Научная статья на тему 'Родители о роли школы в формировании здорового образа жизни ребенка'

Родители о роли школы в формировании здорового образа жизни ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1426
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / УЧАЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИ / ЗДОРОВЬЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PARENTS / CHILDREN / STUDENTS / TEACHERS / HEALTH / BAD HABITS / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковшова Елена Сергеевна

В статье изложены результаты социологического исследования, проведенного с целью выявления мнения родителей о деятельности школы, где обучаются их дети, и некоторых аспектов системы образования.. Одной из задач исследования является выявление причин несформированности у современных школьников здорового образа жизни, факторов, негативно влияющих на здоровье детей. Была проанализирована точка зрения родителей на значимость здоровья в жизни подростка. Исследование позволило выявить главную цель работы школы и роль деятельности педагогов по формированию здорового образа жизни детей. Родители оценили работу педагогов, администрации, поваров, работающих именно в той школе, где учится их ребенок; характеристики школы, связанные с формированием здорового образа жизни детей, значимость взаимодействия родителей и педагогов, роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка, выделили главные аспекты, которые должны развивать родители, поддерживая здоровье своих детей. Родители сформировали свою точку зрения по поводу главных аспектов в формировании здорового образа жизни ребенка, которые должна развивать семья, оценена необходимость взаимодействия семьи и школы с целью формирования здорового образа жизни ребенка. В итоге были сформулированы рекомендации для повышения эффективности работы педагогов, определения путей взаимодействия учителей и родителей по формированию здорового образа жизни школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковшова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents about the Role of Schools in the Formation of Child''s Healthy Lifestyle

The article presents the results of a sociological survey carried out to detect the parents’ point of view on efficiency of teachers’ activity in formation of a healthy lifestyle of children. One of the issues of the survey is to identify reasons of incompleteness of modern children lifestyle and some factors which affect children’s health. The parents' viewpoint about the importance of healthy lifestyle is analyzed. The survey helped identify the main aim of the school work and the role of the teachers'' activity to form children’s healthy lifestyle. The parents estimated the teaching staff’s work, the administration’s and the canteen workers'' activity where their child studies and the school characteristics which are connected with the formation of children’s healthy lifestyle. The basic aspects of the formation of the children’s healthy lifestyle which the family should develop were determined by the parents. The parents expressed their point of view about the interaction of the family and the school with the goal to form children’s healthy lifestyle, need of interaction of a family and school for the purpose of formation of a healthy lifestyle of a child is estimated. To sum up, the recommendations for improving the efficiency of the teaches' work, defining the ways of teachers and parents interaction for the formation of children's healthy lifestyle are formulated.

Текст научной работы на тему «Родители о роли школы в формировании здорового образа жизни ребенка»

1УДК 316.74 ББК 60.56

РОДИТЕЛИ О РОЛИ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Е. С. Ковшова

Аннотация. В статье изложены результаты социологического исследования, проведенного с целью выявления мнения родителей о деятельности школы, где обучаются их дети, и некоторых аспектов системы образования. Одной из задач исследования является выявление причин несформированности у современных школьников здорового образа жизни, факторов, негативно влияющих на здоровье детей. Была проанализирована точка зрения родителей на значимость здоровья в жизни подростка. Исследование позволило выявить главную цель работы школы и роль деятельности педагогов по формированию здорового образа жизни детей. Родители оценили работу педагогов, администрации, поваров, работающих именно в той школе, где учится их ребенок; характеристики школы, связанные с формированием здорового образа жизни детей, значимость взаимодействия родителей и педагогов, роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка, выделили главные аспекты, которые должны развивать родители, поддерживая здоровье своих детей. Родители сформировали свою точку зрения по поводу главных аспектов в формировании здорового образа жизни ребенка, которые должна развивать семья, оценена необходимость взаимодействия семьи и школы с целью формирования здорового образа жизни ребенка.

В итоге были сформулированы рекомендации для повышения эффективности работы педагогов, определения путей взаимодействия учителей и родителей по формированию здорового образа жизни школьников.

Ключевые слова: родители, дети, учащиеся, педагоги, здоровье, вредные привычки, здоровый образ жизни.

PARENTS ABOUT THE ROLE OF SCHOOLS IN THE FORMATION OF CHILD S HEALTHY LIFESTYLE

E. S. Kovshova

Abstract. The article presents the results of a sociological survey carried out to detect the parents' point of view on efficiency of teachers' activity in formation of a healthy lifestyle of children. One of the issues of the survey is to identify reasons of incompleteness of modern children lifestyle and some factors which affect children's health. The parents' viewpoint about the importance of healthy lifestyle is analyzed. The survey helped identify the main aim of the school work and the role of the teachers' activity to form children's healthy lifestyle. The parents estimated the teaching staff's work, the administration's and the canteen workers'' activity where their child studies and the school characteristics which are connected with the formation of children's healthy lifestyle.

The basic aspects of the formation of the children's healthy lifestyle which the family should develop were determined by the parents. The parents expressed their point of view about the interaction of the family and the school with the goal to form children's healthy lifestyle, need of interaction of a family and school for the purpose of formation of a healthy lifestyle of a child is estimated.

To sum up, the recommendations for improving the efficiency of the teaches' work, defining the ways of teachers and parents interaction for the formation of children's healthy lifestyle are formulated.

Keywords: parents, children, students, teachers, health, bad habits, healthy lifestyle.

Проблема здоровья человека по своей практической значимости и социальной актуальности является одной из самых важных. Здоровье подрастающего поколения определяется целым рядом факторов: генетических, социальных, культурных, экологических, медицинских и является результатом взаимодействия человека с природой, с окружающей социальной средой и его образом жизни. Ситуация усугубляется тем, что сами дети далеко не всегда осознают значимость здоровья как необходимого условия жизни и нередко пренебрегают нормами заботы о нем, что в свою очередь ведет к росту заболеваний, функциональных отклонений, физических расстройств [1, с. 65]. Это отмечают педагоги, об этом же говорят и социологи: «Как показывают результаты социологических исследований, большинство представителей молодежи, в частности школьников, не воспринимают свое здоровье как ценность и относятся к нему крайне попустительски» [2, с. 248]. Для сохранения здоровья и поддержания его дети должны вести здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни - это модель жизнедеятельности, связанная с представлениями о личной и социальной ценности здоровья, средствах, формах и способах его сбережения. Культура здорового образа жизни личности -это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими компонентами: образовательно-когнитивным; мотивационно-цен-ностным и целевым; физической культурой; социально-культурным и поведенческим; дея-тельностным; конструктивным; эмоционально-волевым [3, с. 25]. Именно социальное поведение, цель которого - достижение душевного, физического и социального благополучия, является здоровьесберегающим и в основе его -умение вести здоровый образ жизни.

Высокий уровень умения вести здоровый образ жизни включает в себя принятие человеком здоровья и здорового образа жизни как ценности; расположение здоровья в иерархии ценностей на высшем уровне; ответственное отношение к своему здоровью, проявление за-

боты о его сохранении; восприятие здорового образа жизни как потребности, осознание его важности, активное отношение к изучению и реализации средств сохранения здоровья.

Человек, который стремится вести здоровый образ жизни, имеет обширные представления о работе человеческого организма и о факторах, влияющих на здоровье; знает элементы здорового образа жизни и потребностей человека, осознает логику здорового образа жизни; вредные привычки у него отсутствуют или ведется борьба с ними; развиты навыки планирования в вопросах здоровьесберегаю-щей деятельности, стремится оптимизировать свой образ жизни. Жизненные цели этого человека учитывают важность сохранения здоровья, его жизнедеятельность четко организована [4, с. 185]. Воспитание навыков такого поведения, объяснение ребенку необходимости вести здоровый образ жизни, создание мотивации к этому лежит в поле профессиональных интересов и компетентности педагогов, является задачами педагогов и родителей в процессе поддержания здоровья учеников.

Для эффективного формирования у детей умения вести здоровый образ жизни, поддержания и улучшения их здоровья необходимо учитывать мнение родителей о роли семьи и школы в формировании представлений и навыков здорового образа жизни. При конструктивном взаимодействии, взаимопонимании и сотрудничестве педагогов и родителей цели и задачи образовательного процесса будут выполнены с максимальной эффективностью. Оценки родителями работы педагогов по формированию здорового образа жизни школьников нашли свое отражение в социологическом исследовании, осуществленном в школе одного из городов Нижегородской области1.

Уровень образованности родителей, участвующих в опросе, довольно высокий: у 44% отцов и 63% матерей - высшее образование, у 30% отцов и 25% матерей - среднее специальное образование. Родителей, имеющих только среднее общее образование, немного - 7% среди отцов и 3% среди матерей. Распределение относительно социально-профессиональ-

1 Исследование «Современная система образования в оценках родителей школьников» осуществлено в сентябре-ноябре 2015 г. в одном из городов Нижегородской области. Выборка квотная, репрезентативная, опрошены родители учеников разных классов - с первого по одиннадцатый - 502 человека.

ных статусов довольно равномерное: среди участвующих в исследовании отцов и матерей 29% и 26% рабочих соответственно, 24% и 34% служащих, 17% и 23% инженерно-технических работников. Интеллектуальный уровень родителей в целом довольно высок, а следовательно, они должны полностью осознавать и принимать необходимость поддержания и улучшения здоровья детей.

По мнению почти всех родителей (91%), умение вести здоровый образ жизни является качеством личности, которое необходимо человеку в жизни. Около двух третей родителей (63%) полагают, что поддержание и улучшение здоровья учеников является важнейшим аспектом воспитательной работы в школе. И для родителей, и для педагогов поддержание и улучшение здоровья учеников - это, в первую очередь, исключение факторов, приносящих вред здоровью ребенка, и создание условий для непосредственного улучшения здоровья детей (рациональный режим труда и отдыха, правильное питание, влияние окружающей среды, оптимальная и систематическая физическая активность, соблюдение баланса физических и психических нагрузок).

По мнению родителей, поддержанию и улучшению здоровья школа должна уделять больше внимания, чем развитию навыков здорового образа жизни и формированию здоро-вьесберегающего поведения (рис. 1). Здоро-вьесберегающее поведение детей, в частности, понимание ребятами того, чего они должны избегать, что является опасным для здоровья, и

навыки здорового образа жизни важны для родителей, но физическое здоровье является главной ценностью. Кроме того, формирование навыков здорового образа жизни и здоро-вьесберегающего поведения - довольно длительный процесс, результат которого не гарантирован. Таким образом, для родителей воспитание навыков здорового образа жизни не означает наличие их у детей, это должно быть результатом воспитательного процесса. Возможно, недостаток внимания школьников к проблеме здорового образа жизни усиливается недостаточным авторитетом учителей.

В рамках исследования родители выделили направления работы школы, которые необходимо реализовывать в процессе формирования навыков здорового образа жизни у детей. По мнению большинства родителей (67%), сохранять и укреплять здоровье детей должны не только родители, так как на развитие ребенка влияют все, кто с ним активно и длительно общается. Очевидно, что таковыми являются педагоги. Такое мнение родителей еще раз подтверждает весомую роль школы в поддержании и улучшении здоровья детей.

Большая доля родителей (40%) говорят о дефиците в школьной образовательной программе дисциплин, ориентированных на формирование здорового образа жизни. В современной системе образования к таким дисциплинам можно отнести физическую культуру, экологию, биологию. Большинство учебных занятий ориентированы на интеллектуальное развитие де-

I Ненужный аспект

О Нужный аспект

□ Важнейший аспект

Развитие навыков здорового образа жизни

Формирование здоровьесберегающего поведения учащихся

Поддержание и улучшение здоровья учеников

-10 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 1. Мнение родителей о значимости аспектов деятельности школы в направлении формирования здорового образа жизни, %

■ Неудовлетворительно

В Удовлетворительно

□ Хорошо

Развитие навыков здорового образа жизни

Формирование здоровьесберегающего поведения учащихся

Поддержание и улучшение здоровья учеников

-20 -10 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Рис. 2. Оценка деятельности педагогов по формированию здорового образа жизни учеников, %

тей, формирование знаний и умений соответственно предмету. Для снижения отмеченного родителями дефицита можно повысить временные диапазоны, отведенные на рассмотрение вопросов физического здоровья на уроках биологии. Также можно порекомендовать педагогам на уроках обществознания уделять время на объяснение значимости здорового образа жизни, здоровьесберегающего поведения для конструктивного общения с окружающими, повышения авторитета в коллективе сверстников, создания уважения со стороны педагогов, родителей и других взрослых.

С точки зрения половины родителей (52%), работу по поддержанию и улучшению здоровья учеников в современной системе образования можно оценить как удовлетворительную, хотя 16% родителей говорят о том, что школа уделяет недостаточно внимания поддержанию и улучшению здоровья учеников, и оценивают работу школы по этому направлению как неудовлетворительную (рис. 2). Вдвое больше родителей (30%) считают, что эта работа в современной школе поставлена хорошо. Очень близкую оценку родители дают работе школы по развитию навыков здорового образа жизни. Большинство родителей (53%) говорят о том, что школа ведет удовлетворительную работу по этому направлению. Более всего удовлетворительных оценок родители поставили школе за формирование здоро-вьесберегающего поведения учащихся.

Таким образом, мнение родителей заключается в том, что школа в целом создает необходимые условия, направленные на формирова-

ние у детей различного возраста мотивации к поддержанию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни, однако они явно хотели бы, чтобы учителя работали в этом направлении более активно. Исходя из результатов исследования, можно говорить о том, что нужно развивать психолого-педагогическую работу в школе по формированию здорового образа жизни у школьников.

Родителям было предложено оценить работу учителей и администрации по формированию здорового образа жизни именно той школы, в которой учится их ребенок. С точки зрения 30% родителей, в школе хорошо организована работа медиков, которые могут поддержать здоровье ребенка в проблемных ситуациях и улучшить его. Для сохранения здоровья большую роль играет правильное питание. Чрезвычайно важно отсутствие в школе даже вероятности того, что ребенок может чем-либо отравиться или получить инфекцию. Естественно, это является следствием неверной организации питания в школе. Однако такого мнения придерживаются 21% родителей, большинство (66%) оценивают работу столовой и ее руководства положительно (табл. 1).

Для поддержания здоровья значительную роль играет баланс умственных и физических нагрузок. При излишней умственной нагрузке, которую испытывают многие дети при обучении в школе, их здоровье может ухудшаться. Такого мнения придерживаются 59% родителей. Соответственно, для гармоничного развития личности ребенка в школе должен поддерживаться

баланс нагрузок. Такого мнения придерживаются 88% родителей. Отсутствие баланса нагрузок оценивают как норму педагогической деятельности всего лишь 6% опрошенных. Из этого можно сделать вывод, что эти родители оценивают образовательную программу как излишне насыщенную, по уровню сложности иногда превосходящую возможности детей. По мнению 14% родителей, дети не испытывают сильного стресса при обучении в школе, справляются с умственными и физическими нагрузками.

По мнению 93% родителей, в школе обязательно должны быть организованы спортивные секции на бесплатной основе. И педагоги, и администрация понимают роль занятий спортом в поддержании здоровья, поэтому в данной школе реализуются занятия в бесплатных спортивных секциях по баскетболу, волейболу, легкой атлетике (табл. 2).

Естественно, на улучшение здоровья детей наиболее эффективно влияют занятия физкультурой. Учитывая уровень здоровья детей, их физическое развитие, а не только возраст, педагоги смогут повысить эффективность занятий физкультурой и усилить их позитивное влияние на здоровье детей. По мнению 79% родителей, занятия физкультурой должны быть построены с учетом дифференциации согласно уровню здоровья учащихся. Иногда у детей и родителей появляются мысли о том, что спортивные занятия отнимают время у предметных дисциплин, следовательно, уроки физкультуры можно было бы перевести из обязательных в предметы «по выбору» или факультативы. Однако большинство родителей - 72% - придерживаются иного мнения и считают, что уроки физкультуры должны быть обязательными. Это соответствует желанию родителей улучшать здоровье детей при обучении в школе. Несмотря на это многие ро-

дители (40%) не считают обязательными оценки по физкультуре, а отдают приоритет здоровью и развитию ребенка. Иными словами, для этих родителей спортивные успехи детей имеют небольшое значение, а физкультуру они рассматривают в качестве занятий, направленных исключительно на поддержание здоровья детей. Действительно, физическая активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни, а само это понятие отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре и своему здоровью, предполагая осуществление определенной деятельности по укреплению физического состояния [5, с. 5].

Одной из основ развития умения вести здоровый образ жизни является понимание разрушительности негативного влияния на здоровье вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики и др.). Все типы зависимостей (табачная, алкогольная, наркотическая) являются саморазрушающим поведением и имеют основательную социально-психологическую базу. Одобрение со стороны сверстников, уважение в своей компании - все это очень важно для молодых людей, особенно юношей. И если большинство окружающих курит, то необходимо начать курить самому, «... чтобы не прослыть белой вороной. сохранить право быть в этой как будто уже взрослой курящей компании. Даже если в ответах курящих подростков и можно подозревать наличие своего рода позы (мол, я курю и все мои друзья курят), но отличия в ответах курящих и некурящих по поводу курения знакомых слишком велики, чтобы списать их на пустую браваду» [6, с. 7]. При этом «.наряду с курением школьники приобретают и другие вредные привычки. Так, курящие юноши вдвое чаще некурящих потребляют пиво. более чем втрое чаще потребляют

Таблица 1

Оценка родителями характеристик школы, в которой учится их ребенок, связанных с формированием здорового образа жизни, %

Тезисы Не согласны Согласны

категорически скорее скорее совершенно

В школе хороший социально-психологический климат 2 8 37 9

Большое внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья учеников 1 14 34 6

Хорошо организовано питание детей в школьной столовой 5 16 42 14

В школе хорошо организовано медицинское обслуживание 9 21 26 4

Таблица 2

Мнение родителей о направлениях деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся, %

Тезисы Не согласны Согласны

категорически скорее скорее совершенно

Занятия по формированию здорового образа жизни должны быть обязательными в школьной программе 2 6 49 27

Занятия физкультурой должны быть дифференцированы по уровню здоровья учащихся 1 6 48 31

В школе должен соблюдаться баланс умственных и физических нагрузок 1 5 41 47

В школе должны быть организованы спортивные секции на бесплатной основе 1 2 35 58

В школьной образовательной программе наблюдается дефицит дисциплин, ориентированных на формирование здорового образа жизни 4 18 32 8

При существующей нагрузке в школе по общеобразовательным предметам здоровье учащихся снижается к моменту окончания школы 2 12 31 28

Нужно отменить оценки по физкультуре, главная мотивация — здоровье и физическое развитие ребенка 11 26 24 16

Сохранение и укрепление здоровья детей — исключительно забота родителей 26 41 19 5

Занятия физкультурой должны быть факультативными (по желанию), это дело добровольное 35 37 10 7

вино... в четыре раза чаще водку... и интенсивность потребления алкогольных напитков курящими и некурящими заметно отличается: среди курящих заметно больше тех, кто систематически или постоянно употребляет эти напитки, причем в заметно больших дозах». Аналогичным образом так ведут себя и юноши, и девушки, хотя среди юношей интенсивность вредных привычек значительно выше [6, с. 15].

Приобщение к вредным привычкам, как показывают многие социологические исследования, происходит в школьном возрасте, причем нередко это происходит в довольно раннем подростковом возрасте, но массовое приобщение к ним приходится на старшие классы. Особенно это касается привычки к курению: основная масса завзятых курильщиков приобщается к этой пагубной привычке в школьные годы, и курят они обычно совместно со своими школьными друзьями. В этом же возрасте начинается приобщение и к выпивке, но, в отличие от курения, которое происходит чаще всего тайно от взрослых, знакомство с рюмкой происходит несколько по-иному. «Приобщение к употреблению алкоголя чаще происходит в присутствии родителей. Первый опыт, как правило, связан с семейными праздничными застольями, тогда как продолжение - с компанией сверстников» [2, с. 252]. По-

следние исследования показывают, что борьба с курением достигла некоторых результатов, хотя слишком обольщаться не следует: сегодня дети более тщательно скрывают факт своего курения, однако ответ на вопрос о распространенности курения в окружающем детей социальном пространстве практически не меняется. Прежними темпами растет потребление алкоголя подростками обоего пола, и это явление не вызывает у подростков «.массового отторжения. Конечно, тех, кто относится к этому положительно, не так уж и много, однако очень высока доля тех, кто относится к этому нейтрально. Это явление привычное, повседневное. Проблема алкогольного или наркотического опьянения подростков не ставится остро, решение этой проблемы ограничивается рассказами о вреде табакокурения и алкогольной зависимости, которые не оказывают особого влияния на подростков» [7, с. 42]. И очевидно, что роль школы в этом процессе пока еще до конца не выполнена.

Зависимости, или вредные привычки, - это тема, которая затрагивает личность подростка, его отношения со сверстниками, противоположным полом - очень важные для молодежи стороны жизни. Именно поэтому искренне, без лжи, со стремлением избавиться от вредных привычек, подростки обсуждают тему зависимостей только

с теми людьми, которым полностью доверяют. Следовательно, для результативной профилактики зависимостей очень большое значение имеют позитивные доверительные отношения педагогов с учениками, так как к мнению педагога, не имеющего авторитета и уважительного отношения, подростки не будут прислушиваться.

Кроме того, социально-психологический климат в коллективе учеников влияет на психическое здоровье детей. От конфликтов, негативных эмоций у ребенка повышается нервное напряжение, что оказывает негативное влияние на работу сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Многие родители (45%) затрудняются оценить социально-психологический климат школы. Возможно, это связано с тем, что родители нечасто беседуют с педагогами, посещают школу. Очень близкое количество опрошенных - 46% - оценили взаимоотношения в школе положительно, что, соответственно, позитивно влияет на здоровье детей. Похожая картина сложилась при оценивании интенсивности работы педагогов по сохранению здоровья учеников. 40% опрошенных отмечают, что в школе уделяется большое внимание укреплению здоровья учеников. Иными словами, администрация и работники школы прикладывают все возможные усилия, используют все возможности для поддержания здоровья учеников. Однако 44% родителей не смогли оценить это направление деятельности школы.

Одним из путей развития является внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных форм обучения детей на основе здоро-вьесберегающей педагогики. Можно также порекомендовать педагогам включать во многие предметы школьного цикла элементы антиалкогольного воспитания, вредного воздействия наркотиков и курения, социальному педагогу -проводить в школе здоровьесберегающие занятия с детьми различных групп в целях сохранения и укрепления здоровья школьников.

Формирование здорового образа жизни реализуется на внеурочных мероприятиях: классных часах, беседах с медиками, занятиях с психологом, социальным педагогом. По мнению 76% опрошенных родителей, эти занятия, направленные в итоге на улучшение здоровья детей, должны быть обязательными.

По мнению многих родителей, в развитии умения вести здоровый образ жизни и навыков рациональной организации времени ведущую роль должна играть семья. Действительно, очень большое значение имеет семейное воспитание. Его влияние на формирование потребности в здоровом образе жизни у детей подчеркивалось в трудах многих ученых еще начала ХХ в. Развитие навыков безопасной жизнедеятельности 45% родителей хотели бы разделить поровну с педагогами, а 29% полностью отдают это направление воспитания школе (табл. 3). Возможно, такая точка зрения родителей связана с тем, что в школе по развитию навыков безопасной жизнедеятельности выделена отдельная дисциплина - основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Для согласования усилий родителей и школьного коллектива, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, нужно проводить тематические родительские собрания. На таких собраниях родителям следует разъяснять правила поведения учеников в школе, на них можно обсудить и возможности проведения дополнительных мероприятий с целью укрепления здоровья детей. К таким мероприятиям можно отнести регулярное посещение ребенком бассейна (при наличии согласия врача), прогулки и экскурсии на свежем воздухе, организацию спортивных секций и кружков, проведение дополнительных медицинских осмотров детей и др. На собраниях принимаются удовлетворяющие и родителей, и школу решения, выполнение которых должно быть обязательным.

Таблица 3

Мнение родителей о роли семьи и школы в формировании навыков

здорового образа жизни, %

Навыки Семья Школа И семья, и школа

Умение вести здоровый образ жизни 50 7 42

Навыки рациональной организации своего времени 53 13 32

Навыки безопасной жизнедеятельности 25 29 45

Очень важна оценка родителями своей деятельности по формированию здорового образа жизни: 83% родителей говорят о том, что приучают своего ребенка к здоровому образу жизни, объясняют ему негативные последствия вредных привычек, проводят профилактику заболеваемости (табл. 4). Отмечая необходимость занятий физкультурой и спортом в школе, многие родители признают, что они не занимаются с ребенком физкультурой и спортом (39%). Можно сделать вывод, что, по мнению родителей, спортивные и физкультурные занятия должны организовывать педагоги, а ведущая деятельность родителей для формирования здорового образа жизни - это регулярные прогулки с детьми на свежем воздухе и беседы о здоровом образе жизни, требования, рекомендации и советы для поддержания здоровья. Такая точка зрения является негативным фактором при формировании отношений взаимопомощи и взаимоподдержки между родителями и педагогами, а следовательно, снижает эффективность воспитания, в том числе и развития умений вести здоровый образ жизни.

Оптимизм родителей по поводу успешности их усилий по формированию у детей навыков здорового образа жизни, очевидно, несколько преувеличен. Осуществленное автором исследование, касающееся проблем современной школы в оценках учителей, показывает, что сегодня в подростковой среде нарастает явление гиподинамии, недостатка физических нагрузок. Одной из причин этого - увлечение детей компьютером и гаджетами. «Двигательная активность уменьшается, говорят учителя, несмотря на то, что условия для формирования физически активной среды в стране создаются, например, есть программы строительства физкультурных комплексов. Понятно, что ФОКи не будут пустовать, туда будут ходить взрослые, поняв,

что здоровьем следует заниматься, но детей туда необходимо как-то завлекать. Их двигательная активность по-прежнему недостаточна, не хватает игр на свежем воздухе. Современные школьники часто не выполняют необходимого объема активных движений, о чем говорят не только учителя физкультуры, но и предметники, классные руководители» [8, с. 86].

Проблема формирования здорового образа жизни воспринимается родителями как весьма актуальная, однако явно просматривается различие родителей в подходах к решению этой проблемы. Довольно значительная часть родителей склонна переложить эту функцию целиком на школу, причем эта готовность никак не коррелирует с оценками родителей способности школы решать эту проблему. Высокий уровень обеспокоенности родителей проблемами здоровьесберегающего поведения детей коррелирует с обеспокоенностью общественности этой проблемой, однако ни родители, ни педагоги, ни школа не сформировали представления об образе действий, необходимых для решения этой проблемы. Актуальным представляется необходимость формирования целевых проектов, направленных на создание среды, формирующей запрос на здоровый образ жизни у детей, и формирование четкого представления у родителей о собственных прерогативах в этой плоскости.

Сегодня весьма актуальным является развитие у школьников умения и желания вести здоровый образ жизни. Ориентирование молодежи на поддержание здоровья в процессе школьного образования должно быть основано на целенаправленных действиях педагогов и родителей по информированию школьников о здоровом образе жизни как профессионально-личностной ценности, актуализации их ценностно-эмоционального отношения к здоровому обра-

Таблица 4

Оценка родителями своих усилий по формированию у детей здорового образа жизни, %

Тезисы Не согласны Согласны

категорически скорее скорее совершенно

Приучают своего ребенка к здоровому образу жизни 0 1 43 50

Регулярно вместе с ребенком занимаются физкультурой и спортом 5 34 30 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регулярно гуляют вместе со своим ребенком 3 19 44 17

зу жизни; создание мотивации к формированию у себя здоровьесберегающего поведения, которая основывается на понимании детьми позитивных сторон здорового образа жизни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петрова Л. В. Актуальность комплексного подхода к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни подростков младшего и среднего возраста // Педагогическое образование. - 2013. - № 3. - С. 65-69.

2. Зернов Д. В., Ушакова Я. В. Здоровый образ жизни как поле социальной работы // Специфика профессиональной деятельности социальных работников / под общ. ред. проф. З. Х. Саралиевой. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2015. - С. 247-252.

3. Некрасова Т. А. Здоровый образ жизни в контексте современного социологического знания // Сервис plus. - 2010. - Вып. 4. - С. 2027.

4. Носов А. Г. Градация уровней становления здорового образа жизни у обучающихся // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 12-1. - С. 183-186.

5. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

6. Курение: личный выбор и национальная проблема. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2010. -71 с.

7. Зернов Д. В., Шикунова И. В. Фемининность, маскулинность и отклоняющееся поведение школьников // Социальные преобразования и социальные проблемы: сб. науч. тр. - Вып. 15. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2015. - С. 38-57.

8. Иудин А. А., Ковшова Е. С. Реформы и социальное самочувствие российского учителя //

Социальные преобразования и социальные проблемы: сб. науч. тр. Вып. 15. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2015. - С. 77-109.

REFERENCES

1. Petrova L. V. Aktualnost kompleksnogo podk-hoda k izucheniyu zdorovya i formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni podrostkov mladshego i srednego vozrasta. Pedagogicheskoe obra-zovanie. 2013, No. 3, pp. 65-69.

2. Zernov D. V., Ushakova Ya. V. Zdorovyy obraz zhizni kak pole sotsialnoy raboty. In: Saralieva Z. Kh. (ed.) Spetsifika professionalnoy deyatel-nosti sotsialnykh rabotnikov. N. Novgorod: NISOTs, 2015. Pp. 247-252.

3. Nekrasova T. A. Zdorovyy obraz zhizni v kon-tekste sovremennogo sotsiologicheskogo znani-ya. Servis plus. 2010, Iss. 4, pp. 20-27.

4. Nosov A. G. Gradatsiya urovney stanovleniya zdorovogo obraza zhizni u obuchayushchikh-sya. Fundamentalnye issledovaniya. 2014, No. 12-1, pp.183-186.

5. Balsevich V. K. Ontokineziologiya cheloveka. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. 275 p.

6. Kurenie: lichnyy vybor i natsionalnaya problema. Nizhny Novgorod: NISOTs, 2010. 71 p.

7. Zernov D. V., Shikunova I. V. Femininnost, maskulinnost i otklonyayushcheesya povedenie shkolnikov. In: Sotsialnye preobrazovaniya i sotsialnye problemy: coll. scientific papers. Iss. 15. Nizhny Novgorod: NISOTs, 2015. Pp. 3857.

8. Iudin A. A., Kovshova E. S. Reformy i sotsial-noe samochuvstvie rossiyskogo uchitelya. In:

Sotsialnye preobrazovaniya i sotsialnye problemy: coll. scientific papers. Iss. 15. Nizhny Novgorod: NISOTs, 2015. Pp. 77-109.

Ковшова Елена Сергеевна, аспирант кафедры прикладной социологии факультета социальных наук Национального исследовательского нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского e-mail: [email protected]

Kovshova Elena S., Post-graduate student, Applied sociology Department, Social sciences Faculty, N. I. Loba-chevsky Nizhni Novgorod National Research State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.