4 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
ВЫСШАЯ ШКОЛА БУДУЩЕГО В ТРИАДЕ "ГОСУДАРСТВО-ОБРАЗОВАНИЕ-БИЗНЕС"
УДК 37.02
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.И. Баландина, магистрант ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» е-mail: ицуа [email protected]
М.С. Нагорная, проректор по внеучебной работе ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» е-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются возможности социального проектирования как одного из видов квазипрофессиональной деятельности при формировании компетентности обучающихся.
Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, контекстный подход, компетенции, проектная деятельность.
Одним из краеугольных камней современной системы высшего образования является компетентностный подход, реализация которого происходит в том числе через контекстное обучение. Сущность последнего была обоснована А.А. Вербицким в начале 90-х гг. XX столетия и заключается в осуществлении образовательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебной деятельности реальных производственных связей и отношений, решения конкретных профессиональных задач1.
Особую значимость, на наш взгляд, имеет обретение будущими специалистами не только внутренней готовности к эффективному исполнению прямых профессиональных обязанностей, но и уверенности в своих возможностях, осознании социальной значимости профессии, в проявлениях активной жизненной позиции.
Сближение двух векторов образовательного процесса в современных условиях возможно именно через социальное проектирование. Социальный проект - программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой будет осуществляться деятельность обучающегося (группы) по решению социально-значимой проблемы с полным ее обоснованием и оценкой результатов.
Сущность проектной методики заключается в том, что обучающийся:
- должен диагностировать социально-значимую проблему, теоретически осмыслить проектируемое явление, найти нестандартное оптимальное креативное решение и определить практическую направленность действий;
- в ходе работы над проектом овладевает методикой и технологией выполнения конкретной специфической деятельности, алгоритм которой он самостоятельно выстраивает и предлагает реализовать для преобразования социального явления;
- получает возможность самостоятельно определить и реализовать конкретные действия по достижению целей и задач проекта; определять и распределять ресурсы, взаимодействовать с социальными партнерами2, легко адаптироваться в любой среде;
- получает возможность просчитывать свои возможности и возможности всех, работающих в команде; взять на себя роль субъекта социально-проектной деятельности (генератора идей, лидера, организатора, исполнителя и т. д.);
- оказывается в ситуации актуализации и мотивирования собственной социальной активности, трансформирующейся в качество личности.
Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 5
Отличительной чертой социального проектирования является его универсальный характер, оно позволяет сформировать и развить общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции обучающихся любых направлений (специальностей):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (270100 «Архитектура»; 080500 «Бизнес-информатика», 072500 «Дизайн», 230400 «Информационные системы и технологии» и др.);
- осуществлять конструктивное взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями; способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества; способность и готовность к лидерству, умение принимать взвешенные решения, убеждать в целесообразности этих решений и воплощать решения в жизнь; умение работать в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (081100 «Государственное и муниципальное управление);
- способность использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе (270100 «Архитектур а»);
- способность разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений; способность к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта (072500 «Дизайн»);
- осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (080500 «Бизнес-информатика»);
- способность к проектированию базовых и прикладных информационных технологий (230400 «Информационные системы и технологии»);
- обладание базовыми навыками общения, умение устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (031600 «Реклама»);
- способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; способность к выработке нестандартных решений (031600 «Реклама»);
- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (080200 «Менеджмент»)
- и др.
Как показывает практика, важно прививать навыки социального проектирования именно обучающимся первого курса. Однако не всегда учебные планы позволяют интегрировать элементы проектной методики в урочный процесс. К тому же большинство изучаемых дисциплин в первом и втором семестрах мало связаны с профессиональной деятельностью и не вырабатывают четкого представления у молодых людей о ее специфике и социальной значимости. В связи с этим в ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики» отработана схема проведения внеурочного Конкурса социально-значимых (волонтерских) проектов «Веер инициатив», которая реализуется совместно кафедрой
6 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
«Гуманитарные и общеправовые дисциплины», Отделом по работе с молодёжью, научным отделом, Студенческой ассоциацией, Волонтерским объединением «Твори добро!», научным отделом при поддержке ректората) седьмой год подряд организует и проводит конкурс социально-значимых (волонтерских) проектов «Веер инициатив»
Цель конкурса - создание условий для духовно-нравственного становления личности студента (аспиранта), формирование убеждений в доминирующей роли духовных ценностей, поддержка и развитие социально-значимой студенческой инициативы, развитие молодежного добровольчества.
Основными задачами являются:
- определение первоочередных, наиболее социально-значимых проблем для студентов и аспирантов Института;
- обучение обучающихся технологиям социального проектирования;
- сбор и обобщение студенческих инициатив в социальном проектировании и информации о системных подходах решения социальных проблем;
- привлечение внимания государственных и муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций к наиболее острым социальным проблемам;
- развитие творчества и исследовательской деятельности студенческой молодёжи;
- развитие социальной активности студентов и аспирантов Института.
В Конкурсе учреждаются две номинации: индивидуальный социальный проект и социальный проект творческой группы (не более 5 человек).
Тематические направления Конкурса:
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесбережение (в т. ч. физкультура и спорт);
- охрана окружающей среды (экологическое воспитание);
- профилактика асоциальных явлений;
- социально-психологическая адаптация;
- гражданское, патриотическое воспитание;
- культурно-духовное, эстетическое воспитание;
- самореализация молодежи, развитие студенческого самоуправления;
- добровольческая (волонтерская) деятельность.
В начале каждого учебного года для студентов организуется и проводится интерактивный мастер-класс «Эффективное социальное проектирование: Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации проекта». К данному мероприятию активно привлекаются социальные партнеры: специалисты МБУДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» г. Челябинска, бизнес-тренеры творческой студии «Своя игра».
Обучающимся даются рекомендации по организации и выполнению проектной работы, представляются реализованные проекты прошлых лет. В рамках мозгового штурма определяются актуальные социальные проблемы, происходит деление на проектные микрогруппы, распределяются возможные социальные роли и соответствующие им функции. Обучающимся предлагается аналитико-оценочный инструментарий - матрицы анализа и оценивания проектов, индивидуальная рефлексивная карта участника, позволяющая каждому оценивать свои личностные достижения в ходе выполнения проекта, определять нерешенные проблемы и планировать пути их устранения.
Контролирующим средством управления является портфолио, содержащий все результаты, полученные в ходе осуществления квазипрофессиональной деятельности, сопровождающиеся различными видами выполненных рефлексивных заданий.
Квазипрофессиональная деятельность обучающихся осуществляется параллельно с образовательным процессом на непрерывной основе и предполагает постоянный контакт обучающихся, преподавателей и специалистов-практиков, возможность в режиме он-лайн получить экспертную оценку.
Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 7
Благодаря Конкурсу уже воплощены в жизнь многие студенческие проекты: «Организация Всероссийского конкурса социальной рекламы «Взгляд молодых», «Мисс и Мистер ЮУИУиЭ», «Равный - Равному», «От сердца к сердцу», «Здоровая молодежь -здоровое общество», «Кадры решают всё!», «Письмо ветерану: я помню, я горжусь», «Группа экстренной помощи первокурсникам», «Дебаты для школьников», «Открытый Кубок по стритболу» и многие другие.
Особую ценность, на наш взгляд, проектная методика имеет для развития социокультурной среды, формирования не только общекультурных компетенций, а именно общепрофессиональных и профессиональных3.
Организаторы конкурса ориентируют обучающихся на выбор актуальных социальнозначимых проблем именно в рамках профессиональной деятельности.
Проект «Создание электронных информационных ресурсов для МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов Челябинской области» был реализован студентами, обучающимися по направлению «Информационные системы и технологии».
За основу проекта была взята гипотеза, что Интернет-сайт образовательного учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать средством эффективного использования возможностей глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчёте на различные категории потенциальных посетителей, играть роль связующего звена с усыновителями, благотворителями и волонтерами.
Предварительная оценка ситуации в регионе показала, что только несколько детских домов имеют собственные сайты и регулярно обновляют информацию на них. В целом же, детские дома катастрофически страдают от нехватки ресурсов и методической поддержки.
На подготовительном этапе проектная команда изучила нормативную базу, наладила контакт с ответственными региональными министерствами и через них запустила информационную кампанию о проекте. В рамках этого же этапа были выявлены основные недостатки существующих сайтов образовательных организаций (например, невозможность индексации сайтов, созданных на основе определенных технологий, поисковыми системами) и сформулированы предложения по их преодолению.
Вторым шагом в реализации проекта стала организации и проведение установочного методического семинара, участники (представители образовательных организаций) получили теоретические знания и практические навыки в сфере информатизации образовательных учреждений. Во время семинара были составлены предварительные технические задания для каждого учреждения, далее шла дальнейшая их доработка сотрудниками и согласование с руководством образовательных учреждений. Одновременно проводился подбор данных для наполнения сайтов (фотографии, документы, тексты и т. п.). Студенты осуществляли выезд на места для оказания методической помощи по обновлению существующих сайтов, получению административного доступа к существующим, но не обновляемым Интернет-страницам и т. д.
После согласования технических заданий и подбора контента шёл процесс создания сайтов при методической поддержке преподавателей Института.
Завершающей стадией проекта стал второй методический семинар, нацеленный на обучение представителей образовательных организаций работе с готовым продуктом.
Конечными результатами проекта стали:
- создание постоянно обновляемых сайтов образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со спецификой задач данных заведений;
- обучение муниципальных служащих основам Интернет-грамотности и предоставление им возможности дальнейшего повышения квалификации;
- популяризация результатов проекта в СМИ и привлечение внимания к проблемам детей-сирот;
8 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
- интенсификация связи образовательных учреждений с внешней средой, потенциальными попечителями и благотворителями;
- повышение прозрачности деятельности подобных образовательных учреждений и создание благоприятного окружения.
Долгосрочный эффект заключается в функционировании электронных ресурсов специализированных образовательных учреждений в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также в возможном тиражировании опыта в другие регионы.
Обучающиеся по творческим специальностям и направлениям «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Архитектура» разрабатывают бренд-буки для внутриинститутских, районных, городских, областных, региональных, окружных, всероссийских и
международных конкурсов, фестивалей, мероприятий. Студентка Константинова Алена раскрасила фасады зданий подшефного Детского дома № 14 г. Челябинска
Обучающиеся по направлению «Юриспруденция», разработали и реализовали социально-значимый проект для воспитанников МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 14 г.Челябинска «Юристы - детям». Суть проекта заключалась в создании и апробации инновационной модели правового просвещения воспитанников детского дома и повышения профессиональной и педагогической квалификации студентов-юристов путем внедрения принципа обучения «равный-равному». Проект получил высокую оценку специалистов. Голоюк Виктория стала призером областного конкурса «Челябинская область - это мы!» и Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна - моя Россия» и была отмечена Премией Президента РФ по поддержке талантливой молодежи.
Результаты апробации свидетельствуют о достаточно высокой практической эффективности и результативности методики социального проектирования и подтверждают тезис о том, что квазипрофессиональная деятельность является одним из условий формирования компетентности обучающихся. Качественная проектная деятельность позволяет решить серьезную задачу подготовки студентов - перенос теоретических знаний в практическую плоскость.
Примечания
1 Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
2 См. подробнее Баландина Ю.И., Пестунов М.А. Управление проектной деятельностью в сфере социального партнерства образовательных организаций // Управление в современных системах. 2014. № 2 (июнь) [Электронный ресурс] Режим доступа URL http: //j oumal. inueco. ru/2_2014_8/
3 См. подробнее: Нагорная, М.С. Управление развитием социокультурной среды вуза: из опыта работы ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики» // Управление в современных системах. 2013. № 1 (декабрь) [Электронный ресурс] Режим доступа URL http://journal.inueco.ru/1_2013_10/
Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 9
SOCIAL PLANNING AS A TYPE OF ACTIVITY TRAINED PROFESSIONAL EDUCATION HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Y.I. Balandina, undergraduate of "South-Ural Institute of Management and Economics",
e-mail: [email protected]
M.S. Nagornaya, prorector of "South-Ural Institute of Management and Economics",
e-mail: marya. nagornaya@mail. ru
Abstract
The article discusses the possibility of social engineering as one of the professional activities in the formation of competence of students.
Keywords: professional activity, contextual approach, competence, project activity.