Научная статья на тему 'Социальное проектирование как один из видов квазипрофессиональной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования'

Социальное проектирование как один из видов квазипрофессиональной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / CONTEXTUAL APPROACH / COMPETENCE / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баландина Ю. И., Нагорная М. С.

В статье рассматриваются возможности социального проектирования как одного из видов квазипрофессиональной деятельности при формировании компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баландина Ю. И., Нагорная М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PLANNING AS A TYPE OF ACTIVITY TRAINED PROFESSIONAL EDUCATION HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the possibility of social engineering as one of the professional activities in the formation of competence of students

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как один из видов квазипрофессиональной деятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования»

4 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

ВЫСШАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО В ТРИАДЕ "ГОСУДАРСТВО-ОБРАЗОВАНИЕ-БИЗНЕС"

УДК 37.02

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.И. Баландина, магистрант ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» е-mail: ицуа [email protected]

М.С. Нагорная, проректор по внеучебной работе ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» е-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются возможности социального проектирования как одного из видов квазипрофессиональной деятельности при формировании компетентности обучающихся.

Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, контекстный подход, компетенции, проектная деятельность.

Одним из краеугольных камней современной системы высшего образования является компетентностный подход, реализация которого происходит в том числе через контекстное обучение. Сущность последнего была обоснована А.А. Вербицким в начале 90-х гг. XX столетия и заключается в осуществлении образовательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебной деятельности реальных производственных связей и отношений, решения конкретных профессиональных задач1.

Особую значимость, на наш взгляд, имеет обретение будущими специалистами не только внутренней готовности к эффективному исполнению прямых профессиональных обязанностей, но и уверенности в своих возможностях, осознании социальной значимости профессии, в проявлениях активной жизненной позиции.

Сближение двух векторов образовательного процесса в современных условиях возможно именно через социальное проектирование. Социальный проект - программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность обучающегося (группы) по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.

Сущность проектной методики заключается в том, что обучающийся:

- должен диагностировать социально-значимую проблему, теоретически осмыслить проектируемое явление, найти нестандартное оптимальное креативное решение и определить практическую направленность действий;

- в ходе работы над проектом овладевает методикой и технологией выполнения конкретной специфической деятельности, алгоритм которой он самостоятельно выстраивает и предлагает реализовать для преобразования социального явления;

- получает возможность самостоятельно определить и реализовать конкретные действия по достижению целей и задач проекта; определять и распределять ресурсы, взаимодействовать с социальными партнерами2, легко адаптироваться в любой среде;

- получает возможность просчитывать свои возможности и возможности всех, работающих в команде; взять на себя роль субъекта социально-проектной деятельности (генератора идей, лидера, организатора, исполнителя и т. д.);

- оказывается в ситуации актуализации и мотивирования собственной социальной активности, трансформирующейся в качество личности.

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 5

Отличительной чертой социального проектирования является его универсальный характер, оно позволяет сформировать и развить общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции обучающихся любых направлений (специальностей):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (270100 «Архитектура»; 080500 «Бизнес-информатика», 072500 «Дизайн», 230400 «Информационные системы и технологии» и др.);

- осуществлять конструктивное взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями; способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества; способность и готовность к лидерству, умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь; умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (081100 «Государственное и муниципальное управление);

- способность использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе (270100 «Архитектур а»);

- способность разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений; способность к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта (072500 «Дизайн»);

- осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (080500 «Бизнес-информатика»);

- способность к проектированию базовых и прикладных информационных технологий (230400 «Информационные системы и технологии»);

- обладание базовыми навыками общения, умение устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (031600 «Реклама»);

- способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; способность к выработке нестандартных решений (031600 «Реклама»);

- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (080200 «Менеджмент»)

- и др.

Как показывает практика, важно прививать навыки социального проектирования именно обучающимся первого курса. Однако не всегда учебные планы позволяют интегрировать элементы проектной методики в урочный процесс. К тому же большинство изучаемых дисциплин в первом и втором семестрах мало связаны с профессиональной деятельностью и не вырабатывают четкого представления у молодых людей о ее специфике и социальной значимости. В связи с этим в ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» отработана схема проведения внеурочного Конкурса социально-значимых (волонтерских) проектов «Веер инициатив», которая реализуется совместно кафедрой

6 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

«Гуманитарные и общеправовые дисциплины», Отделом по работе с молодёжью, научным отделом, Студенческой ассоциацией, Волонтерским объединением «Твори добро!», научным отделом при поддержке ректората) седьмой год подряд организует и проводит конкурс социально-значимых (волонтерских) проектов «Веер инициатив»

Цель конкурса - создание условий для духовно-нравственного становления личности студента (аспиранта), формирование убеждений в доминирующей роли духовных ценностей, поддержка и развитие социально-значимой студенческой инициативы, развитие молодежного добровольчества.

Основными задачами являются:

- определение первоочередных, наиболее социально-значимых проблем для студентов и аспирантов Института;

- обучение обучающихся технологиям социального проектирования;

- сбор и обобщение студенческих инициатив в социальном проектировании и информации о системных подходах решения социальных проблем;

- привлечение внимания государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций к наиболее острым социальным проблемам;

- развитие творчества и исследовательской деятельности студенческой молодёжи;

- развитие социальной активности студентов и аспирантов Института.

В Конкурсе учреждаются две номинации: индивидуальный социальный проект и социальный проект творческой группы (не более 5 человек).

Тематические направления Конкурса:

- интеллектуальное воспитание;

- здоровьесбережение (в т. ч. физкультура и спорт);

- охрана окружающей среды (экологическое воспитание);

- профилактика асоциальных явлений;

- социально-психологическая адаптация;

- гражданское, патриотическое воспитание;

- культурно-духовное, эстетическое воспитание;

- самореализация молодежи, развитие студенческого самоуправления;

- добровольческая (волонтерская) деятельность.

В начале каждого учебного года для студентов организуется и проводится интерактивный мастер-класс «Эффективное социальное проектирование: Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации проекта». К данному мероприятию активно привлекаются социальные партнеры: специалисты МБУДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» г. Челябинска, бизнес-тренеры творческой студии «Своя игра».

Обучающимся даются рекомендации по организации и выполнению проектной работы, представляются реализованные проекты прошлых лет. В рамках мозгового штурма определяются актуальные социальные проблемы, происходит деление на проектные микрогруппы, распределяются возможные социальные роли и соответствующие им функции. Обучающимся предлагается аналитико-оценочный инструментарий - матрицы анализа и оценивания проектов, индивидуальная рефлексивная карта участника, позволяющая каждому оценивать свои личностные достижения в ходе выполнения проекта, определять нерешенные проблемы и планировать пути их устранения.

Контролирующим средством управления является портфолио, содержащий все результаты, полученные в ходе осуществления квазипрофессиональной деятельности, сопровождающиеся различными видами выполненных рефлексивных заданий.

Квазипрофессиональная деятельность обучающихся осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт обучающихся, преподавателей и специалистов-практиков, возможность в режиме он-лайн получить экспертную оценку.

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 7

Благодаря Конкурсу уже воплощены в жизнь многие студенческие проекты: «Организация Всероссийского конкурса социальной рекламы «Взгляд молодых», «Мисс и Мистер ЮУИУиЭ», «Равный - Равному», «От сердца к сердцу», «Здоровая молодежь -здоровое общество», «Кадры решают всё!», «Письмо ветерану: я помню, я горжусь», «Группа экстренной помощи первокурсникам», «Дебаты для школьников», «Открытый Кубок по стритболу» и многие другие.

Особую ценность, на наш взгляд, проектная методика имеет для развития социокультурной среды, формирования не только общекультурных компетенций, а именно общепрофессиональных и профессиональных3.

Организаторы конкурса ориентируют обучающихся на выбор актуальных социальнозначимых проблем именно в рамках профессиональной деятельности.

Проект «Создание электронных информационных ресурсов для МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов Челябинской области» был реализован студентами, обучающимися по направлению «Информационные системы и технологии».

За основу проекта была взята гипотеза, что Интернет-сайт образовательного учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать средством эффективного использования возможностей глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчёте на различные категории потенциальных посетителей, играть роль связующего звена с усыновителями, благотворителями и волонтерами.

Предварительная оценка ситуации в регионе показала, что только несколько детских домов имеют собственные сайты и регулярно обновляют информацию на них. В целом же, детские дома катастрофически страдают от нехватки ресурсов и методической поддержки.

На подготовительном этапе проектная команда изучила нормативную базу, наладила контакт с ответственными региональными министерствами и через них запустила информационную кампанию о проекте. В рамках этого же этапа были выявлены основные недостатки существующих сайтов образовательных организаций (например, невозможность индексации сайтов, созданных на основе определенных технологий, поисковыми системами) и сформулированы предложения по их преодолению.

Вторым шагом в реализации проекта стала организации и проведение установочного методического семинара, участники (представители образовательных организаций) получили теоретические знания и практические навыки в сфере информатизации образовательных учреждений. Во время семинара были составлены предварительные технические задания для каждого учреждения, далее шла дальнейшая их доработка сотрудниками и согласование с руководством образовательных учреждений. Одновременно проводился подбор данных для наполнения сайтов (фотографии, документы, тексты и т. п.). Студенты осуществляли выезд на места для оказания методической помощи по обновлению существующих сайтов, получению административного доступа к существующим, но не обновляемым Интернет-страницам и т. д.

После согласования технических заданий и подбора контента шёл процесс создания сайтов при методической поддержке преподавателей Института.

Завершающей стадией проекта стал второй методический семинар, нацеленный на обучение представителей образовательных организаций работе с готовым продуктом.

Конечными результатами проекта стали:

- создание постоянно обновляемых сайтов образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со спецификой задач данных заведений;

- обучение муниципальных служащих основам Интернет-грамотности и предоставление им возможности дальнейшего повышения квалификации;

- популяризация результатов проекта в СМИ и привлечение внимания к проблемам детей-сирот;

8 Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313

- интенсификация связи образовательных учреждений с внешней средой, потенциальными попечителями и благотворителями;

- повышение прозрачности деятельности подобных образовательных учреждений и создание благоприятного окружения.

Долгосрочный эффект заключается в функционировании электронных ресурсов специализированных образовательных учреждений в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также в возможном тиражировании опыта в другие регионы.

Обучающиеся по творческим специальностям и направлениям «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Архитектура» разрабатывают бренд-буки для внутриинститутских, районных, городских, областных, региональных, окружных, всероссийских и

международных конкурсов, фестивалей, мероприятий. Студентка Константинова Алена раскрасила фасады зданий подшефного Детского дома № 14 г. Челябинска

Обучающиеся по направлению «Юриспруденция», разработали и реализовали социально-значимый проект для воспитанников МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 14 г.Челябинска «Юристы - детям». Суть проекта заключалась в создании и апробации инновационной модели правового просвещения воспитанников детского дома и повышения профессиональной и педагогической квалификации студентов-юристов путем внедрения принципа обучения «равный-равному». Проект получил высокую оценку специалистов. Голоюк Виктория стала призером областного конкурса «Челябинская область - это мы!» и Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна - моя Россия» и была отмечена Премией Президента РФ по поддержке талантливой молодежи.

Результаты апробации свидетельствуют о достаточно высокой практической эффективности и результативности методики социального проектирования и подтверждают тезис о том, что квазипрофессиональная деятельность является одним из условий формирования компетентности обучающихся. Качественная проектная деятельность позволяет решить серьезную задачу подготовки студентов - перенос теоретических знаний в практическую плоскость.

Примечания

1 Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

2 См. подробнее Баландина Ю.И., Пестунов М.А. Управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций // Управление в современных системах. 2014. № 2 (июнь) [Электронный ресурс] Режим доступа URL http: //j oumal. inueco. ru/2_2014_8/

3 См. подробнее: Нагорная, М.С. Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» // Управление в современных системах. 2013. № 1 (декабрь) [Электронный ресурс] Режим доступа URL http://journal.inueco.ru/1_2013_10/

Управление в современных системах №1(5) 2015

ISSN 2311-1313 9

SOCIAL PLANNING AS A TYPE OF ACTIVITY TRAINED PROFESSIONAL EDUCATION HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Y.I. Balandina, undergraduate of "South-Ural Institute of Management and Economics",

e-mail: [email protected]

M.S. Nagornaya, prorector of "South-Ural Institute of Management and Economics",

e-mail: marya. nagornaya@mail. ru

Abstract

The article discusses the possibility of social engineering as one of the professional activities in the formation of competence of students.

Keywords: professional activity, contextual approach, competence, project activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.