УДК 372.881.1
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СТОРОН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
© 2017
Пайгина Евгения Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии
Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, Игнатьевское ш., 21, e-mail: [email protected])
Аннотация. В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развивались в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия. В процессе взаимодействия производится: 1) восприятие людьми друг друга; 2) взаимная оценка друг друга; 3) совместное действие - сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п. Социальное взаимодействие в социальной работе - универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое новое звено в новое качественное состояние. Социальное взаимодействие в социальной работе отражает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение, направленной на решение трудной жизненной ситуации клиента.
Ключевые слова: взаимодействие, социальной взаимодействие, социальная работа, клиент социальной работы, субъект социальной работы, социальное партнерство, профессиональное образование, бакалавр социальной работы, социальная проблема.
SOCIAL INTERACTION AS A BASIS FOR THE CONSTRUCTION OF THE CONTENT AND PROCESSUAL PARTIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE SOCIAL
WORKERS BACHELOR
© 2017
Paigina Evgenia Sergeevna, post-graduate student of the Chair of Pedagogy and Psychology
Amur State University (675027, Russia, Blagoveshchensk, Ignatievskoe sh., 21, e-mail: [email protected])
Abstract. In their life, all people are constantly interacting with each other. The personality of any person represents the totality of those social qualities that were formed and developed in certain networks of interpersonal interactions. Communicating with peers, relatives, acquaintances, with casual fellow travelers, each person carries out certain social interactions. In the process of interaction is made: 1) people's perception of each other; 2) mutual evaluation of each other; 3) joint action - cooperation, rivalry, conflict, etc. Social interaction in social work is a universal form of development, a mutual change in phenomena, both in nature and in society, leading each new link into a new qualitative state. Social interaction in social work reflects a wide range of processes of the surrounding reality, through which cause and effect relationships are realized, there is an exchange between the interacting parties, their mutual change aimed at solving the difficult life situation of the client.
Keywords: interaction, social interaction, social work, client of social work, subject of social work, social partnership, vocational education, bachelor of social work, social problem.
Многие исследователи отмечают, что наступила эра исследований социального взаимодействия, и характер этих исследований меняется вслед за изменением среды, социума и социального пространства. Для наиболее полного рассмотрения взаимодействия между людьми необходимо вначале рассмотреть понятие с разных точек зрения.
Взаимодействие - категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. термин «взаимодействие» трактуется как «взаимные отношения между кем-нибудь или чем-нибудь», а также как «взаимная связь явлений». Жбанкова И. И. рассматривает категорию взаимодействия в философском анализе в четырех аспектах - онтологическом, гносеологическом, методологическом и логическом. Соглашаясь с этим, мы считаем необходимым подчеркнуть, что для данного исследования наибольший интерес представляет содержательная сторона взаимодействия. «Категория взаимодействия является существенным принципом познания природных и общественных явлений» [1].
Особый интерес вызывает проблема социального взаимодействия. В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развивались в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия.
Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую
типологию социального взаимодействия по сферам: социальная (социальный институт, социальные роли, социальные функции, семейно-родственные отношения); экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники); политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти); профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий); демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас); территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.); религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами) [2].
Рассматривая различные сферы деятельности человека, следует сказать о том, что социальной работе при
надлежит основополагающая функция социального взаимодействия по решению общественных проблем на разных уровнях жизнедеятельности. Социальное взаимодействие бакалавра социальной работы - это процесс социального взаимодействия с клиентом, группой, учреждениями и организациями социальной защиты и социального обслуживания населения, направленный на взаимовыгодное, конструктивное, долговременное социальное партнерство между субъектами социальной работы, применением теоретических умений и навыков по решению конфликтных ситуаций, готовность к сотрудничеству, толерантность, а также навыки общения, понимаемые как владения устной и письменной речью,
умение вести диалог, знание этикета в практической деятельности с целью решения трудной жизненной ситуации клиента [3].
Объекты профессиональной деятельности бакалавров социальной работы - это отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры; социально-ориентированный бизнес [4].
Большое значение в деятельности бакалавра социальной работы имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.
К основным категориям клиентов бакалавра социальной работы с которыми происходит социальное взаимодействие относят, в соответствии с рисунком 1.
социальной рас
с которыми раоотает оакалавр социальной pat
многодетные, семьи социального риска (семьи, члены которой страдают алкогольной зависимостью, семьи, которые ведут аморальный образ жизни) Дети, подростки (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, безнадзорные, делин-квентные, девнантные) Инвалиды, лица с ограни-
Лица без определенного места, жительства Мигранты Безработныетраждане
Пожилые, одинокие граждане
Рисунок 3 - Бакалавр социальной работы как субъект социального взаимодействия
Воздействие специалиста на объект социальной работы рассматривается с помощью понятий «вмешательство» и «влияние», в соответствии с рисунком 4.
Рисунок 1 - Категории клиентов социальной работы
Рисунок 4 - Воздействие социального работника на объект социальной работы
Взаимодействия в процессе практической социальной работы проявляются в двух основных формах - воздействия субъекта на объект и содействия клиенту в решении его проблем. Взаимодействие: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. Взаимодействие может быть различных видов: прямое и косвенное.
Профессия бакалавр социальной работы создана для решения социальных проблем человека и общества, включающих: социальные и психологические конфликты; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; этнические и национальные проблемы; преступления и правонарушения; безработица; инвалидность; жилищная проблема; опекунство (рисунок 2).
Бакалавр социальной работы
Сферы деятельности бакалавра социальной работы по решению проблем клиентов
социальные конфликты J I эмоциональные и психолс >гические проблемы нужда и бедность
алкоголизм и наркомания насилие и дискриминация
преступления и правонарушения безработица ипрофессиональная а
| жилищная проблема . «—........ • - ™
Рисунок 2 - Сферы деятельности бакалавра социальной работы по решению проблем клиентов
Область профессиональной деятельности бакалавра социальной работы можно представить в следующей схеме (рисунок 3).
Социальное взаимодействие в системе социальной работы предполагает сознательное практическое проникновение в сложившуюся ситуацию с тем, чтобы добиться желаемых изменений в интересах людей.
Межличностное социальное взаимодействие социального работника и клиента представляет собой последовательность развёрнутых во времени реакции людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые в свою очередь,
воздействуют на поведение А [5]._
Техника межличностного взаимодействия с клиентом выстраивается по принципам:
1) психологической целесообразности, связанной с индивидуальными особенностями клиента;
2) целей и задач взаимодействия, зависящих от содержания проблем клиента;
3) оптимистического подхода к возможностям клиента.
Методы социального взаимодействия в социальной работе социального работника можно разделить на две
группы: а) работа с проблемой клиента; б) работа по поводу этой проблемы со службами и организациями.
Таким образом, в основе содержательной и процессуальной сторон профессиональной деятельности бакалавра социальной работы лежит социальное взаимодействие - это целенаправленный процесс социальной помощи и социальной поддержки различным категориям населения, обусловленный трудной жизненной ситуацией клиента социальной работы, направленный на восстановление социально-значимых функций в обществе, вывода из тяжелой жизненной ситуации, решения проблем, путем взаимного сотрудничества между клиентом, социальным работником, а также учреждениями и организациями по социальной защите и социальному обслуживанию населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс. / А.А. Андреев. - М.: ММИЭИФиП, 2014. - 264 с.
2. Васильева, Т.В. Формирование в вузе культуры профессионально-проектной деятельности бакалавров социальной работы [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т.В. Васильева. - Москва, 2015. - 23с.
3. Базарова, Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза [Текст] : дисс... докт. пед. наук : 13.00.01 / Т.С. Базарова. - Улан-Удэ, 2013. - 366 с.
4. Бессонова, Л.А. Формирование профессионально-личностной компетентности социального работника как
условие преодоления профессиональной деформации личности [Текст]: дисс... канд. психол. наук : 19.00.03 / Л.А. Бессонова . - Тверь, 2012. - 202 с
5. Бейлина, Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.М. Бейлина. - Тольятти, 2014. - 21 с.
6. Ганиев, Э.Р. Социальное партнерство в высшем профессиональном образовании: модели и формы реализации [Текст] / Ганиев Э.Р. // Социально-гуманитарные знания, 2010. - № 6. - С. 342-349.
7. Еремеева, Т.С. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе социального партнерства [Текст] : дис. .канд. пед. наук : 13.
00. 08 / Т.С. Еремеева. - Чита, 2015. - 216 с.
8. Жбанкова И.И. Проблема взаимодействия: философский очерк. Минск: Наука и техника, 2012. - 142 с.
9. Клушина, Н. П. Организация практики студентов по социальной работе [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Н. П. Клушина, В. С. Ткаченко. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 127с.
10. Лейфа, А. В. Профессионально формирующая система физической активности и здоровья студентов высших учебных заведений [Текст]: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Киров., 2007. - 48 с.
11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., Азбуковник, 2014. -1025 с.
12. Полевая, Н. М., Лейфа, А. В. Профессиональная подготовка в вузе специалистов по социальной работе на основе интегративного подхода: Монография [Текст] / Н. М. Полевая, А. В. Лейфа. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2013. - 192 с.
13. Теория социальной работы: Учебник / под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2012. - 334 с.
14. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. Т38 учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
- 240 с.
15. Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2013. - 432с.
16. Теплинских, М.В. Становление профессионального самосознания социальных работников на вузовском и послевузовском этапах образования [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / М.В. Теплинских.
- Хабаровск, 2013. - 194с.
17. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу [Текст] / С. В. Тетерский. - М.: Академический Проект, 2014. - 496 с.
18. Технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей [Текст] / Корниенко Н.В., Ковалевская Ю.С. ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический Государственный Университет», Комсомольск-на-Амуре. - №2, 2013, С.91-97
19. Тимшин, А.Б. Теоретические основы социального партнёрства в профессиональном образовании
[Текст] / А.Б. Тимшин / Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2012. - Т. 1. - №
1. - С. 145-148.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kantiana.ru/uop/managers/ lisfcW39.03.02.pdf (Дата обращения 20.04.2017)
Статья поступила в редакцию 27.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.