Научная статья на тему 'Реализация социально-культурных форм формирования гражданско-правовой культуры молодежи в системе антикоррупционного воспитания'

Реализация социально-культурных форм формирования гражданско-правовой культуры молодежи в системе антикоррупционного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ / CIVIL AND LEGAL CULTURE / CIVIL AND LEGAL CONSCIOUSNESS / SOCIO-CULTURAL FORMS / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / ANTI-CORRUPTION IDEOLOGY / ANTI-CORRUPTION PROPAGANDA / CORRUPTION-A SITUATION / SOCIO-CULTURAL PRACTICES OF WORK WITH YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Дарина В.

В статье рассматриваются теоретико-методологические позиции формирования гражданско-правовой культуры молодежи на основе выявления индивидуальных, массовых, групповых форм работы; раскрывается содержание антикоррупционной политики, выявляются направления и меры антикоррупционного воспитания молодежи; гражданско-правовая культура рассматривается как интегративное понятие; выявляются базовые качества личности гражданско-правовой культуры; раскрываются механизмы организации работы с молодежью; дается определение социально-культурным формам работы с молодежью, приводятся примеры антикоррупционной практики на базе организации различных социально-культурных мероприятий для молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинова Дарина В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF SOCIO-CULTURAL FORMATION FORMS OF CIVIL CULTURE YOUTH IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Formation of a civil culture of youth in the system of anti-corruption education is associated with an increase in their legal culture, the conscious implementation of legal regulations, awareness of their rights and the ability to implement them in a society willing to actively protect the rights of other people and participate in legislative activities. Civil culture is associated with the mastery of the political and moral culture, active participation in the activities, encouraged by high and noble motives of preserving peace, nature, material and spiritual values. The main result here is education, which is manifested in the unity of consciousness and behavior of the person, in its civil and social sustainability. Civil culture is a knowledge of politics and law, attitudes and beliefs, conscious attitude to the social and political life of the country, the desire to participate in politics, to take an active citizenship, to be law-abiding citizen, to respect the country's laws. Today the problem of training of state and municipal employees of fundamentally new formation is particularly acute, having in addition to professional qualities and high moral and civil law foundations, including anti-corruption standards of conduct. Practice shows that these qualities are largely formed in youth studying at the university. In this regard, within the framework of the national policy in order to minimize corruption in recent years in the Republic of Tatarstan, Kazan Law Institute developed and implemented a number of measures of preventive nature. The main task in the construction of individual work on the formation of civil culture is to carry out activities, where each participant must reach information of tolerance for corrupt behavior. Thus, the socio-cultural forms mean series of informative, educational and promotional measures to ensure the acquisition of knowledge and concepts about the real events of the world, awareness of the need for continuous communication with their immediate environment, the use of knowledge in practice with a view to restruct-uring their lifestyle that affects the quality of civil culture. In addition, socio-cultural forms are related to the organization of leisure activities to meet the spiritual and physical needs of youth, provision of books, magazines, newspapers, special television and radio programs, games, Internet information, assist in the organization of events, physical culture and sports, theater, exhibitions, participate in a variety of cultural, educational, civic and social activities.

Текст научной работы на тему «Реализация социально-культурных форм формирования гражданско-правовой культуры молодежи в системе антикоррупционного воспитания»

Ведется активная профориентационная работа для привлечения молодых людей в качестве будущих специалистов в области культуры и искусства. Так, например, 13 октября кафедрой социально-культурной деятельности и педагогики совместно со студентами 2-го и 4-го курсов на базе музея Героя Советского Союза П.М.Гаврилова в селе Альвидино Пестречинского района Республики Татарстан проведено мероприятие для учащихся 9, 10 и 11-х классов ПСОШ №1. Вниманию будущих абитуриентов представлен театрализованный концерт из ярких тематических номеров, содержавший презентационную информацию о вузе в целом, о направлениях подготовки специалистов, о научной и творческой работе со студентами на Социально-гуманитарном факультете. Каждый из присутствующих смог стать полноценным участником тематического действия, задать интересующие вопросы и даже сыграть в профессионально-ориентированную игру "Включиться в культуру".

В качестве примера можно привести опыт взаимодействия с Аксубаевским районом по созданию системы непрерывного профессионального образования. В 2016/2017 учебном году по программе профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (540 час.] прошли обучение 26 работников районной Централизованной библиотечной системы. В текущем учебном году по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности» обучаются 25 сотрудников районного и сельских домов культуры. Аналогичный опыт есть и с Бугульминской, Альметьевском Лениногорской и Бавлинской районными централизованными библиотечными системами. Всего за 2015-2017 годы получили возможность профессионального роста 94 библиотекаря, 68 продолжают обучение.

Система электронного обучения КазГИК дает возможность организации дополнительных программ в режимах дистанта и on-line. Апробированы в режиме on-line программы повышения квалификации «Актуальные проблемы современной теории и практики библиотечного дела» (72 часа] для библиотекарей Централизованной библиотечной системы г. Набережные Челны» и для сотрудников музеев «Теория и практика музейного дела». Электронные дополнительные образовательные программы (от 36 часов] «Индустрия праздников: открытость инноваций», «Искусство строить кадр» доступны как для индивидуального обучения, так и для обучения в группах.

Программа профессиональной переподготовки «Педагогическое образование», профиль «Педагог дополнительного образования» (свыше 500 часов] имеет электронную версию и достаточное обеспечение для группового и индивидуального очно-заочного, заочного и дистанционного обучения.

Наполняются электронными материалами программы профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое образование», «Документоведение и архивоведение», «Библиотечно-информационная деятельность», что позволит слушателям из районов максимально комфортно и эффективно совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Реализация государственной культурной политики в целом и на селе, в частности, требует специальных программ и целевых грантов для вузов, осуществляющие подготовку кадров в сфере культуры и искусства. Необходимо также изменить, либо подготовить подзаконные акты закрепления выпускников вузов и училищ в сельской местности, создав для них бытовые и финансовые мотивации.

Итак, развитие кадрового потенциала сферы культуры на селе требует модернизации всех сфер отрасли культуры, связанной с новыми социально-экономическими отношениями и процессом возрождения национального духовного наследия. Возрастает потребность в специалистах, обладающих широким кругозором, высоким профессионализмом, способных ориентироваться в вопросах экономического и правового характера.

УДК 378.02

Дарина В.Шамсутдинова

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассматриваются теоретико-методологические позиции формирования гражданско-правовой культуры молодежи на основе выявления индивидуальных, массовых, групповых форм работы; раскрывается содержание антикоррупционной политики, выявляются направления и меры антикоррупционного воспитания молодежи; гражданско-правовая культура рассматривается как интегративное понятие; выявляются базовые качества личности гражданско-правовой культуры; раскрываются механизмы организации работы с молодежью; дается определение социально-культурным формам работы с молодежью, приводятся примеры антикоррупционной практики на базе организации различных социально-культурных мероприятий для молодежи.

Ключевые слова: гражданско-правовая культура, гражданско-правовое сознание, социально-культурная практика работы с молодежью, антикоррупционное воспитание, антикоррупционная идеология, коррупциоген-ные ситуации

Darina V. Shamsutdinova REALIZATION OF SOCIO-CULTURAL FORMATION FORMS OF CIVIL CULTURE YOUTH IN THE SYSTEM OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION

Formation of a civil culture of youth in the system of anti-corruption education is associated with an increase in their legal culture, the conscious implementation of legal regulations, awareness of their rights and the ability to implement them in a society willing to actively protect the rights of other people and participate in legislative activities. Civil culture is associated with the mastery of the political and moral culture, active participation in the activities, encouraged by high and noble motives of preserving peace, nature, material and spiritual values. The main result here is education, which is manifested in the unity of consciousness and behavior of the person, in its civil and social sustainability. Civil culture is a knowledge of politics and law, attitudes and beliefs, conscious attitude to the social and political life of the country, the desire to participate in politics, to take an active citizenship, to be law-abiding citizen, to respect the country's laws. Today the problem of training of state and municipal employees of fundamentally new formation is particularly acute, having in addition to professional qualities and high moral and civil law foundations, including anti-corruption standards of conduct. Practice shows that these qualities are largely formed in youth studying at the university. In this regard, within the framework of the national policy in order to minimize corruption in recent years in the Republic of Tatarstan, Kazan Law Institute developed and implemented a number of measures of preventive nature. The main task in the construction of individual work on the formation of civil culture is to carry out activities, where each participant must reach information of tolerance for corrupt behavior. Thus, the socio-cultural forms mean series of informative, educational and promotional measures to ensure the acquisition of knowledge and concepts about the real events of the world, awareness of the need for continuous communication with their immediate environment, the use of knowledge in practice with a view to restructuring their lifestyle that affects the quality of civil culture. In addition, socio-cultural forms are related to the organization of leisure activities to meet the spiritual and physical needs of youth, provision of books, magazines, newspapers, special television and radio programs, games, Internet information, assist in the organization of events, physical culture and sports, theater, exhibitions, participate in a variety of cultural, educational, civic and social activities.

Keywords: civil and legal culture, civil and legal consciousness, socio-cultural forms, anti-corruption education, anticorruption ideology, anti-corruption propaganda, corruption-a situation, socio-cultural practices of work with youth.

Формирование гражданско-правовой культуры молодежи в системе антикоррупционного воспитания связано с повышением их правовой культуры, сознательным выполнением правовых предписаний, осознанием своих прав и способностью их реализовывать в обществе, готовностью к активной защите прав других людей и участие в правотворческой деятельности.

Гражданско-правовая культура связана с овладением политической и нравственной культурой, активным участием в деятельности, побуждаемой высокими и благородными мотивами сохранения мира, природы, материальных и духовных ценностей. Главным итогом здесь является воспитанность, проявляющаяся в единстве сознания и поведения личности, в ее гражданской и социальной устойчивости.

Гражданско-правовая культура - это знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Интересна точка зрения М.О.Арапова, который отмечает, что актуальность гражданского воспитания связана с происшедшими изменениями в жизни страны, в сознании молодежи, у которой пока сильны стереотипы, почти отсутствуют знания о гражданско-правовом обществе. Автор объясняет это стремительностью происходящих кардинальных перемен в нашей стране, которые требуют педагогического осмысления этого процесса - воспитания гражданских качеств молодежи [2, с.5].

Существенным для данной статьи является научная позиция Л.И.Аманбаевой, которая выявила, что изменившиеся российские социальные условия в контексте современной сущности гражданского, постиндустриального общества привели к тому, что технологии гражданского воспитания студентов в новых социальных условиях должны обеспечивать информационность, активность, инициативность, ответственность личности как типичных гражданских качеств и быть направлены на повышение интереса граждан к духовным ценностям общества [1, с.47-48].

П.Б.Тарасов определяет правовую культуру как сложное интегративное качество личности, включающее в себя когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-поведенческий компоненты и характеризующееся определенным уровнем владения системой правовых знаний, умений, навыков, чувств, убеждений, ценностей, правовой деятельностью [5, с.17].

В.В. Гладких в своем исследовании определила сущность и специфику системно-деятельностной методологии в области гражданско-патриотичес-кого воспитания молодежи, которая заключается в системном единстве структурных и процессуальных компонентов, обеспечивающих целенаправленное педагогическое воздействие на личность. Автор исследования выдвинула тезис о том, что гражданско-патриоти-ческое воспитание должно быть направлено на формирование ценностных установок личности, граждан-ско-патриотического сознания, социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов, идей, убеждений, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу [3, с.242-243].

В исследовании Г.Х.Калимуллиной обоснована зависимость высокого уровня гражданской культуры населения от совокупности ценностей, норм и соответствующих способов реализации жизненной позиции личности. Это обеспечивается формированием активной жизненной позиции субъекта по утверждению

данных ценностей в качестве нормы индивидуального и социального бытия, реализацией потенциала личности в общественно значимых видах и сферах деятельности [4, с.178-179].

САЩербачева рассматривает коммуникативный аспект формирования гражданской культуры, объясняя его как процесс символико-коммуникати-вного взаимодействия субъектов общения, включающий информационный обмен, интеграцию и социальную перцепцию, в результате чего молодежь распознает, интерпретирует и присваивает гражданские ценности [6, с.7].

Антикоррупционное воспитание является формой реализации ценностной и духовно-смысловой направленности в организации процесса формирования гражданско-правовой культуры молодежи. Ее направленность обеспечивается разработанной системой разноуровневых приемов работы с молодежью. Данные приемы реализуются на практике в условиях системного контроля за деятельностью наших участников, а также в условиях выделения социальных, и гражданских личностных ценностей, ориентаций, потребностей и установок. Формы социально-культурной деятельности связаны с наличием образовательных, воспитательных и развивающих ресурсов, а также с различными возможностями социально-культурной среды.

Известно, что в России проводится серьезная антикоррупционная работа. Так, в Казанском юридическом институте МВД России накоплен значительный опыт антикоррупционной деятельности. В рамках антикоррупционного воспитания молодежи используются различные групповые формы работы - проводятся форумы, дискуссии, круглые столы, встречи с представителями государственных структур, обучение молодых людей антикоррупционной идеологии. Развернута широкая информационно-пропагандистская работа по доведению до граждан правовых основ антикоррупционной политики с привлечением к работе молодежи.

Сегодня особенно остро стоит проблема подготовки государственных и муниципальных служащих принципиально новой формации, обладающих, наряду с профессиональными качествами, и высокими мо-рально-нравст-венными и гражданско-правовыми устоями, в том числе стандартами антикоррупционного поведения. Практика показывает, что эти качества в значительной степени формируются у молодых людей в период обучения в вузе. В связи с этим, в рамках общегосударственной политики в целях минимизации коррупционных проявлений в последние годы в Республике Татарстан, в Казанском юридическом институте разработан и реализован ряд мер предупредительно-профилактического характера. Главная задача при построении индивидуальной работы по формированию гражданско-правовой культуры состоит в проведении мероприятий, где до каждого участника должна дойти информация нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Участие молодежи в улучшении социальной действительности формируется на основе целенаправленного формирования гражданской позиции молодежи, расширения возможности формального общения, изменения социокультурного статуса, участия в разработке и реализации адресных программ на федеральном и региональном уровнях, формирования различных способов обмена информацией, мнениями, практическими навыками и умениями.

Формирование гражданско-правовой культуры молодежи - это изменения в социально-культурном развитии личности, реализация социального потенциала молодежи, участие молодежи в мероприятиях, направленных на расширение возможности приобретения гражданского опыта и обеспечение непрерывного образования. Индивидуальные, массовые, групповые и коллективные формы работы с молодежью связаны с реализацией социально-культурного опыта в процессе формирования гражданско-правовой культуры молодежи на основе системы связей в социуме, которая характеризует различные взаимодействия между людьми.

Для определения основных ориентиров работы в КЮИ было проведено анонимное анкетирование студенческой молодежи, результаты которого показали, что, с одной стороны, сегодня у части молодежи сформирован негативный образ государственного служащего, многие считают коррупционерами и взяточниками почти всех чиновников, не видят возможности изменить это положение и готовы с этим мириться. С другой стороны, и результаты опроса, практика показала, что среди студентов много молодых людей, не приемлющих такой соглашательской позиции, готовых и достойных быть активными помощниками в вопросах противодействия коррупции. Поэтому с целью вовлечения молодежи в антикоррупционную работу, в работу были включены представители общественной организации «Академия творческой молодежи Республики Татарстан», республиканской общественной организации «Союз молодежи Республики Татарстан» и республиканской молодежной общественной организации «Лига студентов Республики Татарстан».

Также в КЮИ проводится индивидуальная работа с участниками по следующим направлениям: ознакомление студенческой молодежи в свободное время с Федеральным законом от 25.12.2008г. №273 - ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента РФ от 11.04.2014г. № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015гг.»; проведение «Дебатов» среди студентов на тему «Преимущество современного общества без коррупции»; индивидуальные беседы на тему «Формирование антикоррупционной позиции студентов»; проведение антикоррупционной акции «Чистые руки» с привлечением к работе молодежных лидеров; организация и проведение Международного дня борьбы с коррупцией (9декабря, отмечается с 2004 года]; организация выступления работников правоохранительных органов перед молодежью по вопросам пересечения коррупционных правонарушений. Организована обратная связь, которую наладили с молодежью при обсуждении этих тем в сети Интернет. В связи с этим, возросла активность мо-

лодежи, формирование ее гражданской позиции по многим вопросам, началась работа молодежных общественных организаций в социальной сети, имеется ряд студенческих инициатив.

Однако, появились и определенные сложности при создании студенческих антикоррупционных комиссий, так как прежде не существовало аналогичных организаций и форм их деятельности. В КЮИ имеется научная база по этой тематике: издаются монографии и научные статьи, для МВД Республики готовятся заказные работы по актуальным проблемам борьбы ОВД с коррупцией, требующим научной проработки, на факультете повышения квалификации читается специальный курс по формированию антикоррупционного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих ОВД. На регулярной основе проводятся деловые встречи, в ходе которых вырабатываются меры профилактики и предотвращения коррупционных проявлений в системе образования.

Гражданско-правовая культура - это уровень, характер и содержание гражданских, нравственных, правовых, политических, патриотических знаний, и навыков человека, помогающий ему осознать свои гражданские права и обязанности и определить свое место и роль в решении задач, стоящих перед обществом. Молодежные студенческие организации, представители которых вошли в состав антикоррупционной комиссии, проводят общественные мероприятия, молодежные форумы, круглые столы, заседания научных кружков, множество других мероприятий. В соответствии с программой участники знакомятся с общеправовой и организационно-управленческой информацией в области противодействия коррупции, используются активные и интерактивные формы и методы работы с молодежью. Так, например, нашими участниками были подготовлены сообщения о последних изменениях в антикоррупционном законодательстве и новости о борьбе с коррупцией в системе органов внутренних дел. На базе института организуются встречи молодежи с руководством ОРЧ СБ и УЭБ и ПК МВД по Республике Татарстан, в ходе которых проводится информирование и правовые консультации по профилактике взяточничества, посредничества во взяточничестве, а также недопущению поведения и действий, которые могут восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку, или как просьба о даче взятки. Разработаны и распространены среди молодежи памятки, содержащие информацию и разъяснения по ключевым вопросам о типовых случаях конфликтов интересов, сведения для правильной оценки соответствующих ситуаций и порядок их урегулирования, ссылки на положения нормативных правовых актов. При выпуске всем раздается брошюра «Методические рекомендации», где описан алгоритм действий в различных коррупциогенных ситуациях, а также меры предотвращения и урегулирования типовых ситуаций конфликта интересов.

Итак, социально-культурные формы - это ряд информационно-познава-тельных, просветительных и пропагандистских мер, обеспечивающих приобретение знаний и понятий о реальных явлениях окружающего мира, осознание необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни, влияющего на качество гражданско-право-вой культуры. Кроме этого, социально-культурные формы связаны с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей молодежи, обеспечением книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми, информацией сети Интернет, содействием в организации мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, участии в различных культурно-просветительных, гражданских и социальных акциях.

Литература

1. Аманбаева, Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: дис... докт. пед. наук [Текст] - Якутск, 2002, - 351 с.

2. Арапов М.О Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи автореф. дисс...канд.пед.наук [Текст]. - Москва, 2013. - 21 с.

3. Гладких В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: [Текст] Дисс...докт.пед.наук - Тамбов,2012 - 435 с.

4. Калимуллина Г.Х. Общественные объединения как средство формирования гражданской культуры: Дис...канд. пед. наук /[Текст] / - Казань, 2003 - 204 с.

5. Тарасов П.Б. Педагогические условия формирования правовой культуры учащейся молодежи в студенческих коллективах ССУЗОВ: /[Текст] дисс... канд. пед. наук - Москва, 2009 - 160 с.

6. Щербачева С.А. Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи: [Текст] автореф. дисс.канд. соц. наук - Ростов-на Дону, 2004. -23 с.

References

1. Amanbaeva, L.I. Civic éducation of young students in the new social conditions: Diss. PhD in Pédagogie sciences [Text] - Yakutsk, 2002, - p. 351.

2. Arapov М.О Interaction of activities of cultural institutions and the volunteer movement to educate youth civic qualities; synopsis. Diss. PhD in Pedagogic sciences [Text]. - Moscow, 2013, - p. 21.

3. Gladkih V.V. Civil-patriotic education of youth in a multicultural university environment: [Text] Diss. PhD in Pedagogic sciences - Tambov, 2012 - p. 435.

4. Kalimulinna G.H. Public associations as means of civil culture formation: Dis. PhD in Pedagogic sciences [Text] / -Kazan, 2003 - p. 204.

5. Tarasov P.B. Pedagogical conditions of formation of legal culture of students in secondary vocational VS student teams/[Text] Diss. PhD in Pedagogic sciences - Moscow, 2009 - p. 160.

6. Sherbacheva S.A. The communicative aspect of the formation of civil culture of students: [Text] synopsis. Dis..PhD in Sociology - Rostov-on-Don, 2004. - p. 23.

УДК: 378

ИЮ.Кочнев

ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В статье представлены результаты анализа преимуществ праздника над другими массовыми формами досуга курсантов вузов МВД России. Подчеркивается тесная взаимосвязь праздника и игры, обусловливающая специфику поведения человека в праздничное время. Приводится определение празднично-игровой технологии, ее структуры и видов.

Ключевые слова: празднично-игровые технологии, праздник, игра, курсанты

Ivan Yu. Kochnev FESTIVE AND GAME TECHNOLOGIES OF FORMING OF CULTURE OF LEISURE OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article analysis results of benefits of a holiday over other mass forms of leisure of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are provided. The close interrelation of a holiday and a game causing specifics of behavior of the person in festive time is emphasized. Definition of festive and game technology, its structure and types is given.

Keywords: festive and game technologies, holiday, game, cadets

Рассматривая вопрос о формах досуга, реализуемых курсантами вузов МВД России, можно говорить о широком спектре досуговых занятий как массового и индивидуального характера. Индивидуальные формы досуга в педагогическом смысле можно считать малозначительными, поскольку досуговая культура их участников, очерченная границами индивидуальных занятий и не имеющая притока необходимой и объективной информации извне, в общем случае будет развиваться замедленными темпами и не всегда верно. Большинства этих проблем удается избежать при использовании массовых форм досуга, предполагающих гораздо более высокий уровень коммуникации курсантов в свободное время. К таким формам досуга относятся, прежде всего, парады, фестивали, конкурсы, концерты и др., активно применяемые в практике воспитательной работы вузов МВД России. На таких мероприятиях курсанты имеют возможность не только продемонстрировать свои личные достижения в той или иной деятельности, но и что немаловажно получить их объективную оценку, а также обменяться необходимой информацией в целях формирования культуры досуга. Кроме того, занятия многими массовыми формами досуга позволяют развивать навыки построения межличностных отношений, как на деловом, так и на дружеском уровнях. Официальный характер большинства массовых форм досуга, накладывает массу ограничений на условия осуществления, используемые приемы, способы, средства и результаты досуговой деятельности, которые должны четко соответствовать определенным требованиям. Больше всего таких требований предъявляется к участникам парадов, на которых от курсанта требуется максимальное сосредоточение на своем внешнем виде и движениях, которые должны быть не только четкими, но и синхронными. Поэтому, несмотря на свою зрелищность, на парадах практически отсутствуют элементы творчества, столь необходимые для успешности досуговой деятельности. Сходная ситуация имеет место и при организации других используемых в вузах МВД России массовых форм досуга, где деятельность курсантов ограничивается правилами, сценарием, программой и т.д. И хотя концерты, конкурсы и фестивали предоставляют их участникам большую свободу и возможность проявления творчества на выступлениях, их успешность детерминирована в большей мере количеством репетиций и отсутствием импровизации, а не оригинальностью выполняемых действий. Свобода деятельности, выбора ее направления и способов осуществления, столь характерная для досуга, на таких мероприятиях не реализуется в полной мере, ограничиваясь сугубо официально принятыми формами самовыражения. Поэтому можно утверждать, что большинство вышеперечисленных массовых форм досуга, несмотря на их распространенность и общепризнанность не соответствуют некоторым принципам свободного времяпровождения. Досуг - это инициатива, развлечение, творчество, игра и т.д. присутствие которых на концертах, фестивалях и т.д., дозировано и ситуативно, а в некоторых случаях и противоречиво. В тоже время другие виды массовые формы досуга позволяют преодолеть такие противоречия и наполнить культурно-досуговую деятельность ее специфическими элементами: активностью, интересом, проявлениями подлинных чувств... Речь ведется, прежде всего, о празднике, роль которого в жизни человека сложно переоценить. Исключительность праздника обусловлена уникальностью и особенностями данной формы досуга, изучением которой ученые активно занимаются уже более двух веков. Среди отечественных исследователей праздника необходимо выделить М.М.Бахтина, И.М.Снегирева, В.Я.Проппа, А.А.Потебня и других видных ученых, заложивших основы в изучении праздника, как феномена общественной жизни. Наиболее известной зарубежной работой посвященной данной проблеме, можно считать труд нидерландского культуролога Й. Хейзинге «Человек играющий», в котором представлена игровая концепция праздников. Изучение научного наследия уже только этих ученых, позволяет получить представление о празднике как о «свободе от будничных тру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.