(с. 64). Таким образом, этика стратегических субъектов ориентирована на сохранение субъектов и их сборку.
Для обеспечения целостности управления используются все три механизма: целевой (классика), сетевой (неклассика) и мета-субъектный (постнеклассика). Этим механизмам соответствуют три формы обеспечения целостности управления: иерархическая, сетевая и средовая.
В последние десятилетия все чаще приходится констатировать организацию в крайне короткие сроки бессубъектности развития в различных странах мирового сообщества. Разрушение субъектности развития осуществляется через организацию «управляемого хаоса»: разрушение сложившейся системы управления, блокировку рефлексии (например, путем превращения СМИ в субъектов рыночной экономики и насаждения массовой культуры), разрушение коммуникативных связей. В этих условиях необходимо изменить подход к безопасности. С позиций субъектно-ориентированного подхода следует связать рассмотрение проблем безопасности с проблемами развития. «Обеспечение безопасности социальных субъектов - это обеспечение их способности к социальному воспроизводству и развитию в условиях динамично изменяющейся среды, а также защищенность их проектов жизнедеятельности и развития» (с. 81).
Л.А. Боброва
2016.02.002 БОГДАНОВА Н. КУЛЬТУРА ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ. - Киев: НПУ имени МП. Драгомано-ва, 2011. - 304 с.
БОГДАНОВА Н. Культура життетворчосп особистосп: Фшософ-сько-св^оглядний аналiз: Наукове видання. - Кшв: НПУ iменi М П. Драгоманова, 2011. - 304 с.
Ключевые слова: культура; личность; мировоззрение; культура жизнетворчества; семья; философия; субъект жизнетвор-чества; социокультурная среда; структура жизнетворчества.
Первый раздел монографии посвящен философскому содержанию «жизнетворчества» в современном научном дискурсе (с. 9-42), где социокультурная среда является для человека сферой
самореализации, которая превращает ее из сферы внешнего мира объективных воздействий на внутренний мир культуры жизне-творчества, которая может осуществляться только в сфере культурных значений, смыслов, ценностей и форм. Человек как культурное существо приобретает необходимые и универсальные способности для реализации себя как субъекта жизнетворческой активности. Определяющими факторами формирования культуры жизнетворчества является, прежде всего, семья, школа, воспитание, самовоспитание. «Человек всегда выступает автором личной жизни, рассматривается как субъект жизнетворчества, который делает свою жизнь предметом личной воли и сознания» (с. 12). Следовательно, социокультурная среда - это фундаментальный, универсальный, всеобъемлющий фактор формирования жизнетворчества личности.
Второй раздел книги - «Смысл и структура жизнетворче-ства личности» (с. 43-72). Здесь в пределах всеобщего универсального социокультурного бытийного пространства личности выделяются ключевые элементы, которые несут на себе особенно важные функции в процессе формирования культуры жизнетворче-ства личности. Одним из таких элементов, который имеет фундаментальные мировоззренческие ценности и воспитательное значение в формировании личности человека, также являются семья и школа, т.е. те экзистенциальные ячейки, где человек получает первичный опыт жизнетворчества, где он под влиянием авторитетных и номотетичных примеров поведения и мысли приобретает первичные и базовые представления о мире, которые в дальнейшем определяют как его ценностные ориентиры, так и жизнетворческие возможности.
В третьем разделе «Мировоззренческий и аксиологический контекст культуры жизнетворчества личности» (с. 73102) и четвертом разделе монографии «Формирование культуры жизнетворчества личности» (с. 103-135) углубленному анализу подвергается один из ключевых факторов социальной адаптации и формирования жизнетворчества личности - семья как первичная ячейка ценностного становления личности. Именно она дает ребенку возможность аксиологически сориентироваться в окружающей среде. Семья, в зависимости от духовно-психологического климата становится для человека примером для подражания и
референтной ячейкой в любой дальнейшей жизненной ситуации. Собственно, отношения в семье определяют характер ребенка, его гендерные поведенческие реакции, отношение к старшим и сверстникам, потенциал толерантности и альтруизма, т.е. те показатели, которые являются необходимым фундаментом культуры жизне-творчества личности. В семье у человека складываются первичные убеждения относительно принципов мироустройства, опираясь на которые человек в дальнейшем выстраивает собственную картину мира. Также именно в процессе семейного воспитания и образования человек приобретает первичные способности оценивать действительность с точки зрения когнитивных, моральных и эстетических убеждений и идеалов. Кроме того, семья становится первой ареной бытийной самореализации личности, ведь с самого детства человек пытается создавать целостное мировоззрение, в чем ему могут помочь только уже имеющиеся в семье отношения к знаниям, морали, стандартам красоты. Важным для самоидентификации возможностей человека является уровень гуманности и толерантности, которые царят в семье и благодаря которым у ребенка формируются первичные коммуникативные представления и способности к восприятию и пониманию «другого», через которые, как уже известно, формируется человеческое «я». Семья и школа, имея с этой сфере значительный потенциал, прививают ребенку творческое отношение к формированию мировоззренческих и ценностных личностных ориентиров и несут значительную ответственность с точки зрения эффективности формирования личностной культуры жизнетворчества каждого ребенка.
Пятый раздел - «Образование в стратегии формирования культуры жизнетворчества личности» (с. 136-167). Первичная образовательная деятельность, которая осуществляется ребенком в семье, дошкольном учреждении, школе, имеет неоспоримое фундаментальное значение для дальнейшего формирования личности, ведь именно в этот период человек приобретает культуру когнитивной и морально-оценочной деятельности, т.е. готовит с помощью взрослых основу для дальнейшей мировоззренческой и аксиологической оценки объективной реальности и для самооценки: «...Образование приобщает человека к культурной среде общества и человечества, и также дает ему возможность реализовать свои внутренние стремления и творческую энергию» (с. 136). Чтобы
личность была способна в современном противоречивом и сложнейшем мире упорядоченно и гармонично проявлять свою духовно-волевую, жизнетворческую активность, она должна иметь определенный и не низкий уровень образования. Образование становится тем формирующим фактором, благодаря которому человек не просто остается одним из объектов информационной среды, способным только принимать и передавать информационные блоки, но и становится субъектом социокультурного пространства, т.е. носителем возможностей смыслового и нравственного благоустройства мира, даже такого пока не вполне упорядоченного, как мир информационной цивилизации. «В современном мире образование - это источник самореализации и открытия творческого потенциала личности» (с. 136). В связи с этим образование приобретает особо важное значение в современном мире как фактор формирования культуры жизнетворчества личности, ведь именно оно развивает в человеке активное стремление к преобразованию внешней среды. Направленность человека, его духовное стремление к овладению смыслами и оценочными характеристиками социокультурной среды являются основным фундаментом культуры жизнетворчества личности.
Остальные разделы монографии - шестой «Системно-целевое (стратегическое) планирование культуры жизнетворчества личности» (с. 168-198), седьмой «Ведущие технологии формирования и реализации культуры жизнетворчества личности» (с. 199-229) и восьмой раздел «Качество, успешность и эффективность культуры жизнетворчества личности: проблема измерения» (с. 230-260) посвящены еще одной из важнейших составляющих успешного процесса социализации и жизнетворче-ства личности - воспитанию. Оно в современных условиях обеспечивает не только включение в социум, но и приобретение ценностного самосознания, ощущение самоценности человека. Понимание воспитания как процесса организованной и целенаправленной социализации создает возможности и понимание того, что результат воспитания следует определять, не в последней мере, по степени выявления у человека способности решать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор, т.е. с учетом уровня его личностной культуры жизнетворчества.
Важная личностно-коммуникативная роль воспитания заключается в том, что благодаря ему человек приобретает возможность выстраивать свое «я» на основе духовно-практического контакта с «Другим». Направленность самовоспитания определяется общественной программой всестороннего развития личности, осуществление которой в интересах и общества, и личности. Однако в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей человека направление самовоспитания может принимать различные формы, проявления, характеристики. Главным же направлением самовоспитания является формирование высоких нравственных качеств человека. Только в процессе самовоспитания в личности формируется понимание и осознание необходимости чувства ответственности, которое, в свою очередь, является одним из основных факторов культуры жизнетворчества личности. Самовоспитание - сложная деятельность, которая требует постановки определенной цели и конкретных задач, разработки программы, планирования работы, учета и контроля. Самовоспитание делает человека ответственным за свое поведение сегодня и за свою будущую жизнь. Личность в процессе жизнетворческого становления может выбирать тот или иной образ жизни, она может регулировать свое поведение и совершенствовать себя, но научиться этому без кропотливого и длительного процесса самовоспитания невозможно. Более того, без формирования навыков самовоспитания жизнетворчество личности невозможно, вероятно, вообще: человек остается только объектом внешних воздействий, теряя личностные возможности творчества, самореализации и самоидентификации.
Таким образом, самовоспитание в развернутом его виде является целенаправленной сознательной и систематической работой над собой, с тем чтобы обеспечить такой уровень развития личности, который бы отвечал общественным требованиям и личному идеалу. Путем самовоспитания личность формирует нужные ей для жизни и труда свойства и устраняет те, которые мешают ей жить и действовать в нужном направлении. Самовоспитание - естественный процесс адаптации личности к социальным условиям и общественным требованиям. Но главным качественным и сущностным показателем самовоспитания является его влияние на процесс образования жизнетворчества личности. С этой точки зрения самовоспитание рассматривается автором монографии как один из ре-
шающих факторов формирования культуры жизнетворчества личности, ведь именно в нем заложены желание и возможности человека к духовно-волевому самовыражению, к самоупорядочению объективного и нравственного мира, к творческому самоутверждению как субъекту духовности и общественности, благодаря чему возможно не только влиять на внешнюю природную и социальную реальность, но и на собственные, внутренние, мировоззренческие ценностные и жизнетворческие характеристики.
А.Д. Емельяненко, Л.И. Мозговой, Г. В. Хлебников
2016.02.003. КОЛИН К.К., УРСУЛ АД. ИНФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА: ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ КУЛЬТУРОЛОГИЮ. - М.: Стратегические приоритеты, 2015. - 299 с.
Ключевые слова: информация; культура; информационная культурология; информационный феномен; науки об информации; культурная эволюция.
В данном издании авторами был осуществлен системный научно-методологический анализ философских оснований информационной культурологии как нового направления теории развития информационной культуры. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение в связи с высокими темпами развития информационной цивилизации в XXI в. Одной из задач исследования является помощь людям, в первую очередь представителям молодого поколения, дать ответы на вопросы, сформулированные в свое время И. Кантом:
Что я должен знать?
Как я должен поступать?
На что я могу надеяться? (с. 278-279)
Книга состоит из введения (с. 7-11), четырех частей «Культура как информационный феномен: Теоретико-методологические основания» (с. 12-96), «Информационная культура и информационная культурология» (с. 97-154), «Культурологические проблемы информационной безопасности» (с. 155-252), «Перспективы развития информационной культурологии» (с. 254-277) и раздела, написанного вместо заключения (с. 278-279).