- экономия бюджетных средств всех уровней, средств населения на затратах, связанных с переобучением (переподготовкой);
- экономия средств областного бюджета образования за счет оптимизации сети учреждений НПО/СПО, снижения непроизводительных издержек;
- повышение инвестиционной привлекательности областной системы базового профессионального образования за счет взаимосогласованного распределения издержек между пользователями ресурсов образования;
- повышение эффективности использования финансовых средств за счет консолидации ресурсов различных ведомств по формированию и развитию кадрового потенциала региона;
- оперативное удовлетворение потребности строительной отрасли в рабочих кадрах и специалистах среднего звена соответствующего профиля;
- уменьшение сроков адаптации молодых рабочих и специалистов среднего звена на пред-
приятиях реального сектора экономики и повышение производительности их труда (снижение себестоимости выпускаемой продукции, оказания услуг);
- достижение динамического баланса спроса и предложения на территориальных рынках труда;
- оптимизация информационных потоков, соотношения полномочий, обязанностей и прав всех субъектов региональной образовательной политики в сфере НПО/СПО;
- обеспечение условий для обучения взрослого населения по мере изменения спроса на квалификацию;
- создание условий для закрепления молодежи в регионе.
Таким образом, роль ресурсного центра в подготовке специалистов и рабочих, отвечающих всем требованиям современного производства, достаточно высока и требуетглубоко продуманной, целенаправленной и планомерной работы.
РАЗВИТИЕ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ
И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА
НА БАЗЕ ГОУ СПО «ПРОКОПЬЕВСКИЙ ЭЛЕКТРОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Е. А. Шахова, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ СПО «Прокопьевский электромашиностроительный техникум»
В Программе социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 г. отмечено: «Большое значение для перспективного развития Кемеровской области имеет возможность создания на её территории машиностроительного кластера. Базой станут местные машиностроительные предприятия. Для формирования полноценного кластера предприятия должны будут за 3-5 лет пройти коренную технологическую модернизацию».
Как известно, в рыночных условиях выиграть в конкурентной борьбе можно только за счет освоения новых современных видов оборудова-
- 10
ния. А для этого необходимо опережающими темпами вести техническое перевооружение самих машиностроительных предприятий, обеспечивать их высокопрофессиональными специалистами и рабочими.
Потребность в таких кадрах возрастает в геометрической прогрессии, ведь какие бы средства не вкладывались в современное оборудование, только благодаря рабочим, имеющим необходимые профессиональные компетенции, можно решать сложные производственные задачи.
Базовым социальным партнерам ГОУ СПО ПЭМСТ является Прокопьевский завод ООО «Электропром», входящий в состав ХК «СДС-Маш». Руководство завода понимает, что без крепкой учебно-материальной базы техникум не сможет подготовить высококвалифицированных специалистов. В связи с этим в сентябре 2011 г. на базе нашего техникума был открыт ресурс-
ный центр, полностью оснащенный за счет средств социального партнера современным оборудованием и мебелью. Центр является многопрофильным структурным подразделением, обеспечивающим:
- развитие основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;
- методическую и информационную подготовку реализации программ профессионального образования.
Основной целью создания ресурсного центра являлось повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров и молодых специалистов за счет инновационного информационного обеспечения модернизации образовательной среды.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
- модернизация учебно-материальной базы;
- разработка и внедрение программ профессиональной подготовки рабочих в соответствии с ФГОС нового поколения;
- повышение квалификации педагогического персонала;
- внедрение программного обеспечения основных направлений профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров.
Выбор нашего учебного заведения не случаен, т. к. в техникуме квалифицированный кадровый состав (52 % с высшей квалификационной категорией, 45 % с первой и второй квалификационной категорией).
Теоретическая подготовка проводится в учебных аудиториях ресурсного центра техникума, а практическая подготовка - в производственных мастерских и основных цехах завода.
Выбор программ профессиональной подготовки осуществлен с учетом рекомендаций к освоению профессий в соответствии с ФГОС нового поколения.
Для сравнения приведем пример квалификационных требований к токарю и оператору токарного станка с ЧПУ (числовым программным управлением) (таблица 1).
Замена универсальных станков на автоматизированные требует профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров, которую может обеспечить ресурсный центр техникума за счет инновационного информационного обеспечения модернизации образовательной среды.
С точки зрения социально-экономического развития работа ресурсного центра способствует:
- созданию дополнительного источника финансирования образовательного учреждения;
- повышению качества дополнительного образования;
Таблица 1
Квалификационные требования к токарю и оператору токарного станка с ЧПУ
Токарь должен знать Оператор токарного станка с ЧПУ должен знать
- устройство и принцип - системы ЧПУ;
работы однотипных то- - основы материа-
карных станков; ловедения;
- наименование,назна- - наладку станков с
чение и условия приме- ЧПУ;
нения наиболее рас- - основы програм-
пространенных мирования;
универсальных приспо- - конструкцию
соблений; станков с ЧПУ;
- устройство контрольно- - устройство стан-
измерительных инстру- ков с ЧПУ
ментов; - особенности со-
- назначение и правила ставления техно-
применения режущего логического про-
инструмента; цесса для станков
- углы, правила заточки и с ЧПУ;
установки резцов и - процессы формо-
сверл; образования и
-систему допусков и по- режущие инстру-
садок; менты
- квалитеты и параметры
шероховатости;
- назначение и свойства
охлаждающих и смазы-
вающих жидкостей
- повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
- повышению удовлетворенности основных потребителей (студентов, родителей, работодателей) образовательных услуг.
В настоящее время рынок образовательных услуг предоставляет возможность основным потребителям освоить рабочие профессии для машиностроительной области на уровне начального профессионального образования. Профессиональные компетенции, сформированные в результате реализации этой возможности, позволяют получить рабочие кадры для работы на универсальном оборудовании: токарном, фрезерном и другом неавтоматизированном оборудовании. Уровня подготовки этих рабочих для работы на современном автоматизированном оборудовании с применением инновационных технологий недостаточно.
Центром по трудоустройству и рекрутингу ГОУ СПО ПЭМСТ был проведен опрос работодателей, в ходе которого определили, что современный рабочий должен:
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
- составлять маршрутные карты изготовления деталей и проектировать технологические операции;
- использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;
- выполнять работы по эксплуатации систем автоматического управления с учетом специфики технологического процесса;
- проводить анализ работы систем автоматического управления с учетом специфики технологических процессов;
- выбирать приборы и средства автоматизации с учетом специфики технологических процессов;
- составлять схемы специализированных узлов, блоков, устройств и систем автоматического управления;
- осуществлять контроль параметров качества систем автоматизации;
- снимать и анализировать показания приборов;
- проводить анализ характеристик надежности систем автоматизации;
- проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации;
- диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления;
- производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации;
- проектировать системы автоматизации с применением прикладного программного обеспечения;
- участвовать в разработке и моделировании несложных узлов и систем автоматизации.
Новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС-3) предоставляет возможность решить проблему подготовки рабочих кадров в соответствии с современными требованиями основных потребителей образовательных услуг - работодателей. В соответствии с ФГОС-3 студент обязан освоить одну из смежных рабочих профессий:
- наладчика автоматических линий и агрегатных станков;
- наладчика автоматов и полуавтоматов;
- наладчика станков и манипуляторов с программным управлением;
- оператора станков с программным управлением;
- токаря-полуавтоматчика;
- слесаря-электрика по ремонту электрооборудования машиностроительных предприятий;
- слесаря по контрольно-измерительным приборам;
- наладчика контрольно-измерительных приборов.
Основные профессиональные образовательные программы, разработанные с учетом требований социального партнера и согласованные с ним профессиональные модули, позволят подготовить специалистов, имеющих профессиональную подготовку и обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для обеспечения их конкурентоспособности на современном рынке труда. Выпускники техникума смогут реализовать приобретенные знания, умения и навыки не только как специалисты среднего звена, но и в качестве рабочего в машиностроительной отрасли Кузбасса на достаточно высоком профессиональном уровне.
В настоящее время только по заказам социальных партнеров в ГОУ СПО ПЭМСТ необходимо подготовить для работы на современном металлообрабатывающем оборудовании более 75 специалистов (таблица 2).
Таблица 2 Перспективная потребность в специалистах на предприятиях области
Наименование предприятий До 2013 г., чел.
ОАО «Прокопьевскэнерго» 20
ООО «Электропром» 24
ОАО «Прокопьевский РТТЗ» 4
ООО «Кузбассэлектромонтаж» 8
МУП УК ЖКК СП ТХ 19
В процессе работы ресурсного центра могут возникать различные непредвиденные ситуации, препятствующие его реализации, в том числе и риски. Рассмотрим некоторые из них и возможные способы их минимизации (таблица 3).
К факторам успеха работы ресурсного центра можно отнести следующее:
- финансовая дисциплина и четкий контроль расходов;
- ориентация на результат;
Таблица 3
Виды рисков и способы их минимизации
Виды риска Минимизация рисков
Финансово-экономический риск Наличие дополнительных источников финансирования; урезание статей расходов
Коммерческий риск (невыполнение договорных обязательств по поставкам оборудования) Договором предусмотрены санкции за невыполнение договорных обязательств
Маркетинговый риск (появление конкурентов на рынке образовательных услуг) Повышение количества образовательных услуг
- активное вовлечение всех участников в работу ресурсного центра от администрации до мастера производственного обучения и студентов;
- распространение опыта через семинары, конференции, публикации;
- возможность обучения профессиям, востребованным на рынке труда Кемеровской области.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО -СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н. Г. Ковалёва, заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий технологический техникум»
В условиях современного рынка труда государственно-частное партнёрство становится важнейшим условием профессиональной подготовки и адаптации специалистов к новым экономическим условиям. Оно помогает избежать крупных социальных потрясений, сгладить остроту современных общественных и экономических противоречий. Это обеспечивается совместными усилиями партнёров по сохранению кадрового потенциала предприятий области, созданием рабочих мест, профессиональным внутрифирменным обучением работников, предоставлением социальных гарантий высвобождаемым работникам, в том числе направлением их на обучение и переподготовку.
Одним из основных факторов стабилизации и развития сферы обслуживания является наи-
более полное использование человеческого ресурса. В этих условиях изменяются и повышаются требования к качественным характеристикам и профессиональному составу кадров. Возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки на основе государственно-частного партнёрства. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые торговые работники всех уровней, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом.
Только в тесном контакте работодателей с учреждениями профессионального образования становится возможным обеспечение рынка труда необходимыми кадрами, востребованными реальным сектором экономики.
Кроме того, для учреждений профессионального образования открываются дополнительные возможности: