КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 376
Л. Ф. Тихомирова, Н. М. Бурыкина
Социальное взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью
Статья посвящена вопросам организации социального взаимодействия и партнерства педагогов и родителей в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью. В ней описаны особенности формирования навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы отмечают, что занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения; материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах.
Авторы подчеркивают, что в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью очень важными моментами являются практическая работа с детьми, систематическое повторение пройденного материала, а также создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности и наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка. Очень важно, чтобы родители стали партнерами педагогов в осуществлении такой важной задачи, как формирование у детей правильного отношения к здоровью.
Анализируя литературу по проблеме социального взаимодействия и партнерства, авторы описывают принципы взаимодействия педагогов и родителей, требования к организации родительского всеобуча, а также новые формы проведения родительских собраний по программе «Здоровье».
В результате проведенного исследования и проделанной практической работы было установлено, что для школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо создание информационной здоровьесберегающей среды, участниками которой должны стать не только педагоги, но и родители. В статье приводятся результаты опроса школьников и их родителей, которые подтверждают целесообразность и необходимость такой формы работы с родителями, как родительский всеобуч, в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: школьники с интеллектуальной недостаточностью, особенности формирования навыков ЗОЖ у школьников с интеллектуальной недостаточностью, социальное партнерство, социальное взаимодействие, программа «Здоровье» образовательной организации, родительский всеобуч, новые формы организации родительского собрания.
CORRECTIONAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY
L. F. Tikhomirova, N. M. Burykina
Social Interaction of Parents and Teachers during Formation of Attitude towards Health and Skills of a Healthy Lifestyle of Schoolchildren with Intellectual Incapacity
The article is devoted to questions of organization of social interaction and partnership of teachers and parents during formation of the attitude towards health and skills of a healthy lifestyle of schoolchildren with intellectual incapacity. In the article features of formation of skills of a healthy lifestyle of schoolchildren with intellectual incapacity are described. The authors note that improving and pedagogical classes should be systematic and complex,
© Тихомирова Л. Ф., Бурыкина Н. М., 2015
cause positive emotional reactions in the child, whenever it is possible they should contain elements of the didactic game and motional exercises, materials of similar classes should be reflected in all regime moments.
The authors emphasize that in work with intellectual incapacity children the most important points are systematic review of the studied material, and also creation of positive emotional background at lessons with improving and pedagogical orientation and existence of behaviour models of the people adhering to the healthy lifestyle in the nearest surrounding of the child. It is very important that parents should become partners of teachers in realisation of such an important task as formation of the children's positive attitude towards health.
Analyzing literature on the problem of social interaction and partnership, the authors describe the principles of interaction of teachers and parents, requirements to the organization of parents' education, and also new forms to carry out meetings with parents on the programme "Health".
As a result of the conducted research and the done practical work the authors determined it is necessary to make information health saving environment for intellectual incapacity schoolchildren where not only teachers but also parents should be participants. In the article results of the poll of schoolchildren and their parents are presented which confirm reasonability and need of parents' education in the course of formation of the attitude towards health and skills of the healthy lifestyle of schoolchildren with intellectual incapacity.
Keywords: schoolchildren with intellectual incapacity, features of formation of skills of the healthy lifestyle of schoolchildren with intellectual incapacity, social partnership, social interaction, the programme "Health" of the educational organization, parents' education, new forms to organize meetings with parents.
В соответствии с положениями закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан» от 23.11.2011 г. одной из главных задач образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья школьников. Именно поэтому каждое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» для учащихся. Любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) должна носить оздоровительно-педагогическую направленность и будет способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребности к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью, к которым относятся подростки с задержкой психического развития (ЗПР) [1], отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным ин-
теллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса для детей с задержкой психического развития (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).
Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 50 %), наследственности (20 %), окружающей среды (20 %), медицины (10 %).
Таким образом, здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, то есть от образа жизни, чем от врожденных факторов илидостижений медицины.
Формирование навыков ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной «среды здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно
153
приведет к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в навыки. Но в начале такой работы всегда стоит необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья, ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных способах его укрепления. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Недостаточно знать и понимать - важно жить этим.
Таким образом, одним из важных направлений работы с детьми в системе специального образования является внедрение коррекционно-развивающих программ, целью которых является расширение кругозора детей, коррекция и развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы, повышение уровня общей культуры, укрепление здоровья и т. п. [3; 4; 5; 6].
Проведенные нами исследования позволили определить особенности организации процесса формирования навыков здорового образа жизни у подростков с ЗПР. К ним относятся следующие моменты:
- цель деятельности должна соответствовать современному запросу общества - воспитанию здорового человека, способного быть полноценной личностью;
- представление материала в игровой форме, близкой детям, особенно с ЗПР;
- широкое использование различных форм наглядности (схемы, стенгазеты, рисунки, картины);
- учет принципа посильности (отсутствие сложных заданий);
- учет в работе с ребенком его индивидуальных (в том числе задержанное психическое развитие) и возрастных (особенности подросткового возраста) особенностей;
- использование приема ассоциаций (ассоциативные картинки);
- представление материала в форме сказок, путешествий;
- практическая работа с детьми;
- систематическое повторение пройденного материала;
- опора на знания детей и их жизненный опыт;
- учет принципа самостоятельности и активности (самостоятельная работа детей, активное участие в работе);
- учет принципа целеполагания (перед каждым этапом занятия формулировалась четкая цель);
- формирование положительной мотивации к сохранению и укреплению здоровья; учет принципа опоры на положительное в ребенке;
- создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ;
- создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;
- наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка;
- активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению здоровья [5].
Следует отметить, что в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью очень важными моментами являются практическая работа с детьми, систематическое повторение пройденного материала, а также создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности и наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка.
При всем многообразии взглядов на воспитание и образование подрастающего человека в сфере здоровья вопрос о степени воздействия родителей на формирование у детей школьного возраста ответственного отношения к своему здоровью остается открытым и по сегодняшний день. Кроме того, современное общество, школа со все возрастающими нагрузками и требованиями диктуют свои условия существования для школьника, и ему ничего не остается, как подстраиваться под них, а вместе с ним приспосабливаются и его родители. Очень важно, чтобы родители стали партнерами педагогов в осуществлении такой важной задачи, как формирование у детей правильного отношения к здоровью.
В последнее время в психолого-педагогических исследованиях большое внимание уделяется проблеме социального взаимодействия и социального партнерства. В научной литературе понятие «взаимодействие» определяется как «согласованная деятельность по достижению поставленных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи». Термин «интеракция» (взаимодействие) интерпретируется психологами как одна из трех сторон общения и как форма организации деятельности.
Е. В. Руденский определяет взаимодействие так: «процесс, который складывается из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, состоящего из духовного невербального информационного контакта».
Социальное взаимодействие описывается в литературе как процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.
Социальное взаимодействие включает в себя следующее:
- субъектно-деятельностные характеристики (субъекты социального взаимодействия, тип, множественность, разнообразие, характер связи и отношения);
- ценностно-ориентационные характеристики (социальные запросы, ценность и ориентация, цель, направления развития взаимодействия);
- содержательные характеристики (концептуальные, включая модели организации взаимодействия; предметные проекции - цель, задачи, методы и средства взаимодействия);
- организационно-управленческие характеристики (политика и стратегия развития социального взаимодействия; основные формы организации взаимодействия; организационная структура взаимодействия; характеристики межведомственного и сферного управления).
Перечисленные характеристики позволяют говорить о структурированной и управляемой общности субъектов социального взаимодействия, которая характеризуется специфическими чертами - для нее характерно принятие субъектами взаимодействия друг друга. Эта возможность реализуется только при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания.
Истинное социальное взаимодействие необходимо отличать от симбиоза и формальной организованности. В симбиозе отношения практически отсутствуют. В нем действуют только связи. Именно поэтому для симбиоза характерна неразличенность его участников. В формальной организованности - другая крайность, здесь фактически отсутствуют связи, и ее участники находятся лишь в отношениях друг с другом.
В отличие от этих типов взаимодействие по типу общности сохраняет совокупность связей и отношений в гармоническом единстве. Данное обстоятельство чрезвычайно важно для становления профессиональной компетентности субъектов социального взаимодействия, для выработки их единой ответственной профессиональной позиции.
Социальное взаимодействие по типу общности одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта. Понятно, что в таком качестве она не возникает стихийно, сама по себе; ее становление связано со специальными и осознанными усилиями каждого из ее участников.
Взаимодействие педагогов и родителей способствует, во-первых, интеграции субъектов взаимодействия, их взаимообогащению и развитию, а во-вторых, дальнейшему осуществлению единого подхода к формированию навыков здорового образа жизни у школьников.
В организационном плане развитие социального взаимодействия выступает как механизм преодоления изолированности, разобщенности субъектов взаимодействия, установления их взаимосвязей и взаимного дополнения.
В основе взаимодействия субъектов деятельности по формированию правильного отношения к здоровью у школьников, а также навыков здорового образа жизни должны лежать следующие принципы:
- социальное партнерство - формирование между субъектами взаимодействия особого типа отношений, основанных на взаимоуважении; признании реальных и значительных потенциальных возможностей каждого из социальных партнеров в реализации общей цели; подлинной заинтересованности в тесной совместной работе по ее достижению;
- комплексный характер взаимодействия,
основным условием соблюдения которого является обоснованное и профессиональное использование социальных технологий (прежде всего технологии социального партнерства), позволяющих на практике обеспечить конструктивное взаимодействие путем определения зоны общей ответственности и мобилизации имеющихся ресурсов;
- профессионализм в решении задач по формированию навыков здорового образа жизни у детей. Реализация принципа профессионализма предусматривает учет объема и качества знаний, умений и навыков в области теории и методики работы по формированию навыков здорового образа жизни у детей, которыми располагают субъекты взаимодействия. Сферой их ответственности могут быть лишь те направления и участки работы, которые соответствуют уровню их квалификации;
- нацеленность на эффективный результат деятельности - ориентация субъектов взаимодействия на повышение уровня здоровья у детей. Высокий конечный результат невозможен без дружной, слаженной работы, мобилизации кадрового и материального потенциала, реализации продуманной и взвешенной стратегии и тактики решения поставленных задач.
Мы понимаем взаимодействие, прежде всего, как процесс, предполагающий активную позицию всех его участников. В связи с этим необходимо, чтобы и педагоги, и родители обладали достаточным уровнем знаний в области сохранения и формирования здоровья и навыков здорового образа жизни у детей.
Для анализа ситуации взаимодействия родителей с детьми школьного возраста по вопросам отношения к здоровью обратимся к данным анкетирования учащихся среднего звена и их родителей одной из школ г. Ярославля за 20122013 и 2013-2014 учебные годы.
Анализ анкетирования учащихся и родителей (2012-2013) показывает, что большинство родителей достаточно серьезно подходят к здоровью своих детей:
- беседы со школьниками о важности заботы о своем здоровье проводят 45 % родителей;
- пример ответственного, уважительного отношения к своему здоровью, по мнению школьников, подают 39,5 % родителей;
- здоровьесберегающее направление в работе школы одобряют 72 % родителей.
Таким образом, родители не оставляют без внимания вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, сами подают пример уважительного и ответственного отношения к своему собственному здоровью, что, несомненно, является некоторой нормой в поведении родителя по отношению к собственному ребенку. Однако по процентному соотношению все же видно, что далеко не все родители уделяют должное внимание вопросам формирования здорового образа жизни своих детей. Поэтому, кроме приобщения самих детей к здоровому образу жизни, воспитательная система образовательной организации должна быть направлена на формирование у родителей потребности в воспитании у ребенка навыков здорового образа жизни.
Традиционной формой повышения компетентности родителей в воспитании детей в сфере здоровья остаются родительские собрания, в том числе проводимые с приглашением специалистов медиков и психологов. После изучения социального заказа родителей по вопросам воспитания были определены три блока тем для младших, средних и старших классов. Эти темы были включены в программу «Здоровье».
Кроме традиционной лекционной формы (где родители участвуют в роли пассивных слушателей), проводились собрания, где родители выступали в роли активных участников процесса (лекционно-дискуссионная, групповая формы).
Преимущества лекционно-дискуссионной формы:
- участие в собрании двух специалистов разного профиля: врач и психолог, педагог и психолог, врач и педагог - позволяет расширить взгляд на заданную тему;
- структура такого собрания подразумевает наличие двух блоков информации:
а) теоретический блок - первый участник (или врач, или педагог, в зависимости от темы) -раскрывает суть проблемы в виде лекции на 10-15 минут.
б) дискуссионный блок - второй участник собрания (психолог или педагог) - вскрывает существующие в данном классе проблемы и предлагает пути их решения (на 15-20 минут).
Нами использовалась такая активная форма работы, как метод мозгового штурма. Данная форма родительского собрания позволяет осветить аспекты одной проблемы (педагогический, психологический, медицинский), кроме того, за счет привлечения специалистов разного уровня повышается качество преподносимого материала.
Из анализа программы родительского всеобуча за период с 2012 по 2014 учебный год следует, что:
- педагогический коллектив школы уделяет большое внимание сохранению физического здоровья школьников через их родителей, в частности, стремится повысить внимание к профилактике таких серьезных проблем современного общества, как наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.;
- педагогический коллектив также волнуют вопросы, связанные с профилактикой неврозов, а самое главное, педагоги понимают необходимость обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью самим заботиться о своем здоровье, что обеспечивается также путем заказа тем родительских собраний, связанных с формированием навыков здорового образа жизни у учащихся;
- на занятиях родительского всеобуча освещаются вопросы, касающиеся психологического здоровья школьников. Начиная с особенностей детей разного школьного возраста, на родительских собраниях также обсуждают такие вопросы, как причины конфликтов и пути их разрешения, рассматривают причины нарушения поведения детей с интеллектуальной недостаточностью, агрессивности, формирования зависимостей, предлагают пути выхода из кризисных ситуаций.
Стабильность собраний по программе «Здоровье», участие все большего числа родителей говорит о необходимости и важности работы по данному направлению, о необходимости для родителей информации, касающейся вопросов формирования здорового образа жизни у школьников, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ повторного анкетирования учащихся и родителей (2013-2014 учебный год) показывает, что большинство родителей стали более серьезно подходить к здоровью своих детей:
- беседы со школьниками о важности заботы о своем здоровье проводят 68 % родителей;_
- пример ответственного, уважительного отношения к своему здоровью, по мнению школьников, подают 54 % родителей;
- здоровьесберегающее направление в работе школы одобряют 95 % родителей.
В результате проведенного исследования и проделанной практической работы можно сделать следующие выводы:
1) для школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо создание информационной здоровьесберегающей среды, участниками которой должны стать не только педагоги, но и родители;
2) в работе по формированию навыков ЗОЖ у школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности протекания их психических процессов и сфор-мированности эмоционально-волевой сферы, а это требует наличия определенного уровня знаний у родителей;
3) целесообразна такая форма работы с родителями, как родительский всеобуч, и необходимо использование новых технологий в проведении занятий с родителями по формированию отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
4) исходя из представленного нами сравнительного анализа результатов опроса школьников и опроса их родителей, можно говорить об эффективности социального взаимодействия педагогического коллектива и родителей в процессе формирования отношения к здоровью и навыков здорового образа жизни у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Библиографический список
1. Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учебно-методическое пособие / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. - Саратов, 1999. -
110 с.
2. Руденский, Е. В. Социальная психология [Текст] / Е. В. Руденский. - М. : Инфра, 2000.
3. Тихомирова, Л. Ф. Школьникам о здоровом образе жизни [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. -Ярославль : Ремдер, 2003. - 96 с.
4. Тихомирова, Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 2007. - 192 с.
157
5. Тихомирова, Л. Ф. Формирование навыков здорового образа жизни у подростков с задержкой психического развития [Текст] / Л. Ф. Тихомирова, А. Э. Симановский, В. Е. Смирнов // Ярославский педагогический вестник. - Том II (Психолого-педагогические науки). - 2013. - № 3. - С. 48-54.
6. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни [Текст] / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. - 1997. - №2. - С. 3-14.
Bibliograficheskij spisok
1. Zajcev, D. V. Osnovy korrekcionnoj peda-gogiki [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / D. V. Zajcev, N. V. Zajceva. - Saratov, 1999. -110 s.
2. Rudenskij, E. V. Social'naya psixologiya [Tekst] / E. V. Rudenskij. - M. : Infra, 2000.
3. Tixomirova, L. F. Shkol'nikam o zdorovom obraze zhizni [Tekst] / L. F. Tixomirova. -Yaroslavl': «Remder», 2003. - 96 s.
4. Tixomirova, L. F. Kak sformirovat' u shkol'nika zdorovyj obraz zhizni [Tekst] / L. F. Tixomirova. - Yaroslavl': «Akademiya raz-vitiya», 2007. - 192 s.
5. Tixomirova, L. F. Formirovanie navykov zdorovogo obraza zhizni u podrostkov s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya [Tekst] / L. F. Tixomirova, A. E'. Simanovskij, V. E. Smirnov // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - Tom II (Psixologo-pedagogicheskie nauki). - 2013. - № 3. - S. 48-54.
6. Charlton, E'. Osnovnye principy obucheniya zdorovomu obrazu zhizni [Tekst] / E'. Charlton // Voprosy psixologii. - 1997. - №2. - S. 3-14.