УДК: 334.012.4 001: 10.12737/19390
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Кулькова В.Ю.1
В статье раскрыты сущность и характеристики социального предпринимательства на основе обзора теоретических разработок в зарубежной и отечественной науке по определению и выделению функций предпринимательства в сравнительном анализе с социальным предпринимательством. Обозначены такие характеристики социального предпринимательства, как: социально ответственный риск, социальные преобразования через реализацию социальных инноваций, ориентация на целевую группу - люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Выделены функции социального предпринимательства: создание социальной ценности, через вовлечение целевой группы в предпринимательскую деятельность; инновационная; альтруизм.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 14- 02-00119.
Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, сфера услуг, социальные инновации, альтруизм
SOCIAL ENTERPRISE: ESSENCE AND FEATURES
KULKOVAV.Y. — Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Socio-Economic Disciplines and Humanities of the Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, (Russian Federation, Kazan), e-mail: [email protected]
The article reveals the essence and characteristics of social entrepreneurship based on a review of theoretical developments in the foreign and domestic science for the identification and isolation of business functions in a comparative analysis of the social enterprise. Such characteristics of social entrepreneurship are marked as socially responsible risk, social transformation through the implementation of social innovations, focus on the target group — people who are in difficult life situation. Social enterprise functions are allocated: creating social value, through the involvement of the target group in business; innovation; altruism.
The research is done with the financial support ofRSSF, project 14-02-00119
Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, services, social innovation, altruism.
В настоящее время в Российской Федерации на практике активизацию развития получает институт социального предпринимательства. В рамках государственной поддержки социального предпринимательства на федеральном уровне и в субъектах РФ инициируются: конкурсы продвижения проектов социальных предпринимателей; расширение доступа социального предпринимательства к участию в конкурсах на оказание государственных услуг; во многих субъектах РФ формируется инфраструктура социального предпринимательства при создании
Кулькова Варвара Юрьевна — доктор экономический наук, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, адрес: 420138, г.Казань, Деревня Универсиады, д. 35, е-таН:пко.2016@таН.ги._
Центров развития социальных технологий или социальных инноваций1 или Центров социального предпринимательства и социальных инноваций2 Эмпирическое развитие практик социального предпринимательства в РФ происходит на фоне незавершенности теоретических разработок, что порождает неоднозначность его трактов и характеристик. Этот тренд вписывается в зарубежные практики, в которых социальное предпринимательство зарождается лишь в 90-х XX века. Так, исследователи Роджер Мартин и Салли Осбер3 обращают внимание, что в связи с ростом популярности термин «социальное предпринимательство» приобрел в последние годы такой широкий круг значений, что стал употребляться практически в любом контексте, как только речь заходит о социально полезной деятельности. Учитывая вышеизложенное, целью статьи является — раскрыть сущность и основные характеристики социального предпринимательства.
Поставленная цель реализуется в следующей методике исследования. Обозначение сущности построено на обзоре теоретических разработок в зарубежной и отечественной науке по определению и выделению функций предпринимательства в сравнительном анализе с социальным предпринимательством.
Сущность социального предпринимательства
Исследование трактовок социального предпринимательства формируется на стыке определений предпринимательства и его социальной детерминированности.
Как известно, в 18 веке термин «предпринимательство» вводится в научный оборот Р. Кантильоном, которые выделяет такие имманентные характеристики, определяющие сущность предпринимательства, как: риск; направленность на достижение личной выгоды, получение дохода; поиск новых и лучших путей реализации своего дела. Подход Р. Кантильона получает развитие в трудах представителей французской научной школы, в частности, Ж.-Б. Сэя, который, разделяя ориентированность на личную выгоду, подчеркивает необходимость экономической эффективности через создание ценности. Создание ценности следует рассматривать как функцию предпринимательства.
В трудах классика теории предпринимательства Й. Шумпетера4 позиция Р. Кантильона о поиске новых и лучших путей реализации своего дела получает «новое звучание» в выделении сущности предпринимательства в инновационное™. Инновационность позиционируется как функция предпринимательства. Справедливости ради отмети, что, по Шумпетеру предпринимательство нацелено на реализацию предпринимательской способности, а получение дохода (достижение личной выгоды) предикативно и выступает средством оценки результата. Реализация предпринимательской способности рассматривается как функция предпринимательства.
Предикативность доходности предпринимательской деятельности поддерживается П. Друкером5' который сущность предпринимательства сводил к преобразованию через новаторство в поиске изменений и использовании возможностей.
1 Региональный центр развития социальных технологий — URL: http^www.socialkomi.m/uchrezhdeniya/ respublikanskie_uchrezhdeniya/ gbu_rk_regionalnyy_tsentr_razvitiya_sotsialnyh_tehnologiy/; Центр развития социальных инноваций «Технологии возможностей» — URL http://social-tech.ru/.
2 Центр социального предпринимательства и социальных инноваций — URL: http://narfu.ru/finec/socialcenter.
3 Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.
4 Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. — С. 35; Нуреев Р. Шумпетерианский предприниматель в теории и на практике. — Экономический Вестник РГУ. — 2004. — Т.1. —№4. - С. 23— 26.
5 Друкер П. Бизнес и инновации. -М.: Вильяме, 2015. - С.13_
Таким образом, исследование определений предпринимательства экономистов позволяет резюмировать сущность предпринимательства в таких характеристиках, как: риск, преобразования через инновации, реализация предпринимательской способности, предикативность доходности.
Обобщение характеристик предпринимательства позволяет выделить его функции: создание ценности; инновационная; реализация предпринимательской способности.
Характеристика предикативности доходности предпринимательства подводит к социальной детерминанте, тем самым к определению социального предпринимательства.
Предпринимательство и социальное предпринимательство: общность и отличия
В трактовках определений социального предпринимательства можно выделить несколько подходов.
Первый подход связан с позицией Роджера Мартина и Салли Осбера1> заключающейся в обозначении нацеленности социального предпринимательства на социальные преобразования, что созвучно позиции Друкера. Социальные преобразования направлены на целевые группы: наименее защищенные и наименее благополучные слои населения, не имеющие финансовых ресурсов, либо политических рычагов для достижения «получаемой в результате трансформации ценности» собственными силами. Мотивацией социальных преобразований выступает не реализация предпринимательской способности, а альтруизм. Это обстоятельство сближает социальное предпринимательство и некоммерческие организации2, что представляет самостоятельный и дальнейший предмет исследования.
Второй подход — наиболее цитируемое определение Г. Диза34> которое дается по выделению факторов, определяющих социальное предпринимательство, которые имманентны и предпринимательству в целом:
— принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);
— выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
— осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
— решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
— высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом. Этот фактор нами обозначен как социально ответственный риск.
Третий подход, транслируется исследователями отечественной школы Московской A.A., Баталиной М., Тарадиной Л.5, направлен на выделение особенностей «социального предпринимательства» от «предпринимательства» в характеристике «предвосхищаемой и производимой ценности» (блага). Исследователи поясняют: «В случае обычного предпринимательства это - рыночная ценность, которая может быть выражена в категории дохода и прибыли (что и вводит в заблуждение при сравнении мотивации двух видов предпринимателей).
1 Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.
2Кулькова В.Ю. Структура и основные характеристики некоммерческого сектора в РФ //Среднерусский вестник общественных наук. — 2014,— №3,—С. 233—241.
3 Dees J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001. - 4 p. (revised vers.) (http://www.caseatduke.org/documents/dees_ sedef.pdf
4 Dees, J.G., Emerson, J. & Economy, P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons, 2001.
5 Московская A.A., Баталина M., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России// Препринт WP1/2008/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. -С. 9. - URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216403244/WP1_2008_02.pdf._
В случае социального предпринимательства это — ценность, выражаемая в преимуществе, которое получает значимая часть общества или общество в целом от произведенной социальным предпринимателем «крупномасштабной трансформации»».
Обобщая подходы к определению социального предпринимательства, следует заключить.
Первое. Определения социального предпринимательства созвучны классическим подходам к предпринимательству и позволяют выделить такие характеристики, как: социально ответственный риск, социальные преобразования через реализацию социальных инноваций, ориентация на целевую группу - людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Второе. Социальное предпринимательство должно нести не только социальный эффект, ориентируясь на нишевой потребительский сегмент — целевую группу. Напомним, что реализации любого бизнеса, как правило, сопутствует достижение социального эффекта. На наш взгляд, целевая группа — люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, должны быть вовлечены в социальное предпринимательство через технологию самозанятости.
Третье. Функции социального предпринимательства: создание социальной ценности через вовлечение целевой группы в предпринимательскую деятельность; инновационная; альтруизм.
Библиография/References:
1. Друкер П. Бизнес и инновации. - М.: Вильяме, 2015.
2. Кулькова В.Ю. Структура и основные характеристики некоммерческого сектора в РФ II Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 233 - 241.
3. Московская А.А., Баталина М., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России II Препринт WP1/2008/02. - М.: ГУ ВШЭ, 2008,- URL: https://www.hse.iu/data/2010Ю5/04/12164032447WP1 _2008_02.pdf
4. Нуреев Р. Шумпетерианский предприниматель в теории и на практике II Экономический Вестник РГУ. - 2004 . - Т. 1. - №4. - С. 23 - 26
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.
6. Dees J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001. (revised vers.) (http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf
7. Dees J.G., Emerson, J. & Economy, P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons, 2001.
8. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition II Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.
1. Druker, P. (2015) Biznes i innovatsii [Business and Innovation], - M.: Vil'iams. (In Russ.)
2. Kul'kova, V.lu (2014) Struktura i osnovnye harakteristiki nekommercheskogo sektora v RF [Key features and strukura non— profit sector in the Russian Federation] II Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], - № 3. - P. 233 - 241 (In Russ.)
3. Moskovskaia, A.A., Batalina, M., Taradina, L. (2008) Obzor opyta i kontseptsii sotsial'nogo predprinimatel'stva s uchetom vozmozhnostei ego primeneniia v sovremennoi Rossii [Review of experiences and concepts of social entrepreneurship, taking into account the possibilities of its application in modern Russia] II Preprint WP1/2008/02. - M.: GU VShE, [Elektronnyi resurs], - URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216403244/WP1_2008_02.pdf (In Russ.)
4. Nureev, R.(2004) Shumpeterianskii predprinimatel' v teorii i na praktike [The Schumpeterian entrepreneur in the theory and practice] II Ekonomicheskii Vestnik RGU [Economic Heraldof Rostov State University], - T.1. - №4 . - P. 23 - 26 (In Russ.)
5. Shumpeter, I. (1982) Teoriia ekonomicheskogo razvitiia [Theory of economic development], - M.: Progress (In Russ.)