Научная статья на тему 'Социальное партнерство в профессиональном образовании как фактор качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов'

Социальное партнерство в профессиональном образовании как фактор качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в профессиональном образовании как фактор качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов»

три комплекта медалей завоевали хозяева, представители Кемеровской области.

Капитаном команды КГТ был выбран Павел Косарев, в состав команды от ПОО юга Кузбасса вошли по пять человек от ЛКГК, ПГТК, КГТ.

Работодатели активно участвуют в оценке качества подготовки выпускников техникума. Председателями и членами государственных экзаменационных комиссий являются социальные партнеры: инженерно-технические работники ООО «Шахта № 12», ООО «Шахтоуправление «Карагайлинское», АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «Талдинское Западное», АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «Котинское». На государственной (итоговой) аттестации выпускники защищают выпускную квалификационную работу. Специалисты предприятий — социальных партнеров — участвуют в разработке тем выпуск-

ных квалификационных работ. Ежегодно на педагогическом совете совместно с председателями и членами государственных экзаменационных комиссий проводится анализ профессиональной подготовки выпускников, составляется план мероприятий по устранению замечаний комиссии.

Таким образом, социальное партнерство техникума, организаций и предприятий представлено различными формами взаимодействия: производственная практика студентов, экспертиза в ходе итоговой аттестации выпускников, стажировка педагогов, экскурсии на предприятия, участие в корректировке учебных программ, строительные отряды, социальное взаимодействие с участниками педагогического процесса, совместное участие в реализации грантовых программ, в конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, социальных проектах.

социальное партнерство в профессиональном образовании

как фактор качества подготовки

квалифицированных рабочих и специалистов

Е. А. шахова, заместитель директора по научно-методической работе Прокопьевского электромашиностроительного техникума

На современном этапе развития экономики профессиональные образовательные орагнизации должны быстро реагировать на изменения рынка труда. Этому может способствовать система социального партнерства как тип взаимодействия учреждений профессионального образования с субъектами и институтами рынка труда для согласования и реализации интересов участников этого процесса.

Профессиональные образовательные организации заинтересованы в развитии форм и механизмов социального партнерства, т. к. реализация данного направления служит достижению следующих целей и задач:

— развитие интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала профессионального образования;

— расширение имущественной и финансовой базы профессионального образования за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;

— обеспечение конкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества;

— создание новых специальностей в соответствии с потребностями экономики России;

— удовлетворение постоянно изменяющегося спроса на рынке труда;

— обеспечение широкой доступности профессионального образования;

— усиление инновационной составляющей образования.

Необходимость взаимодействия социальных партнеров с учреждениями профессионального образования подкрепляется еще рядом факторов:

— увеличение сложности производственных процессов, что ведет к повышению уровня требований к квалификации рабочих кадров и специалистов. Это делает необходимым постоянное обновление и развитие учебно-материаль-

- СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО -

ной базы профессиональной образовательной организации;

— особенности демографической ситуации в регионе говорят о целесообразности получения непрерывного многоуровневого образования: от профильной подготовки и профильного обучения до среднего профессионального образования с направлением лучших выпускников в организации высшего образования за счет средств работодателя;

— противоречие между количеством выпускников профессиональных образовательных организаций и реальной возможностью трудоустройства.

Выпускники ПОО, оказавшись в реальных условиях рынка труда, обнаруживают, что требования к профессиональной деятельности, к способностям, здоровью, качествам личности человека отличаются от знаний, полученных даже на практике. Процесс профессионального самоопределения не сопровождается подробной информацией о требованиях и особенностях выбранной профессии.

При взаимодействии с социальными партнерами ПЭМСТ ставит перед собой главную цель — обеспечение устойчивой конкурентоспособности техникума на рынке образовательных услуг за счет:

— повышения уровня удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг;

— развития партнерства с работодателями, социальными институтами, вовлечения их в основные процессы и управление качеством;

— повышения профессиональной востребованности выпускников на рынке труда, содействие их трудоустройству;

— развития воспитательного и здоровьесбе-регающего потенциала образовательной среды;

— формирования позитивного имиджа ПЭМСТ, активного представления опыта и достижений техникума региональному и национальному профессиональным сообществам.

Задачи — дальнейшие изменения в работе, а именно:

— введение подготовки по новым специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда (в соответствии с ТОП-50);

— обновление содержания профессионального образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций выпускников (в соответствии с требованиями WSR);

— расширение сферы дополнительного профессионального образования;

— обеспечение активного участия работодателей во всех этапах образовательного процесса;

— создание условий для саморазвития личности и реализации концепции «Обучения в течение всей жизни»;

— модернизация материально-технической базы техникума.

Анализ взаимодействия ПЭМСТ с социальными партнерами за 2013-2016 годы показал соответствие развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций современным требованиям рынка труда.

Нашими постоянными социальными партнерами уже много лет являются: ООО «Электро-пром», ООО «Кузбасская энергосетевая компания, филиал «Энергосеть г. Прокопьевска», филиал ООО ХК «СДС-Энерго» — «Прокопьевск-энерго»; ОАО «Прокопьевский РТТЗ»; МУП «Рудничное теплоснабжающее хозяйство»; МУП «Трамвайное управление». В перспективе предполагается заключение договоров сотрудничества с ООО «Промышленный Альянс» и ООО «Евраз-ЭнергоТранс».

Договорами о сотрудничестве между ПЭМСТ и социальными партнерами предусмотрен ряд обязательств социального характера:

— предоставление рабочих мест для прохождения производственной практики студентами;

— участие в работе государственной экзаменационной комиссии;

— формирование заказа и подача заявок на подготовку специалистов по специальностям/профессиям;

— организация в установленном порядке стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей дисциплин профессионального цикла;

— взаимодействие по вопросам участия в оценке качества образования и открытия новых специальностей;

— участие в разработке образовательных программ;

— трудоустройство выпускников при наличии вакантных мест.

Для развития материально-технической базы необходимы дополнительные средства, и без привлечения ресурсов социальных партнеров нам не обойтись. Так, за период с 2013 по 2016 годы в ПЭМСТ значительно укрепилась материально-техническая база, включая учебные кабинеты, лаборатории и производственные мастерские, обеспечивающие практико-ориентирован-ное обучение по различным направлениям подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Более 90 % учебных кабинетов оборудованы мультимедийной техникой.

В настоящее время Кузбасс активно включился в движение WorldSkills. Международные стандарты и требования к квалификации рабочих и специалистов среднего звена могут быть рассмотрены образовательной организацией в качестве исходных данных при взаимодействии с социальными партнерами. Понимая сложившуюся ситуацию, социальные партнеры помогают обучающимся нашего техникума при подготовке к участию в региональных отборочных соревнованиях по профессиональному мастерству WorldSkills Russia. С 2014 года обучающиеся ПЭМСТ принимают активное участие в региональных отборочных соревнованиях по профессиональному мастерству WSR, и в компетенции «сетевое и системное администрирование» заняли 3-е место. В 2016 году выпускник

нашего техникума принял участие в региональном отборочном этапе II Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» в компетенции «электромонтаж» и занял 2-е место.

Результатом взаимодействия ПЭМСТ с социальными партнерами является создание качественно новых условий для получения профессионального образования, адекватных современным требованиям, повышение привлекательности среднего профессионального образования для молодежи. Для работодателей — повышение гибкости и инвестиционной привлекательности профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих и специалистов на качественно новом уровне.

социальное партнерство новокузнецкого горнотранспортного колледжа

и школ новокузнецка

т. В. Вишнякова, мастер производственного обучения Новокузнецкого горнотранспортного колледжа Е. С. Молчанова, преподаватель дисциплин профессионального цикла, заслуженный мастер производственного обучения, почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации В. Е. Буркина, мастер производственного обучения

В настоящее время актуальны вопросы социального партнерства профессиональных образовательных организаций и работодателей, возможности использования элективных курсов в профориентацион-ной работе современного колледжа.

От рабочих и специалистов высокой квалификации в условиях динамично меняющихся профессиональных технологий требуется не столько сумма конкретных знаний и умений, сколько способность гибко встраиваться в систему новых требований к профессионалу. Задачей профессионального образования сегодня является оптимизация профессионального самоопределения обучающихся школ. Проблема профессионального самоопределения — одна из важнейших в жизни человека — является способом

-лу-Ушв' '

Т. В. Вишнякова

Е. С. Молчанова

В. Е. Буркина

самоактуализации личности в сфере профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность — это основа удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации личности. Сложившиеся условия на рынке труда ставят современных подростков в жесткие условия конкуренции. Дефицит рабочих мест, разрушенная система трудоустройства, несовершенство законодательства приводят к тому, что выпускники школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.