Авторский алгоритм использования веб-квест технологии в формировании профессиональных компетенций бакалавров включает в себя следующие этапы: «Погружение», «Выполнение», «Презентация», «Рефлексия».
Развитие ИКТ-компетентности бакалавров-будущих педагогов посредством веб-квест технологии будет, на наш взгляд, успешным, если будут определены ее дидактические возможности. В процессе авторского исследования было выявлено несколько дидактических возможностей. Веб-квест технологии для развития ИКТ-компетентности педагогов: управление педагогическим процессом; организация самостоятельной работы; использование интерактивных методов обучения; оценивание образовательных результатов. Раскроем подробно данные дидактические возможности.
Управление педагогическим процессом предполагает включение самого преподавателя в проектировочную деятельность, позволяющую ему, используя процедуры моделирования, планирования, переводить педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом явлении в форму проекта, который затем реализуется в образовательной практике.
Организация самостоятельной работы становится одной из важнейших составляющих учебного процесса с применением описываемой технологии. В авторском эксперименте по внедрению веб-квест технологии в образовательный процесс бакалавров под самостоятельной работой рассматривается система, состоящая из следующих компонентов: мотивационный, инфор-
Библиографический список
мационно-содержательный, процессуальный, рефлексивный (ссылка с наших статей, где это расписывается).
Использование интерактивных методов обучения (метод проектов, учебная дискуссия, метод «мозгового штурма»), ориентированные на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).
Оценивание образовательных результатов в рамках веб-квест технологии может проводиться двумя способами: 1) как материальный или интеллектуальный продукт деятельности; 2) как процесс деятельности (когда результат деятельности принципиально важен как процесс). Измерение образовательных результатов студентов может основываться на основе специально вывяленных критериях (ссылка на статью, где они описаны).
Таким образом, определив дидактические возможности веб-квест технологии можно сделать вывод о том, что веб-квест технология может выступить эффективным средством формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов.
Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Проект №16-16-04007).
1. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.
2. Воробьёв Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2004.
3. Волков И.П. Цель одна - дорог много: проектирование процессов обучения. Москва: Просвещение, 2010.
4. Dodge B. WebQuests: a technique for Internet-based learning. 1995.
5. March T. Why Webquests? An introduction circa Web. 1998.
References
1. Baguzina E. I. Veb-kvest tehnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti: na primere studentovneyazykovogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
2. Vorob'ev G.A. Veb-kvest tehnologii v obuchenii sociokul'turnoj kompetencii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2004.
3. Volkov I.P. Cel' odna - dorog mnogo: proektirovanie processov obucheniya. Moskva: Prosveschenie, 2010.
4. Dodge B. WebQuests: a technique for Internet-based learning. 1995.
5. March T. Why Webquests? An introduction circa Web. 1998.
Статья поступила в редакцию 07.10.16
УДК 378
Filatova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Social and Psychology Institute, Kemerovo State University
(Kemerovo, Russia), E-mail: filatova.fev@yandex.ru
SOCIAL PROJECTS AND PROBLEMS ACCOMPANYING ITS IMPLEMENTATION. In this article, based on an analysis of empirical research, prior themes of a project activity are presented. This process is characterized by a number of problems. In the article the difficulties at all stages of a project activity are revealed, so the work contributes to the development of the project activities. The motives and factors of project activity are identified. Special attention is paid to defining educational needs of staff members involved in project development. The author comes to a conclusion that the organization of postgraduate training of specialists in the field of project activity will allow working at a higher professional level.
Key words: project activity, motivations and factors of project activity, high-priority projects, difficulties of projects introduction.
Е.В. Филатова, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы и менеджмента социальной сферы, Кемеровский
государственный университет, г. Кемерово, E-mail: filatova.fev@yandex.ru
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ
В данной статье на основе анализа эмпирического исследования представлены приоритетные направления социального проектирования. Этот процесс сопровождается рядом проблем. В статье раскрыты затруднения на всех этапах проектирования, преодоление которых будет способствовать развитию проектной деятельности. Автор определил мотивы и факторы проектировочной деятельности. Особое внимание уделено определению образовательных потребностей сотрудников, занимающихся разработкой проектов. Автор приходит к выводу, что организация последипломного обучения специалистов в области проектирования позволит специалистам работать на более высоком профессиональном уровне.
Ключевые слова: проектная деятельность, мотивы и факторы проектной деятельности, приоритетные проекты, трудности реализации проекта.
Продуктивность процесса и результата социального проектирования во многом зависит от квалифицированности и компетентности специалистов, занимающихся проектной деятельностью. Социальное проектирование, как теоретическое исследование, довольно широко представлено в литературе различными исследователями [1; 2; 3; 4]. Но как конкретная практическая деятельность социальное проектирование в организациях социальной сферы сопровождается сложностями при разработке и реализации [5]. Для выявления трудностей управления проектной деятельностью и определения приоритетных направлений нами было проведено исследование на базе организаций социального обслуживания и образовательных организаций. В качестве респондентов выступили сотрудники образовательных организаций (40 человек), организаций социального обслуживания населения и общественных организаций (40 человек). Для проведения исследования нами был использован анкетный опрос.
В ходе обработки результатов анкетного опроса мы выяснили, что большинство респондентов находятся в возрасте до 40 лет - 95%, из них 70% работают учителями и социальными педагогами, 30% являются специалистами по социальной работе. В среднем в течение года в одной организации реализуется 2 -3 социальных проекта, а 12,5% опрошенных приняли в течение года участие в 5 социальных проектах. Большинство опрошенных (82,5%) специалистов организаций считают, что социальное проектирование - необходимый элемент деятельности; что социальное проектирование важно для организации, в которой они работают.
Социальные проекты, разрабатываемые и реализуемые организациями социального обслуживания и образовательными организациями, согласно результатам опроса респондентов (77,5%) большей частью направлены на людей инвалидов, на втором месте (62,5%) социальные проекты, направленные на пожилых граждан, на третьем месте (37,5%) - на детей-сирот и безнадзорных, на четвертом месте (35%) - на семьи (неполные, молодые, с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, многодетные и пр.).
По результатам опроса 87,5% опрошенных специалистов считают, что посредством социального проектирования удается социализировать людей с ограниченными возможностями здоровья, 65% респондентов полагают, что социальные проекты эффективны при работе с семьей, 60% респондентов уверены, что социальные проекты помогают преодолевать сиротство и безнадзорность. Но мало внимания, по мнению респондентов, уделяется разработке проектов для ветеранов, бывших военнослужащих, людей, имеющих заболевания разной этиологии, наиболее остро в социальных проектах нуждается молодёжь и безработные граждане.
Учитывая, что все респонденты имеют опыт участия в проектной деятельности, мы сделали попытку выяснить трудности, с которыми они сталкивались при разработке и реализации социальных проектов.
Согласно результатам опроса, все работники образовательных организаций (100%) считают, что сотрудники, занимающиеся социальным проектированием, нуждаются в обучении. Большая часть (83%) опрошенных сотрудников организаций социального обслуживания населения также ответили положительно на данный вопрос. Самым необходимым для сотрудников, занимающихся социальным проектированием, являются знания основ социального проектирования (87,5%), умения проводить исследовательскую и аналитическую деятельность (70%), практическое владение технологиями и методиками проектирования (57,5%), умения правильно использовать информацию (52,5%), опыт проведения анализа и мониторинга состояния и развития
Библиографический список
объектов (27,5%). При этом 67,5% респондентов принимали участие в методических семинарах по обучению социальному проектированию, но отметили недостаточную практикоориенти-рованность занятий. Кроме этого, большинство респондентов (95%) считают, что в организациях, где они работают, нет квалифицированных специалистов по социальному проектированию. Возможно, этим объясняется то, что 75% опрошенных считают, что проекты проходят не все этапы жизненного цикла и не соблюдаются требования при разработке и реализации проектов.
При сравнении мнений сотрудников образовательных организаций и организаций социального обслуживания населения выяснилось, что большая часть респондентов из организаций социального обслуживания населения (83%) не заинтересована в разработке и реализации социальных проектов. Такого мнения придерживается только 30% сотрудников образовательных организаций. Однако 75% сотрудников образовательных организаций ответили, что недостаточно мотивированы в разработке и реализации социальных проектов. Основными стимулами участия в проектировании сотрудники образовательных организаций назвали интерес к работе; новизну деятельности и возможность уйти от рутины; стремление добиться максимальной самостоятельности в работе; возможность продвижения по службе; пример, уважение и влияние коллег. Материальная мотивация во всех организациях применяется мало (16%). Среди факторов, препятствующих внедрению социального проектирования, респонденты отметили и собственную инерцию, и отсутствие поддержки со стороны коллег, руководства.
Проведённое нами исследование показало, что значительное число респондентов недостаточно заинтересованы в разработке и реализации социальных проектов, но удовлетворены протеканием процесса проектирования. Готовность и желание сотрудников к эффективному труду, обучению и профессиональному развитию являются фактором успешного функционирования любой организации. Для повышения мотивации сотрудников социальных служб к разработке и реализации социальных проектов, руководству необходимо разработать и предпринять систему как материальных, так и нематериальных вознаграждений.
В большинстве случаев работники организаций, занимающиеся проектной деятельностью, нуждаются в обучении для разработки и реализации социальных проектов и им необходимо получение знаний основ социального проектирования, умение проводить исследовательскую и аналитическую деятельность, практически освоить технологии и методы социального проектирования.
В ходе исследования на основе опроса специалистов, занимающихся социальным проектированием, нами были определены трудности, влияющие на реализацию проектной деятельности. Минимизация данных трудностей путём принятия грамотных управленческих решений будет способствовать совершенствованию проектной деятельности и развитию социальной сферы в целом.
Анализ результатов нашего исследования позволяет сделать следующие заключения:
1. Для успешного социального проектирования необходимо регулярное и систематическое обновление и пополнение профессиональных знаний, умений и навыков всех категорий работников, осуществление постоянного профессионально-квалификационного роста кадров.
2. Немаловажен для реализации проектной деятельности и принцип совмещения целей, приоритетов организации и её работников, что особенно важно в условиях нового законодательства и стандартизации профессиональной деятельности. Это должно отражаться в изменении актуальности направлений, принципов и методов управления организацией.
1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технологии прогнозных разработок социальных проектов. Москва, 1992.
2. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону, 2006.
3. Луков В.А. Социальное проектирование. Москва, 2006.
4. Мартынова Т.Н. Социальное проектирование в сфере социальной защиты населения. Томск, 2009.
5. Филатова Е.В. Социальное проектирование в деятельности социальных служб. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Санкт-Петербург, 2011: 310 - 3l4.
References
1. Bestuzhev-Lada I.V., Namestnikova G.A. Tehnologiiprognoznyh razrabotok social'nyh proektov. Moskva, 1992.
2. Kurbatov V.l., Kurbatova O.V. Social'noe proektirovanie. Rostov-na-Donu, 2006.
3. Lukov V.A. Social'noe proektirovanie. Moskva, 2006.
4. Martynova T.N. Social'noe proektirovanie vsfere social'nojzaschity naseleniya. Tomsk, 2009.
5. Filatova E.V. Social'noe proektirovanie v deyatel'nosti social'nyh sluzhb. Psihologo-social'naya rabota vsovremennom obschestve: problemy iresheniya. Sankt-Peterburg, 2011: 310 - 314.
Статья поступила в редакцию 09.10.16