СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
УДК 378:351.858
Д.А. Гафарова
Сибирский государственный индустриальный университет
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В условиях инновационной социально-ориентированной стратегии экономического развития Российской Федерации большое значение имеют создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан, качества социальной среды, а также повышение конкурентоспособности социальных секторов экономики, обеспечивающих развитие человеческого капитала.
При этом реализуемое существенное изменение ресурсного обеспечения социальной сферы заставляет государство искать инновационные формы развития, в том числе и такие, которые направлены на привлечение к решению важнейших социально-значимых проблем представителей предпринимательского сообщества.
На федеральном, региональном и местном уровнях предусматривается выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса. Государство при этом берет на себя обязательства по поддержке инициатив бизнеса и некоммерческих организаций по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала, в том числе и инициатив создания и развития социально-предпринимательских структур.
Социальное предпринимательство, появившееся за рубежом в 60-е гг. XX века, можно считать явлением, соответствующим идеологии информационного общества, что и обуславливает его активное развитие как в мире, так и в стране в последние десятилетия [1].
Г. Дис, которого относят к числу основателей концепции социального предпринимательства, отмечает [2], что «социальное предпринимательство» подразумевает «энтузиазм социальной миссии и деловую дисциплину, инновационные подходы и решительность», он также указывает, что характерной чертой любого социального предприятия является выполнение роли посредника в осуществлении
радикальных изменений в сфере социальных услуг.
В России термин «социальное предпринимательство» не имеет законодательного определения и используется в разных контекстах. В рамках работы над новой редакцией Федерального закона РФ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил поправки ко второму чтению законопроекта, вводящие в федеральное законодательство термины «социальный предприниматель» и «социальное предпринимательство». Социальное предпринимательство было определено как «новаторская деятельность, нацеленная на решение или смягчение социальных проблем общества и осуществляемая на принципах самоокупаемости и устойчивости», а в более общем варианте как «деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей». Однако в итоговой редакции закона эти термины не были использованы [3].
Наиболее значимые определения термина «социальное предпринимательство», приведенные в работах российских и зарубежных исследователей данного феномена, можно объединить в три основные группы:
1) определения, указывающие на то, что социальное предпринимательство связано, прежде всего, с созданием предпринимательских бизнес-структур с социальной целью;
2) определения, в которых подчеркивается значимость инновационной составляющей деятельности социальных предпринимателей, ориентированных на достижение значимого социального эффекта;
3) определения, в которых социальное предпринимательство рассматривается в качестве катализатора долгосрочных общественных трансформаций.
Обобщив различные подходы и определения, под социальным предпринимательством будем понимать юридически закрепленную предпринимательскую деятельность по произ-
водству благ и/или услуг, направленную на решение или смягчение социальных проблем, с помощью устойчивых организационных и финансово-результативных новшеств, обеспечивающих дальнейшее распространение опыта социального воздействия.
Одной из ключевых характеристик деятельности социального предприятия, отличающей его от других форм предпринимательства, является социальная ценность. Социальная ценность формируется социальной миссией и генерирует социальные изменения, создавая новые модели для институтов, ставших неэффективными. Социальные предприниматели в отличие от обычных действуют как агенты изменений в обществе, «улучшая системы, изобретая новые подходы и создавая решения для изменения общества к лучшему. Социальный предприниматель приходит с новыми решениями социальных проблем и затем внедряет их в широких масштабах» [4].
Можно дать следующее определение социального предпринимателя: это субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства для организации предприятия и управления им с целью решения этой проблемы / производства социального изменения.
В 2008 г. исследовательской группой «ЦИРКОН» впервые осуществлен зондаж общественного мнения по проблематике социального предпринимательства. В 2011 г. был реализован повторный всероссийский опрос населения (выборка составила 1600 человек). Предполагалось, что за три года феномен социального предпринимательства будет распространяться, и одновременно будет реализовы-ваться продвижение идей социального предпринимательства в обществе. Результаты исследования показали, что в 2008 г. 62 % респондентов узнали о социальном предпринимательстве только в ходе опроса; в 2011 г. таких респондентов стало больше (68 %). Низкий уровень информированности о практике социального предпринимательства закономерно показал отсутствие сформированного представления о том, какую деятельность оно подразумевает. Респонденты, имеющие представление о деятельности социальных предпринимателей, представляют их, прежде всего, как бизнесменов, занимающихся решением социальных проблем / вкладывающих деньги в социальную сферу, оказывающих помощь населению (6 %); как тех, кто помогает бедным, обездоленным, инвалидам, детям, тех, кто занимается социальной сферой, волонтеров (6 %); бизнесменов, предпринимателей (без
уточнения) (5 %); бизнесменов, работающих в социальной сфере, предоставляющих социальные услуги на коммерческой основе (5 %).
Развитие социального предпринимательства в значительной степени связано с идеей передачи функций по преодолению провалов рынка от государства некоммерческим организациям социально ответственному бизнесу. Однако в 2011, как и в 2008 году большинство россиян (61 %) возлагают всю ответственность за решение проблем в социальной сфере на государство. С одной стороны, это является следствием устойчивости традиционных для России представлений о доминирующей роли государства в социальном обеспечении населения, но, с другой стороны, наблюдается низкая активность в области информирования граждан, проведения разъяснительной и воспитательной работы, направленной на повышение уровня общественного самосознания, понимания россиянами сути и смысла деятельности социальных предприятий, их роли в решении социальных проблем.
К числу основных препятствий, сдерживающих развитие социального предпринимательства, следует также отнести отсутствие необходимых знаний и навыков предпринимательской деятельности у потенциальных социальных предпринимателей. Поэтому одной из задач развития технологий социального предпринимательства должно стать обучение как студентов, так и начинающих предпринимателей, сотрудников и руководителей некоммерческих организаций основам предпринимательства и применению бизнес-подходов к решению социальных задач, развитие их предпринимательских и управленческих компетенций.
Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимателем может быть представитель любой профессии: инженер, имеющий собственные высокотехнологичные инновационные разработки, специалист в области информационных технологий, организатор туристической, культурной или досуговой деятельности, фермер или другой работник сельского хозяйства, спортсмен и др. Быть предприимчивым - значит уметь генерировать и оценивать идеи, ставить цели, видеть проблемы и находить пути их решения.
К настоящему времени в разных регионах Российской Федерации функционируют бизнес-инкубаторы, другие элементы инновационной инфрастуктуры, в функции которых входит поддержка молодых предпринимателей. Однако наблюдается недостаточная подготовка выпускников вузов к реальной практической предпринимательской деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.
Социологическое исследование, проведенное в 2014 г. среди студентов СибГИУ и ЦПО НФИ КемГУ, показало, что 83 % опрошенных студентов старших курсов в целом заинтересованы в открытии собственных предприятий и развитии предпринимательской компетенции, при этом 4 % опрошенных уже являются индивидуальными предпринимателями. Большинство респондентов занялись бы бизнесом при наличии единомышленников и партнеров, при наличии денежных средств, а также при условии наличия опыта участия в подобной деятельности. Несмотря на то, что только 31 % студентов представляют, что такое социальное предпринимательство, 41 % респондентов считают, что предпринимательская деятельность, в которой соединяется социальное назначение организации с достижением устойчивой самоокупаемости, является перспективным видом предпринимательства в г. Новокузнецке. К мотивам, побуждающим заняться социальным бизнесом, 21 % респондентов относят самореализацию, 18 % - решение социальной проблемы, которая лично касается предпринимателя или его родных и близких, 17 % - желание работать на себя, по 15 % респондентов мотивами участия в социальном бизнесе считают высокий заработок и возможность быть независимым, желание помогать людям называют мотивом 14 % респондентов.
Способами повышения активности участия в социальном бизнесе 31 % респондентов относят финансовое обеспечение проекта в виде гранта или субсидии, 26 % - бесплатные дополнительные курсы по социальному проектированию и организации социального бизнеса, 25 % - стажировку на предприятии, занимающимся социальным бизнесом, и 18 % относят проведение тренингов и мастер-классов с предпринимателями и бизнес-консультантами в вузах.
80 % респондентов выразили заинтересованность в получении в процессе обучения в вузе дополнительных специальных знаний и навыков, применение которых необходимо в социальном бизнесе. Таким образом, речь идет
о необходимости формирования специальной предпринимательской компетенции.
Предпринимательская компетенция студента вуза, готового к созданию собственного социального бизнеса, - это личностно-профессиональное качество, базирующееся на системном подходе, которое носит надпред-метный характер, формируется на базе просо-циальных ценностей предпринимательства, отражающих не только личный, но и общественный интерес, представлено комплексом знаний отечественного и зарубежного опыта социального предпринимательства, умения ставить цель, готовности к риску, умений проектирования, способностей использовать инновационные идеи и решения; опыта работы с информационными ресурсами; способности организовывать решение коллективных задач в области социально-экономического проектирования; стремлением к самодостаточному распоряжению своей жизнью, социальной ответственностью перед коллективом, получателем социальных услуг и результатам, оно обусловлено включенностью в предпринимательскую деятельность реального или учебно-профессионального характера.
Предпринимательская компетенция выражается в следующих характеристиках личности:
- готовность к эффективной коммуникации - владение основными коммуникативными способностями и навыками представления своей точки зрения в диалоге, публичном выступлении; использование ресурсов коммуникации для решения поставленных задач;
- готовность к использованию информационных ресурсов - способности структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планировании и реализации своей деятельности;
- готовность и способность применения методов социально-экономического проектирования в практической жизни - умение самостоятельно выявлять проблему, находить пути и средства ее решения, формулировать цели, задачи и способность публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения;
- готовность к самоорганизации своей деятельности - способность оценивать необходимость той или иной информации для планирования и осуществления своей деятельности, самостоятельно осваивать способы решения поставленной задачи;
- жизнестойкость - способность осуществлять контроль над собой в неординарной, экс-
тремальной ситуации и эффективно управлять этой ситуацией;
- значимость социальных ценностей - способность видеть в основе социального предпринимательства ценности просоциального характера; в качестве приоритетных - отражающие не только личный, но и общественный интерес, реализующиеся в контексте концепции социального капитала;
- социальная ответственность в отношениях к команде, результатам деятельности и клиентам в социально-экономическом проектировании.
Процесс формирования предпринимательской компетенции студентов, подготовленных к созданию собственного социального бизнеса, предполагает включение студентов в решение учебно-профессиональных задач проектного, состязательного и научного характера. Результатом такой деятельности должно стать развитие предпринимательской компетенции студентов до уровня готовности создания собственной предпринимательской структуры, готовой взять на себя функции производства социального изменения.
Ключевым способом стимулирования студентов к участию в социальном предпринимательстве может стать сопровождение студенческих бизнес-проектов на первых этапах деятельности по их разработке и реализации. К конкретным мерам сопровождения студенческих проектов социального бизнеса можно отнести:
- консалтинг при разработке подробных механизмов деятельности, бизнес-планов старт-апов социального бизнеса с описанием прибыли;
- консультации по правовым вопросам;
- передача знаний по работе в сфере социального предпринимательства;
- административная поддержка со стороны муниципальных органов власти, руководства вуза.
Также способами стимулирования студентов к участию в социальном предпринимательстве могут стать успешный опыт социального предпринимательства других студентов, поощрение со стороны руководства вуза, включение занятий по социальному предпринимательству в учебный процесс, прохождение практики на такого рода предприятиях, дипломная работа, связанная с социальным предпринимательством, волонтерская и общественная деятельность, публикация статей и международное сотрудничество.
Для формирования предпринимательских компетенций необходимо проведение семина-
ров, открытых лекций, конференций, форумов, посвященных социальному предпринимательству, в рамках которых возможно знакомство с организацией работающих практик социального предпринимательства в Европе и Америке (в том числе молодежного); встречи с успешными представителями социального бизнеса, экскурсии на предприятия, рассмотрение вопросов управления проектами, финансовых и налоговых вопросов предпринимательства.
Примером подобного мероприятия можно считать форум «Молодежное предпринимательство в сфере культуры и искусства», проведенный в Кемеровском государственном университете культуры и искусств в 2012 г. Руководство вуза рассматривает студентов университета культуры и искусств как потенциальных социальных предпринимателей и в связи с этим решает вопросы создания условий для успешного развития социального бизнеса через интеграцию предпринимательской, учебной и творческой деятельности студентов [5].
В октябре 2014 г. при поддержке Министерства науки и образования РФ в Российском государственном социальном университете состоялась общероссийская научная конференция - конкурс молодых ученых, студентов и аспирантов (с международным участием) «Студенческое социальное предпринимательство: опыт, проблемы перспективы». Целью проведения конференции было развитие молодежных и студенческих исследований социального предпринимательства, стимулирование эффективной и самоокупаемой социально-ориентированной деятельности молодежи и студентов. Конференция стала площадкой для распространения опыта создания социальных предприятий и диффузии инновационных подходов к предпринимательской деятельности в социальной сфере.
Развитие института социального предпринимательства необходимо, поскольку оно может стать инструментом изменения концепции и видения социальной политики и роли государства, способствовать социальной интеграции, увеличению занятости и уменьшению бедности, активизации населения, инновационному развитию общества, решению демографических проблем, повышению качества жизни, а также улучшению имиджа страны и восстановлению утраченных ею позиций.
Эксперты считают, что пришло время использовать предпринимательские подходы в целях решения социальных проблем. Эти подходы, по их мнению, позволят создать новые модели поведения, и для создания таких моделей нужны социальные предприниматели [1].
Выводы. Социальное предпринимательство, являясь инновационной формой деятельности социально-ориентированных бизнес-структур, выступает катализатором долгосрочных общественных трансформаций и способствует повышению конкурентоспособности социальных секторов отечественной экономики. Однако развитие социального предпринимательства во многом сдерживается слабой осведомленностью населения о его возможностях и отсутствием необходимых знаний и навыков предпринимательской деятельности у потенциальных социальных предпринимателей. Поэтому для развития социального предпринимательства необходимо как широкое информирование, проведение разъяснительной и воспитательной работы, направленной на повышение уровня общественного самосознания, понимания россиянами сути и смысла деятельности социальных предприятий, их роли в решении социальных проблем, так и обучение начинающих предпринимателей, сотрудников и руководителей некоммерческих организаций, студентов основам предпринимательства, применению бизнес-подходов к решению социальных задач, развитие их предпринимательских компетенций. Студенты готовы развивать собственный социальный бизнес при условии сопровождения студенческих проектов социального предпринимательства, финансового его обеспечения в виде грантов или субсидий. Дополнительные курсы по социальному проектированию и организации социального бизнеса, стажировка на предприятиях, занимающихся социальным бизнесом, проведение тренингов и мастер-классов предпринимателями и бизнес-консультантами также будут способствовать развитию предпринимательской компетенции студентов до
уровня готовности создать собственную предпринимательскую структуру, способную взять на себя функции производства социального изменения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Т а т а р к и н А.И., М а с л о в А.В. Социальное предпринимательство как инновационное направление общественного развития // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2012.№ 3. С. 22 - 29.
2. D e e s G. The Meaning of Social Entrepre-neurship, reformatted and revised: May 30, 2001 // Режим доступа: http://www. fuqua.duke.edu/centers/case/documents/ dees_sedef.pdf (Дата обращения 10.09.15 г.)
3. Г а ф а р о в а Д.А. Возможности развития социального предпринимательства в системе оказания социальных услуг населению // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2014. № 6. С. 98 -111.
4. What is a Social Entrepreneur? [Электронный ресурс] Ashoka. Innovators for the public // Режим доступа: http://www.ashoka.org/ social_entrepreneur (Дата обращения 10.09.15 г.)
5. Л о п а т и н а Р.Ф. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2. С. 95 - 98.
© 2015 г. Д.А. Гафарова Поступила 20 сентября 2015 г.