УДК 377
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ И ПРОИЗВОДСТВОМ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
Сулаева Елена Петровна, директор ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум», аспирант Шуйский государственный педагогический университет,
г. Шуя, Россия innovacia-sgpu@mail. ru
В статье описываются теоретические предпосылки социального партнерства между образовательным учреждением и производством как условие формирования предпринимательской компетентности студентов техникума
Ключевые слова: социальное партнерство; среднее профессиональное образование; производство; предпринимательская компетентность.
SOCIAL PARTNERSHIP BETWEEN EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AND MANUFACTURE AS THE CONDITION OF FORMATION OF ENTERPRISE COMPETENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL SCHOOL
Elena Sulaeva, director of Donetsk state industrial-humanitarian technical school, post-graduate student
State pedagogical university of Shuya, Shuya, Russia innovacia-sgpu@mail. ru
In article describes theoretical preconditions of social partnership between educational establishment and manufacture. The author described defined social partnership, the model of social partnership.
Keywords: social partnership; average vocational training; manufacture; enterprise competence.
Предпринимательскую компетентность выпускника техникума мы определяем как составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов [3].
Одним из условий формирования предпринимательской компетентности студентов техникума выступает социальное партнерство между образовательным учреждением и производством, под которым мы понимаем взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере.
Таблица
Особенности социального партнерства
Теоретическими предпосылками социального партнерства являются: Основными принципами социального партнерства являются: К основным участникам социального партнерства можно отнести:
-социально-экономические основы развития общества, производства, рынка труда и рынка образовательных услуг; -ведущие тенденции развития профессиональной школы, гуманизация, дифференциация, интенсификация, кооперация, стандартизация, социализация и профессионализация; -полномочность представителей сторон; -равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных интересов прав специалиста и работодателей; -приоритетность Внутренняя среда профессионального образования: учебное заведение; обучающиеся (студенты). Внешняя среда профессионального образования: федеральные,
-требования к формированию личности
конкурентоспособного специалиста, уровню его профессионального образования и квалификации; -закономерности и принципы профессиональной подготовки, составление
фундаментального базиса непрерывного многоуровневого профессионального образования;
-научное обоснование и создание инновационных педагогических систем
образования на основе системного, интегративного, деятельного подходов; -стандартизация профессионального образования, взаимосвязь федеральной и региональной составляющей стандарт
Российской Федерации; -региональные особенности профессионального образования и их влияние на перспективы развития
системы непрерывного
многоуровневого профессионального образования;
-изменения характера и содержания профессиональной деятельности специалистов в условиях рыночной
экономики.
примирительных методов и процедур в переговорах;
-каждый
последующий
уровень не может
ухудшать условий
соглашений более
высокого уровня и
может отличаться от
предыдущего
большей выгодой для
трудящихся;
-добровольность
принятия
обязательств;
-обязательность
исполнения
договоренностей;
-регулярность
проведения
консультаций в ходе
сотрудничества и
ответственность за
принятые
обязательства.
региональные и
местные органы
управления образования; федеральные, региональные и
местные органы труда и занятости;
работодатели; профсоюзы; общественные организации системы образования.
Основная цель социального партнерства состоит в совместной разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных
работников и работодателей.
Обобщая вышесказанное, мы определяем социальное партнерство образовательного учреждения и производства следующим образом - это совместная деятельность образовательного учреждения и производства, направленная на разработку, принятие и реализацию педагогических и социально-экономических решений, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем предпринимательской компетентности [1].
Это взаимодействие по отношению к профессиональному
образовательному учреждению может протекать в следующих методических формах:
- как внутрисистемное (обучающиеся - учебное заведение);
- осуществляться партнерами из внешней среды для профессионального образовательного учреждения сферы (профсоюз - работодатель);
- носить «сквозной» характер (обучающееся - образовательное учреждение - производство (работодатель).
Все это предполагает необходимость достаточно детальной проработки методологии формирования и поддержания если не всех возможных линий социального партнерства, то хотя бы наиболее значительных из них, проведения соответствующего постоянного анализа состояния и действенности этих линий связей.
Социальное партнерство позволяет повысить уровень сформированности предпринимательской компетентности подготовки будущих специалистов. Взаимодействие с работодателями обеспечивает полноту образовательного заказа и своевременность его выполнения,
В ходе проведенного анализа в исследовании установлено, что к основным педагогическим условиям социального партнерства относятся следующие условия. Соотнесение внешних предпосылок (требований государственного стандарта и внешнего окружения) с представлениями о реальных и потенциальных возможностях образовательного учреждения дает основания для осуществления необходимой корректировки образовательного процесса.
К основным педагогическим условиям в повышении уровня сформированности предпринимательской компетентности будущих специалистов на основе социального партнерства можно отнести:
- выбор образовательной стратегии с учетом тенденций развития рынка труда и специалистов;
- овладение дополнительными средствами управления
профессиональным образовательным учреждением, установление
конструктивных связей с внешней средой;
- освоение новых способов мотивации и стимулирования учебнопознавательной деятельности будущих специалистов, формирование у них установки обучения в течение всей жизни;
- организация образовательного процесса, гарантирующего подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем предпринимательской компетентности [1].
Целенаправленное взаимодействие с партнерами обусловливает расширение способов профессиональной деятельности преподавателей образовательных учреждений. Это находит отражение в работе учебнометодических комиссий, расширении социальных контактов, отборе содержания образования, организации технологических практик, совершенствовании форм учебных и внеурочных занятий со студентами. От преподавателей требуется умение педагогизировать идею, высказанную заказчиками образовательных услуг, вложить ее в контекст преподаваемого предмета и далее реализовать для получения необходимых результатов подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем предпринимательской компетентности [2].
Общая задача социального партнерства показать социальную значимость и престиж избранной профессии. ФГОУ СПО «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум» осуществляет сотрудничество с администрациями организаций и предприятий города: ООО «ИНТЕРДОН», ОАО «Донецкий экскаватор», Донецкое «ШСУ № 4»,ООО «Донецкий машиностроительный завод» и другими организациями города и области.
Проводятся встречи с главными и ведущими специалистами предприятий, студенты ходят на экскурсии, проходят практику на предприятиях, выполняют бизнес-проекты. Специалисты приглашаются на конкурсы профессионального мастерства в качестве консультантов, членов жюри, на конференции по итогам практик, где студенты делятся идеями по организации практики, представляют свои бизнес-проекты. По мере необходимости студенты привлекаются к выполнению заказов ОАО «Донецкий экскаватор», образуя малое инновационное предприятие [2].
Специалисты различного уровня выступают в качестве преподавателей, проводят мастер-классы по соответствующим профилю организации-партнера дисциплинам, выступают консультантами по бизнес-проектам, позволяющим формировать высокий уровень предпринимательской компетентности у студентов техникума.
Литература
1. Сулаева, Е.П. Роль социального партнерства в воспитании студентов Донецкого государственного техникума. - Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве». - Ростов-на-Дону, 2009. - С. 56-58
2. Сулаева, Е.П., Червова, А.А. Инновационное развитие техникума [Текст] / Е.П. Сулаева // Наука и школа. - М.: МПГУ, 2010. - № 6. - С. 49-51. (Авт. вкл. 70 %)
3. Сулаева, Е.П. К вопросу о предпринимательской компетентности студентов техникума [Текст] / Е.П. Сулаева // Школа будущего. - М.: МПГУ, 2011. - № 6.
Рецензент:
Червова А.А., д.п.н., профессор, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ФГБОУ ВПО «ШГПУ»