Since 1999 P " ISSN 2226'7425
rCS^S^ffS^SPi E - ISSN 2412-9437
The journal of scientific articles Журнал научных статей
Hcaltli Зиоровьс
♦ о ... it-i -JB^lw isi а *l *
♦ « millenmum рЦЯ!^ !^!^ ♦ /-?/ в XXI веке
EaucatlOI? образование
УДК 316.7:316.72:316.723
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНЫМИ СУБКУЛЬТУРАМИ
О.Х. Шереужева, Б.Б. Хубиев
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственый университет им. Х.М. Бербекова г. Нальчик, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме обоснования управленческих решений приминительно к делинквентным субкультурам. Рассматриваются основные теоретические концепции известных зарубежных и отечественных специалистов в изучаемой области социальной науки и практики, отмечается, что делинквентное или асоциальная субкультура, как правило, организационно оформлена и существует в низовых звеньях общественной практики. Согласно одним теориям, асоциальная субкультура формируется в результате миграции, внешней или внутренней, как ответная реакция на сложность адаптации в иной среде (А. Коэн, В. Миллер, А. Коряковцев). Согласно другой группе теорий — она результат трансформации ценностей общества и нелегитимной социальной практики, или компенсация жизненной неудачи (З.А. Касьян, Е.О. Кубякин, Ю.Г. Волков). Особое внимание уделено обоснованию механизмов предупреждения асоциальных молодежных субкультур, регулирования их позитивного просоциаль-ного развития. Предложена обоснованная методика по работе с субъектами асоциальных субкультур и варианты раннего выявления данного типа поведения в социуме.
Ключевые слова: делинквентность, просоциальный, асоциальные ценности, субкультурные группы, пенитенциарная криминология, адаптация, маргинальные группы, девиантность.
Введение. Проблематика социального управления субкультурой, в том числе такой разновидностью, как делинквентной, относится к малораз-работанной области управления молодежной культурой. Делинквентность рассматривается областью социальной патологии, в прошлый период изучалась в весьма узких рамках, поскольку проблематика носила закрытый характер и ее разработка не велась по свободному выбору. В статье авторы делают попытку актуализировать эту проблему, имея в виду ее научную и практическую значимость в обосновании механизмов управления данным типом субкультуры. В условиях информационного общества, отсутствие регулирующего воздействия на процесс протекания субкультурных образований чревато серьезными последствиями
для позитивного функционирования доминирующей культуры.
Основные подходы. Наибольший вклад в изучение делинквентных, или асоциальных, субкультур внесли социологи А. Коэн и В. Миллер. Отстаивая свою концепцию, они считают, что у носителей асоциальной субкультуры своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным, имеет хождение, например, понятие «честный вор». Личность при этом развивается и действует в соответствии с ценностями и нормами своего криминального окружения, не воспринимая ценностей культуры общества в целом. Как отмечает А. Коряковцев, В. Миллер считал, что асоциальная субкультура
—--—-
~ 149 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
чаще развивается в низших слоях общества. Ее ценности и установки возникают в результате иммиграции из других стран, внутренней миграции из сельской местности в город, перемещения из одной социальной группы в другую, когда мигрант не может (или не хочет) быстро освоить ценности новой среды [7].
Как видно, согласно данной концепции, субкультура развивается постольку, поскольку существует проблема адаптации к другой культуре, в том числе асоциальной, но это приспособление, как правило, носит конфликтный характер. Другими словами, возникновение субкультуры обусловливается потребностью в адаптации к непривычной среде, а ее носителями являются маргиналы — люди, утерявшие старую культуру (или сознательно отказавшиеся от нее), но не сумевшие (или не желающие) усвоить новую.
В современном обществе сложилось большое многообразие субкультур, но чаще всего это понятие применяется в исследованиях молодежной культуры. При этом нередко понятие связывается с девиатностью поведенческого стереотипа человека или групп со своими ценностями, общностью стиля жизни. В частности, считается, что «...задачей делинквентных (преступных) субкультур является решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей неудачи в большом обществе» [3]. Специалисты подчеркивают, что различные формы девиантной асоциальной субкультуры характерны для маргинальных молодежных образований. Маргинализация молодежи, пишет З.А. Касьян, сопровождается различными формами девиаций, связанных с различными видами асоциальной деятельности, наполненной антиобщественным содержанием в виде преступной деятельности [5]. Неопределенность социального статуса, поиск «социальной ниши» для самореализации часто ведет к нелегитимной социальной практике. Посредством теневых социальных практик в молодежной среде происходит формирование установок безразличия к нарушениям законодательства, что зачастую ведет к принятию социальных правил криминального мира.
Применительно к делинквентным субкультурам управленческое решение представляется как
механизм регулирования их позитивного просоци-ального развития, своеобразная стратегия, содержащая методы, цели, показатели эффективности воздействия на объект. Разработка управленческих решений по предупреждению асоциальных молодежных субкультур направлена на снижение противоречий в отношениях между сложившимися субкультурами, с одной стороны, между субкультурами и обществом, с другой. В целом, эти противоречия обусловлены модернизацией социокультурных основ общественной системы. Среди наиболее острых проблем процесса реформирования, способствующих усилению этих противоречий и ведущих к неоднозначным последствиям, специалисты называют: неэффективную модернизацию системы образования и воспитания, либерализацию и криминализацию общества, разгосударствление информационных каналов, ценностные преобразования, изменения в структуре и деятельности основных социальных институтов [9].
Теория субкультур широко применяется так же при изучении рецидивной и профессиональной преступности и, особенно в пенитенциарной криминологии, в частности, при изучении преступности в местах лишения свободы. Считается, что основным фактором, продуцирующим преступность в исправительных учреждениях, является именно асоциальная субкультура осужденных: большинство преступлений связано или с нарушением норм сообщества осужденных, или со стремлением отстоять или повысить свой статус в сообществе.
В отечественной и зарубежной социологии и криминологии выдвигались различные гипотезы по объяснению причин возникновения асоциальной субкультуры осужденных. В этом отношении определенного внимания заслуживает точка зрения Е.О. Кубякина, который отмечает, что молодые люди «... в большинстве своем создают романтизированную, иллюзорную картину преступного мира, как защитников простых людей, борцов с несправедливостью и т.п., укрепляя в массовом сознании своеобразную установку на нарушение закона» [8]. Как видно, в объяснении причин возникновения асоциальной субкультуры социальное наследие играет существенную роль. Из этого вытекает, что и субкультура осужденных также является по своей социальной сущности адаптивным,
—--—-
~ 150 ~
приспособительным механизмом. Для мест лишения свободы этот тип субкультуры — явление закономерное и объективное, и ее не следует объяснять только спецификой социально-нравственной характеристики осужденных.
Специфичность субкультуры данного типа определяется не уникальностью, а суммой взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности. Действие этих факторов постоянно, делает субкультуру мало-управляемой, поскольку являются необходимыми элементами лишения свободы. Осужденные пытаются найти новые способы выполнения основных социальных функций или же найти такие заменители, которые давали бы возможность реализоваться потребностям в общении, самоутверждении, самоуважении и т.д. Эти факторы нуждаются в управленческих механизмах.
Таким образом, источником возникновения асоциальной субкультуры такого типа является существенное отличие обыденной жизни от условий исправительного учреждения. В тоже время, как отмечает А. Коэн, стремление освобожденных приспособиться к новым условиям, восстановить, насколько возможно, привычные формы жизнедеятельности, накладывает определенный отпечаток на продолжение традиций асоциальной субкультуры, и такое приспособление к социальным условиям может протекать в необычных формах [6].
Процесс криминализации общества, по мнению большинства специалистов, вызван комплексом социально-экономических и общественно-политических причин. Данный процесс в большей степени воздействует на субъектов молодежных субкультур, чем на молодых людей, не состоящих в субкультурных группах. Исследователи это объясняют тем, что субъекты молодежных субкультур намного чаще общаются в среде, характеризуемой высокой долей антиобщественных проявлений, чем молодые люди, не состоящие в субкультурных группах [9], и этот фактор усиливает негативный характер микроклимата субкультурных групп.
Заметим, что преобразования в сфере культуры способствуют изменению у молодежи шкалы
востребованных ценностей. Трансформация и в целом вакуум идеологической базы общества, как факторы дезорганизации молодежи, обусловливают стремления субъектов субкультур к коллективным способам проведения времени в своих субкультурных границах. Следуя коллективным ценностям, молодые люди — субъекты субкультур замыкаются в рамках собственного видения модели поведения, что ведет к снижению потребности в проявлении индивидуальности и возрастанию направленности целей на достижение «успеха» как и у всех сверстников. Это подтверждается и меньшим стремлением данной молодежи к проведению времени «с родными, родителями...», чем у молодежи, не состоящей в суб культурных группах [1]. Следовательно, надо полагать, такое средство социализации молодежи, как проведение времени в команде, более востребовано субъектами субкультур, хотя это не всегда имеет позитивный смысл для молодежи.
Вместе с тем, ценностные преобразования общества нашли отражение и в противоречиях, обусловленных, во-первых, различиями ценностных систем разных субкультур и доминирующей культуры, во-вторых, взаимным переходом негативных ценностей культуры общества и субкультур. В одних субкультурах системы ценностей характеризуются просоциальными качествами, такими, как: патриотизм, коллективизм, направленность взглядов, оценок, установок на общественные интересы. В других субкультурах проявляют себя асоциальные системы ценностей, характеризуемые: доминированием негативных оценок и, напротив, негативным отношением к позитивным общественным явлениям; уходом в религию; недооценкой, неуважением основных институтов общества; стремлением сменить место жительства, вид гражданства и т. д. Такие последствия способны вести к неустойчивости общественной жизни, что обуславливает необходимость государственного управления и регулирования процессами социокультурной жизни общества.
Кроме того, как отмечают исследователи, неэффективная модернизация систем образования и воспитания молодежи, отсутствия общественного контроля за этим процессом привели к резкому
—--—-
~ 151 ~
Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3
—--—
воздействию на молодых людей субъективности получаемой информации, отразились на уровне общей культуры, формирующей ценности и идеалы новых поколений [4]. Данное явление социокультурной жизни, опять же, выдвигает, как первоочередную, необходимость регулирования этих процессов на уровне институтов гражданского общества и государства.
Несовершенство нормативно-правовой базы институтов правоохранительной сферы, по мнению специалистов, в определенной мере обуславливает малоэффективную работу этих институтов. В результате, во-первых, формируется негативное отношение молодежи к ним и безразличие к праву и законам. Во-вторых, по оценкам специалистов, социальная реальность оценивается молодежью как крайне несправедливая. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в 2009 году, как отмечает А.В. Сажин, каждый четвертый указывает на несправедливость российского общества, на то, что государство либо постоянно, либо довольно часто проявляет несправедливость по отношению к гражданам [10].
Следует особо заметить, что разгосударствление информационных каналов, зачастую обусловливающее субъективность получаемой информации, не позволяет молодежи адекватно ориентироваться в потоке информации. Такое положение усугубляется недостаточностью освещения в средствах массовой информации деятельности молодежных объединений и организаций любого вида — просоциального, асоциального, социально нейтрального. В результате информационные каналы объективно содействуют приобщению молодежи к негативным социальным явлениям, а также к разнообразным молодежным организациям асоциального типа [2].
Выводы. Подводя итоги проведенного исследования, считаем возможным предложить практические рекомендации по упорядочению управленческого воздействия на процесс формирования и функционирования разных форм молодежных субкультур. Прежде всего следует, на наш взгляд, систематизировать информации с помощью информационно-аналитической службы, способной
организовать сбор и обработку такой информации. Эта служба представляется состоящей из специалистов — практических психологов, социологов, менеджеров, юристов, социальных работников и представителей управлений в сфере молодежной политики.
В задачи, выполняемые такой службой, предлагается включить: сбор и анализ информации, создание информационной базы о развитии субкультурных групп в регионе и видах деятельности; типологизация субкультурных групп по социальной направленности, передача информации об их деятельности субъектам управления; анализ потребностей, интересов, ценностей, образа жизни субъектов субкультур; разработка критериев оценки мотивации просоциальной и асоциальной деятельности субъектов молодежных субкультур; разработка задач молодежной политики государства в сфере решения социальных проблем субъектов молодежных субкультур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 2000. С. 48—49.
2. Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2000. С. 48—49.
3. Волков Ю.Г. Социология. М., 2015. С. 241.
4. Иващенко Г.М. Молодежные субкультуры в системе социального управления. Уфа: УГАТУ, 2003. С. 162.
5. Касьян З.А. Маргинализация молодежи в условиях различных субкультур // Социально-гуманитарные знания. М., 2009. № 7. С. 238.
6. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры. М., 1986. С. 108.
7. Коряковцев А. Что такое «молодежная субкультура»? // Урал. 2006. № 9. С. 86.
8. Кубякин Е.О. Факторы криминализации молодежного сознания (по результатам глубинных интервью с молодежью города Краснодара). Социально-гуманитарные знания. М. С. 309.
9. Молодежь в кризисном социуме / под ред. Р.Т. Насибуллина. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. С. 100.
10. Сажин А. В. Социальная несправедливость в общественном сознании жителей Ростовской области // Социально-гуманитарные знания. М., 2000. № 7.
—--—-
~ 152 ~
-----
SOCIAL MANAGEMENT OF DELINQUENT SUBULTURES
O.H. Shereuzheva, B.B. Hubiev
The Ministry of labour, employment and social protection of the Kabardino-Balkarian Republic Nalchik, Russian Federation, 360000
Annotation. The article is devoted to the problem of management decisions it is applied to delinquent subcultures. Discusses the basic theoretical concepts of well-known foreign and domestic experts in the study field of social science and practice, it is noted that delinquent or antisocial subculture, as a rule, institutionalized and exists in lower levels of social practice. According to some theories, antisocial subculture is formed as a result of migration, internal or external, as a response to the complexity of adapting in a different environment (A. Cohen, B. Miller, A. Koryakovtsev). According to another group of theories — it is the result of a transformation of society values and illegitimate social practices, or compensation of failures in life (Z.A. Kasyan, E.O. Kurakin, Y.G. Volkov). Special attention is paid to the justification mechanisms to prevent antisocial youth subcultures, the regulation of their positive prosocial development. Proposed a reasonable method for working with antisocial subjects subcultures and options for early detection of this type of behavior in society. Key words: delinquency, prosocial, antisocial values, subcultural groups, penitentiary criminology, adaptation, marginalized groups, and deviance.
REFERENCES
1. Afanasyev V.G. Scientific management of society. Moscow, 2000. P. 48—49. (In Russian)
2. Babosov E.M. The Sociology of management. Minsk, 2000. P. 48—49. (In Russian)
3. Volkov Yu.G. Sociology. Moscow, 2015. P. 241. (In Russian)
4. Ivashchenko G.M. Youth subculture in the system of social control. Ufa. UGATU. 2003. P. 162. (In Russian)
5. Kasyan A.Z. the Marginalization of youth in different subcultures. Socio-humanitarian knowledge. Moscow, 2009, no. 7, pp. 238. (In Russian)
6. Cohen A. The content of the delinquent subculture. Moscow, 1986. (In Russian)
7. Koryakovtsev A. What is a "subculture"? Ural, 2006, no.. 9, pp. 86. (In Russian)
8. Kubakin E.O. Factors in the criminalization of youth of consciousness (according to the results of in-depth interviews with young people of the city of Krasnodar). Socio-humanitarian knowledge. Moscow. P. 307—308. (In Russian)
9. Youth in the crisis society. Edited by T.R. Nasi-bullina. Moscow, Publishing house of Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences, 1998. P. 100. (In Russian)
10. Sazhin A.V. Social injustice in the public consciousness of the inhabitants of the Rostov region. Socio-hu-manitarian knowledge. Moscow, 2000, no. 7. (In Russian)