щей новым условиям. Вряд ли возможно обеспечить единство и интеграцию коллектива, если организация не может достойным образом ответить на вызовы внешней среды. В этом случае фактор неконкурентоспособности может оказывать негативное воздействие на организацию, что само по себе является еще менее желательным, чем слабая организационная культура.
На наш взгляд, организационная культура современной организации в том или ином сочетании включает в себя все названные типы. Чаще на предприятии реализуются несколько типов (субкультур) одновременно, но преобладает какая-либо одна, задающая окраску и специфичность конкретной организации. На основе сочетания типов организационной культуры можно установить такие важные характеристики, как стиль управления, потенциальные возможности возникновения конфликтов, характер их протекания и способы их разрешения, а также сделать заключение о совместимости организаций и возможных последствиях объединения для каждой из них.
Библиографический список
1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., 2001.
2. Томилов В.В. Культура предпринимательства. СПб., 2000.
3. Темницкий А.Л. Трудовые отношения на новом частном предприятии (социологический анализ данных трех исследований). М., 2000.
4. Шаталова Н.И. Организационная культура: учебник / под ред. Н.И. Шаталовой. М., 2006.
I.V. Manakhova
Social Entrepreneurship
as an Economic Phenomenon
The content of the concept of social entrepreneurship is revealed, and its basic features and criteria of activity are presented. Differences between social entrepreneurship, charity, and traditional entrepreneurship are shown. The classification of social enterprises is given.
Key words and words-combinations: social entrepreneurship, social enterprises, innovations, charities, welfare.
Содержательно раскрыто понятие социального предпринимательства, представлены его основные признаки и критерии деятельности. Показано отличие социального предпринимательства от благотворительности и традиционного предпринимательства. Дана классификация социальных предприятий.
Ключевые слова и словосочетания: социальное предпринимательство, социальные предприятия, инновации, благотворительность, благосостояние.
УДК 338 ББК 65.290
И.В. Манахова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Чч/оциальное предпринимательство -новое и уникальное явление для нашей страны. Оно отражает готовность некоторой части экономически активных граждан принимать участие в решении социальных проблем через создание устойчивых бизнес-моделей, оказывающих долгосрочное позитивное влияние на уровень жизни и благосостояние населения.
Под социальным предпринимательством
166
2011 • ВЕСТНИК ПАГС
понимается деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости, инновационности и устойчивости. Это бизнес с ярко выраженной социальной миссией в своем основном содержании.
Как явление социальное предпринимательство характеризуют следующие критерии:
- социальное воздействие, то есть направленность на решение или смягчение конкретной осязаемой проблемы;
- инновационность, выраженная в применении новых подходов, новых способов решения как существующих, так и вновь возникших социальных проблем;
- самоокупаемость и финансовая устойчивость, обеспечивающая независимость от внешнего финансирования;
- масштабируемость и тиражируемость, предполагающие увеличение масштаба деятельности на национальном и международном уровнях и воспроизводство модели социального предприятия в иных географических и социальных условиях;
- предпринимательский подход, заключающийся в способности социального предпринимателя определять провалы рынка и государства, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество.
Субъектами исследуемого специфического вида экономической деятельности являются социальные предприниматели - новаторы, которые используют инновационные идеи и различные ресурсы для решения социальных проблем. Многие считают социальных предпринимателей представителями сектора новой, инновационной экономики. Их деятельность приводит к устойчивым позитивным социальным изменениям.
Социальное предпринимательство занимает особое место в обществе (рис. 1). Оно находится на стыке традиционного предпринимательства и благотворительности, поскольку берет от благотворительности социальную направленность деятельности, а от бизнеса - предпринимательские принципы. Это позволяет ему проявлять себя как качественно новый подход к решению социальных задач.
Традиционное Социальное
предпринимательство предпринимательст Благотворительность
(бизнес)
Рис. 1. Место социального предпринимательства в обществе
Сравнивая социальное предпринимательство с традиционным бизнесом и благотворительностью, можно выделить их характерные признаки (таблица).
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 167
Сравнительная характеристика социального предпринимательства
Критерии Традиционный бизнес Социальное предпринимательство Благотворительность
Тип структуры Коммерческая струк- Социально ориентиро- Социально ориентиро-
тура ванная структура ванная структура
Целевая Максимизация при- Смягчение или решение Решение социальных
функция были конкретнык социальнык проблем проблем
Источники Доход от собственной Доход от собственной Гранты и пожертвования
доходов деятельности деятельности
Степень фи- Независимость от Независимость от внеш- Зависимость от внешних
нансовой зави- внешних источников них источников финанси- источников финансиро-
симости финансирования, необходим только стартовый капитал рования, необходим только стартовый капитал вания, доноров
Распределение прибыли Прибыть распределяется среди участников или акционеров Прибыть реинвестируется Прибыль отсутствует
Капитализация Финансовый капитал; Финансовый капитал; Человеческий капитал;
ресурсов человеческий капитал человеческий капитал; социальный капитал; культурный капитал; символический капитал социальный капитал; культурный капитал; символический капитал
Социальным предпринимательством можно назвать деятельность любого социально ориентированного предприятия (коммерческого и некоммерческого), реализующего общественно значимые социальные проекты в рамках своей целевой функции. Социальные предприятия генерируют занятость в таких областях, как производство продуктов питания, сбыт, кредитование, транспортные перевозки, создание семейных гостиниц, благоустройство дворов, строительство музеев и другое. Они также открывают более широкие возможности качественного трудоустройства для молодежи, женщин, коренных народов и маргинализированных групп населения, занимаются трудовой и социальной реабилитацией людей с ограниченными возможностями.
По сравнению с другими предприятиями частного сектора социальные предприятия, как правило, больше внимания уделяют вопросу обеспечения стабильной занятости членов трудового коллектива и членов их семей. Они устанавливают конкурентоспособную заработную плату, содействуют получению работниками дополнительного дохода за счет распределения прибыли, дивидендов и других льгот и поддерживают местные объекты, такие, как медицинские клиники или школы.
Социальные предприятия занимаются задачами, решать которые в полной мере государство не берется. Вместе с тем, во многих странах социальные предприятия довольно тесно работают совместно с государственными организациями как на общенациональном, так и на местном уровне.
168 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
В российской экономике институт социального предпринимательства еще только формируется, хотя за рубежом социальное предпринимательство на основе частной инициативы развивается более четверти века, а 20 крупнейших зарубежных частных фондов выполняют социальную миссию. По данным международной статистики, за рубежом 5,5 тыс. социальных предпринимателей поддержаны четверкой крупнейших западных фондов, 3,3% населения вовлечено в деятельность в области социального предпринимательства, помощь оказывается 175 тыс. человек.
Следует отметить, что в дореволюционной России существовал опыт социального предпринимательства, в частности было открыто 142 дома трудолюбия - некие аналоги современных проектов в этой области. Показательно, что 42% нынешних россиян, по данным опроса Фонда региональных социальных программ «Наше будущее», считают социальное предпринимательство реальностью России [1].
Примером организации социального предпринимательства в современной России и возрождения былых традиций служит основанный в 2007 г. по инициативе В.Ю. Алекперова («Лукойл») Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд поддерживает и финансирует предприятия, чья деятельность нацелена на решение конкретных социальных проблем общества. В 2008-2010 гг. он инвестировал в социальное предпринимательство 60 млн руб. в форме грантов и займов. За два года фондом поддержано 15 проектов в сфере социального предпринимательства, а в 2011 г. в него подано 379 заявок из 74 регионов России [1].
Примером конкретной производственной организации может служить войлочная мастерская по выпуску игрушек, бижутерии и сувениров, организованная специально для многодетных матерей. Вне зависимости от образования и профессионального опыта, многие из них не имеют возможности и времени вернуться к полноценной работе. Помимо дополнительного заработка, этот вид деятельности означает возможность творческой самореализации для женщин. Другим примером является открытая в 2009 г. в Пермском крае школа фермеров, где обучают сельскому предпринимательству выпускников детских домов. Данный социальный проект привлекает молодежь к работе на селе и воспитывает самостоятельных грамотных фермеров, способных вести прибыльный агробизнес.
Социальное предпринимательство объединяет в своей деятельности предпринимательский, инновационный и рыночные подходы для создания общественно полезных благ и социальных преобразований. При этом специалисты [2] отмечают сочетание следующих характеристик этого явления:
социальный результат - обеспечивает социальное воздействие или изменение путем решения конкретной социальной проблемы либо устранения «изъянов» рынка и / или «провалов» государства;
предпринимательский подход - активно использует в своей деятельности механизмы, свойственные бизнесу: ииновации, стратегический менеджмент и маркетинг, финансовую дисциплину, склонность к риску;
общественная собственность - может выражаться в общественном характе-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 169
ре производимого продукта (услуги), общественном управлении, но может не иметь правового статуса.
Теория социального предпринимательства уходит своими корнями в концепцию социально ответственного бизнеса (the Socially-Responsible Business concept). Социальным предпринимателем считается человек, который ставит общественный интерес выше личного дохода, поэтому в теоретических исследованиях предприятия ранжируются по принципу противопоставления «эгоизм - альтруизм». Однако согласно теории разумного эгоизма Enlightened self-interest) социальная ответственность бизнеса характеризуется как просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери в прибыли (longterm profit loss) [3, с. 6]. Направляя денежные средства на социальные и филантропические программы, предприятие сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, таким образом, устойчивые прибыли в будущем. Другая трактовка социально ответственного поведения бизнеса исходит из того, что основная мотивация заключается в борьбе за социальный статус, который приобретается в процессе дарения (gift giving). Проявление социальной ответственности позволяет улучшить имидж предприятия, отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж своей продукции (услуг), стоимость акций корпорации на рынке. Иными словами, социальность становится новым конкурентным преимуществом современного бизнеса.
Исследователи [4] выделяют ряд факторов, определяющих социальное предпринимательство: 1) принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага); 2) выявление и использование новых возможностей для реализации избранной миссии; 3) осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения; 4) решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами; 5) высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности.
Социальное предпринимательство рассматривается как процесс, включающий комбинацию ресурсов для создания возможностей ускорения социальных изменений и / или удовлетворения общественных потребностей.
Согласно теории Р.Л. Мартина и С. Осберга социальное предпринимательство содержит три функциональных компонента:
выявление устойчивого, но несправедливого равновесия, обусловливающего социальную исключенность, маргинализацию части общества, которой недостает финансовых средств либо политических рычагов для достижения социального блага путем трансформации;
выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага - посредством вдохновения, творческой инициативы, прямого действия и риска предпринимателя;
постепенное достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал через «создание стабильной экосистемы вокруг нового равновесия», способствующей повышению благосостояния целевой группы и общества в целом [5].
На практике существуют разнообразные формы социального предпринимательства. По сути, социальные предприятия являются гибридными организаци-
170 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
ями, сочетающими деятельность, направленную на получение прибыли (for-profit activities), с неприбыльной деятельностью (non-profit activities). Результатом становится создание благ, одновременно сочетающих социальную и экономическую ценность. Данный методологический подход основан на концепции «смешанной ценности» Дж. Эмерсона, которая получила известность в связи с активным участием бизнеса в реализации социально ответственного поведения. Концепция смешанной ценности подразумевает, что благо включает экономическую, социальную и экологическую ценности [6, с. 18-19].
Существуют различные подходы к классификации социальных предприятий. Так, гибридные организации в зависимости от назначения подразделяются на две группы: первые - ориентированные на социальное воздействие, вторые - в большей степени ориентированные на прибыль. Некоммерческие организации создаются для достижения общественно полезных целей. Для выполнения социальной миссии они достигают устойчивости посредством привлечения внешних финансовых ресурсов (донорская помощь, пожертвования, членские взносы) либо ресурсов, воспроизводимых на собственной основе (через организацию коммерческих услуг).
Коммерческие организации создаются в целях производства экономических благ. Для достижения рыночной устойчивости им необходимо делать социальные взносы (отчисления во внебюджетные фонды, благотворительность). С учетом этих критериев данные группы организаций реализуют различные стратегии устойчивости (рис. 2).
Баланс устойчивости
Социальная устойчивость / Экономическая устойчивость
Традиционные НКО НКО, имеющие доходную деятельность Социальные предприятия Социально ответственный бизнес Компании, практикующие социальную ответственность Традиционные коммерческие предприятия
Цель: создание социальной ценности Мотивация: выполнение социальной миссии Стратегия устойчивости: коммерческие методы поддержки социальнык программ Цель: создание экономической ценности Мотивация: максимизация прибыши Стратегия устойчивости: рыночная устойчивость обеспечивается социальными вложениями
Ри^ 2. Бaлaнc ycтoйчивocти гибpидныx opгaнизaций
Социальные предприятия могут различаться по типу собственности, то есть быть основанными на общественной, частной или корпоративной. Организованные на базе некоммерческих организаций (НКО) социальные предприятия, созданные на принципах общественной собственности, имеют определенные ограничения: собственность не может ни обусловливать легальную структуру
2011 • ВЕСТНИК ПAГC 171
предприятия, ни служить ее результатом. Общественная собственность может проявляться в принятии решений и участии, пока организация является действующим предприятием. При этом собственность НКО превращается в юридическую проблему, если собственник решит продать либо закрыть предприятие с ликвидацией активов.
Социальные предприятия, основанные на принципах частной собственности, имеют ряд преимуществ: независимое финансирование, прозрачность собственности на активы, свобода купли-продажи. Однако возможна вероятность конфликта между мотивацией получения прибыли и социальной миссией. Более того, прибыльные организации имеют меньше льгот и жесткие налоговые обязательства, что ограничивает социальный характер и назначение предприятия, требует от него большей производительности, нежели удовлетворение социальных нужд.
Результат деятельности социального предприятия может заключаться в обеспечении дополнительного механизма финансирования (социальных программ организации либо покрытия операционных расходов), а может служить устойчивым системным механизмом обеспечения социальной миссии. Назначение социального предприятия может полностью совпадать с социальной миссией организации, быть косвенно включенным или нейтральным, что отражается на степени интеграции социальной и экономической программы предприятия (рис. 3).
Социальные
программы
+
Бизнес
Встроенная
Рис. 3. Основные модели социального предпринимательства [7]
Социальные предприятия классифицируются и в зависимости от уровня интеграции между программами социальной и деловой активности, влияющего на выбор определенной бизнес-модели. Выделяются три основные модели социального предпринимательства: 1) встроенная - предпринимательская деятельность полностью нацелена на реализацию социальной миссии; 2) интегрированная - предпринимательская деятельность сочетает реализацию миссии и расширение бизнеса либо покрытие операционных расходов; 3) внешняя -предпринимательская деятельность нацелена на получение прибыли, которая выступает источником финансирования социальных программ (см. рис. 3).
172 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
Первая модель распространена в странах Северной и Южной Америки, где социальным предпринимательством называют предпринимательскую деятельность неприбыльных организаций, доход от которой направляется на реализацию уставных целей организации. Предусматривается, что миссия и уставные цели НПО направлены соответственно на решение социальных проблем, предоставление услуг целевой группе, ради которой создавалась организация, и улучшение качества жизни. Субъектами социального предпринимательства в подавляющем большинстве являются неприбыльные организации. В США существуют сильные традиции самоорганизации населения, потому и большую часть социальных проблем успешно решают НПО, получая за это финансирование от целевой группы, населения, государства и доноров.
Вторая модель доминирует в европейских странах, где социальное предпринимательство определяется больше как бизнес с социальной миссией. На первое место выходит социальный эффект от предпринимательской деятельности, а затем финансовая эффективность. Важным критерием социальных предприятий в Британии, например, является коллективная форма собственности и деятельность в интересах территориальных общин. Субъектом социального предпринимательства в данной модели выступают предприятия бизнеса с выраженной социальной миссией.
Третья модель социального предпринимательства используется в большинстве международных частных и общественных фондов, созданных с целью развития и поддержки данного направления социально-экономической деятельности. Такие известные фонды, как Schwab Foundation for Social Entrepreneurship (Швейцария), Skoll Foundation (США) и Ashoka Foundation (Индия), определяют социальное предпринимательство как инновационную предпринимательскую деятельность ради социальных превращений в обществе и общинах [8]. Отличием данной модели является то, что ключевую позицию занимает лидер - социальный предприниматель; кроме того, на передний план выходит поиск социальных новаторов по всем мире, создание благоприятных условий для их труда, их поддержки и признания. Субъектом социального предпринимательства в этом случае является человек и его социально активная деятельность.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о существовании различных форм проявления феномена социального предпринимательства -как деятельности неприбыльной организации ради самофинансирования; социального предприятия как бизнес-структуры; социальных предпринимателей как креативных лидеров и новаторов.
Важнейшее предназначение социальных предпринимателей состоит в создании новых моделей социально значимой деятельности для формирования инновационной социально ориентированной экономики, главной целью которой является человек и человеческое развитие. Социальное предпринимательство представляется новым рыночным институтом, оптимально сочетающим экономическую устойчивость и социальную ответственность, что крайне необходимо в целях модернизации российской экономики.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 173
Библиографический список
1. URL: www.nb-fund.ru (дата обращения: 10.06.2011).
2. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. URL: http:// socpolitika.ru/rus/ngo/research/document9919.shtml
3. Матросов В.В., Вайнер В.Л. Некоммерческий сектор и бизнес: построение социального партнерства. Калуга, 2000.
4. Dees G. Social enterprise. 2001. URL: http://www.tgci.com (дата обращения: 25.05.2011).
5. Мартин РЛ., Осберг С. Социальное предпринимательство - определение понятия. URL: http://www.nb-forum.ru/thanalitic_391_76 (дата обращения: 20.07.2011).
6. Социальное предпринимательство: новые перспективы. Бишкек, 2011.
7. Alter K. Social business. 2007. URL: www.virtueventures.com (дата обращения: 07.08.2011).
8. Предпринимательство - движущая сила экономического развития: [офиц. сайт Хайвей]. URL: www.ashoka.org (дата обращения: 25.05.2011).
A.R. Yevstifeeva
Social Factors of the Region
Investment Climate Formation
The investment policy is considered in terms of sociological approach. The urgency of the interaction between a state and a civil society for the activation of the region investment potential is underlined.
Key words and word-combinations: investment policy, investment climate, investment activity subjects, social capital.
Инвестиционная политика рассматривается с позиций социологического подхода. Подчеркнута актуальность взаимодействия государства и гражданского общества в целях активизации инвестиционного потенциала региона.
Ключевые слова и словосочетания: инвестиционная политика, инвестиционный климат, субъекты инвестиционной деятельности, социальный капитал.
УДК 330.322+338.24 ББК 65.263+65.050
А.Р. Евстифеева
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
рамках социологического подхода общество рассматривается как структура, состоящая из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Инвестиционная политика в таком случае может трактоваться как отношения государства и различных социальных групп, возникающие по поводу принятия и реализации инвестиционных решений. Указанные взаимодействия определяются инвестиционными интересами участников. Интересы формируются исходя из осознания социальными группами своего положения и предполагают ориентацию этих групп на участие в инвестиционной деятельности как условие закрепления или изменения имеющегося положения.
174 2011 • ВЕСТНИК ПAГC