ванные в системе современных ДШИ.
Однако, необходимо отметить и тот факт, что на примере синергетического сотрудничества между КазГИК и школой им. Балакирева существует определенное синергетическое сетевое взаимодействие.
На примере основного здания школы и филиалов можно сказать, что взаимодействие происходит по следующим направлениям:
- наши выпускники активно работают почти во всех филиалах и в основном здании;
-проводимые институтом курсы повышения квалификации для работников социокультурной сферы посетили около 90% преподавателей ДШИ;
- в проводимых в вузе Международных и всероссийских конкурсах по различным направлениям (хореография, театр, музыкальное направление) с удовольствием участвуют коллективы ДШИ им. Балакирева.
И подводя итог необходимо сказать, что именно сетевое взаимодействие между Школой искусств и вузом культуры обладает синергетическим эффектом, так как именно в процессе данного взаимодействия работают все механизмы педагогической синергетики.
Литература
1.Никитин, А.А. Концепция развития детских школ искусств Российской Федерации: мнение специалиста. /А.А. Никитин// Внешкольник: дополнительное образование и социальное воспитание детей: - 2013.-№5. С.16.
2. Проект концепции развития детских школ искусств в РФ. //Внешкольник: дополнительное образование и социальное воспитание детей: -2013.-№5. С. 3.
3.Калимуллина, О.А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход: автореф. дисс... д-р. пед. наук // О.А.Калимуллина - Казань, 2014. - 42с.
References
1.Nikitin, A.A. Koncepciya razvitiya detskih shkol iskusstv Rossijskoj Federacii: mnenie spe-cialista. /A.A. Nikitin// Vneshkol'nik: dopolnitel'noe obrazovanie i social'noe vospitanie detej: - 2013.-№5. S.16.
2. Proekt koncepcii razvitiya detskih shkol iskusstv v RF. //Vneshkol'nik: dopolnitel'noe ob-razovanie i social'noe vospitanie detej: -2013.-№5. S. 3.
3. Kalimullina, O.A. Formirovanie tvorcheskoj napravlennosti studencheskoj molodezhi v uslo-viyah dosugovoj deyatel'nosti: sinergeticheskij podhod: avtoref. diss. d-r. ped. nauk // O.A.Kalimullina - Kazan', 2014. - 42s.
УДК 351
О.А.Калимуллина, Н.Н.Гребенкина
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
В статье рассматриваются возможности социального взаимодействия в сфере противодействия коррупции выпускников вузов по направлениям подготовки Социально-культурная деятельность и Юриспруденция на основании приобретенных профессиональных компетенций в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, антикоррупционное просвещение, образовательная среда, антикоррупционная компетентность, противодействие.
Olga A.Kalimullina, Natalya N.Grebenkina SOCIAL INTERACTION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION CORRUPTION AS AN ELEMENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNIVERSITY GRADUATES. In article deals the possibilities of social interaction in the field of counteraction corruption of University graduates in the areas of Socio-cultural activities and Jurisprudence on the basis of acquired professional competencies in the framework of the implementation of the Federal state educational standards of new generation are discussed.
Keywords: socio-cultural activities, anti-corruption education, educational environment, anti-corruption competence, counteraction.
Коррупция - специфическое социальное явление, которое может развиваться во времени, проявляться в различных сферах общественной жизни и зависеть от формы организации современного общества.
Коррупция в России препятствует развитию экономики, демократических институтов,
угрожает национальной безопасности государства. Причины коррупции могут быть социальными, экономическими, политическими, морально-психологическими.
Главными условиями для коррупции, безусловно, остаются недостаточная политическая воля и твердость руководства страны и регионов в сфере противодействия коррупции. Несмотря на то, что в информационном пространстве России активно освещаются факты разоблачения крупных коррупционных дел, означающих серьезную работу правоохранительных органов во всех структурах общества, доверие населения к государственной власти не повышается. Политическая коррупция нарушает основы государственного управления, угрожает законности и демократии, препятствует стабильности и развитию демократических институтов общества.
Экономическими причинами коррупции на данном этапе можно назвать неустойчивую позицию экономики, зависящую от многих факторов; нестабильность финансовых институтов; недостаточность форм контроля за расходованием средств; значительный разрыв между доходами различных слоев населения и другие. Незнание, непонимание, двусмысленность многих законов сформировали в обществе так называемый «правовой нигилизм».
За небольшой период формирования новой России после распада союзного государства гражданское общество не успело сформировать позицию неприятия по отношению к коррупционным проявлениям, что является основной социальной причиной коррупции. Особое внимание вызывает вопрос отношения молодежи к коррупции. Все чаще мы говорим о том, что новое поколение поглотила идеология потребления. Общество потребления (англ. consumersociety) — совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок [1]. Коррупционное поведение при этом расценивается молодежью как приемлемое решение вопросов в современном обществе, возможность обеспечивать свои потребности. Сегодня современное студенчество стоит перед лицом неопределенности и о месте молодого человека в нем [2].
В Академии социального образования среди студентов 1 курса юридического факультета был проведен мониторинг антикоррупционной устойчивости. На вопрос: «Считаете ли Вы коррупцию угрозой современному обществу?» практически все опрошенные студенты ответили «да». При этом 50 процентов респондентов назвали коррупцию неизбежным для России явлением. Более 50 % заявили, что информационные сообщения о противодействии коррупции удивляют не решительностью действий правоохранительных органов, а размерами украденных у государства средств. До 70 % студентов допускают возможность дачи взятки, если от этого будет зависить жизнь родных и близких. Проведенный мониторинг указывает на формирование в молодежном сознании двойных стандартов. Поэтому главной задачей, которая стоит перед педагогическим сообществом вуза является формирование в молодежной среде устойчивого непрятия коррупции, как явлению противоречащему стабильному будущему государства, реализации конституционных прав и свобод.
Противодействие коррупции предполагает комплексное решение, которое включает в себя совершенствование антикоррупционного законодательства, антикоррупционное просвещение и пропаганду, формирование стандартов антикоррупционного поведения у молодежи. Коррупция будет искореняться только при взаимном воздействии закона и гражданского сознания россиян.
В перспективе, сформировать неприятие коррупции населением могут обучающиеся гуманитарных вузов, в сферу будущей профессиональной деятельности которых входят пропаганда и просвещение. Представляется эффективной возможность реализовывать задачи антикоррупционного характера при социальном взаимодействии специалистов юридической и социально-культурной деятельности.
Обратимся к характеристике профессиональной деятельности выпускников, указанной в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации № 995 от 11 августа 2016 года «Об утверждении государственого федерального стандарта высшего образования по направлению подготовки Социально-культурная деятельность» и обозначим «виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу обучения:
- творческо-производственная;
- организационно-управленческая;
- художественно-творческая;
- научно-методическая;
- проектная;
- педагогическая» [3].
Рассмотрим возможности реализации освоенных видов профессиональной деятельности для решения задач антикоррупционной направленности. В рамках творческо-производственной деятельности на перрвый план выходит создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие и организацию свободного времени. Спектр уже реализуемых программ в сфере противодействия коррупции представляют антикоррупционные квесты и творческие конкурсы, тематику и содержательный компонент которых формируют студенты юридических специальностей, а реализуют студенты, обладающие навыками культурно-досуговой деятельности.
Использование культурного наследия для удовлетворения духовных потребностей различных групп населения в процессе культурно-просветительской деятельности, как одном из видов творческо-производственной деятельности, может активно реализовываться и в антикоррупционном направлении, например: организация книжных выставок из литературно-художественных произведений, созданных за многовековую историю России, в которых так или иначе осуждаются казнокрадство-взяточничество, мздоимство-«откат», кумовство-фаворитизм; а также экспозиций, состоящих из книг и документов, включающих законодательные акты 18-19 веков в сфере противодействия коррупции.
Формирование банка творческих видео работ, инстоляций, инфографики на тему противодействия коррупции, подготовленных совместно с юристами и специалистами в области культурно-досуговой деятельности, показ таких работ перед началом официальных мероприятий с участием представителей власти и управления может рассматриваться как вклад в формирование благоприятной социокультурной среды и стимулирование инновационных процессов.
В рамках обеспечения технологического процесса в подготовке массовых мероприятий можно обозначить включение фрагмента различного формата на антикоррупционную тематику в общий ход тематического мероприятия. Это может быть блиц-опрос или ток-шоу (информационное мероприятие), театральное действо - «обрубание коррупционных хвостов» представителям различных профессий, постановка пьесы для народного кукольного театра Петрушки (праздничное мероприятие, «народное гуляние»), выставка антикоррупционных плакатов или карикатур (выставочное мероприятие).
При постановке культурно-досуговых программ на основе оригинального режиссерского мышления можно предложить проведение мероприятий антикоррупционной направленности, например: «История государства российского против коррупции!» -историческая викторина, рассказывающая о мерах, принимаемых государством в борьбе с коррупцией в разные исторические периоды (информационно-просветительное мероприятие); «Власть закону, нет - коррупции!» - съемка и показ короткометражных сатирических фильмов по профилактике коррупционных проявлений (художественно-публицистическое мероприятие); театрализованный концерт гражданско-патриотического содержания, где ведущими выступают «гражданин» и «коррупционер» (культурно-развлекательное мероприятие). Таким образом, при проведении массовой и просветительной работы следует учитывать необходимость формирования антикоррупционной ответственности населения, объединяя при этом юридические и социально-культурные компетенции.
Организация социально-культурного творчества и организация реактивно-развлекательного досуга также могут способствовать антикоррупционному просвещению. Эту задачу способны решать агитбригады, созданные из студентов социально-культурных и юридических факультетов, которые могут выезжать с антикоррупциоными программами в различные аудитории. В рамках просветительских циклов могут проводиться игры и конкурсы, юридическое консультирование, тематические концерты и кинопоказы и т.п. Правовое консультирование в форме игры «Закона» и «Человек» может помочь в приобретении основ антикоррупционного права людям с особенностями физического развития, а также будет способствовать семейному воспитанию детей.
В сответствии с ФГОС ВО выпускник, обучающийся по направлению социальн-культурная деятельность, должен решать множество профессиональных задач, среди которых организационно-управленческая деятельность. Рассмотрим деятельность всех организаций социально-культурной сферы, индустрии досуга и рекреации. По И.Е. Дискину классифицируется 18 видов организаций, осуществляющих производство и реализацию культурных продуктов. Как минимум 12 из них могут привлекаться к решению задач формирования антикоррупционного мышления: культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, досуговые центры); выставочные залы; театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки); киностудии; издательства; редакции газет и журналов; киносеть; высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища); учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы); телеграфные и информационные агентства;- редакции радио, телевидения и радиодома; а также организации туризма и экскурсионного обслуживания[4]. В деятельность любого учреждения культуры может быть включена работа по антикоррупционному просвещению и воспитанию: библитотеки, проводящие мероприятия, связанные с великими именами «золотого века» русской литературы или литературы советского периода, в которых внимание авторов было обращено на коррупционные пороки российского общества; народные театры во все времена обличающие социальные проблемы общества; киностудии, редакции и книгоиздательства, занимающиеся вопросами просвещения населения, - для всех коррупция, как одна из главных социальных угроз современного общества может являться ключевой темой. Многообразие культурно-просветительских мероприятий позволяет организаторам оказывать максимальное антикоррупционное воздействие на участников и зрителей - потребителей культурного продукта.
Осуществление менеджмента и маркетинга в социально-культурной деятельности, -еще одна профессиональная компетенция выпускника вуза социально-культурного направления. Здесь необходимо не только взаимодействие со специалистами юридических направлений подготовки, но и получение студентом личных правовых и антикоррупционных установок. На данном этапе наблюдается недостаточное владение выпускниками знаниями и установками нормативно-правового характера, а также отмечается не достаточно сформированное правовое и антикоррупционное сознание. При этом в сфере культуры часто возникает конфликт интересов, достаточно вспомнить репортажи СМИ о незаконно израсходованных значительных денежных средствах на объектах культурного наследия. В социально-экономической ситуации, сложившейся в России, возрастает необходимость для инноваций тех сторон образования, которые оказывают большое влияние на профессиональный потенциал будущих выпускников вуза. В данный период появилась необходимость в подготовке специалистов для организаций и учреждений культуры, которые могли бы обеспечивать работу в сфере противодействия коррупции. В этой связи предполагается привлечение к профессиональной переподготовке «Юриспруденция» (с углубленным изучением основ противодействия коррупции) студентов старших курсов и аспирантов для реализации данного вида деятельности. Такая программа создана и успешно аппробирована в Академии социального образования с выдачей установленного Министерством образования и науки Российской Федерации диплома о профессиональной переподготовке. Выпускники могут получить дополнительные компетенции по организации и проведению массовых мероприятий антикоррупционной направленности, оказанию квалифицированного юридического консультирования. Антикоррупционное образование должно включает обучение умению реализовывать знания при решении задач правового характера в ходе профессиональной деятельности, а также формирование правового сознания, нетерпимости к проявлениям коррупции. Программа реализуется в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), «Стратегией инновационного развития России до 2020 года» (Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р), Государственной программой «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы» (Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2014 № 512). Юридическая компетентность и антикоррупционные компетенции могут помочь выпускнику в его профессиональной
деятельности, а именно в продюсировании культурно-досуговых программ, организации и проведении различных форм культурно-досуговой деятельности.
Художественно-творческая деятельность выпускника, осваивающего программу социально-культурной деятельности, согласно ФГОС для организаций высшего образования предполагает организацию художественно-творческой деятельности в учреждениях культуры и отдыха, научно-методических центрах, парках культуры и отдыха, учреждениях дополнительного образования. Одной из форм деятельности в данном направлении могут стать студенческие «Юридические субботники». Такие мероприятия уже реализуются Академией социального образования в выходные дни весенне-летнего периода в парке отдыха им. Урицкого. В парке отдыха формируется культурное пространство, где студенты старших курсов академии оказывают юридические услуги (консультирование, правовое просвещение, экспертизу) жителям Кировского и Московского районов г. Казани, одновременно студенты - волонтеры
академии проводят тематические игры и конкурсы для отдыхающих. Данное мероприятие показывает, что объединив формы досуговой и консультационно-правовой деятельности можно привлечь к антикорупционному просвещению максимальное количество населения в условиях свободного времени.
При разработке целей и приоритетов художественно-творческой деятельности учреждений культуры, реализующих культурно-просветительские технологии, не следует исключать вопросы антикоррупционного характера. При этом, оказывая поддержку общеобразовательным организациям и учреждениям дополнительного образования детей, следует обращать внимание на антикоррупционное просвещение и пропаганду.
Участие в разработке и обосновании социально-культурных проектов и программ, экспертизе проектов социально-культурной направленности, оказание консультационной помощи при разработке инновационных проектов и программ в социально-культурной сфере, -важнейшие виды профессиональной деятельности выпускника социально-культурного направления. Всем этим видам деятельности будет способствовать программа переподготовки «Юриспруденция» с углубленным изучением основ противодействия коррупции, которая позволит сформировать у широкого спектра социально-активной молодежи следующие компетентности в сфере противодействия коррупции: уважительное профессиональное отношение к праву и закону, способность осуществлять консультирование в проектной деятельности с учетом российского законодательства, а также нетерпимое отношение к коррупционному поведению в обществе, способность давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению.
При реализации научно-методических задач выпускников вузов культуры должны присутствовать правовое просвещение и воспитание населения в сфере противодействия коррупции, а также должна обеспечиваться разработка программ, методических пособий информационно-просветительного характера в сфере противодействия коррупции.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО в каждом вузе должны быть созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности. В ФГОС ВО должны быть определены актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста; интегративный подход к содержанию обучения; открытость содержания образования для изменений, включение в содержание решения актуальных проблем. Федеральные государственные образовательные стандарты постоянно обновляются и доказывают необходимость учитывать возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников при формировании образовательных программ. Социальное взаимодействие позволяет расширить спектр профессиональных компетенций выпускников вузов, способных решать задачи обеспечения национальной безопасности и стабильного будущего страны.
Литература
1. Идеология потребления [Электронный ресурс]. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/936446
2. Калимуллина О. А. Роль социокультурного творчества в формировании мировоззрения современной молодежи // Вестник КГУКИ N 3 ч.2: материалы научного сборника. Казань: Изд-во КГУКИ, 2012. С.69-70
3. Приказ об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: https://unecon.ru/sites/default/files/51.03.03.pdf
4. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития/И. Е. Дискин. М.: Знание, 1990.
References
1. Ideologiya potrebleniya [Electronic resource]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/936446
2. Kalimullina O. A. Rol' sociokul'turnogo tvorchestva v formirovanii mirovozzreniya sovremennoj molodezhi // Vestnik KGUKI N 3 ch.2: materialy nauchnogo sbornika. Kazan': Izd-vo KGUKI, 2012. S.69-70
3. Prikaz ob utverzhdenii FGOS vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 51.03.03 Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' (uroven' bakalavriata) [Electronic resource]. URL: https://unecon.ru/sites/default/files/51.03.03.pdf
4. Diskin I.E. Kul'tura: strategiya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya/I. E. Diskin. M.: Znanie, 1990.
УДК 02:001.89
Л. А.Кожевникова
РОЛЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ В ОПРЕДЕЛЕНИИ АКСИОМАТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Последовательное решение все новых теоретических задач в библиотековедении с помощью совершенствования методологии, понятийного аппарата, формирования устойчивых научных школ, обусловливает формирование гипотетических моделей развития отрасли.
Ключевые слова: библиотековедение, методология, понятийный аппарат, научные школы.
Larisa A. Kozhevnikova THE ROLE OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN THE DEFINITION OF THE AXIOMATIC BASES OF LIBRARIANSHIP KNOWLEDGE. Consistent solution of new theoretical problems in library science by improving the methodology, conceptual apparatus, the formation of sustainable scientific schools, leads to the formation of hypothetical models of the industry.
Key words: library science, methodology, conceptual apparatus, scientific schools.
Анализ научных библиотековедческих трудов последнего десятилетия показал, что в них изменились стандарты изложения материала, способы видения реальности, стиль мышления. Стала отчетливо просматриваться связь внутри научных библиотечных ценностей и целей с социокультурными и экономическими ценностями и целями. Библиотечная научная деятельность требует высокого исследовательского уровня библиотечных специалистов, что невозможно без знания методологии социокультурного исследования библиотечной отрасли.
Именно методология как совокупность методов и системы их упорядочения дает возможность рассматривать теорию библиотековедения, не только как отражение реальности, но и как социально-детерминированный процесс, позволяет установить, насколько он автономен в системе дисциплин книговедческого цикла, а также свести частные модели развития объекта в целостную картину. Методологическая интерпретация полученных в ходе практической деятельности результатов и стремление к построению знания в теоретической форме, логической доказательности выводов, требует от библиотековедческого сообщества особой исследовательской культуры, в системе которой владение основными терминами, является неотъемлемым конструктом познания.
Нечеткость понятийной системы тормозит формирование парадигмы: она остается незавершенной, как, впрочем, и спектр возможностей для библиотечного знания. Размышляя культурно-исторической значимости книжной и библиотечной отрасли региона, нельзя не затронуть вопрос, о роли тех структурных подразделений, которые организовывают деятельность в этих областях. Центром реализации ряда проектов в области книжной культуры в крупных библиотеках, прежде всего академических, являются такие структурные подразделения как отделы научно-исследовательской и методической работы.
Специалисты этих отделов осуществляют мониторинг происходящих процессов, позволяющих определить состояние и тенденции развития книжной культуры как системы, разработать ее теоретическую модель, показать место библиотек в структуре базовых социально-экономических процессов.
Т. о. основанная направленность деятельности специалистов научно-методических от-