Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство как одна из форм социальных инноваций'

Социальное предпринимательство как одна из форм социальных инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL INNOVATION / SOCIAL IMPACT / ENTREPRENEURIAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кисова А. Е.

В статье автором предпринята попытка инициировать социальное предпринимательство позиции политэкономического анализа, как совокупность экономических, социальных и институциональных отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами экономики по поводу решения социальной проблемы с помощью методов и инструментов предпринимательской деятельности с целью снижения социальной напряженности в обществе и повышения личного и общественного благосостояния. Выявлены характерные черты социального предпринимательства в современных условиях хозяйствования, определены барьеры для масштабирования в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FORM OF SOCIAL INNOVATION

In the article, the author made an attempt to initiate social entrepreneurship in the position of political economic analysis, as the totality of economic, social and institutional relations that arise between economic entities in order to solve a social problem using methods and tools of entrepreneurial activity in order to reduce social tension in society and enhance personal and social well-being. The characteristic features of social entrepreneurship in modern economic conditions are identified, barriers to scaling up in the Russian economy are identified.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство как одна из форм социальных инноваций»

массивов информации, то, следовательно, особую важность приобретет высокотехнологичная система для безопасного, надежного, долгосрочного хранения больших объемов информации, а также подсистема обеспечения их безопасности. Активно будут развиваться мобильные технологии и приложения, предназначенные для путешественников, которые обеспечивают выполнение широкого функционала, в том числе - покупку авиабилетов, бронирование отелей, навигацию на местности, предоставление справочной информации о туристских достопримечательностях, рейтингах средств размещения, ресторанов и т.п. [2].

Претерпит изменения институциональная инфраструктура, связанная с обеспечением туристской деятельности. Цифровая экономика даст возможность создавать новые формы предприятий туристской индустрии, пространственно распределенных сетевых компаний.

Существенные изменения претерпит кадровая инфраструктура, что связано с формированием и развитием новых информационно-коммуникационных компетенций у работников туристской индустрии, которые станут абсолютно необходимыми для выполнения функциональных обязанностей.

В условиях цифровой экономики общественная жизнь и туристская деятельность всё более тех-нологизируются, создается единое информационное пространство в сфере мирового туризма, формируются новые принципы информационного обеспечения и управления туризмом. Информационное сопровождение туристского бизнеса и его цифровизация являются стратегическим ресурсом, обеспечивающим повышение конкурентоспособности туризма.

Список литературы

1. Евтянова Д.В., Тиранова М.В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017), с.1-9

2. Кешелава А.В. и др. Введение в «Цифровую» экономику. ВНИИГеосистем, 2017. - 28 с.

3. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в туристской индустрии. - М.: КНОРУС, 2017. - 276 с.

4. Хасаншин И.А. и др. Цифровая экономика. Учебник для вузов. 2019 - 288 стр.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНЫХ

ИННОВАЦИЙ

Кисова А.Е.

Липецкий государственный технический университет,

к.э.н., доцент

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FORM OF SOCIAL INNOVATION

Kisova A.

Lipetsk State Technical University, PhD in Economics, assistant professor

Аннотация

В статье автором предпринята попытка инициировать социальное предпринимательство позиции по-литэкономического анализа, как совокупность экономических, социальных и институциональных отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами экономики по поводу решения социальной проблемы с помощью методов и инструментов предпринимательской деятельности с целью снижения социальной напряженности в обществе и повышения личного и общественного благосостояния. Выявлены характерные черты социального предпринимательства в современных условиях хозяйствования, определены барьеры для масштабирования в российской экономике.

Abstract

In the article, the author made an attempt to initiate social entrepreneurship in the position of political economic analysis, as the totality of economic, social and institutional relations that arise between economic entities in order to solve a social problem using methods and tools of entrepreneurial activity in order to reduce social tension in society and enhance personal and social well-being. The characteristic features of social entrepreneur-ship in modern economic conditions are identified, barriers to scaling up in the Russian economy are identified.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные инновации, социальное воздействие, предпринимательский подход.

Keywords: social entrepreneurship, social innovation, social impact, entrepreneurial approach.

Характерной чертой современного развития мирового хозяйства является социализация экономики, в основе которой лежит все более тесная интеграция частных и общественных начал. Ее основными формами являются социальная переориентация производства, гуманизация труда, снижение

социальной неравномерности отдельных групп населения, рост значимости социальной сферы и т.д. Эпицентром развития, интегрирующем фактором экономического роста становится человек, его цели и потребности. В результате чего происходят

качественные сдвиги в структуре спроса и потребления, материальных и нематериальных благ, уровни и качестве жизни отдельно взятой личности.

Жизнедеятельность людей подвержена постоянного рода рискам и вызовам. Зачастую государственный механизм недостаточно эффективно может решить проблемы инвалидов, защиту окружающей среды, развитие культуры и др. Эффективным инструментом решения острых социальных задач и вопросов в западной практике, является социальное предпринимательство.

Анализ научной литературы по данной проблематике показал, что на сегодняшний день отсутствует единая методологическая проработка понимания социального предпринимательства. В целом, можно выделить три подхода к анализу данной категории [1]. Согласно первому подходу, социальное предпринимательство рассматривается в рамках благотворительности, филантропии, корпоративной социальной ответственности. Иные ученые понимают под социальным предпринимательством создание и функционирование некоммерческих организаций.

И наконец, согласно третьему подходу, социальное предпринимательство определяется, как способ катализации общественных трансформаций, которые, в конечном счете, должны привести к качественным долгосрочным изменениям социально-экономической ситуации в обществе.

Российский взгляд на социальное предпринимательство схож со вторым подходом. В России также понимают под социальным предпринимательством деятельность некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской активности которых идут на уставный цели [2]. В соответствии с приказом Минэкономразвития России социальное предпринимательство - это некоммерческая или коммерческая организация, которая функционирует на низкомаржинальном рынке, предоставляющая рабочие места незащищенным слоям населения (инвалидам, матерям, имеющим детей в возрасте до 3 лет и др.).

В целом социальное предпринимательство представляет собой сложное социально-экономическое явление, поскольку отражает отношения и связи, которые возникают на стыке различных сфер жизнедеятельности человека: экономической, институциональной, социальной. В этой связи категориальную сущность социального предпринимательства целесообразно, на наш взгляд, идентифицировать как совокупность экономических, социальных и институциональных отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами экономики по поводу решения социальной проблемы с помощью методов и инструментов предпринимательской деятельности с целью снижения социальной напряженности в обществе и повышения личного и общественного благосостояния.

Социальное предпринимательство как сложная социально-экономическая категория, с одной

стороны, отражает уровень развития производительных сил, с другой, характеризуется системой экономических отношений, отношений между людьми, тенденциями социально-политического развития, многочисленными социокультурными факторами. Во взаимодействии производительных сил и производственных отношений формируется новое качество человеческого потенциала, преобразуются весь спектр социально-экономических отношений, происходит решение множества социальных проблем в первую очередь самим бизнесом.

Объектом социального предпринимательства является конкретная проблема, существующая в социальной сфере общества. Субъекту социального предпринимательства присущ дуализм, который заключается в том, что с одной стороны это сам предприниматель, с другой - это все участвующие стороны, для которых удовлетворение потребностей и решение определённых проблем является результатом социального предпринимательства.

Характерными чертами, определяющими специфику социального предпринимательства и его категориальную идентификацию, являются [5]:

- социальное воздействие, основная суть которого заключается в целевой направленности смягчения существующих социальных проблем, увеличения позитивных социальных результатов;

- инновационность, т.е. использование иных, нестандартных подходов в социальной практике, т.е. социальных инноваций;

- самоокупаемость и финансовая устойчивость - это способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

- масштабируемость и тиражируемость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

- предпринимательский подход, подразумевающий использование в свой деятельности функции планирования, анализа, мониторинга, постоянного контроля за своей деятельностью с учетом экономических и социальных результатов [4].

К важнейшим парадигмам формирования, развития и постоянного воспроизводства социального предпринимательства относятся следующие.

Во-первых, стратегической целью его функционирования является удовлетворение социальной потребности или решение социальной проблемы.

Во-вторых, деятельность социального предпринимательства характеризуется финансовой устойчивостью. Это подразумевает, что основная часть дохода приобретается за счет продажи товаров или услуг, т.е. осуществления предпринимательской деятельности, а не дополнительных субсидий со стороны хозяйствующих субъектов.

В-третьих, основой социального предпринимательства является инновационность: предлагается качественно новый продукт (услуга) или качественно новая модель его предоставления [3].

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод о том, что достоинством социальных предприятий является их мобильность, под которой понимается способность гибко реагировать на изменяющиеся потребности социально уязвимых групп, возникновение новых специфических и часто нестандартных зон уязвимости. Их активность распространяется на слои населения, которые часто оказываются вне поля зрения государственных органов, а также на услуги и виды помощи, которые не оказываются государством.

Результатом социально ориентированной предпринимательской деятельности является социальная инновация, то есть новый способ решения социальной проблемы. Значимость социальной инновации - ее ценность - определяется способностью к удовлетворению социальных потребностей получателя услуги новым, удобным для него, способом [6].

В настоящее время в России социальное предпринимательство как форма социальных инноваций находится на стадии развития, поскольку отсутствуют необходимые условия его формирования.

Масштабная государственная и общественная поддержка также пока отсутствует. Зачаточное состояние социального предпринимательства на сегодняшний день в России объясняется тем, что долгое время, еще в СССР социальная сфера была полностью монополизирована государством, и о какой-либо частной социальной инициативе по передаче некоторых государственных функций не могло идти и речи.

Одним из дискутируемых на сегодняшний момент вопросом является статус социального предпринимательства как самостоятельного явления общественной и экономической жизни в России, его отличие от деятельности некоммерческих организаций, благотворительности, социально ответственного поведения бизнеса, традиционного предпринимательства. Социальное предпринимательство может существовать в многообразных формах в зависимости от культурных и социально-экономических условий, поставленных целей и задач.

Главным недостатком социального предпринимательства в России является то, что оно не институционализировано в системе общественно-экономических отношений и, кроме того, положение данного направления не определено и в бизнес-структурах. Также социальное предпринимательство не закреплено законодательно [6].

Теоретический анализ социального предпринимательства позволяет сделать вывод, что социальное предпринимательство в России выглядит как отдельный пласт малого бизнеса, решающий государственные задачи. Такое узкое понимание сути социального предпринимательства влечет ряд трудностей для его массового распространения в российской предпринимательской среде, в частности:

- множественность толкований феномена «социальное предпринимательство» и отсутствие

четко закрепленного законодательного определения порождает трудность законодательного, налогового регулирования деятельности социальных предпринимателей;

- отсутствие законодательно очерченных границ социального предпринимательства появляется проблема самоидентичности социальных предпринимателей;

- отсутствие четкой государственной политики и государственной поддержки социального предпринимательства приводит к кризису финансирования предпринимательских инициатив и инвестиционному голоду социальных предприятий.

Результаты анализа показали, что российское социальное предпринимательство только, только начинает развиваться. Однако, несмотря на это, многие эксперты строят положительные прогнозы относительно развития его в России и отмечают, что принятие закона о социальном предпринимательстве - это лишь дело времени. По утверждению экспертов положительные сдвиги в отечественной экономике зафиксированы и в России социальное предпринимательство вполне может стать массовым движением, силой позитивных перемен и для этого есть ряд предпоссылок:

- историческое наследие благотворительной деятельности, опыт работы Домов трудолюбия;

- расширение деятельности некоммерческого сектора и распространение практики социальной ответственности российского бизнеса;

- большой творческий (изобретательский) потенциал российских граждан;

- склонность бизнес-среды перенимать зарубежный опыт и активно его внедрять с учетом особенностей отечественной социально-экономической действительности. Представляется, что при успешном объединении экономических ресурсов и человеческого потенциала, распространяя практику социального предпринимательства становится возможным:

- решить массу социальных проблем и противоречий, распределяя часть государственных функций между субъектами предпринимательской деятельности и местными сообществами;

- вовлечь в предпринимательскую деятельность широкий круг слоев населения, что, в итоге, позволит выстроить новую социально-экономическую структуру общества;

- построить социально-ориентированную экономику;

- увеличить темпы экономического роста [7].

Все вышесказанное свидетельствует о больших преимуществах социального предпринимательства, о его возможности стать драйвером экономического роста в России. Кроме того, необходимо отметить, что социальное предпринимательство достаточно актуально для российской экономики в силу наличия большого числа существующих проблем: постоянный рост дифференциации общества, социальной напряженности, экологических проблем и др. Сложившийся государственно ориентированный подход в реше-

нии данных проблем недостаточно эффективен, поскольку в большей степени касается лишь вопросов нормативного регулирования и финансирования, тогда как требуется адресный и целевой подход.

Список литературы

1. Антоникова Н.А. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем: применимость в российском контексте. М., 2007. URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_3 91_3

2. Батаева Б.С. Подходы к социальному предпринимательству в России и за рубежом /Б.С. Батаева // Материалы III международного научного конгресса "предпринимательство и бизнес в условиях экономической нестабильности. - 2015. - С. 221223.

3. Московская А.А. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой

опыт и перспективы России /А.А. Московская, И.В. Соболева // Проблемы прогнозирования. - 2016. -С. 103-111.

4. Мухин А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства /А.В. Мухин // Новые технологии. - 2011. - №2. - С. 103-106.

5. Ромащенко Т.Д. Концептуальные основы социального предпринимательства /Т.Д. Рома-щенко, А.Е. Кисова //Экономика и предпринимательство. - 2017. - №11 (88). - С. 1140-1143.

6. Ромащенко Т.Д. Социальное предпринимательство: особенности и перспективы развития в России /Т.Д. Ромащенко, В.П. Канищев, А.Е. Ки-сова //Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 1(90). - С. 457-461.

7. Семенова Д.А. Социальное предпринимательство как драйвер экономического роста России // Научный альманах. - 2016. - №7. - С. 178-184.

AGILE-МЕНЕДЖМЕНТ в аспекте развития организационного поведения

Лыскова И.Е.

Кафедра экономики и менеджмента Коми республиканская академия государственной службы и управления

Сыктывкар, Россия

AGILE MANAGEMENT IN THE ASPECT OF ORGANIZATIONAL BEHAVIOUR DEVELOPMENT

Lyskova I.

The economics and management department The Komi Republic Academy of State Service and Administration

Syktyvkar, Russia

Аннотация

В статье актуализируются основные задачи организационного развития, направленные на внедрение современных, гибких, адаптивных подходов к управлению человеческими ресурсами. Выявление сущности agile-менеджмента в аспекте стратегических приоритетов организации, поиск эффективной модели управления системой организационного поведения обосновывается адаптацией организации к условиям современной экономики знаний.

Abstract

The article actualizes the main tasks of organizational development aimed at implementing modern, flexible, adaptive approaches to human resource management. Identification of the essence of agile management in terms of strategic priorities of the organization, search for an effective management model of the organizational behavior system is justified by the organization's adaptation to the conditions of the modern knowledge economy.

Ключевые слова: организация, экономика знаний, управление качеством, управление человеческими ресурсами, agile-management, организационное поведение, интеллектуальный капитал, качество человеческих ресурсов.

Keywords: organization, knowledge economy, quality management, human resources management, agile-management, organizational behaviour, intellectual capital, human resources quality.

1. Введение

Совершенствование бизнес-процессов организации связано с улучшением деятельности, формированием эффективного менеджмента систем и процессов, особенно политики организации в области качества, рационального использования ресурсов, повышения ответственности руководства, социальной ответственности организации и др. Современная экономика знаний предъявляет высокие требования к эффективности поведенческих моделей сотрудников организации. Всё более очевидной становится роль человеческого фактора в системе

производства. Преобладающий раннее технократический подход в управлении персоналом утратил свои позиции. В научный оборот вводится понятие человеческого капитала; выявляется сущность политики организации, стимулирующей удержание работников организации; осознаётся необходимость эффективного планирования человеческих ресурсов; обосновываются задачи управления результативностью и др. Всё большую значимость в практике управления приобретают задачи стратегического управления человеческими ресурсами, ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.