DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-14 УДК 371.134
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Михайлов А.А., Рябова О.Н.
Предмет, тема, цель работы:
Предметом исследования является социокультурная среда. В статье рассматривается вопрос об организации проектирования социокультурной среды. Целью исследования является выявление роли проектирования социокультурной среды и ее роль в профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в университете.
Методы:
Для реализации поставленной цели используется комплекс методов: исторический, аналитический, сопоставительный.
Результаты:
Выделены аспекты (сферы) социокультурной среды: социальные, культурные, образовательные и воспитательные. Определены этапы проектирования социокультурной среды.
Область применения:
Результаты исследования могут служить для оптимизации проектирования социокультурной среды в процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в вузе.
Ключевые слова: проектирование, социокультурная среда, профессиональная подготовка, учитель безопасности жизнедеятельности.
THE DESIGNING OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT TRAINING OF TEACHERS OF LIFE AT THE UNIVERSITY
Mihajlov A.A., Ryabova O.N.
Purpose
The subject of the study is socio-cultural environment. In the article considers the organization of the design of the sociocultural environment. The subject of the article is identify the designing of the socio-cultural environment training of the teachers of life at the university.
Methods
To achieve this goal using a range of methods: historical, analytical, comparative.
Results
Separate aspects (scope) of the sociocultural environment: social, cultural, educational and training. The stages of the design of the socio-cultural environment.
Application
The results can be used to optimize the design of socio-cultural environment in the process of education
Keywords: the design, the socio-cultural environment, the training, the safety teacher.
В последнее время все большее распространение в различных сферах жизнедеятельности человека получает проектирование. В общечеловеческой культуре выделяется особый слой - проектная культура (культура Большого дизайна), в которой представлена искусственная среда и способы ее целесообразного преобразования человеком. В концепции проектной культуры проектирование осознается как способ существования современного общества (Дж. Джонс, И.А. Зимняя, В.Ф. Сидоренко, и др.)
Проектирование выступает как некий социокультурный феномен, представляющий собой:
• деятельность, направленную на преобразование естественных природных явлений в искусственные процессы и предметы, удовлетворяющие потребностям человека;
• процесс создания представления о пока несуществующем объекте;
• выбор определенного способа действия и подготовительные действия;
• компонент жизнедеятельности человека, который позволяет ему рационально и безопасно строить свою жизнь и успешно выполнять разные виды необходимой ему деятельности;
• отношение человека к окружающей действительности, в котором отражается его стремление к комфортному существованию (Г.Е. Муравьева, 2002) [4].
Первоначально термин «проектирование» употреблялся только в специальной технической литературе и касался процесса решения проектно-конструкторских задач.
Г.Е. Муравьева определяет проектирование как деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений.
В настоящее время все большую значимость проектирование приобретает в системе образования, так как оно позволяет дать начало изменениям в той образовательной среде, в которой происходит приращение новых компетенций у субъектов образовательного процесса.
Особую актуальность приобретают вопросы проектирования социокультурной среды в вузе, в которой происходит организация профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности, личностный рост педагогов, развитие учебно-материальной базы.
Образовательная среда - относительно новое понятие, вошедшее в
педагогику в последние годы. Оно характеризует целостно описание общих и специфических особенностей конкретного образовательного учреждения.
Отметим, что в современной педагогике сложился так называемый средовый подход в образовании, который рассматривает процесс развития личности в зависимости от условий окружающей среды и взаимодействия человека с ней. Данный подход тесно связан с идеей включения образовательного учреждения в окружающую среду и наоборот.
Всякая среда отражает определённую культуру. Она активно влияет на личность, ее развитие своим эстетическим, идейным, духовно-нравственным содержанием, отношениями людей, живущих и действующих в ней. Практически всякая среда, в которой находится определенное время человек и ощущает на себе ее влияние, выступает как культурно-образовательная (образовательно-воспитательная, социокультурная).
В исследовании Д.А. Пряхина культурно-образовательная среда представляет собой исторически сложившуюся, функционирующую в диалектическом единстве образовательно обучающие (семья, учебные заведения) и культурно-воспитывающие (учреждения культуры, культура жизни: традиции, устои, мировоззренческие установки) сферы жизни [5].
Когда речь идет об образовательном учреждении, то в этом случае под образовательной (культурно-образовательной, социокультурной) средой следует понимать - специально организованную среду обучения человека, группы, имеющие свои особенности, характерные условия. Данные особенности существенно влияют на процесс подготовки будущего специалиста, формирование его личности.
Понятие социокультурная среда может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком - особенности образовательного учреждения в целом, его профессорско- преподавательского состава, богатство традиций и культура отношений в нем, возможности в предоставлении качественных образовательных услуг, материальная база и информационные возможности
для самостоятельной работы обучаемых. В узком - особенности непосредственной среды обучения (аудиторий, центров (агентств), прохождения практики студентов), профессиональной подготовки и педагогической культуры профессорско-преподавательского состава, его менталитета, сложившихся традиций обучения на факультете (в аудиториях, центрах практики), взаимоотношений - преподаватель - студент.
В общенаучном смысле социокультурную среду следует понимать как некую составляющую бытия, доступную для восприятия, в которой субъекты в процессе жизнедеятельности имеют возможность удовлетворять свои потребности в образовании, расширять способы познания мира, развивать личностные качества. Передача культурного наследия молодому поколению происходит через учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. В процессе образования происходит становление индивидуальной культуры, взаимодействующей с социокультурной средой образования. Познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи образования определяются обществом, а способы их достижения вузом через факультеты, кафедры, профессорско-преподавательский состав.
Социокультурная среда современного вуза представляет собой безопасное пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого обусловлена особенностями учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности. Социокультурная среда является интегративным фактором личностного становления студентов, она должна быть способна обеспечить комплекс возможностей для вариативного выбора студентом собственной траектории личностного развития и позволить ему активно действовать, реализовываться и совершенствоваться в различных способах культурно-творческой и профессиональной деятельности.
Проектируя социокультурную среду профессиональной подготовки
будущих учителей безопасности жизнедеятельности в университете, необходимо учитывать следующее: наличие локализованных участков (сфер) среды - социальных, культурных, воспитательных и образовательных.
К таким сферам можно отнести:
а) социальные: социальный статус вуза, а в нем - факультета, кафедры; система управления в вузе, на факультете, кафедре; своеобразие студенческого коллектива на различных этапах обучения; организация студенческого самоуправления; учебная и методическая база обучения и практики;
б) культурные: уровень культуры администрации вуза, профессорско-преподавательского и административного состава факультета, кафедры; культура среды обучения (территории, зданий, аудиторий); культура отношений преподаватель - студент; сотрудник - студент; доступность истории факультета, кафедры;
в) воспитательные и образовательные: организация учебно-воспитательного процесса, непосредственного обучения в аудитории, практики; престижность (авторитетность) центров практики студентов; доступность учебной и методической базы специальности и пр.
Моделируя структуру и содержательное наполнение сфер среды, можно прогнозировать и планировать процесс и результат развития личности в образовательной среде, четко представлять конечный результат в виде сформированных у выпускника компетенций [6]. При этом нельзя не учитывать фактор создания безопасных и здоровьесберегающих условий обучения студентов в вузе, создание безопасной социокультурной среды профессиональной подготовки, содействующей не только формированию профессионально значимых компетенций, но и развитию культуры безопасности жизнедеятельности. Эта работа должна опираться на имеющийся отечественный и зарубежный опыт [2].
Кроме этого, необходимо учитывать следующие аспекты:
• престиж вуза, специальности; имидж факультета, кафедры, отдельных
преподавателей, способствующие привлекательности, росту авториетта специальности «Безопасность жизнедеятельности», предметов учебного плана; традиции вуза, факультета, кафедры;
• культура администрации, обслуживающего персонала, но особенно профессорско- преподавательского состава, как учителей - носителей общей и профессиональной культуры, искусство их преподавательской деятельности (индивидуального стиля педагогической деятельности), обеспечивающее наиболее рациональное управление образовательной средой аудитории, обучение и воспитание будущих специалистов, притягивающие и мотивирующие обучение молодежи;
• настрой учебной группы на овладение специальностью, их отношение к учебе и мотивации; авторитетность и действенность студенческого самоуправления, охватывающее различные сферы жизнедеятельности студентов в вузе (обучение, научной, общественной и социальной деятельности, досуга, спорта и пр.), его привлекательность для студентов и др.
Следовательно, изучая и проектируя данные аспекты среды, можно определять возможности эффективного управления образовательной средой, непосредственно окружающей обучаемых, в соответствие с целями обучения. При этом социокультурная среда становится средством личностного становления студента не только «в руках педагога», но и «в руках» обучающегося студента. В развивающейся социокультурной среде образование выступает как существенный показатель культурного, интеллектуального и духовного становления будущего специалиста - учителя безопасности жизнедеятельности.
При подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать влияние образовательной среды, тех основных социокультурных факторов, которые ее определяют и придают своеобразие в предоставлении образовательных услуг, формировании личности будущего специалиста. С одной стороны, это даёт возможность лучше понять, что
представляет собой образовательное учреждение и факультет, где обучается конкретный студент, с другой - видеть какие и каким образом создаются условия и обеспечивается его обучение, творческое развитие, подготовка будущего специалиста в области безопасности жизнедеятельности.
«Безопасность жизнедеятельности» - основная образовательная программа высшего профессионального образования, освоение которой в конечном итоге дает обществу специалиста - учителя безопасности жизнедеятельности, который владеет как теоретическими знаниями в области безопасности, так и характеризуется готовностью к профессиональной деятельности по формированию культуры безопасности у подрастающего поколения.
Формирование профессиональной готовности будущих учителей безопасности обеспечивается функционированием в учебновоспитательном процессе вуза целостной системы подготовки, включающей в качестве основных компонентов следующие блоки: блок общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин; блок психолого-педагогических и методических дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок дисциплин дополнительной специальности; педагогические и технологические практики; систему учебного проектирования. Этим умозаключением мы хотим подчеркнуть глубину интегративности подготовки учителя безопасности жизнедеятельности, а, следовательно, многоаспектность микросред, в которых происходит профессиональное становление будущего специалиста.
Проектирование социокультурной среды профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в Шуйском филиале Ивановского государственного университета опирается на реальные возможности вуза, определение трудностей и аспектов, содействующих развитию среды, наличие учебно-материальной базы, учебных средств и с учетом потребностей студентов в их личностном росте. Особую актуальность данная работа
приобретает в период перехода на уровневое образование, при разработке основной образовательной программы бакалавриата направления «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности». Проектируя социокультурную среду профессиональной подготовки и педагогическое сопровождение ее развития, мы опираемся на имеющийся потенциал вуза в части созданного на его базе социогуманитарного научно-образовательного центра [7]. При вузе в 2010г. создано малое инновационное предприятие ООО «Технологический центр», зарегистрированное в базах данных центра исследований статистики науки Министерства образования и науки РФ [3].
При проектировании социокультурной среды профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности можно выделить следующие этапы:
1. Проведение диагностики возможностей среды вуза, ее анализ.
2. Постановка задач по разработке программного комплекса.
3. Выделение круга возможных для данных условий среды образовательных технологий.
4. Разработка мотивационных и личностно развивающих ситуаций, «встраивание» их в структуру деятельности обучающихся.
5. Определение структуры управляющей деятельности педагогов в образовательном процессе.
6. Подбор учебно-материальной базы, информационного сопровождения.
7. Продумывание способов использования внешних условий образовательного процесса: социального, производственного и природно-климатического окружения вуза.
8. Прогнозирование развития среды с учетом внутренних и внешних факторов.
9. Фиксация проекта в виде документа в письменной или графической форме.
10. Реализация проекта в образовательном процессе вуза.
Реализация данных этапов должна наиболее полно содействовать качественной организации образовательного процесса профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в Шуйском филиале ИВГУ в развивающейся безопасной социокультурной среде, создать благоприятные условия для педагогического сопровождения ее развития, что необходимо для того, чтобы каждый обучающийся получил максимальную возможность самореализации в вузе и в своей дальнейшей работе.
Список литературы
1. Бардуковская Е. А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента: дисс. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2004. 156 c.
2. Михайлов А. А. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. №4. С. 301-305.
3. Михайлов А. А. Университет в движении // Высшее образование в России. 2012. №1. С. 66-72.
4. Муравьева Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе. Москва, 2002.
5. Пряхин Д. А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи) : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Елец, 2000. 19 c.
6. Ходусов А. Н. Оптимизация виртуального образовательного пространства в системе профессиональной подготовки специалистов на основе компетентностного подхода // Ярославский педагогический вестник. 2009. №4. С. 88-91.
7. Шмелева Е. А. Акмеологическое сопровождение исследований в области здоровьесбережения в социогуманитарном научно-образовательном центре // Культура физическая и здоровье. 2010. №2. С. 43-46.
References
1. Bardukovsky E. A. Sociokul'turnaja sreda vuza kakpedagogicheskij faktor lichnostnogo stanovlenija studenta [The socio-cultural environment of the university as pedagogical factor of personal formation of the student: the dissertation of the candidate of the pedagogical sciences]. Blagoveshchensk, 2004. 156 p.
2. Mikhaylov A. A. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika, no. 4 (2009): 301-305.
3. Mikhaylov A. A. Vysshee obrazovanie v Rossii, no. 1 (2012): 66-72.
4. Muravyeva G. E. Teoreticheskie osnovy proektirovanija obrazovatel'nyh processov v shkole [The theoretical bases of design of the educational processes at the school]. Moscow, 2002.
5. Pryakhin D. A. Unikal'nost' istoriko-kul'turnoj territorii kak faktor obrazovatel'nogo processa v regione (na primere El'ca i ego istoricheskoj okrugi) [The uniqueness of the historical and cultural territory as a factor of educational process in the region (for example of Yelets and his historical district): the synopsis of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences]. Yelets, 2000. 19 p.
6. Hodusov A. N. Jaroslavskijpedagogicheskij vestnik, no. 4 (2009): 88-91.
7. Shmelev E. A. Kultura fizicheskaja i zdorove, no. 2 (2010): 43-46.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Михайлов Алексей Александрович, директор Шуйского филиала, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент, докторант
Шуйский филиала Ивановского государственного университета
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия innovacia-sgpu@mail. ru
Рябова Ольга Николаевна, доцент кафедры технологи и предпринимательства, кандидат педагогических наук, доцент Шуйский филиала Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия innovacia-sgpu@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Mikhaylov Alexey Aleksandrovich, director of branch of Shuya of Ivanovo state university, head of the department of ecology and health and safety, candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate
Branch of Shuya of Ivanovo state university
24, Kooperativnaya St., Shuya, Ivanovo region, 155908, Russia
innovacia-sgpu@mail. ru
Ryabov Olga Nikolaevna, associate professor technologists and businesses, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Branch of Shuya of Ivanovo state university
24, Kooperativnaya St., Shuya, Ivanovo region, 155908, Russia
innovacia-sgpu@mail. ru
Рецензент:
Червова Альбина Александровна, зав. лабораторией послевузовского образования, доктор педагогических наук, профессор, Шуйский филиал Ивановского государственного университета