Научная статья на тему 'АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ'

АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
амплификация / кататимное переживание образов (КПО) / моделирование сказок и историй / арт-терапия / отреагирование негативных эмоций / образ-символ. / amplification / cathartic experience of images (CEI) / modeling of fairy tales and stories / art therapy / reaction of negative emotions / imagesymbol.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повстян Людмила Александровна, Захлебаева Виктория Викторовна, Юдина Татьяна Михайловна

Настоящая статья посвящена реализации принципа амплификации методов арт-терапии другими методами творческого самовыражения ребенка. В статье представлен опыт обогащения содержания комплекса различных видов арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, театрализованные занятия) методами кататимного переживания образов (КПО), диадическим моделированием сказок и историй, сочинением синквейна для интенсификации коррекции и психического развития детей, лишенных родительской опеки. Целью настоящей попытки применения методов арт-терапии в комплексе с другими творческими методами самовыражения (КПО, сочинение историй в диаде ребенок – взрослый, синквейн) является поиск наиболее валидных способов их применения в практике психологического развития детей, лишенных родительской опеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMPLIFICATION OF A CHILD'S MENTAL DEVELOPMENT BY ART THERAPY METHODS

This article is devoted to the implementation of the principle of amplification of art therapy methods by other methods of creative self-expression of the child. The article presents the experience of enriching the content of a complex of various types of art therapy (isotherapy, fairy tale therapy, theatrical classes) with methods of cathartic experience of images (CEI), dyadic modeling of fairy tales and stories, the composition of cinquain for the intensification of correction and mental development of children deprived of parental care. The purpose of this attempt to apply art therapy methods in combination with other creative methods of self-expression (CEI, writing stories in a child–adult dyad, cinquain) is to find the most valid ways to apply them in the practice of psychological development of children deprived of parental care.

Текст научной работы на тему «АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

УДК 159.92 Научная статья

АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Повстян Л. А., Захлебаева В. В.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Юдина Т. М.

АНО «Центр развития социального туризма и паломничества»

(г. Барнаул, Россия)

Аннотация. Настоящая статья посвящена реализации принципа амплификации методов арт-терапии другими методами творческого самовыражения ребенка. В статье представлен опыт обогащения содержания комплекса различных видов арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, театрализованные занятия) методами кататимного переживания образов (КПО), диадическим моделированием сказок и историй, сочинением синквейна для интенсификации коррекции и психического развития детей, лишенных родительской опеки. Целью настоящей попытки применения методов арт-терапии в комплексе с другими творческими методами самовыражения (КПО, сочинение историй в диаде ребенок - взрослый, синквейн) является поиск наиболее валидных способов их применения в практике психологического развития детей, лишенных родительской опеки.

Ключевые слова: амплификация, кататимное переживание образов (КПО), моделирование сказок и историй, арт-терапия, отреагирование негативных эмоций, образ- символ.

Для цитирования: Повстян Л. А., Захлебаева В. В., Юдина Т. М. Амплификация психического развития ребенка методами арт-терапии // Наука и реальность. 2024. № 3 (19). С. 19-30.

AMPLIFICATION OF A CHILD'S MENTAL DEVELOPMENT BY ART THERAPY

METHODS

Povstyan L. A., Zakhlebaeva V. V. Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, (Kokshetau, Kazakhstan) Yudina T. M.

Center for the Development of social Tourism and pilgrimage

(Barnaul, Russia)

Abstract. This article is devoted to the implementation of the principle of amplification of art therapy methods by other methods of creative self-expression of the child. The article presents the experience of enriching the content of a complex of various types of art therapy (isotherapy, fairy tale therapy, theatrical classes) with methods of cathartic experience of images (CEI), dyadic modeling of fairy tales and stories, the composition of cinquain for the intensification of correction and mental development of children deprived of parental care. The purpose of this attempt to apply art therapy methods in combination with other creative methods of self-expression (CEI, writing stories in a child-adult dyad, cinquain) is to find the most valid ways to apply them in the practice of psychological development of children deprived of parental care..

Keywords: amplification, cathartic experience of images (CEI), modeling of fairy tales and stories, art therapy, reaction of negative emotions, image- symbol.

For citation: Povstyan L. A., Zakhlebaeva V. V., Yudina T. M. Amplification of a child's mental development by art therapy methods // Science & Reality. 2024. no. 3 (19). pp. 19-30. (in Russian).

Амплификация психического развития ребенка (А.В. Запорожец, 1978) направлена на обогащение содержания и «инструментария» ведущей деятельности детства, в данном случае игровой деятельности [6, с. 243-267]. Обогащение содержания игровой деятельности в рамках арт-терапии возможно благодаря поэтапному включению в игровую деятельность различных видов активной арт-терапии в определенной последовательности: изотерапия методом монотипии, кляксографии, сказкотерапия в процессе диадического моделирования (в диаде ребенок - взрослый) сказочных и бытовых историй на основе тех образов или символов, которые ребенок создал в процессе изотерапии [2, с. 128], кататимное переживание образов (КПО), созданных ребенком в процессе моделирования своих историй (отреагирование негативных эмоций, возникших в связи с травмирующими жизненными ситуациями) и сочинение синквейна как итог арт-терапевтического сопровождения психического развития ребенка.

В процессе амплификации содержания игровой деятельности ребенка указанными методами активной арт-терапии обогащается и его психический «инструментарий», благодаря которому моделирование может быть реализовано как в визуальном, так и в ролевом и вербальном планах, т. е. в процессе диадического моделирования сказок или историй создаются кататимные образы. В переводе с греческого «ката» означает «соответствующий», «зависящий», а «тимос» - «душа», в данном контексте «эмоциональность». Впервые экспериментально метод кататимного переживания образов (КПО) в психотерапевтических целях был использован в 1932 г. С.Н. Happich, более детально метод разработал и ввел в практику Ханскарл Лёйрнер (Германия) в 1954 г. В 1964 г. этот автор расширил понятие КПО, включив в него понятие символдрамы. Метод КПО близок направлениям в психологии, которые основаны «на бессознательной динамике:

символика сновидений, защита образа «3», содержащихся в элементах символдрамы, арт-терапии, сказкотерапии, в игровой терапии ребенка» [10].

Система КПО основывается на двух главных положениях:

- человек не только в ночных сновидениях, но и при дневном фантазировании способен развивать фантастические представления в своем воображении;

- при помощи своих имагинитивных способностей образного сознания человек может создавать новый образ «3» в процессе познания самого себя.

етод основан на том, что у пациента в состоянии релаксации психолог вызывает представление образов - имагинацию. За первыми образами обычно самостоятельно возникают образы разнообразных ландшафтов, встреч с другими людьми, животными. Психолог может оказывать влияние на развитие сюжета переживаемой символдрамы, может структурировать представления в соответствии с поставленными задачами. Эмпатийное, сочувствующее, сопереживающее психологическое вмешательство в переживание ребенка является основным психотерапевтическим фактором. КОП является диалогическим методом, в большей мере ориентированном на эмоционально- образные переживания, чем на рациональное мышление. Символдрама как основное содержание КПО отражает взаимодействие созданных образов и «затрагивает естественные уже заложенные в психической жизни особенности человека» [10, с. 26]. Какие-то реальные переживания в

и /*—' /— и и и

реальной жизни ребенка могут сместиться на образный уровень, имеющий символический характер, так называемое по С. Наррш^ «образное сознание» [цит. по 10]. Метод КПО позволяет отслеживать взаимодействие этих символов (символдрама), интепретировать символический образ, отражающий глубинные переживания реальных событий и обстоятельств [10, с. 26] и восприятие самого себя, что сопровождается переживанием разнообразных эмоциональных состояний, которые под руководством психолога могут быть отреагированы в различных театрализованных играх, этюдах по сюжету сказки или истории [13, с. 71-80].

Театрализация сюжета истории приближается по структуре к театру спонтанности Джакобо Морено, представляющий процесс экстернализации «личностного поля после завершения процесса субъективации» [11, с. 18]. Д. Морено считает, что проблема личностного развития, которая решается в процессе психодрамы, заключается в том, «сможет ли личность после того, как мы научимся осуществлять подобную экспансию личностного, овладевать миром и контролировать ситуации в той части мира, в которую она вторглась, или же, как и прежде, личность останется игрушкой в руках неподвластного ей случая» [там же].

Благодаря обогащению содержания психологической помощи ребенку в его личностном развитии указанным комплексом психологических приемов происходит обогащение и психического «инструментария» ребенка. В процессе создания образов -символов при изотерапии и при диадическом моделировании различных историй, при

театрализованном проигрывании различных этюдов по сюжету этих историй развивается внутренний план действий, навыки эмоционального самоконтроля, саморегуляции и навыки теоретического мышления. Теоретическое мышление, согласно взглядам В.В. Давыдова [4, с. 180-205], не ограничено дискурсивными или абстрактными формами мышления, «ключевым моментом такого мышления является направленность на раскрытие сущности наблюдаемых явлений» [цит. по 2, с. 128], т. е. на понимание наблюдаемых явлений. Понимание сущности наблюдаемых явлений окружающей действительности представлено ребенку «в непосредственно- чувственной форме: многообразием красок, звуков, запахов, прикосновений или боли. Эти впечатления структурированы в пространстве и времени, носят предметный характер и обнаруживаются там, где локализуется их источник, - в среде, внутри или на поверхности тела. Как элементы внутреннего мира, они включены в организацию психической жизни человека, и поэтому все, что касается его природы и отношений к действительности, предполагает чувственную основу, или перцептивную составляющую» [1, с.81-95].

Онтогенетический подход позволяет рассматривать перцептивный процесс в его целостности и развитии, в центре внимания оказывается взаимопроникновение субъекта (человека) в объект восприятия (среда), что является способом «порождения и существования чувственного образа, обусловленного системой внешних и внутренних детерминант» [1, с. 82]. Особое значение перцептивного процесса заключается в том, что он не только осуществляет гносеологическую функцию сенсорной системы, но и «интерпретирует эту информацию, включает ее в смысловые контексты семантического поля воспринимающего» [1, с. 82]. Антонио Менегетти считает, что в рамках онтогенетического подхода образы как реальные, так и воображаемые являются для человека носителями скрытого смысла. Семантика образа связана с биологической полезностью для данного организма, в любой среде человек оказывается под влиянием его семантического поля.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что теоретическое мышление в детском возрасте имеет чувственную основу и позволяет понимать явления окружающей действительности с позиций биологической полезности. В настоящей статье представлен единичный опыт обогащения психического развития методами арт-терапии детей -воспитанников детского дома, лишенных родительского попечения. На первом: этапе изотерапии (монотипия, кляксография) ребенку предлагалась игра «Волшебные пятна», из которых можно сочинить собственную историю и даже сказку. Ребенку предлагался лист А-4, который складывался вдвое, на одной половине листа ребенок по своему выбору кисточкой наносил различные цветовые пятна гуашью, затем полученное изображение накладывалось на другую чистую половину листа и плотно прижималось, через 1-2 минуты лист разворачивался и ребенок, рассматривая получившуюся «волшебную» картину, находил, узнавал очертания различных фигур, пейзажи, обводил эти фигуры фломастером. Необходимо заметить, что вмешательство психолога в эту работу по созданию «Волшебной

^prami» дoлжнo быть миним4льным, дoпycтимa тольш тexничecкaя пoмoщь. ^лью этoгo з4нятия являeтcя coздaниe кaтaтимнoгo oбpaзa, нo, в oтличиe oт KПO, oбpaз-cимвoл вoзникaл в coзнaнии peбeнкa блaгoдapя визyaльнoИ cтимyляции (цвeтныe пятта) эИдeтичecкиx cпocoбнocтeИ. Пcиxoлoг ж вмeшивaeтcя в пpoцecc coздaния oбpaзoв-cимвoлoв, oн мoжeт тoлькo зaдaвaть уточняюще, дoпoлнитeльныe вoпpocы. Oбнapyжeнныe фигypы peбeнoк мoжeт дopиcoвывaть, yкpaшaть или, нaoбopoт пpидaвaть им ycтpaшaющиИ, oттaлкивaющиИ xapa^rep, пpoиcxoдит пepeживaниe oбpaзa. Ha втopoм эт4п9 в диaдичecкoИ пape (peбeнoк - пcиxoлoг) coздaeтcя иcтopия или cкaзкa, в ^TOpfcn живут oбнapyжeнныe peбeнкoм oбpaзы-cимвoлы, т. e. уж9 та вepбaльнoм ypoвнe пpoиcxoдит oтpeaгиpoвaниe вoзникшиx эмoциИ в пpoцecce ^чижни^ иcтopиИ. Ocнoвнaя инициaтивa пpинaдлeжит peбeнкy, пcиxoлoг зaдaeт yтoчняющиe, дoпoлнитeльныe вoпpocы. Иcпoльзyя пpoeктивныИ xapaктep бeceды, пcиxoлoг нaблюдaeт пpoцecc эмoциoнaльнoгo oтpeaгиpoвaния, пoлyчaeт бoлee пoлнyю инфopмaцию o тpaвмaтoгeннoй cитyaции peбeнкa, o6 ypoвнe ero a^^rocra. Пo cюжeтy иcтopии ^и жeлaнии peбeнкa мoжнo paзыгpaть нecкoлькo этюдoв. В пpoцecce диaдичecкoгo мoдeлиpoвaния иcтopиИ paзвивaeтcя тaкoИ пcиxичecкиИ «инcтpyмeнтapий peбeнкa, гак тeopeтичecкoe мышл9ни9, т. к. oн ж тoлькo пoнимaeт cмыcл пpoиcxoдящиx coбытиИ в ^читаншИ иcтopии, нo и мoдeлиpyeт ee зaвepшeниe, выpaжaeт cвoe oтнoшeниe к пepcoнaжaм. Haибoлee яpкo paзвитиe тeopeтичecкoгo мышл9ния пpoявляeт ceбя та зaключитeльныx зaнятияx, пocвящeнныx coчинeнию дидaктичecкoгo cинквeйнa. СИНКВ9ИН - пятиcтpoчныИ нepифмoвaнныИ пoэтичecкий тeкcт, фopмa вoзниклa в США в нaчaлe XX в9к4 год влияни£м япoнcкoИ пoэзии. В пepвoй cтpoчкe - ключeвoe cлoвo, oпpeдeляющee т9МУ, oднo cyщecтвитeльнoe, втopaя cтpoчкa - ДВ4 пpилaгaтeльныx xapaктepизyют пpeдмeт oбcyждeния, тpeтья cтpoчкa - двa-тpи глaгoлa oтpaжaют eгo дeИcтвия, чeтвepтaя cтpoчкa -кopoткaя фpaзa или пpeдлoжeниe, в кoтopoм aвтop выcкaзывaeт cвoe oтнoшeниe к пpeдмeтy oбcyждeния, пят4я cтpoчкa - cинoним к ocнoвнoй т9м9, oтмeчeннoИ в пepвoй cтpoчкe. Вecь кoмплeкc apт-тepaпeвтичecкиx з4нятиИ в зaвиcимocти oт индивидyaльныx ocoбeннocтeй д9т9И oт чeтыpex дo шecти з4нятиИ. He вce д9ти cмoгли cпpaвитьcя c зaдaниeм тpeтьeгo эт4п4 (coчинeниe cинквeИнa) и oгpaничилиcь изoтepaпиeй c пocлeдyющим мoдeлиpoвaниeм или cкaзки. Эффeктивнocть пpoвoдимыx з4НЯТИИ пoдтвepждaeтcя пoлoжитeльнoй динaмикoИ paзвития пcиxичecкoгo «инcтpyмeнтapия» дeтeй, a имeннo: ycлoжнялиcь пo cмыcлoвoмy coдepжaнию oбpaзы-cимвoлы, вoзpacтaлo иx кoличecтвo, нaблюдaлocь эмoциoнaльнoe oтpeaгиpoвaниe нeгaтивныx эмoций, cвязaнныx c тpaвмaтoгeнными пepeживaниями. Paзвитиe мышл9ния пpoявлялocь в ум9нии paзвивaть cюжeт иcтopии или cкaзки и oбoбщить eгo coдepжaниe в фopмe дидaктичecкoгo cинквeйнa, нo д4ж9 ecли peбeнoк ж cпpaвилcя c зaдaниeм тpeтьeгo эт4П4, oн cмoг oбoбщить coдepжaниe cюжeтa, Д4В иcтopии нaзвaниe. В omira^ гpyппy пo aмплификaции пcиxичecкoгo paзвития мeтoдaми apт-тepaпии вoшли шecть чeлoвeк в вoзpacтe 8-9 л9т.

Дeвoчкa Вepa (имя измeнeнo), 8 л9т, coциaльнaя cиpoтa, poдитeли лиш9ны poдитeльcкиx пpaв. Пoceтилa 4 з4НЯТИЯ изoтepaпии, coздaлa 3 «вoлшeбныe» ^prami.

Рис. 1. Мое прошлое рис 2. Мое настоящее

Первая картина в мрачных тонах, называется « ое прошлое» (рис. 1), выделила фигуру слона и человека, человек обращен к зрителю затылком нафоне солнечного заката и моря. Содержание истории: «Жил-был человек, и он упал, а слон помог ему встать, и они пошли к морю попить воды и купаться, и пошел закат. Конец».

Вторя картина в нежных желто-розовых тонах, называется «Мое настоящее» (рис. 2). Выделила голову кота, кот зажмурился, порхающая бабочка, сердечко и контуры дерева. Содержание истории: коту снится красивый сон, он видит бабочку, и у нее в лапках сердечко, бабочка села на дерево, но дует сильный ветер, и дерево качается, ветер сдул бабочку. Синквейн по теме:

1. Яркий, весёлый.

2. Сон кота.

3. Сон фантастический, любопытный.

4. Сон такой дается не каждому.

Третья картина в светлых тонах зеленого, желтого, голубого, розового цвета, называется «Сон старика» (рис. 3). Выделила фигуру старика, двух его собак, машину, берег моря, раковину морскую и золотую рыбку. Содержание истории: у человека было две собачки и машина « ерседес». Он приехал на море, нашел раковину, подул в нее, и приплыла золотая рыбка, спросила о его желании. Собачки стали ему советовать: «Проси вкусную косточку», «Проси здоровья», «Проси хороших друзей», но глупый старичок попросил только деньги. Синквейн по теме:

1. Желание старика.

2. Глупое, необдуманное.

3. Суетился, радовался, потерял разум от жадности и не послушал совета своих умных собачек.

4. Прежде чем загадывать желание, надо успокоиться и подумать.

5. Желание должно быть разумным и умным.

Четвертая картина в светлых тонах зеленого, розового, голубого цвета, называется «Весна» (рис. 4). Выделила фигуру женщины, спускающуюся с неба по лестнице, траву, дорисовала скамейку и лежащую на ней кошечку. Содержание истории: «Весна спускается (с неба) по лестнице на Землю, и травка начинает расти. А в саду она хочет отдохнуть на лавочке, где уже лежит ее кошечка.

Рис. 3. Сон старика

Рис. 4. Весна

Занятия проводились с интервалом 7-10 дней, на каждом занятии создавалась новая «волшебная» картина. Отмечается положительная динамика в формировании позитивного мировосприятия как в цветовом решении, так и в содержании историй. Во всех историях развивается тема заботы, поддержки, постепенно усложняясь от простого физического действия (слон помог подняться упавшему человеку) до моральной поддержки в последующих историях: друзья собачки дают старику советы. В заключительной истории поддержка, помощь воспринимаются как естественное природное явление: Весна заботится о том, чтобы травка могла появиться, помогает ей расти. Интересно, что Весна изображена уставшей от трудов старушкой. Своеобразно отреагирована негативная травматогенная жизненная ситуация потери, утраты. В первой истории на мрачном цветовом фоне в символической форме отражена потеря социального статуса (человек упал), во второй истории «Сон кота» на жизнеутверждающем цветовом фоне ветер так сильно качает дерево, что сдувает бабочку с сердечком в лапках, т. е. даже в море света могут происходить ситуации потери положения, но на этой «волшебной» картине бабочка продолжает порхать и сердечко самостоятельно парит в воздухе.

Необходимо отметить обогащение словарного запаса и смыслового содержания историй.

Девочка Наташа (имя изменено), 9 лет, мать лишена родительских прав, отец отбывает заключение. Посетила 2 занятия изотерапии, создала 2 картины, на последующих 3-х занятиях диадического моделирования сочинила 2 синквейна по сюжету картин.

Первая картина (рис. 5): в цветовой гамме преобладают зеленые, оранжевые пятна.

Вначале выделила фигуры 2 кошек и кочан капусты и только на втором занятии увидела фигуру девушки с букетом роз и фигуру мужчины с газетой в руках, на газете сама написала: «Газета стихи», дала название картине «Мечта.Встреча». Историю сочинять отказалась, но написала синквейн:

1. Встреча.

2. Романтическая, незабываемая.

3. Он подарил ей цветы и читает ей стихи.

4. Такая встреча - подарок судьбы.

5. Знакомство.

Вторая картина (рис. 6): в цветовой гамме два цвета, оранжевый и синий, в верхней половине листа сад на берегу моря, в отдалении контуры замка, в нижней половине листа море с его обитателями. Историю не сочинила, но картину назвала « ечта», сочинила на эту тему синквейн:

1. Сад мечты.

2. Красивый, туманный, морской (на берегу моря).

3. Благоухает, очаровывает, приглашает отдохнуть.

4. Сад мечты на морском берегу. Море дарит мечты.

Поведенческие особенности девочки (закрытость, отстраненность, пассивность) сформировались в связи с неблагоприятной семейной ситуацией. Девочка очень привязана к отцу, находится с ним в постоянной переписке, после заключения отца Наташа была

Рис. 5. ечта. Встреча

Рис. 6. Мечта

вынуждена жить с матерью и сводными сестрами в атмосфере постоянных скандалов, в детском доме находится с одной из своих сводных сестер. Сюжеты обеих «волшебных» картин отражают желание неким образом изменить свое жизненное пространство, о чем свидетельствуют образы-символы идеальных отношений (девушка с букетом роз и юноша, читающий ей стихи; прекрасный сад и замок на берегу моря). Переживание этих образов помогает Наташе отреагировать негативные эмоции отвержения, обиды, несправедливости, мир ее мечты полон красоты, гармонии, теплых семейных отношений.

Девочка Соня (имя изменено), 9 лет, родители лишены родительских прав, по непроверенной информации была свидетельницей сексуального насилия, посетила только одно занятие изотерапии и одно занятие диадического моделирования истории. Создала одну картину и сочинила одну фантастическую историю, но от дальнейшей работы отказалась со словами: «Не хочу вспоминать прошлое».

Картина в мрачных тонах черного цвета, Соня выделила фигуру черепахи у небольшого водоема, две бутыли значительно большего размера, на одной вместо пробки крест, на второй - подобие кисти человека, внутри бутыли фигура полумесяца, на нем сидит кто-то маленький, чуть ниже желтый круг. &ри плачущих ребенка в нижней части листа. Название картины « ое прошлое».

На втором занятии по выявленным образам сочинила сказку: однажды черепашка нашла в море бутылочку и вытолкнула ее на берег. Вместо пробки у бутылочки была страшная рука, с которой капала кровь. В бутылке маленький ребенок сидит на месяце (один) и смотрит на круглую звезду. В истории отреагированы образы-символы смерти, одиночества, страха, какой-то тщательно скрываемой страшной тайны. Процесс отреагирования психотравмы оказался для Сони слишком тяжелым, поэтому был сделан перерыв в занятиях.

Рис. 7. Мое прошлое

альчик Ваня (имя изменено), 9 лет, родители умерли, в детском доме находится вместе со своим старшим братом, страдает энурезом и дневным энкопрезом, в связи с чем находится в положении аутсайдера. Посетил два занятия изотерапии и создал две картины, дал им названия, но не смог завершить работу сочинением синквейна, текст историй ограничен одним предложением.

Рис. 8. Подвиг Рис.9. Защита

Первая картина выдержана в теплых тонах, на фоне горного пейзажа на земле лежит огромный поверженный лев, и от него удаляется маленькая фигурка героя в развевающемся плаще. Название картины - «Подвиг», содержание истории: «Герой победил дикого льва».

Вторая картина выполнена с преобладанием зеленого цвета, изображены две собаки, маленькая собачка прижалась к большой, название картины -

«Защита». Содержание истории: «Большая собака защищает маленькую, у маленькой болит лапка». ожно видеть, что два образа-символа: «дикий лев» - символ враждебной силы, препятствия, опасности, угрожающей существованию, и образ-символ опоры, участия, любви и защиты (большая собака защищает и любит маленькую собачку с больной лапкой) в сознании Вани дополняют друг друга, т. к. находятся в динамическом взаимодействии.

Герой может победить «Дикого льва» только силой, которую дарит любовь и забота. Горная «кататимная панорама» [5, с. 51] свидетельствует о том, что ребенок находится в креативном поиске собственных ресурсов для победы над своими жизненными обстоятельствами, включая болезнь. В связи с внутренним напряжением у Вани неустойчивый фон настроения с частыми бурными эмоциональными реакциями по незначительному поводу, когда, по его мнению, ущемляются его права, принижают его чувство собственного достоинства. Кататимное переживание созданных образов красноречиво отражается в некоторых особенностях его поведения. Ваню часто

госпитализируют в связи с дневным энкопрезом невротического характера, в больнице он ощущает повышенное к себе внимание и заботу медперсонала, и практически без всякого медикаментозного лечения энкопрез исчезает, при возвращении в детский дом возобновляется. Ваня разными способами пытается создать вокруг себя атмосферу повышенного внимания капризами, протестным поведением, вспышками агрессии, чем еще больше усугубляет свое положение аутсайдера.

Итак, результаты проведенной работы показали эффективность применения обогащенного комплекса арт-терапевтического сопровождения психического развития ребенка, лишенного родительской опеки, в диагностическом плане, в плане отреагирования негативных эмоций в связи с травматическими жизненными обстоятельствами и для развития мышления.

Список источников

1. Барабанщиков В.А. Онтологическая парадигма исследований восприятия // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 5. С. 81-95.

2. Бреслау Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: «Педагогика», 1990. 139 с.

3. Буякос Т.М. Метод «Ведомое рисование»: исцеляющие возможности // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 141-151.

4. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. С. 180-205.

5. Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотерапевтической сказки // Журнал практического психолога. 1999. № 10-11. С. 72-87.

6. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/ Принципы развития в психологии. М.: Педагогика, 1978. С. 243-267.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. 254 с.

8. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3-13.

9. Изотова Е.И. Эмоциональная социализация детей: закономерности и механизмы // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 55-67.

10. Лёйнер X. Кататимное переживание образов, пер. с нем. М.: Изд-во Эйдос, 1996. 254 с.

11. Морено Д. Театр спонтанности, пер. с англ. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. 126 с.

12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.

13. Повстян Л.А. Кататимное переживание образов как механизм интериоризации

идейного содержания сказки // Вестник психологии и педагогики АлтГУ, 2020. С. 71-80. 14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

Повстян Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан)

Povstyan Lyudmila Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Professor of the Department of Social and Pedagogical Disciplines, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

: [email protected]

Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, ст. преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахзстан).

Zakhlebaeva V. V., master of pedagogical sciences, senior lecturer at the department of social and pedagogical disciplines, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

: [email protected]

Юдина Татьяна Михайловна, сотрудник АНО «Центр развития социального туризма и паломничества» (г. Барнаул, Россия).

Yudina Tatyana Mikhailovna, employee of the Center for the Development of Social Tourism and Pilgrimage (Barnaul, Russia).

Дата поступления: 01.10.2024

© Повстян Л. А., Захлебаева В. В., Юдина Т.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.