактора социально-экономического развития страны в целом и каждого субъекта Российской Федерации, гарантии национальной безопасности государства.

Literature:

1. Raetskaya O.V. Social consequences of informatization // Prospects of Science and Education. 2013. № 1. P. 68.

2. Fundamentals of information technologies. URL: http://www.intuit.ru/studies/ courses/ 3481/ 723/lecture/ 14226. Date of access 10.08.2015.

3. Laminina O.G. Development of information technologies (domestic experience of the 60-80-ies of the XX century). Development of science and technology through a prism of the Russian history /

O.G. Laminina, T.R. Suzdaleva // Materials of the 51st All-Russian Scientific Conference. SPb. : Nestor, 2008. P. 82.

4. The resolution of the Government of the Russian Federation of 15.04.2014 N 313 (an edition of 17.06. 2015) «On approval of the state program of the Russian Federation «Information society (2011-2020)».

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.