УДК 316.613.4
А.П. Соловей, Е.В. Шухно
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ»
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси
Аннотация: В статье представлены подходы к определению понятия «социальное самочувствие» в современном социо-гуманитарном знании. Дан обзор структурной и факторной операционализации концепта «социальное самочувствие». Вариативность операционализации рассматриваемого понятия обусловлена отсутствием единой интерпретации понятия «социальное самочувствие» и наличием ряда исследовательских подходов к его изучению.
Ключевые слова: социальное самочувствие, показатели социального самочувствия, факторы социального самочувствия.
UDC 316.613.4
A.P. Solovey, E.V. Shukhno
INTERPRETATION AND OPERATIONALIZATION OF THE CONCEPT
"SOCIAL WELL-BEING"
Institute of Sociology of National Academy of Sciences of Belarus
Abstract: The paper considers approaches to the concept of "social well-being" in modern socio-humanitarian knowledge. The review of the structural and factorial operationalization of the concept of "social well-being" is given. Variability of operationalization of the concept under consideration is determined by the lack of single interpretation of the concept of "social well-being" and availability of number of research approaches to its study.
Key words: social well-being, indicators of social well-being, factors of social well-being.
Проблематика социального самочувствия имеет достаточно продолжительную историю изучения в социально-гуманитарном дискурсе. Исследования в данном направлении начались в середине XX века. Анализ социального самочувствия носит комплексный характер, который охватывает разные стороны человеческого бытия и обуславливает междисциплинарный подход к определению данного концепта.
В современном научном знании выделяются две основные традиции анализа социального самочувствия. Согласно первой традиции социальное самочувствие рассматривается как «состояние физических и душевных сил человека» в целом, при этом акцентируются экзистенциональный и нравственный аспекты. Другая традиция анализа социального самочувствия трактует его как систему субъективных ощущений, которые свидетельствуют о той или иной степени физиологической и психологической
комфортности. Данная традиция включает в себя общую качественную характеристику (позитивное, негативное самочувствие) и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт, затруднения при выполнении действий, трудности понимания). Рассмотрение социального самочувствия в таком ракурсе корреспондирует с категориально-понятийным аппаратом медицины и психологии.
Несмотря на длительную историю разработки понятия «социальное самочувствие» в научной литературе отсутствует его однозначное определение. В то же время исследователи солидарны в том, что понятие «социальное самочувствие» является многоаспектным, неоднозначным и сложным по своей структуре и находится на стыке различных областей знания (экономических, психологических, социологических), каждая из которых предполагает определенный подход к его изучению и соответствующую концептуализацию.
Российские социологи (Л.Е. Петрова, Л.И. Михайлова и др.) рассматривают социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, которая отражает соотношение между уровнем притязания и степенью удовлетворения потребностей субъекта [11, с. 46]. Украинские исследователи (Е.И. Головаха, Н.В. Панина, А.П. Горбачик) определяют социальное самочувствие как интегральную оценку восприятия индивидом собственного благополучия в основных сферах социальной жизнедеятельности [3]. Белорусские социологи (Л.В. Филинская, Л.А. Соглаева) понимают под социальным самочувствием эмоционально-психологическое восприятие индивидом своей жизни в целом, а также реализацию жизненных целей и перспектив своего развития в изменяющейся социокультурной среде [12]. Все представленные исследователи сходятся в оценке социального самочувствия как интегрального показателя восприятия индивидом собственной жизненной ситуации на данный момент времени.
Исходя из анализа существующих определений социального самочувствия, представляется, что определение социального самочувствия как интегральной характеристики эмоционально-психологического восприятия индивидом своего социального положения, реализации жизненной стратегии, осознания и переживания различных сторон жизни наиболее полно отражает сущностные аспекты данного явления.
В современном социо-гуманитарном дискурсе чаще всего выделяются два подходов к изучению социального самочувствия - это психологический и социологический подходы. Психологический подход к анализу социального самочувствия, предполагает рассмотрение его как социально-психологического состояния, возникающего у человека или группы людей под влиянием объективных обстоятельств их жизнедеятельности и являющегося их целостным отражением (Б.Д. Парыгин, А.А. Русалинова, Н.Е. Симонович и др.). При этом учитывается специфика социального контекста, а также факторы макроуровневого характера. В структуре социального самочувствия психологи выделяют два компонента -когнитивный (знания и оценки социальной ситуации и своего места в ней) и эмоциональный (переживания и чувства, связанные с социальным статусом и взаимодействием) [9, с. 334]. В фокусе рассмотрения находятся переживания субъекта социального самочувствия, его социальная активность, которые определяются объективными обстоятельствами жизнедеятельности субъекта, а также его индивидуальными свойствами и характеристиками.
Социологический подход к изучению социального самочувствия предполагает его исследование в русле проблематики образа жизни (российские социологи О.Л. Барская, Т.М. Дридзе, И.Т. Левыкин, Э.А. Орлова, Б.А. Грушин, А.К. Уледов и др.). Социальное самочувствие рассматривается в данном контексте как «показатель социально-психологического аспекта образа жизни, характеризует восприятие и оценку индивидом социального благополучия, уровня и качества жизни, степени удовлетворения потребностей и реализации жизненных планов» [1, с. 7]. В этом плане социальное самочувствие - это результат осознания и переживания человеком смысла и значимости
различных сторон жизни, который детерминируется непосредственными условиями бытия человека и определяет степень удовлетворения его потребностей, возможностей развертывания индивидуальной жизни, самоутверждения и самореализации. Следует отметить, что именно в соотношении личности себя с социумом проявляется социологический аспект понятия социального самочувствия.
В социологическом подходе к изучению социального самочувствия можно выделить несколько исследовательских стратегий.
1) Определение социального самочувствия на основе удовлетворенности индивида различными сторонами жизни, при этом социальное самочувствие рассматривают как отражение образа жизни, измеряя различные сферы деятельности (семейную, бытовую, трудовую, досуговую, социально-политическую, социально-экономическую, социально-культурную).
2) Рассмотрение социального самочувствия как интегральной характеристики реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности. При этом анализируется взаимосвязь между уровнем притязаний и степенью удовлетворения смысложизненных потребностей, реализованности жизненной стратегии.
3) Изучение социального самочувствия как чувства. Предметом в данном случае становятся те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для индивида и приобретающих в силу этого эмоциональный эффект. При этом социальное самочувствие рассматривается как основа социального настроения, его эмоциональный фон, которой обусловлен оценкой и самооценкой социального статуса и социального положения, проявляется в представлениях ученого о возможностях достижения желаемого [11, с. 46].
Следует отметить, что психологический и социологический подходы стремятся описать социальное самочувствие посредством рациональной фиксации социальных качеств личности, ее статуса и ориентации в социальном пространстве. Однако очевидно, что социальное самочувствие субъекта воспринимается им как переживаемое психологическое явление. Оно представляет собой чувственное отражение условий, «от которых зависит развитие событий, значимых для личности и приобретающих в силу этого эмоциональный эффект» [11, с. 46]. Исходя из этого, конституируется социально-психологический подход к описанию и анализу социального самочувствия.
Социально-психологический подход к изучению социального самочувствия наиболее последовательно представлен в современной научной литературе позицией российских социологов Ж.Т. Тощенко и С.В. Харченко, выявивших роль социального настроения, которое «объективно выступает определяющим, интегрирующим показателем уровня благополучной социальной устроенности и неустроенности» [14, с. 28]. Социальное настроение, которое зависит от психофизиологических элементов (состояния здоровья), складывается из непосредственного восприятия мира (чувств, эмоций), мировоззренческих компонентов (умонастроения, убеждений), личностных оценок социального опыта, социальных целей и интересов, а также духовных запросов и устремлений, что проявляется в социальных ожиданиях и социальной позиции его субъектов [14, с. 32]. Опираясь на социально-психологический подход, уместно осмысление социального самочувствия через анализ социального настроения и чувственно-эмоциональной сферы личности.
В содержании социального самочувствия выделяют три структурных компонента. Когнитивный компонент - знание, которым индивид руководствуется в повседневной жизни, а также восприятие и осмысление людьми социальных процессов, своих социальных ожиданий и своего места в системе общественных отношений (социальных позиций), оценка представлений о себе как субъекте социальной деятельности. Эмотивный компонент - доминирующие чувства и настроения; ситуативные эмоциональные состояния, которые определяют наличие или отсутствие удовлетворенности и уверенности в своей жизни и деятельности. Конативный компонент - проявление готовности или неготовности людей к тем или иным действиям по сохранению или изменению своей
жизни и деятельности, уровня социальной активности. Следует отметить, что структура социального самочувствия дополняется эвалюативным (оценочным) компонентом, в котором выражается степень субъективного благополучия личности. Эвалюативный компонент позволяет понять основания осуществления того или иного выбора на когнитивном и эмотивном уровнях, позволяет объяснить и стратегические предпочтения на конативном уровне [2, с. 45-51].
Обзор основных подходов, существующих в социо-гуманитарном знании к анализу социального самочувствия, позволяет перейти к анализу системы показателей социологического изучения социального самочувствия. Показатели и индикаторы социального самочувствия, вырабатываемые в ходе процедур интерпретации и операционализации, позволяют осуществить переход от концептуализации понятия к построению инструментария эмпирического социологического исследования. Разработкой системы показателей и индикаторов социального самочувствия занимались такие белорусские, российские и украинские социологи, как М.И. Корнилова, Я.Н. Крупец, О.Н. Суняйкина, Т.Т. Тарасова, Р.И. Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, С.А. Шавель, Л.П. Галич, Р.В. Карамельский, Б.А. Грушин, О.А. Хасбулатова, А.А. Грачева, А.А. Русалинова, В.П. Щербакова и др.
Ряд исследователей осуществили структурную операционализацию социального самочувствия - анализ его структуры, выделение соответствующих показателей и индикаторов, позволяющих описать данное социальное явление, другие - провели факторную операционализацию рассматриваемого понятия - определили факторы, влияющие на социальное самочувствие, что позволяет перейти от описательного к аналитическому исследованию, некоторые исследователи осуществили как структурную, так и факторную операционализацию.
Российский исследователь М.И. Корнилова, операционализируя понятие «социальное самочувствие», выделяет в нем два основных блока показателей: удовлетворенность индивидуальными и социальными условиями жизнедеятельности и наличие, и специфику субъективно переживаемой неопределенности жизненной ситуации. Понятийные индикаторы социального самочувствия могут включать в себя уровень притязаний, характеристики активности субъекта, идентификационную стратегию, удовлетворенность реализацией жизненной стратегии, временные характеристики, объективные детерминирующие факторы [8, с. 94]. Я.Н. Крупец считает, что социальное самочувствие складывается из трех составляющих: внутреннего состояния человека (здоровье, настроение, испытываемые чувства счастья, оптимизма); оценки внешних условий (восприятие ситуации в стране и времени, в котором человеку приходится жить); восприятия собственного положения в новых условиях [10, с. 144]. О.Н. Суняйкина выделяет следующие показатели социального самочувствия: уровень жизни, эмоционально-психологическое состояние, социальные самоощущения, жизненные и адаптационные стратегии, самооценка потенциала [13, с. 101].
Показателями социального самочувствия, по Б.А. Грушину, являются уровень притязаний, характеристики активности субъекта, идентификационная стратегия, удовлетворенность реализации жизненной стратегии, временные характеристики [4]. Отметим, что индикаторы социального самочувствия, предложенные М.И. Корниловой и Б.А. Грушиным, в значительной мере совпадают. Российские исследователи Р.И. Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова проводят следующую структурную операционализацию социального самочувствия молодежи: удовлетворенность социальных потребностей; защищенность от главных опасностей: преступности, бедности, произвола чиновников, экологических угроз; самостоятельность в решении своих жизненных задач; оптимизм в оценке ими своего настоящего и будущего [5, с. 247]. Белорусский социолог Л.П. Галич включает в методику социологического изучения социального самочувствия следующие эмпирические индикаторы: индикаторы эмотивного компонента; индикаторы когнитивного компонента; индикаторы конативного компонента; индикаторы эвалюативного компонента [2, с. 74].
Предложенные индикаторы корреспондируют со структурными компонентами социального самочувствия, выделенными этим исследователем.
Факторная операционализация социального самочувствия в работах социологов представлена следующим образом. Развивая представления о показателях и индикаторах социального самочувствия, Т.Т. Тарасова выделяет социально-экономические, политические, миграционные факторы, влияющие на социальное самочувствие. [7, с. 118]. Р.И. Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова среди факторов социального самочувствия, рассматривают «достижительские» характеристики молодого человека; факторы, характеризующие идентификационную стратегию человека и его активность; факторы жизненного цикла; аскриптивные характеристики, среду выхода [5, с. 250]. Белорусские ученые С.А. Шавель, Л.П. Галич к факторам социального самочувствия относят: возможность организовать досуг; личное материальное положение; материальное положение семьи; наличие / отсутствие приносящего доход дела; наличие / отсутствие собственного жилья; отношения с близкими; положение дел на работе (учебе, службе); самооценка способностей; семейное благополучие; здоровье; личная безопасность; умение завоевать доверие; способность к общению [15, с. 94]. Применяя институциональный и функциональный подходы, Р.В. Карамельский определил объективные и субъективные факторы социальное самочувствие студенчества. К объективным факторам, по мнению исследователя, относятся экономика, политика, образование, семья. Субъективные факторы социального самочувствия студентов представлены удовлетворенностью условиями общества, своего бытия, окружения, своим статусом, образованием, материальным положением; настроениями, ожиданиями, оценками происходящих и будущих событий; отношением к государству, социальным институтам, обществу; степенью активности студенчества [6, с. 186].
Российский социолог В.П. Щербакова провела факторную операционализацию понятия «социальное самочувствие молодежи» и в качестве важнейших групп факторов, определяющих социальное самочувствие, выделила социальные процессы в политической, экономической, социальной сферах и благосостояние населения, влияние на оценки молодежи состояния этих сфер; два уровня проблем - социетальные, присущие обществу в целом и воздействующие на все без исключения социальные группы и специфические молодежные проблемы; систему факторов, влияющих на уровень социальной напряженности в молодежной среде: изменение политического режима, угрозу личной безопасности, резкое повышение цен, голод, потерю работы, незаконные действия властей в отношении личных прав гражданина, оскорбление национального достоинства, ущемление религиозного чувства [16, с. 228].
Таким образом, среди представленных исследовательских подходов к изучению социального самочувствия наиболее релевантным является социологический подход. Анализ показателей социального самочувствия, поливариативность авторских интерпретаций системы показателей рассматриваемого социального явления свидетельствует о его многогранности и кумулятивности. В ходе факторной операционализации исследователи сосредотачиваются либо на объективных факторах (макрофакторах) - Т.Т. Тарасова; В.П. Щербакова, либо на субъективных факторах (микрофакторах) - Р.И. Зинурова, Ф.Ф. Фатыхова; С.А. Шавель, Л.П. Галич, либо сочетают как объективные, так и субъективные факторы - Р.В. Карамельский. Вариативность операционализации данного понятия приводит, с одной стороны, к методическим трудностям выбора наиболее адекватных показателей и индикаторов для замера уровня социального самочувствия, с другой стороны, является основанием для адаптивности методики и инструментария социологического исследования социального самочувствия применительно к различным социально-демографическим группам.
Список литературы
1. Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические
проблемы исследования: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.09; АН СССР, Ин-т социологии. - М., 1989. - 19 с.
2. Галич Л.П. Социальное самочувствие молодежи. - Минск : Право и экономика, 2012. - 160 с.
3. Головаха Е.И. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС / Е.И. Головаха, А.П. Горбачик, Н.В. Панина // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 1998. № 10. С. 45-72.
4. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина : в 4 кн. Жизнь 2-я : Эпоха Брежнева. Часть 2. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.
5. Зинурова Р.И., Фатыхова Ф.Ф. Индикаторы, репрезентирующие содержание социального самочувствия, // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 20. С. 245-251.
6. Карамельский Р.В. Институциональный и функциональный подходы к анализу объективных и субъективных факторов социального самочувствия студенчества // Вестник ЧГУ. 2011. № 4. С. 182-187.
7. Кобозева Н.Н. Социальное самочувствие как социологическая категория // Вестн. Ставропол. гос. ун-та. 2007. № 50. С. 117-122.
8. Корнилова М. В. Социальное самочувствие: понятие и основные показатели / М. В. Корнилова // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 3. С. 135-138.
9. Краткий психологический словарь / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского / ред. - Л.А.Карпенко - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.
10. Крупец Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социс. 2004. №3. С. 143-144.
11. Михайлова, Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 45-50.
12. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. - М. ; СПб. - Нестор-История, 2011. - 176 с.
13. Суняйкина О.Н. Понятие «социальное самочувствие» в социологии // Вестник Мордовского госуниверситета. 2011. № 3. С. 98-101.
14. Турецкая, Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена / Г. В. Турецкая // Психологический журнал. 1998. Том 19. №1. С. 37-46.
15. Шавель С.А., Галич Л.П. Социальное самочувствие населения Беларуси и России: компаративный социологический анализ // Социология. 2012. № 1. С. 76-95.
16. Щербакова В.П. Социальное самочувствие молодежи -интегральный показатель ее адаптации к общественным переменам в России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. № 3-1. С. 221-232.
Информация об авторах:
Information about authors:
Соловей Алеся Петровна
Научный сотрудник, Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь
Solovey Alesya Petrovna
Researcher, Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus, Minsk, Republic of Belarus
Шухно Евгений Валерьевич Shukhno Evgeny Valerievich
младший научный сотрудник, Национальной Junior Research Fellow, National Academy of Sciences
академии наук Беларуси, г. Минск, Республика of Belarus, Minsk, Republic of Belarus Беларусь