СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
УДК 37
Заболотни Галина Ивановна
кандидат экономических наук, Российский государственный университет туризма и сервиса, филиал в г. Самаре
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена инновационному стратегическому проекту акмеологического развития студентов на основе целенаправленного, системного, интегрированного развития научно-информационной деятельности вуза и социального воспитания на базе филиала РГУТиС в г. Самаре.
Ключевые слова: социальное воспитание, акмеологическое развитие, профессионализм.
Рассматривая социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования важно констатировать, что современное учреждение высшего профессионального образования способно успешно развиваться, только постоянно совершенствуя свою многоаспектную образовательную деятельность, нацеливая усилия на системное воспитание и акмеологическое развитие студентов - будущих профессионалов. В связи с этим, филиал РГУТиС в г. Самаре разработал инновационный стратегический проект акмеологического развития студентов на основе целенаправленного, системного, интегрированного развития научно-информационной деятельности вуза и социального воспитания. Реализацию проекта координирует созданный в университете научно-информационно центр «АКМЕ».
Специфика проекта раскрывается в гуманитарной направленности и интегрированности реализуемой университетом деятельности. Особенность технологии реализации проекта: совместный концептуальный проект кафедр филиала. Целью проекта является совершенствование и систематизация научно-информационной деятельности филиала РГУТиС в г. Самаре, развитие взаимодействия и сотрудничества с выпускниками, заинтересованными лицами и организациями, интеграция и развитие сети дополнительного образования в филиале, разработка и внедрение инновационных социально-психологических, педагогических технологий личностного развития
студентов. Планируется широкое внедрение этих технологий в деятельность образовательных учреждений разного типа: от общеобразовательных школ до учреждений высшего профессионального образования.
Таким образом, одной из тенденций личностного развития студентов в учреждениях высшего профессионального образования является целенаправленное и системное обеспечение вуза технологиями личностного развития и координация деятельности кафедр по разработке и внедрению технологий личностного развития студентов.
Изучение современных тенденций развития сферы туризма и сервиса показывает, что приоритетными являются такие услуги, которые позволяют человеку успешно самореализовываться. Именно поэтому важно унифицировать подготовку специалиста сферы туризма и сервиса, сделав ее комплексной, интегрированной, мобильной, индивидуальной, уникальной и максимально социально ориентированной. Современные исследования дают представление о том, что в подготовке специалистов сферы сервиса большое внимание должно уделяться не столько постижению должного, сколько освоению технологий личностной успешности. Подготовка специалистов сферы туризма и сервиса включает в себя, как одну из закономерных, современных тенденций, четкое выстраивание личностной стратегии саморазвития в своей профессии. Туризм и сервис реально существуют в форме услуги. В связи с этим, целесообразно развивать представление об услуге как средстве и способе лич-
ностного саморазвития как того, кто эту услугу оказывает, так и того, кто этой услугой пользуется.
Социальное воспитание студентов в современной системе подготовки специалистов сферы туризма и сервиса ориентирует на основательное изучение научных достижений и приобретение собственной практики позитивной самореализации. В качестве пилотажного эксперимента в нашем филиале апробируются коммуникативные технологии акмеологического развития студентов на проводимых массовых мероприятиях вуза: в день посвящения в первокурсники, в процессе организации конференций и серии практикумов, в работе сервисных студенческих отрядов. Решается задача - научить студентов не только знать современные технологии коммуникативной успешности, но и умело применять их в своей будущей профессии, в повседневной жизнедеятельности университета.
В разделе «Инновационная практика научноинформационной деятельности в филиале РГУТиС в г. Самаре реализуются системные издательские проекты. Так в проекте «Интеллект» подготовлены научно-методические разработки о технологии развития интеллектуальных способностей студентов филиала университета. Итогами работы по проектам стали: региональная выставка научно-методических работ, пополнение библиотечного фонда университета, обеспечение эффективного учебного процесса, семинары-презентации, активизация научно-методической, исследовательской работы в университете, контакты и сотрудничество с заинтересованными организациями, реклама деятельности филиала РГУ-ТиС, развитие сети дополнительного образования, участие в изданиях других образовательных учреждений. Социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования способно успешно развиваться, только путем содержательного обновления, интеграции деятельности студентов и преподавателей, реализацией профессионально-практической направленности.
Социальное воспитание в контексте акмеоло-гичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования на примере деятельности СФ РГУТиС в г. Самаре ориентирует на целенаправленное и системное развитие научно-информационного потенциала, расширение социальных контактов вуза, разви-
тие партнерских отношений. Современное профессиональное образование ориентирует человека на развитие акмеологической компетентности. Особенно интенсивно этот процесс происходит в учреждениях высшего профессионального образования. В этих учреждениях развитие ак-меологической компетентности происходит в нескольких направлениях: как определение профессиональной перспективы, как профессиональноличностное совершенствование; как субъектное становление [5].
Социальное воспитание ориентирует на развитие акмеологической компетентности студента, основывается на компетентностном подходе, который в современной образовательной парадигме рассматривается как совокупность общих принципов определения его вариативных целей, профессионально-ориентированного содержания, сущности образовательного процесса, оценки его результатов (В.П. Байденко, В.М. Басова,
Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедева и др.).
В настоящее время происходит переориентация профессионального образования в учреждениях высшего профессионального образования с критериев «узкопрофессионального развития» на критерии «личностно-акмеологического» развития. Это наиболее значимая тенденция - повышение профессионального статуса преподавателей и студентов, формирование их гражданско-нравственной культуры, переход от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции, взаимодействию и др. Осуществляется ориентация на компетентности как характеристике профессиональных достижений преподавателя, студента, выпускника, их способности действовать, используя приобретенные знания и опыт.
Высшее образование предполагает специализированную подготовку профессионалов: к процессу самосовершенствования; к исследованию психолого-педагогических, акмеологических проблем системы высшего профессионального образования; к профессиональной, научной деятельности [4; 7]. Социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования определяет необходимость подготовки таких участников образовательного процесса, которые способны решать профессионально-образовательные задачи, соответствующие полученной квалификации, на основе освоения методологии на-
уки, приобретения умений осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, социально-ориентированную деятельность, требующих широкого образования в соответствующем направлении; владения умениями формулировать и решать профессиональные задачи, видеть, систематизировать, анализировать полученные результаты, определять качество своей профессиональной деятельности и личностного развития. В современных учреждениях высшего профессионального образования обнаруживается стремление участников образовательного процесса к целенаправленному развитию своей субъектной позиции, продуктивной самореализации, расширению перспектив профессиональ-но-компетентностного совершенствования. В частности, по итогам проведенного нами исследования в филиале РГУТиС в г. Самаре, оказалось, что 58% преподавателей вуза до 50 лет максимально ориентированы на развитие своей ак-меологической компетентности. В тоже время, только 37% выпускников вуза обнаруживают такое стремление. Из обследованных студентов-первокурсников - 78% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-второкурсников - 67% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-третьекурсников - 71% студентов ориентирован на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-четве-рокурсников - 69% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе; из обследованных студентов-пяти-курсников - 48% студентов ориентированы на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе.
Таким образом, прослеживается тенденция акмеологического развития студентов в вузе, которую можно условно определить как «мнимая когнитивная самодостаточность», когда студенты считают, что к старшим курсам у них развивается информационная самодостаточность в учебной деятельности, на основе чего снижается ориентированность на позитивную, результативную учебную деятельность в вузе. При этом 36,3% студентов, из числа обследованных (769 человек), признали первостепенную значимость познания для акмеологического развития студентов в вузе; 41,7% студентов из числа обследованных, призна-
ли первостепенную значимость общения для ак-меологического развития студентов в вузе; 22,0% студентов, из числа обследованных - признали первостепенную значимость реальной профессиональной деятельности для акмеологичес-кого развития студентов в вузе. Обнаружена современная тенденция акмеологического развития студентов в вузе - потребность в расширении коммуникативного пространства с целью многоаспектной самореализации, в том числе и ак-меологической. Появление и развитие акмеоло-гии обусловлено обращением современных исследователей не к проблеме «объективной» природы деятельности, а к особенностям пребывания в ней человека. В этом ключе, в частности Л.М. Митина отмечает, что существуют различия между профессионалом и специалистом: первый, в отличие от второго, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений [6].
С позиции акмеологии профессионализм -это свойство саморазвивающейся личности, осуществляющей движение к «акме», или вершине мастерства в профессии. Акмеология как наука изучает основные подходы к развитию профессионала, а также те факторы, условия, механизмы, которые определяют успешность совершенствования и самосовершенствования личности, полноту ее самореализации в профессии и жизни в целом [1]. Социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов способно успешно развиваться на основе внедрения технологий акмеологического саморазвития: самопознания, саморегуляции, самореализации участников образовательного процесса. Это способствуют выявлению стратегии и тактики достижения высокого уровня профессионального мастерства, получению опыта проектирования перспектив профессионально-личностного саморазвития студентов в контексте специализированной подготовки.
Социальное воспитание как целенаправленный и интенсивный процесс личностного развития студентов, их акмеологической компетентности, самореализации в современных учреждениях высшего профессионального образования, предполагают развитие и опытно-экспериментальной работы, направленной на становление компетентности участников образовательного процесса. С этой целью целесообразно разрабатывать, внедрять специализированные курсы,
в частности, «Педагогическая акмеология», «Технологии профессионально-личностного развития в вузе» и др. Методологическую основу для разработки содержания таких курсов составляют принципы: целенаправленности, научности, куль-туросообразности, профессионально-личностной ориентации, субъектности, открытости, про-блемности, интегративности, преемственности, результативности. Внедряемые в нашем филиале курсы способствуют акмеологическому развитию студентов, формируя акмеологические компетенции личности [5].
Развиваются компоненты, побуждающие участников образовательного процесса (преподаватель-студент) к творческой активности, выбору способов самореализации, направлений само-презентации, стимулирующих профессиональноличностное развитие. Таким образом, осуществляется введение собственных смыслов участников образовательного процесса в контекст сообщаемой информации [2; 3]. Внедряются тренинговые занятия на основе использования авторских технологий субъектной самореализации [7].
Рассматривая социальное воспитание в контексте акмеологичсеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования важно констатировать, что организация обучения на основе общения, актуализирующего субъектную позицию, усиливает аксиологическую ориентацию личности студента в образовательном процессе вуза [6; 7]. Современная образовательная ситуация меняет инфраструктуру учебной, научно-исследовательской, профессионально-ориентированной деятельности участников образовательного процесса, поэтому особо остро стоит вопрос обращения к цифровым книгам, электронным учебникам, материалам конференций, образовательным сайтам. Задания для самостоятельной работы с использованием информационных технологий являются не целью обучения, а средством акмеологи-ческого развития студентов.
Технологией, индивидуализирующей процесс акмеологического развития, является формирование, оценивание, учет результатов деятельности в форме портфеля достижений студентов. Портфолио (portfolio) нацелено на определение: объективно существующего уровня акмеологических компетенций. Портфолио - это образовательный продукт, способ контроля достигнутых результатов, представление компетенций в области само-
организации, самооценки. Акмеологическое развитие личности студента в учреждении высшего профессионального образования в процессе социального воспитания объединяет: профессионально-личностную стратегию развития; индивидуально-личностную практику самореализации; а также проектирование перспектив позитивной жизнедеятельности.
В качестве критериев оценивания результатов социального воспитания, направленных на акме-ологическое развитие студентов, выступают различные показатели, в частности: понимание сущности и ценности познания; умение анализировать результаты образовательного процесса на основе профессионально-личностного подхода; обосновывать и проектировать собственную профессиональную деятельность; обнаруживать и совершенствовать личностные акмеологические достижения, связанные с проявлением субъектной позиции в образовательном пространстве, в социуме, умение проектировать стратегию личностного роста как стремление к позитивной, продуктивной самореализации и достижениям.
Таким образом, можно констатировать, что социальное воспитание в контексте акмеологич-сеского развития студентов в учреждении высшего профессионального образования имеет достаточно мощный ресурс, который целесообразно активно использовать в работе со студентами вуза.
Библиографический список
1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1999.
3. Галажинский Э.В. Детерминация и направленность самореализации личности: Монография. - Томск, Изд-во ТГУ, 2002.
4. Гладченкова Н.Н. Педагогическая акмеоло-гия: Программно-методические материалы для магистратуры.- Ростов-на-Дону: Амарант, 2006.
5. Заболотни Г.И Самореализация студентов в вузе как процесс развития акмеологической компетентности. // Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2009 г. - Самара: ООО «Издательство АсГард», 2009. - С. 147-150.
6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005.
7. Тихомирова Е.И. Профессиональное воспитание как условие субъектной самореализации
личности в высшей школе. // Самореализация молодежи в социуме. Достижения. Проблемы. Перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 19-20 ноября 2009 г. - Самара: ООО «Издательство АсГард», 2009. - С. 454-460.
УДК 37
Лукьянова Маргарита Ивановна
доктор педагогических наук
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
lukjan o vami@mail. т
О РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
В статье представлена структура профессионально значимых личностных качеств социального педагога и сущность психолого-педагогической компетентности социального педагога.
Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, коммуникация, эмпатичность, гибкость, эмоциональная привлекательность, рефлексивность.
Специфика деятельности социального педагога предъявляет к нему весьма высокие требования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон действий социального педагога, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обуславливает особый интерес к пониманию его профессиональной компетентности.
Традиционно, характеризуя профессиональную компетентность педагога как системное свойство личности, в ней выделяют три компонента: профессионально-образовательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный. Анализ научной литературы показывает, что несмотря на различия в используемой терминологии, разные авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности именно этих трех компонентов или уровней (теоретического, практического, личностного). Но именно характеристика личностного компонента вызывает разноречивость мнений авторов, пишущих и о педагогических способностях, и о направленности личности, и о мотивационно-целевом отношении к профессии, и о личностных качествах, которые также понимаются и трактуются неоднозначно. Несовпадение исследовательских позиций наблюдается в главном -выборе профессионально значимых личностных
качеств педагога, их обосновании и характеристиках.
Как известно, средствами своего труда социальный педагог содействует становлению личности тех учащихся, у которых возникают особые трудности и проблемы в социальной адаптации и взаимодействии с ближайшим социальным окружением, наблюдается девиантное поведение. Главным «инструментом» социального педагога при этом выступает взаимодействие с ребенком. Поэтому основой профессионализма социального педагога следует считать психолого-пе-дагогическую компетентность (ППК).
Являясь значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре профессиональной компетентности, ППК проявляет себя как способность (точнее - оспособленность) особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми, что означает возможности человека, занимающегося социально-педагогической деятельностью. Как комплексное понятие, оно не сводимо ни к педагогическим способностям, ни к осведомленности в сфере педагогики и психологии, ни к ансамблю личностных черт и т.п., ибо при этомтрактовка возможностей социального педагога, на наш взгляд, оказывается односторонней.
Под психолого-педагогической компетентностью социального педагога мы понимаем сово-