Научная статья на тему 'Моделирование формирования готовности к социальному взаимодействию у будущих бакалавров социальной работы в профессиональной деятельности'

Моделирование формирования готовности к социальному взаимодействию у будущих бакалавров социальной работы в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ / СОЦИАЛЬНОЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL INTERACTION / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / КЛИЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / CLIENT OF SOCIAL WORK / СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / SUBJECT OF SOCIAL WORK / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / BACHELOR OF SOCIAL WORK / READINESS FOR SOCIAL INTERACTION / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пайгина Евгения Сергеевна

Процесс развития современного общества основан на межличностных коммуникациях, которые определяют необходимость изменения в обществе роли и содержания образования. В связи с этим проблема обучения способам продуктивного социального взаимодействия будущих бакалавров социальной работы приобретает все более актуальное значение, поскольку десятки миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, семьи, беженцы и др.) стали потребителями социальных услуг, нуждаются в социальной защите и социальном облуживании. В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы, в связи с чем на первый план выдвигается необходимость формирования у будущих специалистов социальной работы готовности осуществлять социальное взаимодействие в ходе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пайгина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE FORMATION OF PREPAREDNESS FOR SOCIAL INTERACTION WITH FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The process of development of modern society is based on interpersonal communications, which determine the need for a change in the role and content of education in society. In connection with this, the problem of teaching the ways of productive social interaction of future bachelors of social work is becoming increasingly important, as tens of millions of people (pensioners, invalids, orphans, families, refugees, etc.) have become consumers of social services, need social protection and social service. In the world and in Russia there is a considerable experience of social work, which requires comprehension, analysis and generalization. It is necessary to work out a scientifically grounded concept of social interaction in social work with the population, improve social interaction technologies, understandable and convincing methods of organizing and conducting social work, and in this connection, the need to form social work future social workers in the course of professional activities.

Текст научной работы на тему «Моделирование формирования готовности к социальному взаимодействию у будущих бакалавров социальной работы в профессиональной деятельности»

педагогические науки

Пайгина Евгения Сергеевна МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 372.881.1

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2017

Пайгина Евгения Сергеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии

Амурский государственный университет (675027, Россия, Благовещенск, Игнатьевское ш., 21, e-mail: fsn301@mail.ru)

Аннотация. Процесс развития современного общества основан на межличностных коммуникациях, которые определяют необходимость изменения в обществе роли и содержания образования. В связи с этим проблема обучения способам продуктивного социального взаимодействия будущих бакалавров социальной работы приобретает все более актуальное значение, поскольку десятки миллионов людей (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, семьи, беженцы и др.) стали потребителями социальных услуг, нуждаются в социальной защите и социальном облуживании. В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы, в связи с чем на первый план выдвигается необходимость формирования у будущих специалистов социальной работы готовности осуществлять социальное взаимодействие в ходе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: готовность к социальному взаимодействию, социальной взаимодействие, социальная работа, клиент социальной работы, субъект социальной работы, социальное партнерство, профессиональное образование, бакалавр социальной работы, профессиональная подготовка.

MODELING THE FORMATION OF PREPAREDNESS FOR SOCIAL INTERACTION WITH FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

© 2017

Paigina Evgenia Sergeevna, post-graduate student of the Chair of Pedagogy and Psychology

Amur State University (675027, Russia, Blagoveshchensk, Ignatievskoe sh., 21, e-mail: fsn301@mail.ru)

Abstract. The process of development of modern society is based on interpersonal communications, which determine the need for a change in the role and content of education in society. In connection with this, the problem of teaching the ways of productive social interaction of future bachelors of social work is becoming increasingly important, as tens of millions of people (pensioners, invalids, orphans, families, refugees, etc.) have become consumers of social services, need social protection and social service. In the world and in Russia there is a considerable experience of social work, which requires comprehension, analysis and generalization. It is necessary to work out a scientifically grounded concept of social interaction in social work with the population, improve social interaction technologies, understandable and convincing methods of organizing and conducting social work, and in this connection, the need to form social work future social workers in the course of professional activities.

Keywords: readiness for social interaction, social interaction, social work, client of social work, subject of social work, social partnership, vocational education, bachelor of social work, vocational training.

В современных законодательно закрепленных документах (в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», федеральных государственных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3-его поколения и ФГОС ВО 3+), связанные с государственными программами «развитие образования на 2013-2020 годы»), отражается идея проведения модернизации в системе образования в связи с тенденциями социально-экономического развития страны, а также обеспечения конкурентоспособности будущих бакалавров социальной работы.

Так, в ФГОС ВО 3+ по направлению 39.03.02 «Социальная работа» отмечается, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общекультурными компетенциями: способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) и др.

Однако данные компетенции охватывают только отдельные стороны социального взаимодействия в профессиональной деятельности социального работника, в связи с чем стоит задача подготовки будущего бакалавра социальной работы, способного осуществлять и регулировать продуктивную и согласованную совместную профессиональную деятельность между будущим бакалавром социальной работы и клиентами, а также с учреждениями социальной защиты и социального обслуживания.

Формирование готовности к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущего бакалавра социальной работы будет проходить эффективно, если систематизировать данный процесс

и спроектировать его в модель, которая позволит представлять образовательный процесс поэтапно (рис.1).

Для построения и обоснования структурно-функциональной модели формирования готовности к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущих бакалавров социальной работы проанализирована учебная деятельность и ее организация [1].

Важно изучить структуры овладения знаниями и их практическое применение. В основе разработки структурно-функциональной модели формирования готовности к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущих бакалавров социальной работы лежит теоретический анализ проблем реализации теоретической и практической подготовки будущих бакалавров социальной работы к осуществлению социального взаимодействия. Проведен экспертный опрос, выявлены основные принципы и средства, этапы, когда осуществляется профессиональная подготовка будущего бакалавра социальной работы.

Структурно-функциональная модель формирования готовности бакалавра социальной работы к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности состоит из пяти блоков: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного, контрольно-оценочного и результативно-коррекционного, находящихся в тесной взаимосвязи.

Процесс формирования готовности к социальному взаимодействию у будущих бакалавров социальной работы возможно представить как сложную систему.

При формировании целевого блока структурно-функциональной модели нами определено, что в основе конструируемой структурно-функциональной модели находится социальный заказ, в соответствии с требованием обозначенным современным российским об-ществом, требованием ФГОС ВО по направлению

Paigina Evgenia Sergeevna MODELING THE FORMATION .

pedagogical sciences

подготовки «Социальная работа» и профессиональным стандартом, предполагающими готовность выпускника направления подготовки «Социальная работа» к осуществлению социального взаимодействия.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования готовности к социальному взаимодействию

Целью структурно-функциональной модели является формирование готовности к социальному взаимодействию у будущего бакалавра социальной работы в профессиональной деятельности в высшем учебном заведении.

Поставленная цель определила следующие задачи: 1) развить устойчивую мотивацию к социальному взаимодействию в профессиональном совершенствовании параллельно с развитием познавательной мотивации к изучению учебных дисциплин; 2) сформировать целостную систему интегрированных, психолого-педагогических и социальных знаний о социальном взаимодействии, пониманий проблем клиентов и умений взаимодействовать в различных сферах об-щества; 3) сформировать систему специальных умений, обеспечивающих должный уровень готовности; 4) сформировать коммуникативную систему меж-личностных связей.

Реализация поставленной цели и задач структурно-функциональной модели происходит через следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный и коммуникативный, которые являются компонентами формирования готовности к социальному взаимодействию будущих бакалавров социальной работы и отражены в содержательном блоке, где раскрывается система личностного новообразования, возникающая в результате формирования готовности к социальному взаимодействию.

Содержание готовности к социальному взаимодействию раскрывается через компоненты структурно-функциональной модели, отражающие мотивационно-

ценностную, когнитивную, операционально-деятель-ностную и коммуникативную со-ставляющие.

Мотивационно-ценностный компонент формирования готовности к социальному взаимодействию бакалавра социальной работы - это субъективные показатели деятельности.

К данным показателям относят потребности, мотивы, интересы, установки, ценностные ориентации, направленности личности, идеалы и др.

В аспекте социальной работы мотивационно-цен-ностный показатель определяется отношением бакалавра к будущей профессии, коллективу, что является важным в ходе осуществления социального взаимодействия.

Когнитивный компонент характеризуется различными видами и формами теоретического знания о социальном взаимодействии бакалавра социальной работы, которые учащийся получает в результате обучения, овладевая профессией, включает первоначальные ощущения, понятия, теории и концепции в социальной работе. Когнитивный компонент включает профессионально значимые знания, которые составляют основу профессиональной подготовки к осуществлению социального взаимодействия: специфику социального взаимодействия в целом и особенности социального взаимодействия - в частности; характеристики технологий социальной работы с различными категориями населения; способы осуществления взаимодействия.

Анализируя научно-методические литературные источники [10-20], можно сдлеать вывод, что профессиональная подготовка обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа» к осуществлению социального взаимодействия напрямую зависит от эффективного установления взаимосвязей между учебными дисциплинами.

На основе междисциплинарных связей содержания обучения бакалавров социальной работы прослеживается когнитивный (знаниевый) компонент формирования компетенции социального взаимодействия [6].

Операционально-деятельностный компонент обеспечивает подготовку будущих бакалавров социальной работы, в которую включены взаимосвязанные профессионально значимые действия (умение аналитически мыслить, проектировать, обладать производственно-технологическими приемами и организационно-управленческими качествами, иметь коммуникативные навыки, проводить самодиагностику и др.).

Операционально-деятельностный компонент формирования готовности к социальному взаимодействию бакалавра социальной работы характеризуется способами, умениями и навыками осуществления деятельности.

Коммуникативный компонент направлен на то, чтобы развить взаимовыгодный, конструктивный, долговременный процесс взаимодействия, введение социального партнерства между потенциальными работодателями, высшими учебными заведениями, органами власти, социальными службами и иными организациями, который основывается на общем интересе и потребности социального партнерства в сфере высшего профессионального образования, умении аккумулировать ресурсы (материальный, финансовый, интеллектуальный), навыке по соблюдению выработанных правил и договоренностей, имеющих необходимую нормативно-правовую основу, консолидация усилий в ходе развития взаимодействия и др. [9].

В целом, совокупность рассмотренных компонентов выступает как теоретическая конструкция, в достаточной степени отражающая структурно-функциональную модель готовности бакалавра к социальному взаимодействию в деятельности социальных работников.

Педагогические условия, повышающие эффективность реализации структурно-функциональной модели формирования готовности к социальному взаимодействию в процессе профессиональной подготовки в Вузе бакалавров социальной работы, представляют собой

педагогические науки

Пайгина Евгения Сергеевна МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

процессуально-деятельностный блок:

1)построение профессиональнойподготовкибакалавра социальной работы на основе междисциплинарных связей; 2) организация практической подготовки будущих бакалавров социальной работы на основе социального партнерства; 3) активизация межкультурных связей у будущих бакалавров социальной работы.

На основе исследований В.П. Беспалько, А.М. Новикова и др., мы выделили критерии, компоненты и уровни формирования готовности к социальному взаимодействию, которые составляют контрольно-оценочный блок. Критерием мотивационно-ценностного компонента является наличие мотивов, побуждающих к проявлению личностного свойства в деятельности (методика оценивания уровня мотивации достижения, методика «Шкала базовых убеждений» (Р.Янов-Бульман), критерием когнитивного компонента является знание средств, способов, программ по выполнению действия, технологии решения социальной задачи, реализация правила и нормы в поведении (В.П. Беспалько), критерием операционально-деятельностного компонента является наличие профессионального умения и навыка владеть эффективным способом достигать положительного результата в профессиональной работе, критерием коммуникативного компонента является наличие коммуникативных умений и навыков, уровень межличностной коммуникации, межличностное взаимодействие, межличностное восприятие (КОС-2) [3].

Процесс реализации структурно-функциональной модели готовности к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности будущих социальной работников проходит в несколько этапов.

1. Ценностно-смысловой этап. Целью данного этапа является деятельность по формированию социального качества личности в целях реализации социального взаимодействия. Данный этап формирует мотивационную направленность у студентов в целях осуществления социально-педагогической деятельности, познается профессия бакалавра социальной работы, готовность к социальному взаимодействию как социально необходимая ценность. Важная и необходимая составляющая данного этапа проявляется в том, что деятельность для учащихся становится смыслообразующей, когда мотивы деятельности совпадают с ее предметом.

2. Следующий этап мы определяем как деятельностный. Цель этапа совершенствовать учебно-воспитательный процесс в целях эффективного формирования готовности бакалавра к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности социальных работников, основу которых составляют усвоенные технологии. Деятельностный этап направлен на то, чтобы сформировать умения у студентов проводить интеграцию полученных из различных областей наук знаний, которые составляют когнитивную сторону готовности [8, с. 148].

3. Социально-креативный этап. Целью данного этапа является организация образовательно-воспитательного пространства вуза, где используются потенциальные возможности социума, реализуются навыки осуществления социальных взаимодействий и апробация социально-педагогической технологии при реализации деятельности учреждений различного типа (социальные и образовательные сферы). Данный этап направлен на формирование потребностей, которые определяют статус устойчивой социальной позиции, обеспечивающей процесс адаптации будущих специалистов к условию постоянного изменения социума [86, с.139] .

Этапность формирования готовности бакалавра к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности социальных работников в образовательном процессе включает периоды с 1-ого по 4-ый курсы.

Чтобы наметить пути формирования готовности к социальному взаимодействию у будущего бакалавра социальной работы в профессиональной деятельности

выделяют результативно-коррекционный блок, в котором отражен уровень формирования готовности к социальному взаимодействию у будущих бакалавров социальной работы: недопустимый, критический, допустимый, должный.

Результаты, показывающие итоговый уровень сформированности готовности к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущих бакалавров социальной работы, дают основания для коррекции УМОД и методик для того, чтобы повысить или совершенствовать уровень готовности к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущих бакалавров социальной работы [5].

Представленная нами авторская структурно-функциональная модель формирования готовности к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущих бакалавров социальной работы - это целостная система, объединяющая в себе целевую, содержательную, процессуально-деятельностную, контрольно-оценочную и результативно-коррекционную направленность, представленная виде блоков. Поставленную цель мы достигли, реализуя комплекс педагогических условий.

Основа данных положений составляет образовательный процесс и позволяет сформировать готовность к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущих бакалавров социальной работы, которая выступает интегративным качеством личности, которое представляет собой совокупность всей профессионально-значимой социальной системы качеств бакалавров социальной работы, необходимых для полноценной реализации социального взаимодействия среди субъектов, осуществляющих социально-педагогическую деятельность.

Таким образом, обозначенные нами в структурно-функциональной модели основные компоненты и условия позволяют сформировать готовность к социальному взаимодействию в профессиональной деятельности у будущих бакалавров социальной работы - результат профессиональной подготовки, характеризующий личностную способность будущего бакалавра социальной работы осуществлять целенаправленный процесс взаимовыгодного сотрудничества между социальным работником и клиентом для оказания последнему социальной помощи и социальной поддержки, восстановления социально значимых функций, вывода из тяжелой жизненной ситуации, посредством вмешательства и влияния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Албегова, И.Ф. Введение в специальность «Социальная работа». / И.Ф. Албегова. - Ярославль, 2014.

- 170 с.

2. Бездухов, В. П. Формирование гуманистической направленности студента - будущего учителя как социально-педагогическая проблема : А втореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. П. Бездухов. - СПб., 2015. - 43 с.

3. Беляева, Л.А. Социокультурные основания педагогической дея-тельности : автореф. дис. ... д-ра пед.

наук / Л. А. Беляева. - Екатеринбург, 1994. - 38 с.

4. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации. Доклад на августовской конференции работников образования г. Ростова-на-Дону. - 2003. - 40 с.

5. Гусинский Э.Н. Современные образовательные теории / Э.Н. Гу-синский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2010.

- 256 с.

6. Дороничева Р.М., Иващенко Г.А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Между-нар. науч. конф. - СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 170.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результатив-ноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качественной подготовки специалистов, 2010 - 40 с._

Paigina Evgenia Sergeevna MODELING THE FORMATION ..

pedagogical sciences

8. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Пробле-мы, понятия, инструментарий / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов. - М., 2012. - 98 с.

9. Костыря, С.Е. Теоретико-методологические проблемы информатизации современного российского общества //Образование и социальное развитие региона. -2010. - №3-4. - С.12-15.

10. Кочубей, Л.Г. Методологические основы социального анализа / Л.Г. Кочубей. - Краснодар: Социально-технологический институт, 2009. - 62 с.

11. Каспаржак, А. Г. Компетентносный подход в профессиональном образовании / А.Г. Каспаржак. - М., 2002.

- С. 52-53.

12. Кириллова, Л.С. Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров социальной работы в процессе добровольческой практики подростками: дис. ...канд. пед. наук : 13. 00. 08 / Л.С. Кириллова.

- Ставрополь, 2010. - 190 с.

13. Коростелев, А.А. Компетентностный подход: проблемы терминологии / А.А. Коростелев, О.Н. Ярыгин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2011. - № 2. - С. 212-220.

14. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога / Л.В. Мардахаев. - М: Гардарики, 2015. - 269 с.

15. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика / В.А. Михеев. - М.: Экзамен, 2015.

- 448 с.

16. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2011.

- 205 с.

17. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В.А Никитин. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2012. - 236 с.

18. Покладова, В.А. Опыт использования методов активного обучения в педагогическом вузе / В.А. Покладова // Право и образование, 2013. - № 2. - С. 42-48.

19. Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru /docs/mintrud/orders/131 (Дата обращения 25.10.2015).

20. Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 4-е изд. - Москва : Гаудеамус : Акад. проект, 2009. - С. 510

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.