УДК 378.4
Рожнёва Инга Владимировна
старший преподаватель кафедры экономики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, Сибирская, 24, e-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
IngaV. Rozhneva
Senior Lecturer of the Department of Economics
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University'
614990, Perm, Russia,24, Sibirskaja Str., e-mail: [email protected]
TO THE PROBLEM OF SOCIO-ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES FORMATION
Аннотация. Рассматриваются феномен социального
предпринимательства и мотивация к формированию у студентов социально -предпринимательской компетенции; в ходе опроса студентов выявляется заинтересованность в формировании социально-предпринимательской компетенции.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально-предпринимательская компетенция, социальное развитие, предпринимательская деятельность, социальные изменения, педагогические условия.
Annotation. The phenomenon of social entrepreneurship and motivation to the formation of students' social and entrepreneurial competence are considered; in the course of the students' survey the interest in the formation of social and entrepreneurial competence is revealed.
Key words: social entrepreneurship, socio-entrepreneurial competence, social development, entrepreneurial activity, social changes, pedagogical conditions.
© Рожнёва И.В., 2018
Впервые феномен «социальное предпринимательство» был применен в 1960-1970-х годах в социологии и экономике в контексте социального изменения, которое претерпевает общество на том или ином этапе развития. Как отдельная предметная область феномен социального предпринимательства стал рассматриваться в экономической науке в последнее время. Традиционно, говоря о социальном предпринимательстве, принято использовать высказывание основателя фонда «Ашок» бизнес-консультанта Б. Дрейтона: «Для социальных предпринимателей недостаточно просто дать человеку рыбы или научить ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль» [Цит. по: 6].
Классическим считается подход к определению Грегори Диза, профессора, основателя Центра развития социального предпринимательства (CASE), представившего социальное предпринимательство как академическую научную дисциплину и как профессию и предложившего рассматривать социального предпринимателя как предпринимателя с социальной миссией. По словам Диза, социальные предприниматели - это агенты изменений в социальном секторе благодаря: 1) принятию на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага); 2) выявлению и использованию новых возможностей для реализации выбранной миссии; 3) участию в процессе постоянных инноваций, адаптации и обучения; 4) смелым действиям, не ограничиваемым располагаемыми ресурсами; 5) ответственности за судьбы социальных групп, для которых они работают и результатов своей деятельности [7].
В России импульсом развития феномена стал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Фонд декларирует для своих целей определение: «Социальное предпринимательство - это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости» [8]. Такое понимание опирается на следующие основные критерии: социальное воздействие; предпринимательский подход; инновационность (новаторство в решении социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона); тиражируемость; финансовая устойчивость [Там же].
В современных условиях, когда не удается сформировать эффективные механизмы социального развития, ведущие к позитивным социальным изменениям, идеология социального предпринимательства вышла за рамки традиционного понимания как экономической деятельности предпринимателя, направленной на социальную миссию. Поменялись субъектные основания: если ранее социальное предпринимательство выступало как сущностная сила
130
индивида, занимающегося данным видом деятельности и опирающегося на собственную инициативу и предприимчивость, то теперь акцент переместился в сторону социальных изменений, которые возможны благодаря развитию субъектов предпринимательства.
Понимание данной стратегической инициативы мы находим в российском законодательстве, которое обеспечивает решение задач относительно развития социальной предпринимательской активности. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определен переход к инновационному типу экономического развития РФ, связанному с формированием механизма социального развития.
Здесь имеют значение такие направления, как «повышение конкурентоспособности социальных секторов экономики, обеспечивающих развитие человеческого капитала», «создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику страны», а также реализация «программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики» [3].
В майском (2008 г.) указе Президента «в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации... а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» обозначено в качестве одного из приоритетов достижение следующего целевого показателя: «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек» [2].
Образование является площадкой, где может реализоваться новый субъект деятельности, который включается в феномен социального предпринимательства. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), указывает (ст. 20), что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется. с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации» [1]. «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года» кроме прочих предлагает программы, направленные на подготовку предпринимателей, в том числе реализующих проекты и программы в сфере социального предпринимательства [5]. В стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование» (2018 г.) профессиональные компетенции формируются на основе профессиональных стандартов, а также на
131
основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемым к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники [4].
Существующая система профессионального образования выпускников педагогического вуза основывается на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов. В данной ситуации наблюдается ряд противоречий, главное из которых - противоречие между тем, что государство ставит задачи, направленные на формирование предпринимательской активности, большей самостоятельности и осознанности субъектом своей включенности в общую экономико-политическую ситуацию, и неготовностью системы образования (вуза), ориентированной на формирование исполнительской культуры и стандартизированного поведения. Кроме того, можно выделить противоречие между запросами современного общества к системе образования и отсутствием в вузе условий формирования социально-предпринимательской компетенции. Наконец, есть еще одно противоречие: между заявленным в концепции переходом к инновационному социально ориентированному типу экономики и недостаточным «ресурсным обеспечением социальной сферы» [9] с попытками переложить внесение изменений в социальные секторы экономики на предпринимательский потенциал общества.
Таким образом, встает проблема формирования условий для развития социально-предпринимательской компетенции, в том числе и на базе высшей педагогической школы, которая соответствовала бы современным экономическим вызовам в условиях повышения конкурентоспособности социальных секторов экономики, обеспечивающих развитие человеческого капитала в России. Сегодня в различных регионах Российской Федерации функционируют бизнес-инкубаторы и другие элементы инновационной инфраструктуры, функции которых включают поддержку предпринимателей. Тем не менее существует нехватка подготовки выпускников для реальной практики, существует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускников к активной социальной роли.
Опрос, проведенный среди студентов второго - четвертого курсов Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в 2017-2018 гг., показал, что 80,6 процента опрошенных студентов хотят занимается предпринимательской деятельностью, а 6,5 процента опрошенных
132
уже являются предпринимателями. Большинство респондентов (51,6 %) ранее слышали термин «социальное предпринимательство», но при этом большинство не понимает сущности феномена. Например, 43,1 % - ответили, что это оказание социальных услуг на коммерческой основе, 15,4 - решили, что это помощь незащищенным слоям населения, 12,3 - подумали, что это самозанятость незащищенных слоев населения, и 29,2 процента - выбрали решение социальных проблем.
К мотивам, побуждающим заняться социальным предпринимательством, 61,3 процента опрошенных относят возможность самореализации, 32,3 -возможность помощи людям, 6,5 - личную историю. 62,2 процента студентов выразили желание получать дополнительные навыки и знания для формирования социально-предпринимательской компетенции, 27,3 процента не знают, хотят ли этого. 45,2 процента респондентов высказали предположение, что формирование социально-предпринимательской компетенции у студентов педагогического профиля подготовки является важным, а 35,5 - посчитали очень важным.
Наиболее существенным способом повышения активности участия в социальном предпринимательстве 34,6 % респондентов назвали создание условий в вузе, 30,8 % - наличие гранта или субсидии и 19,2 % - обучение в школе социального предпринимательства.
Таким образом, можно говорить о заинтересованности субъекта и самой системы в необходимости формирования социально-предпринимательской компетенции бакалавров педагогического профиля подготовки. Но компетенция -это цель образовательного процесса. Ее достижение возможно лишь при определенных педагогических условиях.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2017).
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 20.10.2018).
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.12.2017).
4. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 20.10.2018).
133
5. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект // Союз ДПО.ЦКЬ: http:// www.dpo-edu.ru/7page_id =13095 (дата обращения: 20.10.2018).
6. Орехова Н. Что такое социальное предпринимательство? // DAL.by. URL: http://www.dal.by/news/4/11-01-16-4/ (дата обращения: 01.11.2018).
7. Смысл социального предпринимательства (The Meaningof Social Entrepreneurship) // habr. URL: https://habr.com/company/darudar/blog/135078 (дата обращения: 01.11.2018).
8. Социальное предпринимательство // Новый бизнес: социальное предпринимательство.URL: http://www.nb-forum.ru/social/#ixzz5VzGi0PlM (дата обращения: 20.10.2018).
9. Татаркин А.И., Маслов А.В. Социальное предпринимательство как инновационное направление общественного развития//Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2012. № 3. С. 22-29.