Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство в образовании:Европейский опыт и российские перспективы'

Социальное предпринимательство в образовании:Европейский опыт и российские перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / PREPARATION FOR SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОБРАЗОВАНИИ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN EDUCATION / ПОДГОТОВКА К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов В. К., Игропуло И. Ф., Уварова Н. Н.

В статье рассмотрено возрастание роли социального предпринимательства как социально-экономического и организационного феномена. Описаны основные признаки социального предпринимательства. Представлен анализ европейского опыта предпринимательского образования педагогов. Рассмотрены перспективы использования европейского опыта обучения социальному предпринимательству в России. Перспективы использования зарубежного опыта в российских условиях заключаются в следующем: формирование интереса студентов к проблемам социального предпринимательства в образовании; расширение представлений о социальном предпринимательстве в образовании как междисциплинарной области знания; формирование системы знаний о сущности, миссии и технологиях социального предпринимательства в образовании и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN EDUCATION: EUROPEAN EXPERIENCE AND RUSSIAN PROSPECTS

The article deals with the growing role of social entrepreneurship as a socio-economic and organizational phenomenon. The basic features of social entrepreneurship are represented. The paper gives an analysis of the European experience of entrepreneurial education of teachers. The authors present prospects of the use of the European experience of teaching social entrepreneurship in Russia. The prospects of the use of foreign experience in the Russian conditions are as follows: formation of students' interest to problems of social entrepreneurship in education; expansion of ideas about social entrepreneurship in education as an interdisciplinary field of knowledge; formation of knowledge about the nature, mission, and technologies of social entrepreneurship in education, etc.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство в образовании:Европейский опыт и российские перспективы»

2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.

7. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 240.

8. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учебное пособие. Допущено УМО по направлениям педагогического образования. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.

10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

11. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.

12. Хомутская Н.Ю. Проблемы инвестирования в разработке методики преподавания исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе в процессе преподавания курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 392 - 394.

13. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.

14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение, 2014; 12 (1): 113 - 120.

15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в Школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 104.

16. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI - 2014. Materialy konferencii, Sankt-Peterburg, 29-31 okt. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.

2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123 - 138.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.

7. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 240.

8. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Dopuscheno UMO po napravleniyam pedagogicheskogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGpU im. A.I. Gercena, 2011.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.

11. Gorbunova I.B., Belov G.G. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.

12. Homutskaya N.Yu. Problemy investirovaniya v razrabotke metodiki prepodavaniya ispolnitel'skogo masterstva i aranzhirovki na klavishnom sintezatore v processe prepodavaniya kursov povysheniya kvalifikacii i professional'noj perepodgotovki. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 392 - 394.

13. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.

14. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie, 2014; 12 (1): 113 - 120.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 104.

16. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

УДК 378.14

Shapovalov V.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of the Institute of Education and Social Sciences, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Igropulo I.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN EDUCATION: EUROPEAN EXPERIENCE AND RUSSIAN PROSPECTS. The article deals with the growing role of social entrepreneurship as a socio-economic and organizational phenomenon. The basic features of social entrepreneurship are represented. The paper gives an analysis of the European experience of entrepreneurial education of teachers.

The authors present prospects of the use of the European experience of teaching social entrepreneurship in Russia. The prospects of the use of foreign experience in the Russian conditions are as follows: formation of students' interest to problems of social entrepreneurship in education; expansion of ideas about social entrepreneurship in education as an interdisciplinary field of knowledge; formation of knowledge about the nature, mission, and technologies of social entrepreneurship in education, etc.

Key words: social entrepreneurship, entrepreneurship education, preparation for social entrepreneurship, social entrepreneurship in education.

В.К. Шаповалов, д-р пед. наук, проф., директор Института образования и социальных наук, Северо-Кавказский

федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф., проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Н.Н. Уварова, кандидат педагогических наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассмотрено возрастание роли социального предпринимательства как социально-экономического и организационного феномена. Описаны основные признаки социального предпринимательства. Представлен анализ европейского опыта предпринимательского образования педагогов. Рассмотрены перспективы использования европейского опыта обучения социальному предпринимательству в России. Перспективы использования зарубежного опыта в российских условиях заключаются в следующем: формирование интереса студентов к проблемам социального предпринимательства в образовании; расширение представлений о социальном предпринимательстве в образовании как междисциплинарной области знания; формирование системы знаний о сущности, миссии и технологиях социального предпринимательства в образовании и др.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, подготовка к социальному предпринимательству, социальное предпринимательство в образовании.

Развитие цивилизованного социального предпринимательства в нашей стране осложняется, прежде всего, отсутствием научно обоснованной методологической и теоретической базы подготовки специалистов к различным видам предпринимательской деятельности. Согласно исследованию EY «Барометр предпринимательской деятельности» (проведенного в странах G20), Россия находится на 14 месте среди 20 стран по уровню образования в области предпринимательства (для сравнения: ЮАР - на 11, США - на 3, Франция - на 1) [1, с. 33]. Научная концептуализация социального предпринимательства начала формироваться только в 90-е гг. XX в. [2]. Рост количества публикаций по социальному предпринимательству в ведущих международных рецензируемых журналах за последние 18 лет составил 75 %. Если сравнить его с увеличением количества публикаций по коммерческому предпринимательству - 62 % за 15 лет [3], то можно вести речь о росте интереса к феномену социального предпринимательства как области исследований.

Наиболее известное определение социального предпринимательства принадлежит Грегори Дизу, директору Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка (США), по мнению которого социальное предпринимательство «соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью». Г. Диз опирается на работы Питера Друкера и Говарда Стивенсона, обративших внимание на то, что истинный предприниматель - это в первую очередь обладатель склада ума, нацеленного на поиск возможностей. Согласно концепции Г. Диза [4], социальные предприниматели играют роль агентов перемен за счет того, что:

1) определяют свою миссию таким образом, чтобы она обеспечивала создание и стабильное поддержание социального эффекта;

2) умеют распознавать и постоянно преследовать новые возможности для реализации миссии;

3) включены в непрерывный процесс создания инноваций, адаптации и обучения;

4) действуют решительно и без учета фактора ограниченности ресурсов, имеющихся в наличии на текущий момент;

5) испытывают повышенное чувство ответственности за свою целевую группу и за достигнутые результаты.

В наиболее общем виде социальное предпринимательство характеризуется следующими основными признаками: социальное воздействие - целевая направленность на решение (смягчение) существующих социальных проблем, устойчивые позитивные изменения (измеримые социальные результаты); инновационность - применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие; самоокупаемость - способность социального предприятия решать социальные проблемы и определенных групп до тех пор, пока

это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности; масштабируемость и тиражируемость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровнях) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия; предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом [5].

С нашей точки зрения, на данном этапе развития социального предпринимательства в России целесообразно обратиться к европейскому опыту в данной области [6]. В 2008 г. в рамках Глобальной образовательной инициативы (Global Education Initiative), объединяющей представителей заинтересованных сторон из органов власти, образовательных структур и общественных объединений, нацеленных на положительные и устойчивые изменения в образовании, предпринимательское образование было заявлено как один из ключевых факторов устойчивого социального развития и экономического оздоровления. На Всемирном экономическом форуме (2011 г.) был представлен доклад Глобальной образовательной инициативы «Развитие предпринимательских способностей как ответ на вызовы XXI века», в котором были подведены первые итоги реализации идей предпринимательского образования в различных странах мира [7]. В центре доклада находится описание четырех ключевых принципов предпринимательского образования.

1. Трансформация образовательных систем. Образовательные институты на всех уровнях (от начального до высшего образования) должны использовать новые методы и инструменты XXI века, чтобы создать особую обучающую среду для развития креативности, инновационности и способности решать проблемы.

2. Создание предпринимательской экосистемы. Предпринимательство процветает в экосистемах, в которых ключевую роль играют многочисленные стейкхолдеры. Такие экосистемы предполагают сотрудничество и партнерство между представителями академического сообщества и бизнеса.

3. Стремление к эффективности и социальному воздействию. Нужны ясно поставленные цели предпринимательского образования, касающиеся развития системы отношений, поведения и способностей на индивидуальном уровне. Но нужно принимать во внимание и влияние в долгосрочной перспективе личных достижений на экономику и социальную сферу.

4. Технологии как способы достижения цели. Параллельное развитие ИКТ и новых медиа очень сильно изменило ландшафт и предоставило уникальные возможности для широкого распространения идей предпринимательского образования [7].

Особое значение для теории и практики предпринимательского образования имеют методы и инструменты обучения предпринимательству, которые призваны укрепить связи между системой образования и реальным сектором экономики.

В условиях становления и развития социального предпринимательства в России особый исследовательский интерес представляет европейский опыт подготовки к предпринимательству различных категорий работников образования. В настоящее время выполнен ряд исследований по выявлению условий поддержки предпринимательского образования педагогов [8]. Среди них выделены следующие:

хорошее базовое педагогическое образование, в процессе которого у студентов есть возможность приобрести первый предпринимательский опыт;

2) образовательные системы (институты), в которых проходят подготовку педагоги с ярко выраженной предпринимательской стратегией и видением. Предпринимательское образование становится важнейшим направлением общей деятельности, а не задачей отдельно взятого предмета;

3) новые педагогические подходы к предпринимательскому образованию, предполагающие в первую очередь активное обучение. Широкое распространение получают такие новые подходы, как проектное обучение, обучение за пределами учебных аудиторий, на примере реальных жизненных ситуаций;

4) непрерывное профессиональное развитие тех педагогов, которые не получили предпринимательской подготовки в процессе своего базового образования;

5) возможность работать в школах, в которых поддерживаются ценности предпринимательского духа, отражающегося в учебных планах и планах деятельности таких школ;

6) социальное партнерство с бизнесом, местным сообществом играющее жизненно важную роль в реализации образовательных предпринимательских проектов;

7) сетевое взаимодействие педагогов, предполагающее регулярные встречи, обмен опытом, идеями и материалами.

Педагоги предпринимательского типа стараются преодолеть разрыв между образованием и экономикой на основе привлечения к преподаванию внешних экспертов и преимущественной ориентации на решение жизненно важных проблем. Они предпочитают проектное обучение, использование примеров из практики, нежели из учебников; делают акцент на групповых процессах и взаимодействии, поддерживая разнообразие мнений, ответов, решений и обязательную рефлексию процесса обучения.

Педагоги предпринимательского типа - это скорее коучи, нежели лекторы. Их основные установки касаются следующих важных положений:

• предпринимательское образование - это больше, чем просто подготовка к тому, как заниматься бизнесом. Это, скорее, развитие предпринимательских знаний и компетенций студентов, которые помогут им превратить идеи в действия;

• педагоги не могут обучать предпринимательству, не будучи предпринимателями;

• развитие предпринимательских компетенций возможно только при использовании активных методов, которые помогают раскрыть креативность и инновационность студентов;

• предпринимательские компетенции и навыки могут развиваться только на основе реального жизненного опыта;

Библиографический список

• предпринимательскими компетенциями можно овладеть как в рамках традиционных предметов, так и при изучении специальных дисциплин;

• для оценки предпринимательских знаний и компетенций студентов нужны специальные оценочные средства и процедуры;

• проблема предпринимательского образования должна выйти за рамки подготовки педагогов в бизнес-среду и местное сообщество;

• педагоги и школы не смогут реализовать свои идеи без кооперации и сотрудничества со своими коллегами, бизнес-сообществом и другими стейкхолдерами [9, р. 9].

Национальный стандарт предпринимательского образования был разработан в Центре образования Университета Уо-рвик (Великобритания) [9, р. 90], который касается в основном подготовки преподавателей, а не студентов. Стандарт включает в себя следующие основные элементы: четкое определение видения предпринимательского образования; аудит предпринимательского образования; планирование и руководство предпринимательским образованием; разработка учебного плана; оценка предпринимательского образования. В соответствии с этим стандартом школы демонстрируют: вовлечение всех школьников в предпринимательское образование; учебные планы, способные объединить активное обучение и студентоцентрированный подход; понимание всеми педагогами и администрацией роли предпринимательского образования в общем учебном плане; развернутую оценку влияния предпринимательского образования на индивидуальный прогресс каждого школьника; постоянное профессиональное развитие персонала и координаторов предпринимательского образования с участием внешних экспертов.

И.Л. Логвинова, анализируя зарубежный опыт обучения социальному предпринимательству, рассматривает особую специфику программ подготовки и повышения квалификации преподавателей социального предпринимательства. В частности, программа «Сертификат USASBE по социальному предпринимательству» состоит из следующих модулей:

1) введение в социальное предпринимательство;

2) выявление и оценка социальных возможностей;

3) вопросы законодательного регулирования;

4) динамические бизнес-модели;

5) открытие социальных предприятий;

6) планирование развития социальных предприятий;

7) измерение воздействия социальных предприятий;

8) расписание при обучении социальному предпринимательству [10, с. 93].

Анализ и обобщение теоретических подходов и методических особенностей обучения студентов предпринимательству, в том числе социальному, в европейской образовательной практике позволяет определить перспективы использования зарубежного опыта в российских условиях: формирование интереса студентов к проблемам социального предпринимательства в образовании; расширение представлений о социальном предпринимательстве в образовании как междисциплинарной области знания; формирование системы знаний о сущности, миссии и технологиях социального предпринимательства в образовании; развитие предпринимательских качеств и свойств личности студентов; развитие предпринимательских компетенций студентов в решении социальных проблем.

1. Седов В., Широкова Г. Предпринимательское образование: миф или реальность. Финансовая жизнь. 2014; 2: 33 - 34.

2. Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности. Российский журнал менеджмента. 2013; 1: 111 - 130.

3. Short J.C., Moss T.W., Lumpkin G.T. Research in social entrepreneurship: Past contributions and future opportunities. Strategic Entrepreneurship Journal 2009. № 3 (2). P. 161 - 194.

4. Dees G. The Meaning of Social Entrepreneurship. Comments and suggestions contributed from the Social Entrepreneurship Funders Working Group. 1998; 31: 28 - 33.

5. Зверева Н. Создание успешного социального предприятия. Москва, 2015.

6. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России: Препринт WP1/2008/02. Москва, 2008.

7. World Economic Forum «Unlocking Entrepreneurial Capabilities to Meet the Global Challenges of the 21st Century»: Final Report on the Entrepreneurship Education Workstream, June 2011. Available at: https://www.weforum.org/reports/final-report-entrepreneurship-education-orkstream

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Romo M.J., et al. Entrepreneurship-based Learning: a New Teaching Technique for Active-Learning Oriented to Multi-disciplinary Groups: 11th Latin American and Caribbean Conference for Engineering and Technology, Cancun, Mexico, 14-16 August, 2013.

9. Entrepreneurship Education: A Guide for Educators. European Commission. Brussels, 2014.100 р.

10. Логвинова И.Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт. Современная конкуренция. 2015; Т. 9; 5 (53): 84 - 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.